ПРОЕКТ "Волшебный мир пластилина"
Срок реализации - 9 месяцев. Разработчик: Чижова Ирина Анатольевна воспитатель
2017 год
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией. Проект направлен на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно- эстетического развития детей. Стимулирует формы самовыражения личности. Обеспечивает эмоциональное развитие ребенка. Педагогическая целесообразность проекта объясняется тем, что в ней основной материал — пластилин, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми. Занятия представляют большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть, тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми школьного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях. Проект разработан с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают: 1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности. 2. Принцип гуманистичности - индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка. 3. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку. 4.Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов. 5. Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы. Задачи проекта: - развивать художественный вкус, чувство композиции; творческие способности; - способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук; - формировать и развивать навыки ручного труда; - воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца; - воспитывать любовь к прекрасному, понимание красоты окружающего мира; Сроки реализации проекта - 9 месяцев Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи. Этап № 1. Подготовительный Задачи перед ребёнком: - Освоить прием надавливания. - Освоить прием вдавливания. - Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца. - Освоить правильную постановку пальца. -Научиться работать на ограниченном пространстве Этап № 2. Основной Задачи перед ребёнком: - Научиться не выходить за контур рисунка - Научиться размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его. - Использовать несколько цветов пластилина - Для выразительности работ уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.) - Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой. - Научиться доводить дело до конца - Научиться аккуратно выполнять свои работы - Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми -Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий - Научиться действовать по образцу. - Научиться действовать по словесному указанию. Этап № 3. Итоговый Задачи перед ребёнком: - Самостоятельно решать творческие задачи. - Самостоятельно выбирать рисунок для работы. - Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности Структура занятий: 1.Вводная часть: организационный момент, интеграция (чтение художественной литературы, пальчиковая гимнастика). 2.Основная часть: объяснение и практическая деятельность. 3.Заключительная часть: пальчиковая игра и подведение итогов – похвала детей за труд и красоту созданной композиции. Формы организации занятий: По количеству детей участвующих в занятии – подгрупповая (5-6 человек), индивидуальная. По дидактической цели - комбинированные формы занятий. Режим занятий Занятия проводятся 1 раз в неделю с сентября по май, длительностью 30 мин. К концу года дети: Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения. В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизацию словаря, пониманию ребенком речи окружающих. Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка. Дети наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве. Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др. Способы проверки результатов освоения программы "Пластилинография"проходят в виде смотров-выставок, где в процессе просмотра работ, дети вместе с воспитателями обсуждают работы, интересуются оригинальностью замысла и воплощением его в работе.
Список литературы : 1. Г.Н. Давыдова "Пластилинография" Издательство "Скрипторий, 2003" 2. Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Издательство "ГНОМ и Д", 2004 3. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников - Издательство" АСТ ", 2002 4. Народное искусство в воспитании детей. Под редакцией Комаровой Т.С. Издательство " Российское педагогическое агентство", 1997 5. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. – СПб. Детство-пресс, 1999 Календарно-тематический план занятий с детьми 4-6 лет. Неделя | Тема | Программное содержание | Количество часов | Сентябрь | 1-я | "Орнамент" | Напомнить детям свойства пластилина, закрепить приемы его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой | 30мин | 2-я | «Орнамент» | Ознакомить детей с техникой пластилинографии, приемами выполнение декоративных налепов разной формы | 30мин | 3-я | "Ландыши" | Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе | 30 мин | 4-я | "Ландыши" | Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами растений. Представить весенние цветы ландыши. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: скатывать длинные колбаски и делить их стекой на равные части, перекручивать пластилиновые колбаски в жгутики, наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой основы | 30 мин | Октябрь | 1-я | "Белочка" | Формировать у детей обобщенное понятие о животных. Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых животных, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму | 30 мин | 2-я | "Белочка» | Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания) | 30 мин | 3-я | "Осенний пейзаж" | Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида листьев. Развивать умение находить с помощью взрослых ответы на вопросы, возникающие в ходе выполнения работы | 30 мин | 4-я | "Осенний пейзаж" | Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный бросовый материал. Развивать детское творчество | 30 мин | Ноябрь | 1-я | "Бабочка" | Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и насекомых. Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм. Поощрять инициативу и самостоятельность. | 30 мин | 2-я | " Бабочка" | Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук. Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал | 30 мин | 3-я | "Творю, что хочу" (самостоятельная деятельность детей) | Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других | 30 мин | 4-я | "Творю, что хочу" (самостоятельная деятельность детей) | Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других | 30 мин | Декабрь | 1-я | "Зимняя картина" | Ознакомить детей с понятием "пейзаж". Воспитывать интерес к природе в разное время года. Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам. Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого | 30 мин | 2-я | "Зимняя картина" | Развивать глазомер и цветовосприятие | 30 мин | 3-я | "Елочные игрушки» | Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других | 30 мин | 4-я | "Елочные игрушки" | Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других | 30 мин | Январь | 1-я | "Кактус в горшке" | Расширять представления детей о комнатных растениях. Развивать практические умения и навыки при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности | 30 мин | 2-я | "За окошком снегири" | Обобщить представления детей о зимующих птицах. Разобрать особенности внешнего вида снегиря. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер | 30 мин | 3-я | "За окошком снегири»" | Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной работы | 30 мин | 4-я | "Творю, что хочу" (самостоятельная деятельность детей) | Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы. Развивать мелкую моторику рук | 30 мин | Февраль | 1-я | "Петушок»" | Приобщать детей к миру искусства, развивать фантазию творчества, воображение, наглядно-образное мышление, зрительную память. Закреплять представления о цвете и размерах предметов | 30 мин | 2-я | "Сердечки к Дню Святого Валентина" (коллективная работа детей) | Воспитывать у детей доброжелательность, чувство сопереживания, аккуратность в процессе рисования пластилином. Продолжать развивать глазомер и цветовосприятие | 30 мин | 3-я | "Подводный мир" | Обобщить представления детей об обитателях подводного мира. Продолжать осваивать приемы работы с пластилином: преобразовывать шарообразную форму в овальную, выгибать исходную форму в дугу, выполнять налепы на готовую основу изображаемого объекта. Развивать эстетическое и образное мышление | 30 мин | 4-я | "Подводный мир»" | Совершенствовать умения и навыки работы с пластилином. | 30 мин | Март | 1-я | "Творю что хочу" | Развивать у детей эстетическое восприятие, красоту в своем творчестве. | 30 мин | 2-я | "Волшебное яичко" | Продолжить знакомство детей с миром природы. Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки в шарики кругообразными движениями. Стимулировать активную работу пальцев рук. | 30 мин | 3-я | "Весёлая матрёшка" | Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук | 30 мин | 4-я | "Весёлая матрёшка" | Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук | 30 мин | Апрель. | 1-я | "Веселый скворечник»" | Продолжить знакомство детей с миром природы. Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки в шарики кругообразными движениями. Стимулировать активную работу пальцев рук. | 30 мин | 2-я | "Веселый скворечник" | Продолжить знакомство детей с миром природы. Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки в шарики кругообразными движениями. Стимулировать активную работу пальцев рук. | 30 мин | 3-я | "Мать и мачеха" | Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растений. Закреплять познавательный интерес к природе. Продолжить обучение созданию композиции из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия картины. Способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином. | 30 мин | 4-я | "Мать и мачеха" | Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растений. Закреплять познавательный интерес к природе. Продолжить обучение созданию композиции из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия картины. Способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином. | 30 мин | Май | 1-я | «Незабудки» | Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах. Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук | 30 мин | 2-я | «Незабудки» | Продолжить знакомство детей с миром природы. Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки в шарики кругообразными движениями. Стимулировать активную работу пальцев рук | 30 мин | 3-я | «К 9 мая» | Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы. Развивать мелкую моторику рук | 30 мин | 4-я | «К 9 мая» | Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы. Развивать мелкую моторику рук | 30 мин |
|
|
|