Образовательная программа по тестопластике воспитателя Бакун А. В. На 2017-2018 учебный год.
календарно-тематическое планирование по аппликации, лепке (младшая, средняя группа) на тему
Давно известно, что АРТТЕРАПИЯ - прекрасное средство для развития личности ребенка. То, что создает человек своими собственными руками - это ценное приобретение личности, выражение своей индивидуальности, удивительная возможность творить мир, открывать новые горизонты.
Использование разнообразных материалов в работе положительно скажется на активизации мелкой моторики рук, развитию мелких мышц руки, развитии воображения, фантазии, памяти, способности организовать свою деятельность (усидчивость, длительность внимания). Это в свою очередь благоприятно скажется на успешной адаптации к школьному обучению.
В последние годы соленое тесто стало очень популярным материалом для лепки. Тесто - это такой материал, который для детской руки более удобен - он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин. Поэтому в работе с воспитанниками 3-5 лет целесообразно использовать соленое тесто. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто - материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.
Отличительная особенность программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2007.docx | 328.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Давно известно, что АРТТЕРАПИЯ - прекрасное средство для развития личности ребенка. То, что создает человек своими собственными руками - это ценное приобретение личности, выражение своей индивидуальности, удивительная возможность творить мир, открывать новые горизонты.
Использование разнообразных материалов в работе положительно скажется на активизации мелкой моторики рук, развитию мелких мышц руки, развитии воображения, фантазии, памяти, способности организовать свою деятельность (усидчивость, длительность внимания). Это в свою очередь благоприятно скажется на успешной адаптации к школьному обучению.
Тестопластика оказывает психотерапевтический эффект на развитие высших психических функций головного мозга. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Систематическая тренировка пальцевой моторики является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи. Поэтому свою программу я разработала для занятий с детьми с задержкой речевого развития. На занятиях я использую различные пальчиковые игры, массаж кистей рук с проговариванием стихов. Работа с мягким и пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение и тревогу, позволяет вести себя естественно и непринужденно. Ведь никто не будет тебя оценивать.
Содержание программы направлено на:
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- создание условий для накопления ребёнком двигательного и практического
опыта;
- развитие навыков «ручной умелости»;
- развитие механизмов, необходимых для овладения письмом в школе.
Дополнительная общеразвивающая программа «Тестовичок» ориентирована на возраст детей 3 - 5 года, срок реализации - 1 год. Программа реализуется в ходе дополнительной образовательной деятельности и предусматривает 36 периодов образовательной деятельности (1 в неделю). Продолжительность образовательной деятельности для детей 3-4 лет составляет 15 минут; для детей 4-5 лет 20 минут во второй половине дня.
Форма реализации программы - групповая.
Цель программы - способствовать развитию навыков «ручной умелости», а также развитию художественных и творческих способностей дошкольников.
Задачи программы:
Обучающие:
- познакомить воспитанников с тестопластикой и ее возможностями;
- научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;
- обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста;
- начать формирование знаний о композиции, основах цветоделения, технике рисунка гуашью.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать речь;
- расширять кругозор;
- развивать наблюдательность;
- развивать эстетический вкус;
- содействовать развитию творческого воображения, фантазии.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;
- воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;
- воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду.
Технические:
- развивать координацию движения рук;
- научить лепить всей кистью и пальцами;
- использовать в работе различные приемы в лепке: скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, промазывание.
Социальные:
- создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом;
- помочь ребенку найти друзей и реализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами, родителями;
- научить детей интересно организовывать досуг, ориентировать их на дальнейшее познание и творчество в жизни.
Новизна программы
В последние годы соленое тесто стало очень популярным материалом для лепки. Тесто - это такой материал, который для детской руки более удобен - он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин. Поэтому в работе с воспитанниками 3-5 лет целесообразно использовать соленое тесто. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто - материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.
Отличительная особенность программы
Отличительной особенностью данной дополнительной общеразвивающей программы от уже существующих программ является тесная связь тестопластики с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация образовательной деятельности в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками. Также занятия по тестопластике тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением с художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Создание ребенком даже самых простых скульптур - творческий процесс. А творческое созидание - это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Особенности организации образовательного процесса
Программа включает развивающие занятия для детей, в которых используется комплекс упражнений и игр направленный на развитие общей и мелкой моторики с использованием мелких предметов, а также продуктивной и познавательно - творческой деятельности. В основу программы заложено формирование у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания.
В программе выделены три этапа развития творчества дошкольников по тестопластике.
Каждый этап имеет свои особенности и творческие задачи.
I этап (начальный) - «Путешествие в страну «Тестопландию» начинается».
Цель: ознакомление и обучение. Накопление творческого опыта детей.
Задачи начального этапа: заинтересовать и раскрепостить детей, чтобы исчез страх перед новым материалом; познакомить дошкольников с особенностями лепки из соленого теста.
На этом этапе дети знакомятся с возможностями соленого теста, с инструментами и дополнительными материалами, их назначениями; дошкольники учатся правильно организовывать свое рабочее место. Подражая взрослому, изготавливают конкретные поделки из соленого теста, отрабатывают знакомые и обучаются новым способам и приемам лепки.
На первом этапе детям предлагаются задания, которые требуют от них первоначальной ориентировки в творческой деятельности: сочини, придумай, измени и т.д., при этом они проявляют элементы творчества.
Часть занятий отведена лепке из натурального (неокрашенного) теста. Детей знакомятся с правилами росписи готовых изделий. Эта деятельность обогащает ребенка творчески, помогает осознать тесную связь лепки и рисования.
II этап (промежуточный) - «Увлекательная тестопластика»
Цель: развитие. Приобретение детьми творческого опыта в преобразовании изделий из соленого теста.
Задачи: развивать способность детей изменять и преобразовывать свои поделки; побуждать создавать выразительные образы, самостоятельно выбирая инструменты и дополнительные материалы, способы и приемы лепки.
Работа строится на основе возникшего у детей желания внести свои добавления, изменения в изделие, создаваемые по готовому образцу, схеме, рисунку и т.д. На этом этапе большое внимание уделяется детскому экспериментированию с материалами, с инструментами и техниками. Детям предлагаются задания, которые ведут их к целенаправленным действиям и поискам.
III этап (завершающий) - «Мы - фантазеры».
Цель: творчество. Развитие способности самостоятельно создавать выразительные образы в лепке из соленого теста, отличающиеся оригинальностью (субъективной новизной), вариантностью, гибкостью, подвижностью.
Задачи: поощрять творческую активность детей, инициативу и самостоятельность; развивать целеустремленность и настойчивость в поисках решения проблемы.
Опорой на этом этапе служит детское творческое воображение, позволяющее не только отображать замысел, но и свое отношение к создаваемому образу. Создаются условия для развития инициативы и самостоятельности дошкольников. Дети учатся переносить свой опыт (уже знакомое и освоенное под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и самостоятельно применять его в творческих ситуациях.
Формы организации образовательного процесса
Содержание работы | Формы работы | Формы организации детей |
Лепка из теста |
| Групповая |
Формы подведения итогов
Для контроля знаний воспитуемых и проверки результативности обучения предусмотрены следующие мероприятия:
• систематические выставки в детском саду, участие в творческих конкурсах различного уровня,
• открытые мероприятия с участием родителей,
• мастер-классы для родителей.
Учебно-тематический план (младшая группа)
№ | Тема | Количество компонентов образовательной деятельности | В т.ч. практических |
1. | Путешествие в страну Тестопластию | 1 | 1 |
2. | Путешествие в страну Тестопластию | 1 | 1 |
3. | Мой весёлый, звонкий мяч... | 1 | 1 |
4. | Падают, падают листья. | 1 | 1 |
5. | Колобок | 1 | 1 |
6. | Грибы на пенёчке | 1 | 1 |
7. | Мышка-норушка | 1 | 1 |
8. | Плюшки-завитушки | 1 | 1 |
9. | Ягодки на тарелочке | 1 | 1 |
10. | Репка на грядке | 1 | 1 |
11. | Ягода-малина | 1 | 1 |
12. | Гусеничка | 1 | 1 |
13. | Баю-бай, засыпай | 1 | 1 |
14. | Робин Бобин Барабек | 1 | 1 |
15. | Новогодние игрушки | 1 | 1 |
16. | Новогодняя елочка | 1 | 1 |
17. | Лепка из соленого теста разноцветных бус-гирлянд и украшение их стразами. | 1 | 1 |
18. | Снеговик | 1 | 1 |
19. | Сороконожка | 1 | 1 |
20. | Сосульки | 1 | 1 |
21. | Черепаха | 1 | 1 |
22. | Снежинка | 1 | 1 |
23. | Неваляшка | 1 | 1 |
24. | Герои любимых сказок. | 1 | 1 |
25. | Цветы, цветик-семицветик | 1 | 1 |
26. | Ёжик | 1 | 1 |
27. | Я пеку, пеку, пеку... | 1 | 1 |
28. | Рыбка | 1 | 1 |
29. | Поляна сказок | 1 | 1 |
30. | Лямба (по мотивам сказки-крошки | 1 | 1 |
31. | Я нашла в траве жука | 1 | 1 |
32. | Ути-ути | 1 | 1 |
33. | Божья коровка | 1 | 1 |
34. | Филимоновские игрушки | 1 | 1 |
35. | Котенок Васька | 1 | 1 |
36. | Собачка Жучка | 1 | 1 |
Итого | 36 | 36 |
Учебно-тематический план (средняя группа)
№ | Тема | Количество компонентов образовательной деятельности | В т.ч. практических |
1. | Собираем урожай №1 | 1 | 1 |
2. | Собираем урожай №2 | 1 | 1 |
3. | Подсолнух №1 | 1 | 1 |
4. | Подсолнух №2 | 1 | 1 |
5. | Мышка №1 | 1 | 1 |
6. | Мышка №2 | 1 | 1 |
7. | Мухомор №1 | 1 | 1 |
8. | Мухомор №2 | 1 | 1 |
9. | В лесу родилась елочка №1 | 1 | 1 |
10. | В лесу родилась елочка №2 | 1 | 1 |
11. | Новогодние игрушки №1 | 1 | 1 |
12. | 1 | 1 | |
13. | Новогодние игрушки №2 | 1 | 1 |
14. | Подсвечник №1 | 1 | 1 |
15. | Подсвечник №2 | 1 | 1 |
16. | Кот №1 | 1 | 1 |
17. | Кот №2 | 1 | 1 |
18. | Валентинка | 1 | 1 |
19. | Подарок папе №1 | 1 | 1 |
20. | Подарок папе №2 | 1 | 1 |
21. | Подарок папе №3 | 1 | 1 |
22. | Цветы для мамы №1 | 1 | 1 |
23. | Цветы для мамы №2 | 1 | 1 |
24. | Подставка под яйцо №1 | 1 | 1 |
25. | Подставка под яйцо №2 | 1 | 1 |
26. | Аквариум №1 | 1 | 1 |
27. | Аквариум №2 | 1 | 1 |
28. | Аквариум №3 | 1 | 1 |
29. | Грустный клоун | 1 | 1 |
30. | Веселый клоун | 1 | 1 |
31. | Цыпленок №1 | 1 | 1 |
32. | Цыпленок №2 | 1 | 1 |
33. | Цыпленок №3 | 1 | 1 |
Ожидаемые результаты и способы их проверки
К концу года дети должны знать:
-приемы в лепке: скатывание прямыми и круговыми движениями; расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание;
- инструменты и приспособления для лепки;
- правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;
- правила оборудования рабочего места;
К концу года дети должны уметь:
- отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;
- скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;
- раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;
- последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;
-пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;
- соблюдать технику безопасности;
- работать в коллективе.
Способы проверки освоения содержания программы
1. Оценка динамики достижений воспитанников через создание и наполнение портфолио.
2. Оценка динамики достижений с использованием низко формализованных методов - наблюдение, беседы.
Оценка уровня освоения ребенком программного материала
Высокий:
- проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или неуспешности предыдущей деятельности и т.д. (высокий);
Средний:
- характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т.д. (средний уровень);
Низкий:
- данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный характер (низкий уровень).
Протокол обследования уровня освоения программного материала
№ | Фамилия, имя ребенка | Скатывать, сплющивать, прищипывать и оттягивать отдельные детали | Создаёт изображение знакомых овощей, фруктов ,посуды и т. д. | Умеет отделять от большого куска теста небольшие комочки, раскатывает их прямыми и круговыми движениями ладоней | Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приёмы лепки. |
Высокий | |||||
Средний | |||||
Низкий |
Литература и средства обучения
Методическая литература
1. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009.
2. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика - Синтез, 2005.
3. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 3-4 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа, - М.: «КАРАПУЗ_ДИДАКТИКА», 2009
Художественная литература для педагога
В. Катаев «Цветик-семицветик»,
Е. Чарушин «Утка с утятами»,
К. Чуковский «Робин Бобин Барабек»
Русские народные сказки «Колобок», «Репка», «Три медведя», «Гуси_Лебеди», «Теремок».
Энциклопедия «Тайная жизнь животных».
Оборудование
- Кисточки щетина для клея №5, №2
- Краски гуашь 12 цветов
- Макаронные изделия
- Соленое тесто (мука, соль, клей ПВА)
Учебно-наглядные пособия
Времена года
Грибы
Дикие животные
Домашние животные
Зима
Насекомые
Насекомые
Овощи
Рыбки
Цветы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности в средней группе общеразвивающего вида на 2017-2018 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАобразовательной деятельностив средней группеобщеразвивающего видана 2017-2018 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности в средней группе общеразвивающего вида на 2017-2018 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАобразовательной деятельностив средней группеобщеразвивающего видана 2017-2018 учебный год...
Рабочая программа образовательной деятельности в средней группе общеразвивающей направленности на 2017-2018 учебный год
Данная программа определяет специфику организации образовательной деятельности в средней группе, цели и задачи, содержание, формы образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО....
Рабочая программа образовательной деятельности в средней группе общеразвивающей направленности на 2017–2018 учебный год
Данная программа определяет специфику организации образовательной деятельности в группе среднего возраста, цели и задачи, содержание, формы образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО....
Рабочая программа образовательной деятельности в средней группе общеразвивающей направленности на 2017–2018 учебный год
Данная программа определяет специфику организации образовательной деятельности в группе, цели и задачи, содержание, формы образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО....
Рабочая образовательная программа "Солнечные лучики" старшей группы "Б" на 2017-2018 учебный год МКДОУ детский сад "Тополек" комбинированного вида
ООП сосотавлена на основе ООП дошкольного образования "От рождения до школы"...
Рабочая образовательная программа "Солнечные лучики" старшей группы "Б" на 2017-2018 учебный год МКДОУ детский сад "Тополек" комбинированного вида
Рабочая программа составлена для детей старшей группы...