Образовательная программа по тестопластике воспитателя Бакун А. В. На 2017-2018 учебный год.
календарно-тематическое планирование по аппликации, лепке (младшая, средняя группа) на тему

Бакун Александра Владимировна

Давно известно, что АРТТЕРАПИЯ - прекрасное средство для развития личности ребенка. То, что создает человек своими собственными руками - это ценное приобретение личности, выражение своей индивидуальности, удивительная возможность творить мир, открывать новые горизонты.

Использование разнообразных материалов в работе положительно скажется на активизации мелкой моторики рук, развитию мелких мышц руки, развитии воображения, фантазии, памяти, способности организовать свою деятельность (усидчивость, длительность внимания). Это в свою очередь благоприятно скажется на успешной адаптации к школьному обучению.

В последние годы соленое тесто стало очень популярным материалом для лепки. Тесто - это такой материал, который для детской руки более удобен - он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин. Поэтому в работе с воспитанниками 3-5 лет целесообразно использовать соленое тесто. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто - материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

Отличительная особенность программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2007.docx328.88 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Давно известно, что АРТТЕРАПИЯ - прекрасное средство для развития личности ребенка. То, что создает человек своими собственными руками - это ценное приобретение личности, выражение своей индивидуальности, удивительная возможность творить мир, открывать новые горизонты.Картинки по запросу картинки по тестопластике

Использование разнообразных материалов в работе положительно скажется на активизации мелкой моторики рук, развитию мелких мышц руки, развитии воображения, фантазии, памяти, способности организовать свою деятельность (усидчивость, длительность внимания). Это в свою очередь благоприятно скажется на успешной адаптации к школьному обучению.

Тестопластика оказывает психотерапевтический эффект на развитие высших психических функций головного мозга. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Систематическая тренировка пальцевой моторики является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи. Поэтому свою программу я разработала для занятий с детьми с задержкой речевого развития. На занятиях я использую различные пальчиковые игры, массаж кистей рук с проговариванием стихов. Работа с мягким и пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение и тревогу, позволяет вести себя естественно и непринужденно. Ведь никто не будет тебя оценивать.

Содержание программы направлено на:

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

- создание условий для накопления ребёнком двигательного и практического

опыта;

- развитие навыков «ручной умелости»;

- развитие механизмов, необходимых для овладения письмом в школе.

Дополнительная общеразвивающая программа «Тестовичок» ориентирована на возраст детей 3 - 5 года, срок реализации - 1 год. Программа реализуется в ходе дополнительной образовательной деятельности и предусматривает 36 периодов образовательной деятельности (1 в неделю). Продолжительность образовательной деятельности для детей 3-4 лет составляет 15 минут; для детей 4-5 лет 20 минут во второй половине дня.

Форма реализации программы - групповая.

Цель программы - способствовать развитию навыков «ручной умелости», а также развитию художественных и творческих способностей дошкольников.

Задачи программы:

Обучающие:

- познакомить воспитанников с тестопластикой и ее возможностями;

- научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;

- обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста;

- начать формирование знаний о композиции, основах цветоделения, технике рисунка гуашью.

Развивающие:

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать речь;

- расширять кругозор;

- развивать наблюдательность;

- развивать эстетический вкус;

- содействовать развитию творческого воображения, фантазии.

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;

- воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;

- воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду.

Технические:

- развивать координацию движения рук;

- научить лепить всей кистью и пальцами;

- использовать в работе различные приемы в лепке: скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, промазывание.

Социальные:

- создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом;

- помочь ребенку найти друзей и реализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами, родителями;

- научить детей интересно организовывать досуг, ориентировать их на дальнейшее познание и творчество в жизни.

Новизна программы

В последние годы соленое тесто стало очень популярным материалом для лепки. Тесто - это такой материал, который для детской руки более удобен - он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин. Поэтому в работе с воспитанниками 3-5 лет целесообразно использовать соленое тесто. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто - материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

Отличительная особенность программы

Отличительной особенностью данной дополнительной общеразвивающей программы от уже существующих программ является тесная связь тестопластики с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация образовательной деятельности в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками. Также занятия по тестопластике тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением с художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Создание ребенком даже самых простых скульптур - творческий процесс. А творческое созидание - это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Особенности организации образовательного процесса

Программа включает развивающие занятия для детей, в которых используется комплекс упражнений и игр направленный на развитие общей и мелкой моторики с использованием мелких предметов, а также продуктивной и познавательно - творческой деятельности. В основу программы заложено формирование у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания.

В программе выделены три этапа развития творчества дошкольников по тестопластике.

Каждый этап имеет свои особенности и творческие задачи.

I этап (начальный) - «Путешествие в страну «Тестопландию» начинается».

Цель: ознакомление и обучение. Накопление творческого опыта детей.

Задачи начального этапа: заинтересовать и раскрепостить детей, чтобы исчез страх перед новым материалом; познакомить дошкольников с особенностями лепки из соленого теста.

На этом этапе дети знакомятся с возможностями соленого теста, с инструментами и дополнительными материалами, их назначениями; дошкольники учатся правильно организовывать свое рабочее место. Подражая взрослому, изготавливают конкретные поделки из соленого теста, отрабатывают знакомые и обучаются новым способам и приемам лепки.

На первом этапе детям предлагаются задания, которые требуют от них первоначальной ориентировки в творческой деятельности: сочини, придумай, измени и т.д., при этом они проявляют элементы творчества.

Часть занятий отведена лепке из натурального (неокрашенного) теста. Детей знакомятся с правилами росписи готовых изделий. Эта деятельность обогащает ребенка творчески, помогает осознать тесную связь лепки и рисования.

II этап (промежуточный) - «Увлекательная тестопластика»

Цель: развитие. Приобретение детьми творческого опыта в преобразовании изделий из соленого теста.

Задачи: развивать способность детей изменять и преобразовывать свои поделки; побуждать создавать выразительные образы, самостоятельно выбирая инструменты и дополнительные материалы, способы и приемы лепки.

Работа строится на основе возникшего у детей желания внести свои добавления, изменения в изделие, создаваемые по готовому образцу, схеме, рисунку и т.д. На этом этапе большое внимание уделяется детскому экспериментированию с материалами, с инструментами и техниками. Детям предлагаются задания, которые ведут их к целенаправленным действиям и поискам.

III этап (завершающий) - «Мы - фантазеры».

Цель: творчество. Развитие способности самостоятельно создавать выразительные образы в лепке из соленого теста, отличающиеся оригинальностью (субъективной новизной), вариантностью, гибкостью, подвижностью.

Задачи: поощрять творческую активность детей, инициативу и самостоятельность; развивать целеустремленность и настойчивость в поисках решения проблемы.

Опорой на этом этапе служит детское творческое воображение, позволяющее не только отображать замысел, но и свое отношение к создаваемому образу. Создаются условия для развития инициативы и самостоятельности дошкольников. Дети учатся переносить свой опыт (уже знакомое и освоенное под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и самостоятельно применять его в творческих ситуациях.


Формы организации образовательного процесса

Содержание работы

Формы работы

Формы организации детей

Лепка из теста

  • Беседы,
  • показ,
  • художественное слово,
  • рассказ,
  • эксперименты,
  • наблюдения,
  • физкультминутки,
  • пальчиковая гимнастика,
  • схемы,
  • подвижные и хороводные игры.

Групповая

Формы подведения итогов

Для контроля знаний воспитуемых и проверки результативности обучения предусмотрены следующие мероприятия:

• систематические выставки в детском саду, участие в творческих конкурсах различного уровня,

• открытые мероприятия с участием родителей,

• мастер-классы для родителей.

Картинки по запросу картинки по тестопластике

Учебно-тематический план (младшая группа)

Тема

Количество

компонентов

образовательной

деятельности

В т.ч.

практических

1.

Путешествие в страну Тестопластию

1

1

2.

Путешествие в страну Тестопластию

1

1

3.

Мой весёлый, звонкий мяч...

1

1

4.

Падают, падают листья.

1

1

5.

Колобок

1

1

6.

Грибы на пенёчке

1

1

7.

Мышка-норушка

1

1

8.

Плюшки-завитушки

1

1

9.

Ягодки на тарелочке

1

1

10.

Репка на грядке

1

1

11.

Ягода-малина

1

1

12.

Гусеничка

1

1

13.

Баю-бай, засыпай

1

1

14.

Робин Бобин Барабек

1

1

15.

Новогодние игрушки

1

1

16.

Новогодняя елочка

1

1

17.

Лепка из соленого теста разноцветных бус-гирлянд и украшение их стразами.

1

1

18.

Снеговик

1

1

19.

Сороконожка

1

1

20.

Сосульки

1

1

21.

Черепаха

1

1

22.

Снежинка

1

1

23.

Неваляшка

1

1

24.

Герои любимых сказок.

1

1

25.

Цветы, цветик-семицветик

1

1

26.

Ёжик

1

1

27.

Я пеку, пеку, пеку...

1

1

28.

Рыбка

1

1

29.

Поляна сказок

1

1

30.

Лямба (по мотивам сказки-крошки

1

1

31.

Я нашла в траве жука

1

1

32.

Ути-ути

1

1

33.

Божья коровка

1

1

34.

Филимоновские игрушки

1

1

35.

Котенок Васька

1

1

36.

Собачка Жучка

1

1

Итого

36

36

Учебно-тематический план (средняя группа)

Тема

Количество компонентов образовательной деятельности

В т.ч.

практических

1.

Собираем урожай №1

1

1

2.

Собираем урожай №2

1

1

3.

Подсолнух №1

1

1

4.

Подсолнух №2

1

1

5.

Мышка №1

1

1

6.

Мышка №2

1

1

7.

Мухомор №1

1

1

8.

Мухомор №2

1

1

9.

В лесу родилась елочка №1

1

1

10.

В лесу родилась елочка №2

1

1

11.

Новогодние игрушки №1

1

1

12.

1

1

13.

Новогодние игрушки №2

1

1

14.

Подсвечник №1

1

1

15.

Подсвечник №2

1

1

16.

Кот №1

1

1

17.

Кот №2

1

1

18.

Валентинка

1

1

19.

Подарок папе №1

1

1

20.

Подарок папе №2

1

1

21.

Подарок папе №3

1

1

22.

Цветы для мамы №1

1

1

23.

Цветы для мамы №2

1

1

24.

Подставка под яйцо №1

1

1

25.

Подставка под яйцо №2

1

1

26.

Аквариум №1

1

1

27.

Аквариум №2

1

1

28.

Аквариум №3

1

1

29.

Грустный клоун

1

1

30.

Веселый клоун

1

1

31.

Цыпленок №1

1

1

32.

Цыпленок №2

1

1

33.

Цыпленок №3

1

1


Ожидаемые результаты и способы их проверки

К концу года дети должны знать:

-приемы в лепке: скатывание прямыми и круговыми движениями; расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание;

- инструменты и приспособления для лепки;

- правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;

- правила оборудования рабочего места;

К концу года дети должны уметь:

- отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;

- скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;

- раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;

- последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;

-пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;

- соблюдать технику безопасности;

- работать в коллективе.

Способы проверки освоения содержания программы

1. Оценка динамики достижений воспитанников через создание и наполнение портфолио.

2. Оценка динамики достижений с использованием низко формализованных методов - наблюдение, беседы.

Оценка уровня освоения ребенком программного материала

Высокий:

- проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или неуспешности предыдущей деятельности и т.д. (высокий);

Средний:

- характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т.д. (средний уровень);

Низкий:

- данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный характер (низкий уровень).

Протокол обследования уровня освоения программного материала

Фамилия, имя ребенка

Скатывать, сплющивать, прищипывать и оттягивать отдельные детали

Создаёт изображение знакомых овощей, фруктов ,посуды и т. д.

Умеет отделять от большого куска теста небольшие комочки, раскатывает их прямыми и круговыми движениями ладоней

Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приёмы лепки.

Высокий

Средний

Низкий


Литература и средства обучения

Методическая литература

1. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009.

2. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика - Синтез, 2005.

3. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 3-4 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа, - М.: «КАРАПУЗ_ДИДАКТИКА», 2009

Художественная литература для педагога

В. Катаев «Цветик-семицветик»,

Е. Чарушин «Утка с утятами»,

К. Чуковский «Робин Бобин Барабек»

Русские народные сказки «Колобок», «Репка», «Три медведя», «Гуси_Лебеди», «Теремок».

Энциклопедия «Тайная жизнь животных».

Оборудование

  1. Кисточки щетина для клея №5, №2
  2. Краски гуашь 12 цветов
  3. Макаронные изделия
  4. Соленое тесто (мука, соль, клей ПВА)

Учебно-наглядные пособия

Времена года

Грибы

Дикие животные

Домашние животные

Зима

Насекомые

Насекомые

Овощи

Рыбки

Цветы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности в средней группе общеразвивающего вида на 2017-2018 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАобразовательной деятельностив средней группеобщеразвивающего видана 2017-2018 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности в средней группе общеразвивающего вида на 2017-2018 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАобразовательной деятельностив средней группеобщеразвивающего видана 2017-2018 учебный год...

Рабочая программа образовательной деятельности в средней группе общеразвивающей направленности на 2017-2018 учебный год

Данная программа определяет специфику организации образовательной деятельности в средней группе, цели и задачи, содержание, формы образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО....

Рабочая программа образовательной деятельности в средней группе общеразвивающей направленности на 2017–2018 учебный год

Данная программа определяет специфику организации образовательной деятельности в группе среднего возраста, цели и задачи, содержание, формы образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО....

Рабочая программа образовательной деятельности в средней группе общеразвивающей направленности на 2017–2018 учебный год

Данная программа определяет специфику организации образовательной деятельности в группе, цели и задачи, содержание, формы образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО....