Конспект интегрированного занятия по аппликации в старшей группе Тема «Наши зелёные друзья»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Конспект интегрированного занятия по аппликации в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimushka.docx | 74.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия по аппликации в старшей группе
Тема «Наши зелёные друзья»
Программные задачи:
образовательные:
- учить анализировать изображаемый объект, сравнивать комнатные растения, выделяя их общие признаки и отличительные черты каждого из них (наличие стебля, окраска, форма, величина, характер поверхности листьев, наличие цветов, их окраска, количество, размер);
- продолжать формировать умения составлять рассказ по схеме-модели, пользоваться мнемотаблицей для определения последовательности действий;
- закреплять представления об условиях, необходимых для жизни растений (вода, почва, свет, тепло), значении комнатных растений в жизни человека;
- закреплять представление о натюрморте;
- упражнять в комбинировании различных художественных техник (обрывание, тычок).
развивающие:
Развивать:
- чувство цвета, фактурности, объёмности, композиции при составлении и изображении натюрморта;
- логическое мышление, связную доказательную речь детей;
- мелкую моторику рук;
- эстетические чувства – умение замечать красоту объектов живой природы.
воспитательные:
Воспитывать:
- эстетически-нравственное отношение к растениям через изображение их образов в нетрадиционных техниках;
- коммуникативные навыки при работе в паре;
- познавательный интерес, желание заниматься изобразительной деятельностью;
- аккуратность при работе с клеем и бумагой.
Предварительная работа:
- Рассматривание альбома «Комнатные растения»
- Д/и «Отгадайте, что за растение» (В.А.Дрязгунова, с.48), «Узнай растение» (В.А.Дрязгунова, с.49) с целью формирования умений детей составлять описательные рассказы о комнатных растениях, пользуясь мнемотаблицей.
- Знакомство с комнатным растением –амариллисом, наблюдение за его цветением, зарисовка в календаре наблюдений.
- Беседа «Знакомство с трудом художника. Что такое натюрморт?» (Н.А.Курочкина, с.29)
- Д/и «Придумаем натюрморт» (Н.А.Курочкина, с.31)
- Заучивание стихотворения М.Яснова «Натюрморт»
- Разучивание комплекса пальчиковой гимнастики «Цветок», упражнения физкультминутки «Говорит цветку цветок…»
- Обучение детей в совместной деятельности обрыванию бумаги – «Мороженое», тычку - «Сирень».
- Изготовление стаканчика (горшочек для цветов) приёмом оригами на занятиях в кружке «Волшебная бумага»
Демонстрационный материал:
- комнатные растения (фиалка, амариллис), ширма, столик, скатерть;
- мнемотаблицы «Сравнение растений», «Рисуем натюрморт»;
- мольберт, эскиз готового натюрморта, выполненный воспитателем;
- картины с натюрмортами и рамки для оформления «мастерской».
- Аудиозапись музыки И.Штрауса из цикла произведений «Детский альбом».
Раздаточный материал: поднос, чашечка с клеем ПВА, клеенка, салфетка, клеевая кисточка, подставка для кисточек, цветная темно-зеленая бумага – квадраты размером 5*5 см; розовая, сиреневая, белая, фиолетовая гофрированная бумага – маленькие круги, диаметром 3,5 см, - на каждого ребенка; на двоих - лист цветного картона формата А4, готовая форма горшочка (стаканчик, выполненный в технике «оригами» из коричневой цветной бумаги), половина клетчатой салфетки.
Место проведения: в группе.
Количество детей: 8 человек.
Ход занятия:
Перед детьми появляется художник Тюбик.
Тюбик: Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся! Я – художник Тюбик.
Приглашаю вас в свою мастерскую. Проходите!
Дети заходят в группу, оборудованную под «мастерскую»: на столах и стенах расположены картины и рамки для будущих картин.
Тюбик: Посмотрите, как много здесь картин и красивых рамок! А чего к ним
не хватает? (Ответы детей).
Давайте создадим к ним картины вместе. Какие материалы нужны
художнику для написания картин? (Ответы детей).
А нам сегодня для работы потребуются клей, кисточка и бумага.
А что мы будем рисовать, вы догадаетесь, если разгадаете загадку:
С вами в комнате живём,
Любим землю, воду пьём.
И зелёные ладошки
Тянем к солнцу понемножку.
Молчаливы и нежны,
Угадайте, кто же мы? (Ответы детей).
Да, это наши маленькие зелёные друзья. А вот и они.
(Выставляет из-за ширмы фиалку и амариллис).
Как они называются? (Ответы детей).
Давайте рассмотрим их.
Мнемотаблица «Сравнение растений»
Чем они похожи? (Ответы детей).
А чем они различаются? (Ответы детей).
Давайте покажем цветок пальчиками!
Вырос красивый цветок на поляне, Руки вверх, ладони прижаты др. к др.
Развести пальцы, слегка округлив их.
Солнцу навстречу раскрыл лепестки, Развести пальцы в стороны.
Всем лепесткам красоту и питанье Ритмичные движения пальцами
вместе – врозь.
Дружно дают под землей корешки. Ладони опустить вниз и тыльной
стороной прижать др. к др. Пальцы
развести.
Ребята, сегодня мы будем изображать фиалку. Садитесь, пожалуйста!
(Дети садятся.)
Посмотрите, как я изобразил этот цветок. (Вывешивает эскиз)
Давайте расскажем, как его будете изображать вы.
Таблица «Рисуем натюрморт»
Работать вы будете парами.
- Сначала из половинки салфетки наклеим скатерть, но капельки клея будем наносить не на салфетку, а на картон: четыре - на уголки и одну внизу посередине. Куда будем наносить клей, Аня? (Ответы детей).
Наклеивать скатерть будет кто-то один из вас.
- А другой наклеит горшочек – для этого нам пригодится стаканчик «оригами», который вы сделали на кружке. Обратите внимание: горшочек немного закрывает скатерть. Как нужно расположить горшочек на скатерти, Егор?
(Ответы детей)
- Изготовим листья. Как вы думаете, каким способом будем их выполнять? Какая фигура вам для этого потребуется? Как будем обрывать квадрат?
(Ответы детей).
Сейчас я вам напомню этот прием. (Воспитатель показывает прием получения листьев путем обрывания уголков у квадрата).
Разложим все листья и только потом их будем приклеивать.
4. Каким приемом изобразим цветок фиалки? Что нам для этого потребуется?
(Ответы детей).
Ну что же, мои юные помощники, принимайтесь за работу! Договоритесь, кто будет наклеивать скатерть, а кто горшочек.
Воспитатель включает музыку И.Штрауса из цикла «Детский альбом».
Дети парами выполняют натюрморты.
Я вижу, что вы справились. Приглашаю вас, ребятки, на цветочную зарядку!
Физкультминутка:
Говорит цветку цветок: Дети поднимают и опускают руки
«Подними-ка свой листок! через стороны вверх - вниз.
Да головкой покачай, Дети наклоняют голову вперед - назад.
Утром солнышко встречай! Дети наклоняют голову влево - вправо.
Стебель наклони слегка- Наклон к левой ноге.
Вот зарядка для цветка. Наклон к правой ноге.
А теперь росой умойся, Наклон вперед.
Отряхнись и успокойся!» Встряхнуть кистями рук.
Тюбик: Цветочная зарядка закончилась, а мы соберем готовые работы на этом столе. Какие красивые работы получились! А за что люди любят комнатные цветы? (Ответы детей).
Как можно назвать наши картины? Почему вы думаете, что это натюрморт?
(Ответы детей)
Дети читают стихотворение М.Яснова «Натюрморт»:
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу –
Знай, что это натюрморт!
Тюбик: Ребята, пусть наши картины высохнут, а вечером мы украсим их рамочками. А пока попрощайтесь с нашими гостями. До новых встреч
«Зимушка-зима, спортивная пора»
План-конспект занятия
Зимушка-зима, спортивная пора». План-конспект занятия
Зимушка-зима, спортивная пора!
Задачи: 1. Ознакомить детей со спортивным инвентарем, применяемым в зимних видах спорта, знакомить со спортивными упражнениями в процессе проведения игр и эстафет
2. Вырабатывать умения и навыки самостоятельно применять изученные ранее движения в игровой обстановке
3. Развивать самостоятельность в занятиях со спортивной направленностью
Материал: четыре шайбы, четыре клюшки, две маски вратаря, снежки по количеству детей в группе
Ход занятия
1. Воспитатель:Мы оделись, приободрились. В маленьких спортсменов превратились. На площадку с вами пойдем! Настала проявить наши умения. На площадке сегодня покажем, чему мы научились с вами. Построились друг за другом и на спортивную площадку пошли.
Остановка «Начинай-ка» Посмотрите, какое чистое небо, голубое, славное такое. Потянулись руками к небу, взяли голубое облако в руки, покружились вместе с ним и остановились.
(Покружиться 3-5 раз в разные стороны)
Остановка «Приседай-ка» Возле кустиков присели, вокруг поглядели, встали и на место побежали (5-6 раз)
Остановка «Попрыгай-ка» На двух ногах попрыгали (10-12 раз)
2. Остановка «Угадай-ка» Подойдите ко мне поближе. Посмотрите, что в этом большом мешке, который у зимнего домика стоит. Угадали- это клюшки! Интересные игрушки. Только это не совсем игрушки. Спортсменам они нужны, чтобы играть в игру. Как она называется? Правильно! Хоккей!
А сейчас будем соревноваться. Стали в две колонны. Вот так! Начинаем эстафету!
1. «Обегушки -славные игрушки»
Перед каждой колонной лежат предметы: маска, шайба, клюшка. По команде впередистоящие в колоннах бегут к предметам, обегают их по порядку и возвращаются в строй, становясь сзади колонны. Выигрывает команда, которая быстрее выполнит задание.
2.»Догони шайбу»
Перед каждой колонной лежит одна шайба. По команде впередистоящие начинают ногой двигать шайбу к месту, где стоят «воротца» забросить шайбу ногой и возвращаются назад бегом, шайбу несут в руке и кладут ее возле того, кто стоял за ним, а сами, становятся сзади.
И на сей раз справились. Молодцы!
2. «Клюшка шайбу догоняет»
Дети! Весь инвентарь в сторону сложите, друг- друга поблагодарите. Под скамейкой снежки возьмите и будем их в щит бросать(2-3 раза) Дружно хором сказали: «Зимушка-зима, спортивная! Ты нам много сил дала! Мы на улице поиграли и сильнее стали!»
Консультация для родителей первой младшей группы «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей I младшей группы
«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком, и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.)
Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорного развития. Интеллектуальное развитие осуществляется в процессе игр их самостоятельной деятельности. Сенсорный чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущение в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируется с трудом, а порой невосполнимы.
Каково же значение сенсорного воспитания?
Значение состоит в том, что сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность. Сенсорное воспитание способствует усвоению сенсорных эталонов. Выделяют эталоны: цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый, формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т. д., величины (большой, маленький, самый маленький и т. д., вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный, обоняния (запах гари, аромат духов и т. д.).
Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.) Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т. д.) Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т. д.).
Сенсорное воспитание влияет на расширение словарного запаса ребёнка.
Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопления представлений об окружающем мире.
Роль родителей заключается в стимулировании интереса ребёнка к предметам окружающего мира. Сенсорное воспитание может осуществляться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине.
Уважаемые родители, предлагаем вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые вы можете организовать с детьми прямо на кухне. А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки.
1. Игра «Песочница» на кухне. Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.
2. Игра «Мозаика из пробок». Подберите пуговицы разного цвета и размера, а еще, можно использовать разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).
3. Игра «Шагаем в пробках». Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаем устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог. Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы. А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомните всем известное… Какое? Ну, конечно! Мишка косолапый, по лесу идёт… Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.
4. Игры с крупами. Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот, поэтому чаще в своей работе я использую фасоль и более крупные крупы.
Итак, давайте немного поиграем! В глубокую ёмкость насыпаем фасоль и запускаем в неё руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая: Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут-будут из печи Булочки и калачи. А если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребёнку можно предложить отделить маленькое от большого – опять таки её Величество Сенсорика!
Мы познакомили вас лишь с малой частью того, чем вы можете занять ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между вами и вашим ребенком.
Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорныхэталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.
Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения.
Ранний возраст – важный в развитии психики ребенка.
В этот период закладывается фундамент для формирования новых психических образований, развиваются психические процессы, позволяющие малышу перейти на следующую возрастную ступень.
Ведущим познавательным процессом младшего дошкольного возраста является восприятие. Восприятие – это непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира.
В совместной деятельности с детьми мы обогащаем их чувственный опыт для полноценного восприятия окружающего мира, прежде всего – это обогащение представлений о предметах, их свойствах и качествах. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира и является одной из основных задач дошкольного воспитания.
Основу нашей работы по сенсорному воспитанию составляет совместная игровая деятельность с детьми. Именно в игре младшие дошкольники наиболее гармонично развиваются и психологически комфортно себя чувствуют. Создана картотека дидактических игр по сенсорному развитию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.
Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. Практика использования дидактических игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при условии, что проводить их следует в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного воспитания младших дошкольников. В игре создаются условия для совершенствования сенсорного опыта ребенка.
В работе по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста на основе изготовленных пособий и материалов использую такие дидактические игры и упражнения: «Собери бусы», «Застегни пуговицы», «Прищепки», «Клубочки», «Что звучит?», «Спрячь мышку», «Чудесный мешочек», «Подбери по размеру ”(Угостим матрешек яблоками)», “ Подбери пару ”” (Кошки и котята) «Приведи одежду в порядок», «Найди такой же мешочек» и другие.
В современном образовательном процессе совместная партнерская деятельность взрослого с детьми наряду ссамостоятельной должна быть принята как единственно возможная для младшего дошкольного возраста.
В этой связи мы активно включаем игры по сенсорному развитию в совместную деятельность с детьми, исключая предметный центризм в обучении и воспитании, разумно чередуя основные виды детской деятельности, плавно переходя от одного к другому. Например, в группе мы окрашиваем воду в разные оттенки, разливаем в формочки (познавательно-исследовательская деятельность, в начале прогулки выносим формочки для замерзания, а в это время упражняемся в сравнении двух предметов по высоте (упражнение «Что выше куста?») (коммуникативная, рефлексивная деятельность, затем играем в игру «Найди свой цвет», совершенствуя умение дифференцировать цвета, полученное еще на этапе экспериментирования с окраской воды.
Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическаяигра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно успешно повышать уровень сенсорного развития младших дошкольников.
Консультация «Какие игрушки необходимы детям»
Консультация «Какие игрушки необходимы детям»
Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля ит. д. Выбор игрушек для ребёнка - очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослыми друзей и любимых.
У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.
Трудно представить, что подобное отношение ребёнок может испытать к роботу - трансформеру, игрушке "Денди", взмывающему ввысь самолёту, ревущей машине.
В "подружки" маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, Мишку, котёнка, зайчонка, то есть существо, очень на человека, близкое ему и понятное. Поэтому, узнав о заветной мечте ребёнка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, нужна ли она ему.
Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.
Игрушки из реальной жизни.
Кукольное семейство (может быть и семья зверюшек, кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т. д.
Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию.
Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т. д.
Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т. д.
При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!
Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребёнка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребёнка. Ребёнку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.
Игрушки для самых маленьких прежде всего должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность - чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и тёплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких - это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов - пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой. Хорошо, если они будут звучащими.
Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает интеллект ребёнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки неваляшки.
Для 2-летних детей очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, 7-8-составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будет приучать ребёнка к аккуратности, самостоятельности, т. к. в них должны складываться после игры кубики, мячи, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет своё игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик.
К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в "дочки-матери", "в папу и маму", в "магазин", в "доктора", "детский сад" и. т. п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т. д.). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование - "бытовые игрушки" должны быть похожи на "оригинал" и быть достаточно прочными.
К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребёнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т. к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья - деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге - коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребёнку принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные своими руками.
К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребёнка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребёнка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.
Шестилетнему ребёнку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки - он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолётов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу - трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Радость и гордость вызывает в ребёнке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Поэтому любое желание ребёнка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребёнке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим. Игрушечные магазины уходят на второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительными материалами, нитками и пуговицами. Ребёнок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению.
В дальнейшем ребёнок сам сделает "инвентаризацию" своих игрушек. Никогда не заставляйте ребёнка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья. Намного психологически - экологичнее отремонтировать их и отдать другим детям, подарить детскому саду, ребёнку, которому не повезло и родители не покупают ему игрушек.
В школьном возрасте дети учатся играть без игрушек. Им всё больше начинают нравиться подвижные игры со сверстниками с помощью мячей, скакалок, черепков, ножичков и т. д. В играх ребёнок учится выигрывать и проигрывать, подчинятся правилам, признавать выигрыш другого ребёнка, общаться и работать совместно с взрослыми и сверстниками.
Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.
И ещё один совет. Не водите ребёнка слишком часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слёз и страданий малышей видели сидящие на прилавках новомодные куклы, машины и звери! Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны. Только, когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.
Есть поговорка "Нельзя всю жизнь в игрушки играть". Это правда, но согласитесь, взрослые, как иногда приятно получить смешной сувенир от приятного человека! Дарите своим детям радость не только в дни рождения и в Новый год, но и просто так, от хорошего настроения
Конспект игрового занятия для детей ясельной группы (1-й младшей группы), тема: «Пирамидка, конструктор, кубики»
Конспект игрового занятия для детей ясельной группы (1-й младшей группы), тема: «Пирамидка, конструктор, кубики»
Цели:
Ввести в активный словарь детей слова: пирамидка, конструктор, кубики.
Формировать устойчивые представления о величине, форме, цвете, количестве.
Закрепить знания о цифрах «1», «2», «3».
Учить детей сооружать постройку, повторяя за показом воспитателя.
Продолжать учить детей считать и обозначать цифрой результаты счета.
Продолжать учить рисовать карандашом круги, рисовать пальчиками, наклеивать детали изображения в нужное место, отщипывать кусочки пластилина и прилепливать их в нужное место на изображении предмета.
Упражнять детей в умении согласовывать слова и движения.
Развивать память, слуховое и зрительное сосредоточение, мелкую моторику, координацию движений.
Оборудование:
Сундук с приклеенным к нему замком.
Игрушки: пирамидки, кубики, конструктор «лего» (к деталям с колесами привязаны веревочки).
Листы белого картона с нарисованными черным маркером проекциями деталей конструктора «лего» разной величины.
Подносы синего, красного, желтого, зеленого и белого цветов.
Пальчиковые краски, листы-фоны с изображением деталей конструктора «лего» с белыми кругами.
Карточки с цифрами «1», «2», «3», листы бумаги с изображением трех стержней от пирамидки с одним, двумя и тремя кольцами на них.
Цветные карандаши, листы бумаги с изображением стержня от пирамидки.
Платок. Мяч.
Листы-фоны с изображением основы пирамидки, детали пирамидки, клей, пластилин.
Цветные силуэтные изображения пирамидки, кубика, мяча, детали конструктора «лего», геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник (чуть большего размера, чем подходящие к ним по форме игрушки).
Аудиозапись: минусовка «Ах вы, сени мои, сени».
Ход занятия:
Игра-приветствие «Наши умные головки»
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Сюрпризный момент «Что в сундуке?»
- На сундуке висит замок. Чтобы снять замок и открыть сундук, нужно хлопнуть в ладоши перед собой, над головой, возле ушка, за спиной.
- А теперь можно открыть сундук и заглянуть, а что же в нем? Конструктор «лего», пирамидки, кубики. Сначала поиграем с конструктором.
Конструирование из конструктора «Лего»
Сначала детали конструктора выкладываются друг за другом - «дорожка», затем надеваются друг на друга - «башня», затем из частей различной формы делаются «ступеньки».
Дидактическая игра «Разложи детали конструктора»
Дети прикладывают детали разной величины на соответствующие им проекции.
Упражнение «Наведи порядок»
Дети собирают рассыпанные по полу детали конструктора и складывают на подносы соответствующего цвета.
Пальчиковое рисование «Пирамидка»
Дети закрашивают детали пирамидки. Каждому ребёнку выдаётся раскраска-пирамидка.
Оборудование: Картина с зимним пейзажем, сd- запись со звуками метели, снежки из ваты, елочка, зайка, белая гуашь, тонированные листы с изображением дерева, зефир для сюрпризного момента. И вот такие комочки-печатки, сделанные из ваты, бинта и скотча:
Ход занятия:
На мольберте репродукция картины с зимним пейзажем.
Воспитатель: Какое время года изобразил художник на картинке?
Дети: «Зиму»
Воспитатель: «Почему вы так считаете?»
Дети: «Много снега, деревья без листьев и т. д.»
Воспитатель: «Что можно сказать о снеге?
Дети: «Пушистый, белый, холодный, мягкий»
Воспитатель включает детям СД с записью воя вьюги и шума ветра.
Воспитатель: «Скажите, какие звуки вы услышали?»
Дети: «Шум ветра, вой вьюги, метели».
Воспитатель: «Какая вьюга?»
Дети: «Холодная, злая, колючая».
Воспитатель: «Какой ветер?»
Дети: «Зимний, холодный, злой»
Воспитатель читает приглашение. «Дорогие, ребята! Я хозяйка всего зимнего царства на земле – Царица Зима. Я хочу пригласить вас в моё царство – государство.
Воспитатель. Ребята, вы хотите побывать в царстве великой Царицы Зимы? Беритесь ребята за руки и отправляемся в путь.
По тропинке мы идём
И к Зиме сейчас придём.
Встретит нас Царица там,
Будет радостно всем нам (Дети идут по дорожке, украшенной снежинками и белыми следами. В конце дорожки, под елочкой лежит конверт с загадками).
Первое задание. Зимние загадки.
Все его зимой боятся –
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице. (мороз)
Под ногами у меня
Деревянные друзья.
Я на них лечу стрелой,
Но не летом, а зимой. (лыжи)
Он из снега одного,
Из морковки нос его.
Чуть тепло, заплачет вмиг
И растает. (снеговик)
Он и добрый, он и строгий,
Бородой до глаз зарос,
Красноносый, краснощекий,
Наш любимый. (Дед Мороз)
С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек,
Что всегда холодный. (снег)
Воспитатель: Ребята! Давайте вспомним и прочитаем стихотворение о зиме
Ребенок 1
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок
Легкие пушинки,
Белые снежинки
Ребенок 2
Пусть зима морозит нас, Мы погреемся сейчас
Ручками похлопаем! Ножками потопаем!
Мы в снежки играем смело!Ах, какое это дело!
Любим все морозный день,Нам в снежки играть не лень
Воспитатель: Молодцы ребята. Это волшебный «снежок», который поможет вам в следующей игре.
Динамическая пауза. Упражнение «Снеговик»
(всем раздать по одному снежку).
Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков (стихотворение В. Егорова) .
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Но солнце припечёт слегка –Увы! – и нет снеговика.
Дети идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком. «Рисуют» руками большой круг. Широко улыбаются. Показывают глаза, прикрывая голову ладошкой, дотрагиваются до носа.
Медленно приседают. Разводят руками.
Игра «Зимние слова»
Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой.
(Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, клубника, загорать, снегопад, лыжи)
Игра «Назови ласково»
Воспитатель: Ребята, а вы любите, когда вас называют ласково? Давайте мы подберем ласковые слова к зимним приметам и явлениям. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.
Снег-снежок Сосулька — сосулечка
Мороз- морозец Дерево- деревце
Ветер- ветерок Горка — горочка
Лёд- ледок Холод- холодок
Зима- зимушка Санки- саночки
Воспитатель: «Ребята посмотрите, кто это спрятался под елочкой?»
Дети: «Зайка» Воспитатель: «Ему, наверное, очень холодно? Давайте ему поможем построить снежную норку, чтобы он спрятался от злой вьюги и холодного ветра»
Дети строят норку из снежных комочков.
Воспитатель: «А теперь нам пора возвращаться домой»
Дети садятся за столы.
Пальчиковая гимнастика «Лыжники»
Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, безымянный и мизинец прижать к ладони большим пальцем. Указательный и средний пальцы поставить на счетные палочки.
Не отрывая средний и указательный пальцы от «лыж»- счетных палочек, ребенок «едет» скользящими движениями по столу.
Утром на лыжах кататься пошли,
Быстро до леса на лыжах дошли.
Время к обеду – весь лес обошли.
Дружно на лыжах домой мы пришли.
На столах перед каждым ребенком лежит альбомный лист голубого цвета, на котором нарисовано дерево. Воспитатель предлагает нарисовать, как снежок все раскрасил в белый цвет.
Воспитатель: «Для этого нужно набрать на комочек, совсем немного, белой гуаши и держа его вертикально, делать сверху тычки.
«Какой у Вас получился снежок?»
Дети: «Белый, мягкий, пушистый»
Вот такой красоты деревья у нас получились!
Раздается стук в дверь. Заходит почтальон с посылкой, с надписью: «От зайки». В коробке зефир.
Воспитатель: Ребята! Это зайка нас отблагодарил, за то, что мы спасли его от холода. Он прислал нам тоже снежные комочки, но только сладкие. Давайте скажем ему спасибо и пошлем ему свои рисунки.
Занятие по познавательному развитию во второй младшей группе
Тема: «ЭТО Я»
Цель: формирование представлений детей о себе – «это я»
Задачи:
- Расширять представления о себе: я мальчик, я девочка, мне 3 года. Уточнять и обобщать знания детей о строении тела человека, различных его функциях.
- Активизировать словарь детей (голова, руки, ноги, колени, плечи, животик, шея).
- Воспитывать бережное отношение к себе, к своему организму. Закреплять навык общения детей друг с другом и взрослыми.
Материал:
Письмо от Карлсона, небольшая мягкая игрушка, схемы человека (девочка, мальчик), магнитная доска, тарелочка с конфеткой, корзинка с муляжами овощей, фруктов, 2 пустых корзинки, картинки с изображением сада, огорода (или макет дерева и грядки), яблочный сок.
Предварительная работа: разучивание зарядки «С добрым утром!», пальчиковой игры «Дружба», п/и «Где мы были, мы не скажем», игры по схемам, беседы об овощах и фруктах, беседы о строении человека.
Ход занятия:
Воспитатель заводит детей в группу.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло одно необычное письмо. Давайте почитаем: «Здравствуйте, ребята! Ждите меня в гости! Скоро буду! Самый веселый проказник на свете.»
-Кто бы это мог быть? Вы не знаете?
(Ответы детей)
-И я не знаю.
-Посмотрите, как много у нас сегодня гостей! Давайте с ними поздороваемся!
-Спросите у них: это не вы прислали нам письмо?
(Ответы гостей)
-Ну что же, пока самый веселый на свете проказник не пришел, давайте с вами сделаем веселую зарядку:
- С добрым утром, глазки! Руками потирают глаза.
Просыпайтесь! Делают «бинокль»
- С добрым утром, ушки! Руками потирают уши.
Просыпайтесь! Делают «Чебурашку»
- С добрым утром, носик! Приставляют к носу большой палец,
помахивают остальными пальцами .
Просыпайся! Делают вдох носом, выдох через рот.
- С добрым утром, ротик!
Улыбайся! Улыбаются друг другу.
- С добрым утром, ручки! Ладошками потирают руки .
Повернулись! Делают «фонарики»
- С добрым утром, ножки! Наклоняются, руками потирают
Мы проснулись! коленки, потом выпрямляются,
руки вверх.
Стук в дверь. Влетает Карлсон.
Карлсон: Я недаром спешил к вам на развлеченье
И моторчик не зря смазывал вареньем,
И проказника нет веселей на свете,
Я хочу, чтоб со мной поиграли дети!
-Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я самый веселый проказник на свете. Как меня зовут? (Ответы детей)
- Я-Карлсон, который живет на крыше. А теперь мы познакомимся с вами.
- Вставайте в круг вместе с гостями! Давайте поиграем! Я называю свое имя и передаю любимую игрушку дальше, а вы будете называть свое имя и передавать ее по кругу.
Игра «Здравствуйте, это я!»
Карлсон: Молодцы! А теперь давайте сядем и поговорим!
-Ну вот, мы и познакомились. У каждого из нас есть имя, поэтому мы не похожи друг на друга. А чем мы еще не похожи? (Ответы детей)
- Кто-то из вас носит юбочки и заплетает косички (показывает схему «девочка»).
- Кто это? (Ответы детей)
- А кто-то носит шортики и любит возить машинки (показывает схему «мальчик»).
- А это кто? (Ответы детей)
- А у вас есть девочки? А мальчики?
(Ответы детей)
- Сейчас мы это проверим: если я покажу картинку «девочка», то встанут и играть со мной будут девочки, а если покажу картинку «мальчик», встанут и играть со мной будут мальчики. Договорились? (Ответы детей)
Игра «Девочки и мальчики»
Карлсон поочередно поднимает картинки. Даются задания:
- Покрутить головой налево – направо, как сова: «Бу-бу, бу-бу!»
- Вытянуть шейку и пошипеть, как гуси: «Ш-ш-ш!»
- Представить, что животик – это барабан и кулачками барабанить по нему: «Бам-бам-бам, бам-бам-бам!»
- Поднимать и опускать плечики, сначала левое, потом правое – упражнение «насос»: наклоны в стороны, руки скользят вдоль туловища, качаем водичку
«С-с, с-с!»
- Поднять одну ногу и похлопать руками, как петушок крыльями: «Ку-ка-ре-ку!»
- Встать на коленки и выгнуть спинку, как кошечка, пофыркать: «Ф-ф-ф-ф!»
- А теперь - апплодисменты! Постучите кулачками себя по коленкам!
- И похлопайте в ладошки над головой!
Карлсон: Хорошо повеселились? Молодцы! А сколько же вам лет?
(Ответы детей)
-Так вы уже большие выросли! Наверное, много умеете и знаете? Тогда поиграйте со мной!
Воспитатель: Ребята, давайте научим Карлсона новой игре! Вставайте в круг! Я буду называть части тела, а вы их будете показывать с закрытыми глазами. Закрывайте глазки и не подглядывайте!
Игра «Части тела»
Воспитатель: Головушка-соловушка (погладьте себя по голове),
Лобик-бобик (потрите лобик)
Носик-курносик (потрогайте кончик носа),
Щечки-комочки (потрите щёчки),
Ушки-непослушки (закройте ушки ладошками),
Ручки-хватучки (помашите ручками),
Животик-бегемотик (положите ладошки на животик),
Спинка-тростинка (погладьте свою спинку),
Ножки-топотожки (потопайте ножками),
Глазки-краски (откройте глазки и поморгайте ими),
Язычок-баловничок (поболтайте язычком).
Пальчики-мальчики (пошевелите пальчиками)
Воспитатель: Давайте покажем Карлсону, как ещё можно играть с пальчиками. Садитесь.
Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Дружат в нашей группе Обхватываем правой ладонью левую,
покачиваем в ритме стихотворения
девочки Винтоообразные движения указательными
пальцами обеих рук –«косички»
и мальчики Растопыренные пальцы обеих рук
прижаты к
голове
Мы с тобой подружим Повторить упражнение «дружба»
Маленькие пальчики Соединить пальцы обеих рук, скруглить ладони
Карлсон: А я придумал новую игру! Ведь я же проказник! Хотите, научу? Она называется
Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»
Воспитатель: Ребята, какие части тела помогали нам в этой игре?
(Ответы детей)
Эксперимент.
Карлсон: А теперь давайте поиграем без рук! У меня в тарелочке лежит вкусная конфетка. Нужно спрятать руки за спину и попробовать взять конфетку без рук. Получилось? Почему нет? Значит, руки нам нужны? Зачем?
(Ответы детей)
Воспитатель: Все части тела нужны человеку, без них плохо. А чтобы они нас слушались, чтобы мы росли крепкими и здоровыми, нужно каждый день делать зарядку, чисто умываться, есть полезные продукты - овощи и фрукты.
- А вы знаете овощи и фрукты? Где растут овощи? Где растут фрукты?
(Ответы детей)
- Ну что же, осенью мы собрали богатый урожай овощей и фруктов. Вот они – в этой корзине. Давайте ее разберем: фрукты будем складывать в эту корзинку под деревом, а овощи – в корзинку, которая стоит на грядке.
Игра «Овощи и фрукты»
Карлсон: Молодцы! Вы много знаете, хорошо играли, поэтому я угощу вас яблочным соком – в нем много витаминов (угощает детей). Не забудьте сказать мне добрые слова!
- А теперь мне пора улетать к другим ребятам! Пока! (улетает).
Воспитатель: Давайте попробуем яблочный сок и пойдем на прогулку: дышать свежим воздухом
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе
«Знакомство со свойствами воздуха»
Цель:познакомить детей с понятием «воздух».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Программные задачи:
образовательные: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами (прозрачность, легкость, упругость, сжимаемость при охлаждении, расширяемость от нагревания),опытническим путем уточнить представления детей о том, что воздух–это не «невидимка», а реально существующий газ, закрепить знания детей о том, как увидеть, услышать воздух, а также о его роли в жизни человека. Сформировать представления о том, что воздух-условие жизни всех живых существ на Земле.
развивающие: развивать внимание, сообразительность, способность к мыслительным операциям анализа и синтеза, умение оперировать простейшими физическими понятиями, действовать по предложенным схемам, умение отвечать полным ответом, эстетические чувства.
воспитательные: воспитывать интерес к опытнической деятельности, к окружающей действительности, любознатель-ность, самостоятельность, заботливое отношение к игрушкам, бережное отношение к материалам.
Развивающая среда:
- Картина «Живая и неживая природа»
- Кукла Незнайка, парта игрушечная
- Прозрачная миска с подкрашенной водой, стакан, белый экран под миску, соломинка из-под сока
- Непрозрачная бутылочка из-под шампуня с узким горлышком
- Бутылка из-под минеральной воды, воздушный шарик, чашка с горячей водой
- Духовые музыкальные инструменты: губная гармошка, дудочка, саксафон или картинки, их изображающие
- Карточки-схемы «Твердое тело», «Жидкость», «Газ (тепло)», «Газ (холодно)»
- Чеснок
- Комнатное растение-бальзамин, с которым за неделю до занятия поставлен опыт «Может ли растение дышать?
Раздаточный материал:
- Белые подносы, мисочки с подкрашенной водой, мензурки
- Соломинки из-под сока
- Резинки
- Целлофановые пакеты
- Резиновые игрушки
Предварительная работа:
Опыт « Может ли растение дышать?» (см. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина, Неизведанное рядом, занимательные опыты и эксперименты для дошкольников, Творческий центр «Сфера», Москва, 2002 г., с.55) с целью выявления потребности растения в воздухе, дыхании, формировании представлений детей о том, как происходит процесс дыхания у растений.
Проводится за неделю до занятия.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим эту картину. Что вы на ней видите? Как все это можно назвать одним словом?
(Ответы детей)
Это все: и горы, и море, и пустыня, и лес, и животные в лесу- называется одним словом- природа. Это настоящий дом природы. А вы замечали, как в природе хорошо дышится? Где лучше дышится: в комнате или на улице, на природе? Почему? Чем мы с вами дышим?
(Ответы детей)
Да, конечно, на природе дышится легче. Там много воздуха. Давайте сегодня поговорим с вами о воздухе. Вдохните глубоко. Выдохните. Что мы вдыхаем?
(Ответы детей)
Что же такое воздух?
(Раздается стук в дверь).
Мне кажется, кто-то к нам очень спешит.
Появляется Незнайка.
Незнайка: Привет, ребята.Что это вы тут собрались? Почему меня, знаменитого Незнайку, не позвали? Я ведь такой умный. Умнее всех!
Воспитатель: Ты, по-моему, хвастунишка, Незнайка! Хвастать нехорошо! Ребята, о чем мы сегодня будем разговаривать? Расскажите Незнайке!
(Ответы детей)
Незнайка: О воздухе? Да кто его видел, этот воздух? Может, его и нет совсем! Лично я никогда воздух не видел! А вы, ребята?
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, есть ли воздух на самом деле? (Ответы детей)
Незнайка: А я не верю! Вот докажите мне, что этот самый воздух есть сейчас в этой комнате!
Воспитатель: Ребята, помогите мне! Давайте вместе с вами докажем Незнайке, что воздух все-таки есть. Но сначала скажите, почему мы не видим воздух? Почему его называют «невидимкой» ?
(Ответы детей)
Воспитатель: Да, воздух прозрачный. Через него все видно. А что еще бывает прозрачным? Как вы думаете, ребята? Найдите прозрачные предметы в вашей комнате.
(Ответы детей)
Давайте проведем опыты, которые докажут и нам, и Незнайке, что воздух в комнате все-таки есть. Просто мы его не видим. А ты, Незнайка, садись за парту и учись вместе с нами.
Опыт № 1
Воспитатель (берет в руки стакан): Как вы думаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите,есть ли в нем что-нибудь.
(Ответы детей)
Давайте проверим. Смотрите, что я буду делать, и вы тоже делайте. Я переверну стакан вверх дном и медленно опущу его в миску с водой. Стакан надо держать очень прямо. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Посмотрите, какого цвета вода?(Она подкрашена красной краской). А теперь давайте посмотрим через дно стакана на дно миски. Что вы видите?
(Ответы детей)
Какого цвета получился круг? Почему он белый, а не красный?
(Ответы детей)
Да, значит вода в стакан не попала. Почему?
(Ответы детей)
Конечно, в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Незнайка: Понял! Понял! В этом стакане воздух есть, потому что он прозрачный. А вот бутылочка совсем непрозрачная. Скажете, в ней тоже воздух есть?
Воспитатель: А вот сейчас мы это проверим. Только покажем воздух немного по-другому, потому что у бутылочки узкое горлышко и она непрозрачная.
Опыт № 2
Опущу в миску с водой бутылочку, а вы будете опускать мензур-ки. Только держать их будем теперь не прямо, а немного наклонив.
Воспитатель: Что вы видите, ребята?
(Ответы детей)
Да, мы видим пузырьки воздуха. Откуда он взялся?
(Ответы детей)
Воздух выходит из стакана, а его место заняла вода.
А почему Незнайка думал, что в стакане ничего нет?
(Ответы детей)
Да, конечно, потому что воздух прозрачный, невидимый.
Опыт № 3
Незнайка: Придумал! Я тоже знаю, как можно воздух увидеть! Давайте дуть в соломинку! У вас такое получится! Буря в стакане воды!
( Дети выдувают через соломинку воздух)
Смотрите, какие пузыри получаются: большие и маленькие! Откуда они взялись?
(Ответы детей)
Эх, жалко мыла нет! Сейчас бы такие мыльные пузыри получились! Разноцветные и летающие!
Воспитатель: А что у них внутри? Как ты думаешь, Незнайка?
Незнайка: Каждому ясно- мыло, конечно!
Воспитатель: А вы как думаете, ребята? Что было бы, если бы внутри пузырей было мыло? Смогли бы они летать? Почему?
(Ответы детей)
Да, они стали бы тяжелыми, а т.к. внутри у них воздух, они легкие. А где еще можно сразу найти много воздуха?
(Ответы детей)
Значит, воздух не только прозрачный, но и легкий.
Почему воздушные шарики так хорошо летают?
(Ответы детей)
Конечно, мы ловим воздух и запираем его в шариках. А хотите узнать, почему воздух такой легкий?
Выходите в круг!
Физкультминутка:
Посмотрите вокруг. Все, что нас окружает, состоит из круглых частичек. Они очень маленькие, меньше точки, поэтому мы их не видим, но они есть. И стол, и вода, и воздух состоят из них, только располагаются эти частички по-разному.
Вот этот стол твердый, потому что частички находятся близко-близко друг к другу, вот так.
( Воспитатель показывает карточку-схему «Твердое тело»).
Крепко возьмитесь за руки и прижмитесь друг к другу – вот так расположены частички во всех твердых телах.
А вода твердая? (Ответы детей)
Вода жидкая, она льется, плещется, потому что ее частички находятся друг от друга дальше, чем в твердом теле, вот так.
( Воспитатель показывает карточку-схему «Жидкость»).
Разойдитесь, сделайте большой круг, не отпуская рук.
А воздух какой: твердый или жидкий? (Ответы детей)
Воздух-это не твердое тело и не жидкость. Это газ. Он легкий, потому что его частички не держатся вместе, а летают, где им захочется, вот так.
( Воспитатель показывает карточку-схему «Газ»).
Разбегитесь по группе в разные стороны!
Но когда на улице холодно, частички воздуха как бы замерзают и хотят погреться, поэтому они встают поближе друг к другу, вот так.
( Воспитатель показывает карточку-схему «Газ (холодно)»).
Покажите это, но не беритесь за руки. Скажите, много или мало места теперь занимает воздух? (Ответы детей)
Т.е., от холода воздух сжимается. Что он делает?
(Ответы детей)
А когда становится тепло, частички воздуха снова разбегаются друг от друга все дальше, потому что они согреваются, вот так.
( Воспитатель показывает карточку-схему «Газ (тепло)»).
Покажите это. А теперь много или мало места занимает воздух?
(Ответы детей)
Т.е., от тепла воздух расширяется. Что происходит с воздухом?
(Ответы детей)
Давайте посмотрим, как воздух расширяется от тепла.
Опыт № 4
Воспитатель: Потрогайте бутылку. Какая она?
(Ответы детей)
Она холодная, потому что находилась в холодильнике. А кто догадался, почему бутылка как бы помятая?
(Ответы детей)
Воздух внутри бутылки от холода сжался и стал занимать меньше места, поэтому стенки бутылки как бы вдавлены внутрь.
Давайте наденем на горлышко бутылки воздушный шарик, а потом опустим бутылку в чашку с горячей водой. Как вы думаете, что произойдет? Почему? Почему шарик надулся?
(Ответы детей)
Шарик надулся, потому что воздух в бутылке нагревается, расширяется, не помещается в бутылке и переходит в шарик.
А что еще надувают воздухом?
(Ответы детей)
Воздухом можно надувать различные предметы: шины, спасательный круг. Даже целлофановый пакет. Давайте проверим!
Опыт № 5
Расскажите, какой это пакет?
(Ответы детей)
Он мягкий, без формы.Надуем его! Какой стал пакет? Потрогайте!
(Ответы детей)
Бесформенный пакет приобрел форму. Он стал упругим. Почему?
(Ответы детей)
Мы узнали еще одно свойство воздуха – он упругий.
Посмотрите на эти резиновые игрушки. Что у них внутри? Почему они держат форму? Попробуйте выпустить из них воздух! Что происходит?
Дидактическая игра «Где спрятался воздух?»
Дети поочередно достают из обруча игрушки, раскладывают в 2 корзины, затем опускают в таз с водой.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли Незнайке, ты знаешь теперь, что предметы, внутри которых есть воздух, плавают. Но будь осторожен, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.
Незнайка: Теперь я знаю, что внутри предметов, где,кажется пусто, там спрятался воздух.
(Ответы детей)
Незнайка:Теперь я понял, что воздух есть вокруг нас. И его можно увидеть!
Воспитатель:Воздух можно не только увидеть, но даже услышать.
Опыт № 6
Возьмите резинку за один конец в зубы, а другим концом в правую руку. Поиграйте на ней левой рукой! Что происходит? Почему? (Ответы детей)
Когда мы нажимаем на резинку, она дрожит и заставляет дрожать воздух, поэтому возникает звук. А какие предметы тоже могут издавать звуки? (Ответы детей)
Это музыкальные инструменты: губная гармошка, дудочка, саксафон. Попробуйте на них поиграть! Они называются духовые. Почему, как вы думаете? (Ответы детей)
Гудок паровоза – это тоже голос воздуха. Звуки могут распространяться только по воздуху. На Луне, где воздуха нет, звуки не передаются, ничего не слышно.
Воспитатель: А еще воздух можно почувствовать кожей.
Помашите на себя руками, как будто вам жарко. Что вы чувствуете? (Ответы детей)
Ветерок – это движение воздуха. Как узнать, что человек дышит, а не просто рот открывает?
Поднесите ладошку ко рту, а потом - к носу, подышите на нее. Ладошке тепло от вашего дыхания, а зимой на морозе изо рта идет пар. Это значит, что мы дышим.
воздух не пахнет и может передавать запахи;
Опыт№7
Незнайка: Ой-ёй-ёй! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.
Воспитатель: Что ты, Незнайка, без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.
Кто еще дышит воздухом? Как проверить, что растения дышат?
(Ответы детей)
(Дети вспоминают поставленный с бальзамином опыт)
Незнайка: Я понял, воздух нужен всем: и животным, и растениям.
Я сегодня узнал много нового. Спасибо вам, ребята! До свидания!
Воспитатель: И мы пойдем на природу подышим свежим воздухом.
оздухом и укреплять своё здоровье. Пожелаем здоровья нашим гостям и попрощаемся с ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по аппликации в старшей группе Тема: «Космос»
Конспект интегрированного занятия по аппликации в старшей группе Тема: «Космос»Цель: Расширение представлений о космосе у детей старшего возраста.Образовательные области: Художественно-эстет...
Конспект интегрированного занятия по аппликации в старшей группе по теме "Космос"
Конспект интегрированного занятия по аппликации в старшей группе Тема: «Космос» Образовательные области: Художественно-эстетическое развитие, познавательное, социально-коммуникативное, физич...
Конспект интегрированного занятия по аппликации в старшей группе на тему «Космос»
Воспитатель: Астапова Т.Н. Цель: Расширение представлений о космосе у детей старшего возраста. Образовательные области: Художественно-эстетическое развитие, познавательное, социально-коммуникативное...
Конспект интегрированного занятия по аппликации в старшей группе
Конспект интегрированного занятия по аппликации в старшей группе «Солнышко, улыбнись!»...
Конспект интегрированного занятия по аппликации в старшей группе «В космос на ракете»
Конспект интегрированного занятия по аппликации в старшей группе«В космос на ракете»...
Конспект интегрированного занятия по аппликации в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Букет цветов»
Конспект интегрированного занятия по аппликации в старшей группе (5-6 лет)Тема: «Букет цветов»...
Конспект интегрированного занятия для детей 2 младшей группы: "Наши меньшие друзья"
ull; расширять словарный запас, отвечать на вопросы педагога;• развивать мелкую моторику;• развивать заинтересованность во взрослом как в партнере по совместной деятельности;• воспиты...