Статья. "Развиваем мелкую моторику рук"
статья по аппликации, лепке по теме
Актуальность и краткое описание нетрадиционных методов изодеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.odt | 26.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Развиваем мелкую моторику
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» – писал В.А. Сухомлинский.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с паззлами, счётными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обеднёнными. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма. Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребёнком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и развитие ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально – психическое состояние ребёнка. Однако, если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить.
Все дети любят рисовать, лепить, клеить. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Я приглашаю вас, родители, вместе с детьми поиграть с красками, бумагой, пластилином, салфетками и предлагаю несколько вариантов нетрадиционного творчества для развития детей.
Рисование пальчиками. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошками – это очень интересное и увлекательное занятие. Ребёнок наносит гуашь на ладонь кистью или окунает в миску с краской ладонь и переносит ладонь на лист. Обычные «отпечатанные» ладошки, путём дорисовки каких-то мелких деталей, превращаются в животных, птиц и многое другое. Таким образом, можно создавать целые картины.
Скатывание бумаги. Ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Аппликация из салфеток. Особенно положительное влияние на развитие мелкой моторике рук оказывает салфеточная аппликация. Путём сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определённые места. Дети с удовольствием занимаются этой аппликацией, получая удовлетворение в виде готовой работы, выполненной своими руками.
Обрывная аппликация. В обрывной аппликации все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики.
Пластилинография. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в деятельность малышей, делает её более увлекательной и интересной. Основной материал – пластилин. Представляет собой создание лепных картин на горизонтальной поверхности. Данная техника является более сложной, нежели предыдущие, т.к. требует больших усилий работы пальцев, усидчивости. Но, несмотря на это, тоже нравится детям.
Существует ещё очень много различных техник и каждая из них по-своему хороша и положительно влияет на развитие мелкой моторики дошкольника. Самое главное – это правильное использование. Не нужно хвататься за всё и сразу, а выбрать для себя что-то интересное. И, конечно же, немаловажно, если творчество детей будет проходить в интересной, непринужденной игровой форме и доставлять им радость и удовольствие.
Л.С.Мухачева
воспитатель МДОУ «Детский сад № 1 «Теремок»
р.п.Тоншаево
Руки не для скуки
В своей работе по изобразительной деятельности я использую нетрадиционные художественные техники, которые не только дают возможность для развития творческих способностей дошкольников, но и помогают в формировании координации движения пальцев рук.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, клеить, лепить чем хочешь, и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Именно нетрадиционные техники изобразительной деятельности создают атмосферу непринуждённости. Открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.
Используя в детской деятельности нетрадиционные техники аппликации(обрывная, объёмная, из мятых салфеток, природного материала техника «квилинг», пластилиновые шарики, ватные диски и т.д) я обучаю ловкости в работе с материалом, что способствует у детей: укреплению моторики рук, обогащению словаря, обогащению сенсорного впечатления, развитию мыслительной деятельности, развитию аккуратности и усидчивости.
Только систематическая работа по развитию мелкой моторики позволяет достичь положительных результатов. Но, ни одну задачу по воспитанию и развитию ребёнка нельзя решить без участия семьи.
Вот почему работа с родителями- одно из важнейших направлений в этой области.
Многие родители не знают, как знакомить ребят с нетрадиционными приёмами изобразительной деятельности, а о некоторых вообще никогда не слышали. Поэтому мной были разработаны консультации, индивидуальные беседы о разновидностях техник, в которых нацеливаю родителей на необходимость соблюдения принципов доступности, системности, последовательности в развитии детей.
После получения некоторой информации в нашей старшей-подготовительной группе была организованна выставка творческих работ на тему: «Руки не для скуки». В которой родители вместе с детьми показали свои таланты и своё мастерство. Все работы были выполнены в нетрадиционной технике с особым старанием. Использовали различный материал: горох, семечки от арбуза. Рис, пластилин, бумажные салфетки, манка, паетки. Бисер, овсянка, пшено, сухая трава и др.
Все работы очень разнообразные, неповторимые. Радует реакция детей. С какой гордостью они сообщают всем, что эту поделку делали вместе с мамой или папой. И совсем не важно, много ли ребёнок принял участие в изготовлении этой поделки или мало, всё равно это принесло пользу и для ребёнка и для родителей.
Участие в выставках способствует появлению новых семейных интересов и увлечений, сплочению семьи, выстраиванию благоприятных взаимоотношений между детьми и родителями как дома так и в детском саду.
Хочу поблагодарить наших родителей за участие в выставке и сказать большое спасибо: Хлыбовой М.А, Пеньковой Е.В, Виноградовой Е.В, Шиховой Ю.Н, Толстобровой Н.Н, Мальцевой Н.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья: "Развиваем мелкую моторику"
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук...
статья "Развивая мелкую моторику рук - развиваете речь у ребёнка".
В статье говориться о значении развития мелкой моторики рук у детей и приведены примеры заданий ....
Статья:Развиваем мелкую моторику рук у детей
Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. И именно поэтому при нарушении реч...
Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...
Тема статьи "Развиваем речь у детей через творчество и мелкую моторику.
Занятия аппликацией развивают у детей аккуратность, усидчивость, вкус. Работа с клеем, бумагой, ножницами и другими материалами для аппликации, о которых ниже, совершенствует мелкую моторику рук, спос...
Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».
Стартовая диагностика. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев». Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...
Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».
Стартовая диагностика. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев». Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...