Конспект НОД в старшей группе по аппликации «Декоративная тарелка».
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Конспект НОД
в старшей группе
по аппликации
«Декоративная тарелка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
applikatsiya.docx | 131.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование город Ноябрьск
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Теремок»
муниципального образования город Ноябрьск
МБДОУ «Теремок»
Конспект НОД
в старшей группе
по аппликации
«Декоративная тарелка».
Подготовила: воспитатель
Усенко О.А.
Цель:
Учить складывать лист бумаги в 2, 3, 4 раза и вырезать симметричные детали, симметрично их располагать на листе круглой формы, аккуратно наклеивать.
Закрепить умение преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (прямоугольник в квадрат, квадрат в круг, квадрат в треугольник). Закрепить навык чтения, особенности узоров, рисунков в декоративно – прикладном творчестве украинских мастеров. Развивать чувство формы и композиции, сопровождающую, завершающую речь, моторику рук, воображение, внимание. Воспитывать интерес к продуктивным видам деятельности.
Материал: цветная бумага, заготовки в виде: черного круга (диаметр 20 см, красного квадрата (7х7см, белого квадрата (1,5х1,5см, полос (2х20см – зеленая 2 шт., 2,5х10см (2,5х20см) - малиновая, ножницы, образец, клейстер, кисточки, слова для чтения.
Словарь: симметрия, орнамент, композиция, роспись, гончарное производство, Петриковская роспись.
Ход НОД:
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру, «Что бывает». Дети стоят в круг вместе с воспитателем.
1. Игра на внимание: «Что бывает?» (с мячом)
Воспитатель кидает ребенку мяч и задет вопрос:
- Что бывает - квадратным?
Ответы детей: окно, крышка стола, печенье и т. д.
- Что бывает - прямоугольным?
Ответы детей:
- Что бывает - треугольным?
Ответы детей:
- Что бывает - овальным?
Ответы детей:
- Что бывает - круглым?
Ответы детей: колесо, часы, тарелка (акцентировать внимание на ответе «тарелка», если не ответят, то помочь.
2. Сюрпризный момент.
Заходит девочка «украиночка» в руках держит изображения с расписной «Петриковкой посудой».
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, а кто это пришел к нам в гости!
Дети:
- Девочка «украиночка»!
Воспитатель:
- А, что это у неё такое красивое изображено на фотографиях?
Ответы детей:
- Самовар, бочонки, подносы, тарелки.
Воспитатель:
- Правильно! А как, одним словом это можно назвать?
Ответы детей:
- Красивая посуда!
3. Беседа.
Воспитатель:
- Ребята, сейчас мы с вами совершим маленькую экскурсию в прошлое и узнаем интересные факты о возникновении посуды.
- Скажите мне, а какие предметы посуды вы знаете?
Ответы детей:
- Ложка, нож, вилка, тарелка, чашка, стакан, фужер, рюмка и т. д.
Воспитатель:
- Молодцы!
- А кто скажет, из чего делают керамические тарелки?
Ответы детей:
- Из глины!
Воспитатель:
- Правильно!
- А как вы думаете, на чем раньше изготовляли глиняные тарелки!
Ответы детей:
- Не знаем!
Воспитатель:
- Раньше - тарелки, миски, кувшины, изготовлялась на гончарном кругу.
Посуда, изготовленная на гончарном кругу, на территории современной Украины появилась уже в последних веках I-го тысячелетия до нашей эры. В это же время стали развиваться и гончарные мастерские, в которых собственно и обжигались керамические изделия.
Дети:
- А, первое тысячелетие до нашей эры — это когда?
Воспитатель:
- А вот давайте мы с вами вспомним, в каком городе мы живем?
Ответы детей:
- В Евпатории!
Воспитатель:
- А как раньше называлась Евпатория?
Ответы детей:
- Керкинитида, а потом Гезлёв!
Воспитатель:
- Правильно! А сколько прошло лет с момента основания Керкинитиды?
Ответы детей:
- 2500 тысячи лет!
Воспитатель:
- Так вот примерно столько же лет и прошло с момента основания гончарного дела на территории современной Украины.
Технология гончарного производства на территорию современной Украины в давние времена была привезена выходцами из римских придунайских провинций.
Вспомните, когда мы с вами ходили на экскурсию в краеведческий музей то видели древние раскопки Керкинитиды, и там находились предметы посуды – огромные глиняные амфоры, кувшины, тарелки.
- А кто был основателем Керкинитиды?
Ответы детей:
- Древние греки!
Воспитатель:
- Правильно!
- Ребята, как вы думаете, а кто же изготовлял эту эстетически-совершенную своей формой и орнаментом посуду?
Ответы детей:
- Мужчины!
Воспитатель:
- А кто же делал эту посуду красивой?
Ответы детей:
- Женщины!
Воспитатель:
- А давайте посмотрим на наши фотографии, которые принесла нам «украиночка»?
Они расписаны прекрасной декоративной росписью, которая яркой страницей вошла в историю культуры украинского народа.
Давайте прочитаем названия этой росписи.
Дети читают слова: «Петриковская роспись»
- Далеко за пределами Украины известные имена народных мастеров села Петриковки Днепропетровской области - одного из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины.
Петриковку 230 лет назад основал Петр Калнышевский. И в этом вольном казацком селе возник обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами. Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали - самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья. Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой прекращали здороваться, как с чужой.
Волшебный петриковский цветок расцвел на замечательном фарфоровом блюде, бачонке, подносе, самоваре.
Из поколения в поколение передавались традиции росписи, самобытного, преимущественно растительного орнамента, который впоследствии все более совершенствовался.
Ребята, а как вы думаете, кто мог подсказать мастеру этот сюжет?
Ответы детей:
- Природа!
Воспитатель из букв предлагает детям сложить это слово.
Воспитатель:
- Современный петриковский орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный, преимущественно цветочный. Широкое применение имеют мотивы садовых цветов - георгины, астры, розы.
А какие садовые цветы вы знаете?
Ответы детей:
- Гвоздики, нарциссы, тюльпаны и т. д.
Воспитатель предлагает детям прочитать названия садовых цветов на плакате.
Воспитатель:
- А так же луговых цветов - ромашки, васильки.
А какие луговые цветы вы знаете?
Ответы детей:
- Мак, одуванчик, незабудка и т. д.
Воспитатель:
- А еще в Петриковской росписи присутствуют мотивы ягод калины, клубники и винограда. Характерными являются также изображение листвы, которую называют "папоротником", бутонов и перистой ажурной листвы.
Для петриковсих мастеров характерные чрезвычайно точный глазомер и удивительная ловкость руки - все мастера рисуют без предварительно намеченного контура, не пользуясь ни одним измерительным инструментом. Виртуозность выполнения достигается письмом с помощью тоненькой кисточки из кошачьей шерсти. Кроме кисти, Петриковские мастера применяют стебли, щепочки, а ягоды и некоторые цветы рисуют просто пальцем.
Сегодня ребята, мы с вами превратимся в петриковских мастеров и распишем свою тарелочку, но вместо красок возьмем ножницы и цветную бумагу и создадим красивый орнамент.
Но прежде чем приступить к росписи нам необходимо размяться.
4. Физминутка
Круг мы делаем большой
Станем в круг мы всей гурьбой.
Мы покружимся немножко,
И похлопаем в ладошки
Мы потопаем немножко,
Повернемся друг за другом
И попрыгаем по кгругу.
Раз – два, раз – два
Вот и кончилась игра.
Дети садятся на ковер и слушают воспитателя.
5. Показ воспитателем работы, которая будет выполняться.
1. Воспитатель показывает образец тарелки.
1-я подгруппа 2-я подгруппа
Воспитатель:
- Ребята, и так перед вами тарелочка, которую мы будем и делать. (прикрепляет на магнитную доску или мольберт) - Что вы видите?
Ответы детей: - В центре черного круга мы видим красный цветок, а по краям зеленные листочки и малиновые ягодки.
Воспитатель: - Артём, а как расположены листочки и ягодки?
Ответ Артёма: - Друг напротив друга.
Воспитатель: - Когда предметы располагаются друг напротив друга это называется – симметрия.
- Никита, повтори, как это называется?
Ответ Никиты:
- Симметрия.
Воспитатель:
- Амалия, так симметрия это, что?
Ответ Амалии:
- Это когда предметы располагаются друг напротив друга!
Воспитатель:
- Молодцы! Запомнили. А теперь я вам расскажу и покажу, как мы с вами будем вырезать все эти элементы нашего узора.
Посмотрите, что лежит у меня в тарелочке? (воспитатель берет в руки по одному элементу и показывает детям)
Ответы детей:
- Красный квадрат!
- Зеленая полоска (для 2-ой группы – Две зеленные полоски!
- Малиновая полоска!
- Маленький белый квадрат!
Воспитатель:
- Арина, а какой самый главный элемент?
Ответ Арины: - Большой черный круг! Воспитатель на мольберт помещает черный круг
Воспитатель:
- В центре нашего круга красный цветок, который мы с вами будем делать из красного квадрата (рис. 1). Нам надо будет согнуть наш квадрат пополам (получится книжечка рис. 2).
Теперь полученный прямоугольник сгибаем еще раз, пополам и у нас получается квадрат (рис. 3, 4).
А, теперь наш квадрат складываем по диагонали, и получаем треугольник (рис 5., рис. 6).
В треугольнике обрезаем края (рис. 7, разворачиваем нашу фигуру и получаем цветочек (рис. 8, который разместим в центре нашего круга.
- А сколько лепестков получается у нашего цветка?
Ответы детей:
- Восемь!
Воспитатель:
- А чего не хватает у нашего цветка?
Ответы детей:
- Середины!
Воспитатель:
- Молодцы! А, как мы её сделаем?
Ответы детей:
- Из белого квадрата!
Воспитатель:
- В белом квадрате обрезаем углы и получаем круг – это будет центр нашего цветка.
- А для чего нам нужна зеленая полоска?
Ответы детей:
- Это будут наши листочки!
Воспитатель:
- Правильно! Зеленую полоску (2 полоски – для 2-ой группы) складываем пополам, а затем еще раз пополам, обрезаем уголки и получаем наши листочки.
Сколько у вас должно получиться листочков?
Ответы детей:
- Четыре (для 2-ой группы 8)
Воспитатель:
- Правильно. У вас должно получиться четыре овала (для 2-ой группы 8 шт. из двух полосок).
Воспитатель:
- А для чего нам нужна малиновая полоска?
Ответы детей:
- Это будут наши ягодки!
Воспитатель:
- Молодцы!
Малиновую полоску сложим также пополам два раза (для 2-ой группы в 4 раза). В полученном квадрате обрежем углы, чтобы получить круг.
Сколько у нас должно получиться ягод?
Ответы детей:
- Четыре (для второй группы 8!
Воспитатель:
- Правильно!
В центре нашей тарелочки – черного круга, выкладываем цветок, а вокруг него симметрично, как у меня на образце, располагаем листья и ягоды.
Ваши руки, хоть еще и не очень большие, но уже умеют делать красоту. Сейчас вы украсите блюдо узорами. Постарайтесь наклеивать аккуратно, чтобы пятна клея не испортили красоту.
Воспитатель закрепляет правила пользования ножницами и клейстером.
- Давайте подготовим пальчики к работе.
6. Пальчиковая гимнастика
«Алые цветы»
Наши алые цветы Соединяют обе руки
ладонями друг к другу в форме
тюльпана медленно раскрывают пальцы
Раскрывают лепестки покачивают кистями рук
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет медленно закрывает пальцы
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают покачивают сложенными кистями
Головой качают.
7. Самостоятельная работа
Воспитатель:
- Теперь наши пальчики размялись и готовы к работе.
Воспитатель еще раз закрепляет с детьми способ складывания бумаги для изготовления цветка.
- Красивая музыка поможет нам выполнить красивую работу. (Включается аудиозапись и дети начинают самостоятельно выполнять работу. Вторая группа выполняет самостоятельно, а в первой воспитатель по необходимости может оказать помощь).
Воспитатель:
- Какие красивые получились у вас тарелочки! Сейчас мы разложим их на столе. Пусть клей хорошенько высохнет. А после устроим выставку.
8. Игра на расслабление
Итог занятия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Рисование декоративное) «Украсим тарелку гжельским цветком»
Конспект предназначен для детей старшей группы ЗПР...
Конспект занятия в старшей группе по рисованию «Хохломская тарелка»
Цели: Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности.- Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла ...
Конспект занятия по ФГОС в старшей группе Тема: «Овощи на тарелке»
Конспект занятия в старшей группе. Аппликация на тему: "Овощи на тарелке"...
Конспект НОД в старшей группе по художественно эстетическому развитию "Сувенирная тарелка " техника декупаж
Конспект НОД в старшей группе по художественно эстетическому развитию техника декупаж изготовление сувенирной тарелки с изображением флага Республики Мордовия...
Конспект ООД в старшей группе "Роспись балхарской тарелки"
Конспект ООД в старшей группе по ИЗО "Роспись балхарской тарелки"...
Конспект НОД в старшей группе по аппликации «Огурцы и помидоры лежат на тарелке»
Конспект НОД в старшей группе по аппликации «Огурцы и помидоры лежат на тарелке» (Т.С.Комарова, Тема 10, стр. 35)Программное содержание: продолжать отрабатывать умение вырезать предм...
Конспект занятия в старшей группе по рисованию "Витаминная тарелка"
Конспект занятия в старшей группе по рисованию "Витаминная тарелка"...