Кружок «Моя любимая игрушка»
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа) на тему

Очир-Горяева Валентина Николаевна

Цель: сформировать  у детей культуру общения через умение выражать свои эмоции  и чувства в доступной для ребёнка форме; совершенствовать  практические умения  и навыки  в  работе с различными видами материалов и применению их в творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx30.31 КБ

Предварительный просмотр:

Организация   кружковой работой

Кружок «Моя любимая игрушка»

Пояснительная записка

Руководитель:  Очир-Горяева Валентина Николаевна

    Данное планирование  составлено с учетом  документов: «Программа развития и воспитания в детском саду» под ред. Васильевой; «Детство» под редакцией  В.А. Логинова и др.

Цель: сформировать  у детей культуру общения через умение выражать свои эмоции  и чувства в доступной для ребёнка форме; совершенствовать  практические умения  и навыки  в  работе с различными видами материалов и применению их в творческой деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо:                                                                                                             приобщить  детей к русской народной культуре, на примере знакомства с народной игрушкой;                                                                                                                                        развивать  интерес к художественно- творческой деятельности;                                                                  формировать образное  представление детей;                                                                                        формировать культуру игры, совершенствовать навыки поведения;                                                    обогащать  словарь  детей, речевую  выразительность;                                                                      развивать  творческие  способности;                                                                                                        научить планировать и предвидеть результат своей работы; последовательное осуществление своего замысла;                                                                                                               развивать  эстетический  и художественный вкус, чувства композиции, ритма.  

    Кружковая работа проводятся  в группах численностью 10 человек во второй половине дня длительностью 30 минут,1 раз в неделю, в год - 29 занятий.

          Принципы осуществления работы в кружке:

1. Доступность:                                                                                                                                                учет возрастных особенностей детей;                                                                                                          адаптированность материала к возрасту.                                                                                              2. Систематичность и последовательность:                                                                                             постепенная подача материала от простого к сложному;                                                                       частое повторение усвоенного.                                                                                                                         3. Наглядность:                                                                                                                                                  учет особенностей мышления ребенка.                                                                                                   4. Динамичность:                                                                                                                                              интеграции  подачи материала в разных видах деятельности.

Средства реализации:  игровые занятия, занятия-вернисажи, встречи с работниками культуры, мастер-класс  с элементами драматизации и инсценировок сказок; системное и планомерное взаимодействие триады родитель- ребенок- педагог, включая разные формы работы; диагностика  (разработаны и апробированы критерии диагностики усвоения  программных требований).

Планирование занятий в кружке распределено поквартально. Каждый квартал содержит  9-10 занятий.  

1 квартал:

Задачи:  приобщение детей к русской народной культуре, на примере знакомства с народной игрушкой; показ красоты и самобытности  русского народного творчества, знакомство с классическими примерами общения с игрушками, формирование культуры игры; знакомство с различными видами театра; развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения по отношению к другу и к себе; обогащение словаря детей по теме, обучение подбору обобщающих слов, классифицированию игрушек по заданной схеме; совершенствованию техники лепки из теста.

Темы занятий:                                                                                                                                                   1. «Народная игрушка»                                                                                                                                          2. «Поигралочки»- праздник народной игры                                                                                                                  3. «Неваляшка»- поделка из полосок бумаги                                                                                                        4. «Дом дружбы»                                                                                                                                             5. «Красная шапочка»                                                                                                                                     6. «Путешествие на остров разных настроений»                                                                                           7. «Грибное лукошко»- тестопластика                                                                                                        8. «День рождение Ушастика»                                                                                                               9. Интеллектуальная игра «Я знаю всё» (совместно с родителями)                                                  10. Пьеса-шутка «Колобок» - варежковый театр (изготовление атрибутов, подготовка)                            11.Пьеса-шутка Колобок» - показ малышам

2 квартал:                                                                                                                                           Задачи: знакомство детей с русскими фольклорными традициями на примере малых жанров детского фольклора, формирование интереса к русской культуре;  знакомство детей с военной техникой разных эпох; продолжение обучения детей самостоятельно и творчески отражать свои представления разными изобразительно-выразительными способами; знакомство с нетрадиционной техникой декоративного рисования ; лепка из солёного теста скульптурным способом; воспитание доброжелательности, желания помогать друг другу; развитие диалогической  речи.

Темы занятия:                                                                                                                               1.Декоративное рисование на плоских камешках. «Рыбки играют, рыбки сверкают»                       2. «Все равно тебе водить» - развлекательная программа                                                                           3. «Будьте  здоровы»- физкультурный досуг с мягкой игрушкой.                                                     4. «Ёлкины игрушки- шишки, мишки и хлопушки» (тестопластика)                                                      5. «Зимнее превращение Пугала» - лепка предметная на каркасе                                                   6. «Военная техника вчера и сегодня»                                                                                                    7. «Кораблики из коры и пиратский флот»- поделки из природного материала                                   8. «Уборка игрушек»

3 квартал:                                                                                                                                                        Задачи: воспитание бережного отношения к животным;  расширение знаний детей о работе актёров - кукловодов, режиссёров, декораторов;  закрепление знания детей о родовом понятии  «транспорт»,  сравниванию  различных видов транспорта; закрепление знания детей об эмоциях; формирование доброжелательности, вежливости, уважения к окружающим; обучение детей делать аппликацию из шерстяных ниток; обогащение аппликационной техники  (показ двух разных способов создания образа: контурного и силуэтного)

 Темы занятия:                                                                                                                                           1. «Наше любимое «Мяукало»                                                                                                                   2. «Зверушки из мандаринов» - ручной труд (подарок маме)                                                                       3. «Вежливые  слова в школе игрушек»                                                                                                               4. «Встреча в творческой лаборатории»- с актёрами театра кукол                                                                                5. «Жизнь домовёнка Кузьки в современном мире»                                                                                                      6. «Страна сказок»                                                                                                                                      7. «Дымковское чудо» - лепка                                                                                                                8. «Сказки дедушки Корнея»                                                                                                                      9. «Морское путешествие»                                                                                                                           10. «Город мастеров. Как родилась игрушка»

План кружка "Мои любимые игрушки"

 Сентябрь

1.Тема: "Народная игрушка"

   Цель: приобщение детей к русской народной культуре на примере знакомства с народной игрушкой; показать красоту и самобытность русского народного творчества; обогатить словарь детей по теме; учить классифицировать игрушки по заданной схеме.

  Материал: игрушки или иллюстрации игрушек - "Семёновские игрушки", "Тверские свистульки", Богородская , Дымковская, Хохломская игрушки различные виды матрёшек.

2.Тема: "Поигралочки"

   Цель: познакомить с классическими примерами общения с игрушками, формировать культуру игры; учить подбирать обобщающие слова; на примере различных игр показать роль игры и игрушки в жизни дошкольника; в процессе игрового общения развивать творческие способности и воображение.

   Материал: кукла, игрушечная машина, чашка с ложкой, костюм медведя, мяч, карточки с вопросами, верёвка, костюм волка,  пирамидки, сундук с игрушками, платки, клубок со спицами, пяльца,  маски котят, перчатки, пирог, тазики для стирки, колокольчик.

3.Тема: "Неваляшки"

   Цели: закреплять умение моделировать на основе приобретённых умений и навыков; развивать внимание и воображение, наблюдательность, творческие способности; воспитывать аккуратность в работе.

    Материал: по 3 полоски 1*19 см и 2 полоски 1*26 см из плотной бумаги одного цвета, набор цветной бумаги, клей.

Октябрь

1.Тема: «Дом дружбы»

  Цель: прививать культуру общения, развивать навыки совместной деятельности; развивать умение выделять хорошие черты характера на основе моделирования (кругов Эллера); учить оценивать своё поведение по отношению к другу и к себе; коррекция не желательных черт характера; развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей; продолжать работу над звуковой стороной речи.

 Материал: музыкальные произведения о дружбе, «Дом друзей», конфеты (муляжи),бумага и краски для рисования, объявление.

2. Тема: "Красная шапочка"

   Цель: развивать мышление, мелкую моторику, математические способности, пространственной ориентации, творческое воображение и умение обобщать . Учить трансформировать отрицательного героя сказки (волка) в друга (профилактика страхов).

 Материал: куклы - Красная шапочка, волк, бабушка; корзиночка с грибами, игра В.В.Воскобович "Чудо -соты", схемы складывания  фигурок животных, квадраты разного цвета и размера .

3. Тема: "Путешествие на остров разных настроений"

   Цель: развивать эмоции и выразительность движений; создавать эмоционально-положительное настроение как результат совместной деятельности; познакомить детей с основными эмоциями (радость, грусть, страх, злость, удивление, спокойствие); учить передавать эмоциональное состояние с помощью  различных выразительных средств (мимики, жестов); знакомить со способами снятия  психомышечного напряжения.

Материал: карта воображаемого путешествия, письмо для детей, игрушки с  различным эмоциональным состоянием, пиктограммы, магнитофон, музыкальные записи.

4. Тема: "Грибное лукошко" (атрибуты для сюжетно ролевой игры).

  Цель: совершенствовать технику лепки из теста; закреплять представление об особенностях внешнего вида грибов; воспитывать желание изготовлять игрушки своими руками.

  Материал: солёное тесто, стеки, зубочистки, салфетки, комплект карточек различных видов грибов, несколько грибов из воска, лукошко.

Ноябрь

1.  Тема: "День рождения Ушастика"

    Цель: закреплять умение детей составлять описательные рассказы по игрушкам; развивать умение рассказывать логично, содержательно, интересно; совершенствовать навыки культурного поведения, обогащать словарь детей соответствующими словами и оборотами; закрепить умение подбирать схемы-слов к картинкам.

 Материал: стол с угощениями, 2 медведя, бинокль, мягкие игрушки по сценарию цветы, красочная коробка с подарками, предметные картинки, схемы.

2. Интеллектуальная игра  "Я знаю всё" (совместно с родителями).

   Цель: учить детей самостоятельно выбирать и находить остроумные решения поставленной задачи; развивать умение слушать других, реагировать на вопросы в пределах ограниченного времени; упражнять в умении рассуждать на различные темы; побуждать родителей к сотрудничеству и сотворчеству с детьми в игре.

  Материал: карточки с символическим изображением тем; карточки с заданиями, столы для каждой команды . призы и музыкальный центр.

3. Пьеса-шутка "Колобок" (варежковый театр)

  Цель: познакомить детей с различными видами театра; изготовить недостающие  атрибуты для постановки пьесы; распределить роли для дальнейшего разучивания пьесы.

Материал:  картон, аракал, клей, ножницы, готовые варежки для изготовления персонажей.

4. Пьеса-шутка «Колобок» (показ пьесы малышам)

   Цель: продолжать развивать навыки совместной деятельности, работать над выразительностью речи, мимикой, жестами; воспитывать желание дарить радость другим людям.

 Материал: атрибуты к пьесе, музыкальное сопровождение.

Декабрь

1. Декоративное рисование на плоских камешках "Рыбки играют, рыбки сверкают"

   Цель: продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления разными изобразительно-выразительными способами. Познакомить с нетрадиционной техникой  декоративного рисования (отпечатки ватными палочками или пальчиками.

  Материал: плоские камешки разной формы и размера, гуашевые краски, кисточки разных размеров, ватные палочки,, баночки с водой, салфетки. Варианты декоративно оформленных рыбок.

2.  Тема: "Все равно тебе водить"- развлекательная программа.

    Цель: познакомить детей с русскими фольклорными традициями на примере малых  жанров детского фольклора; с русскими народными играми; расширить словарный запас; детей; развивать память, внимание, логическое мышление                                                                  формировать интерес к русской культуре.

Материал: костюм бабушки Варварушки, музыкальный центр, 2 платка, шнур длинной 50см., 3 кольца

 3. Тема: «Будьте здоровы»- физкультурный досуг с мягкой игрушкой.

   Цель: разучить с детьми комплекс упражнений с мягкой игрушкой; ознакомить детей с произношением своего имени по слогам; учить подбрасывать мягкую игрушку прямо перед собой и ловить двумя руками; упражнять в прыжках на двух ногах через припятствие;; добиваться от детей ориентирования в пространстве зала так, чтобы не натыкаться друг на друга.

  Материал: мягкие игрушки по количеству детей, 3 обруча диаметром 50 см, 2 гимнастические скамейки.

4.  Тема: «Ёлкины игрушки-шишки, мишки и хлопушки» (тестопластика)

    Цель: учить детей создавать образы животных, игрушек; лепить из солёного теста скульптурным способом или вырезывать формочками; показать новый способ оформления лепных фигурок - оборачивание фольгой или яркими фантиками; развивать согласованность в работе обеих рук; воспитывать аккуратность; вызвать желание украсить интерьер.

Материал:солёное тесто, формочки для выпечки, скалка для раскатывания теста, фольга, фантики, ножницы, цветная бумага, тесьма для петелек.

Январь

1. Тема: «Новогодние игрушки. Как встречают новый год в разных странах.

   Цель:познакомить детей с традициями встречи нового года в России,в Шотландии, Англии, Франции,Египте…; учить находить связи и зависимости от природных условий; закреплять умения составлять описательные рассказы по плану воспитателя об игрушках.

Материал: иллюстрации на тему «Новый год», новогодние игрушки.

2. Тема: «Зимнее превращение Пугала».Лепка предметная (на каркасе) с элементами  конструирования.

   Цель: продолжать освоение нового способа лепки- на каркасе из трубочек;провести аналогию с другими видами творческой деятельности (конструированием).Развивать чувство формы, творческие способности.

Материал: пластилин, стеки, трубочки для коктейлей, зубочистки,пуговицы, бусинки, фантики, кусочки ткани.

Февраль                                                                                                                                                               1. Тема: «Военная техника вчера и сегодня»                                                                                                         Цель: познакомить детей с военной техникой прошлого и современной; расширять словарный запас по теме; развивать любознательность, целеустремлённость; закрепить умение конструировать военную технику из геометрических фигур.                           Материал: иллюстрации военной техники разных эпох, наборы геометрических фигур.           2. Тема: «Кораблики из коры и пиратский плот».                                                                                    Цель: продолжать учить изготавливать игрушки из природного материала; учить соединять детали конструкции при помощи ниток, зубочисток, пластилина; воспитывать аккуратность в работе, усидчивость, умение достигать поставленной цели.                                         Материал: кора, тонкие веточки, зубочистки, деревянные шпажки, тонированная бумага, ножницы.                                                                  

3. Тема: «Уборка игрушек»                                                                                                                       Цель: учить поддерживать порядок в группе, содержать игрушки в чистоте и в порядке; воспитывать бережное отношение к игрушкам; воспитывать доброжелательность, желание помогать друг другу.                                                            

 Материал: грузовые автомобили (игрушки), тазы с водой, тряпки для мытья игрушек.

Март                                                                                                                                                                      1.  Тема: «Наше любимое «Мяукало».                                                                                                       Цель: познакомить детей с международным днём кошек (1 марта); способствовать воспитанию любви к животным, бережному отношению к «братьям меньшим»; развивать диалогическую речь; учить детей делать аппликацию из шерстяных ниток; обогатить аппликационную технику- показать два разных способа создания образа: контурное и силуэтное.                                                          

Материал: игрушки кошки, иллюстрации, шерстяные нитки разного цвета- нарезанные (по15-20см) и в небольших клубках, клей ПВА, цветной картон.

2. Тема: «Зверушки из мандаринов» (подарок маме).                                                                                  Цель: учить детей доставлять радость близким людям; развивать творческие способности и воображение детей, воспитывать аккуратность, усидчивость.                                                  Материал: мандарины, цветной картон, карандаш, ножницы, аракал, кисть, фломастеры, клей, гофрированная  бумага.                                        

4. Тема: «Вежливые слова в школе игрушек»                                  

   Цель: формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим; развивать способность оценивать своё отношение к поступкам других; формировать положительное отношение к скромности, отрицательное к хвастовству, жадности; закреплять знания детей о профессиях взрослых.                                                                                                  5. Тема: «Встреча в творческой лаборатории» (с актёрами театра кукол).                                             Цель: расширять знания детей о работе актёров-кукловодов. режиссёрах декораторах, инженеров по свету и др.профессиях участвующих в постановке спектаклей; показать как актёры готовятся к спектаклям; развивать любознательность, умение слушать и делать выводы.

Апрель                                                                                                                                                                        1. Тема: «Жизнь домовёнка Кузьки в современном мире».                                                                  Цель: закрепить знания детей о родовом понятии «транспорт»;учить сравнивать различные виды транспорта, находить различия и общие признаки классифицировать транспорт на наземный, водный, воздушный; научить понимать назначение и функции транспорта; воспитывать уважительное отношение к человеку- создателю транспорта.                                                     Материал: игрушки – Кузя, Баба-Яга, иллюстрации по теме, транспорт- игрушки.                          2. Тема: «Страна сказок»                                                                                                                            Цель: закрепить знания детей об эмоциях (радость, горе, гнев, страх, удивление); учить различать эмоции по схематическим изображениям; продолжать учить передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, развивать эмпатию; закрепить умение работать в парах.                                                                                                                               Материал: куклы - Карабас Барабас,  зайчик, кукла Алёнушка, Карлсон, Буратино, пиктограммы.                                                                                                                                                               3. Тема: «Дымковское чудо».                                                                                                         Цель: продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства; учить лепить индюка из конусов и дисков; создать условия для творчества по мотивам дымковской игрушки; воспитывать интерес к народной культуре.                                                

Материал: дымковские игрушки, глина, гуашевые краски, стеки, салфетки, схема с показом способа лепки.                                                                                                                                             4.  Тема: «Сказки дедушки Корнея».                                                                                                  Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского; учить понимать юмор его произведений ; вспомнить знакомые произведения; упражнять детей в звукоподражании, чётком произношении звуков с словах; закреплять навыки аккуратного наклеивания готовых изображений на общем листе; развивать мышление, слуховое восприятие, чувство ритма; воспитывать интерес к литературе.

Май                                                                                                                                                                        1. Тема: «Морское путешествие».                                                                                                      Цель: пополнять знания детей о подводном мире, его обитателях; расширять словарный запас; формировать умение размышлять; развивать эстетическое восприятие окружающего мира, вслушиваясь в звуки природы, в мелодию и ритм музыкального произведения, определять его характер; развивать способность вживаться в образ; развивать мелкую моторику рук, совершенствовать изобразительные навыки.                                     Материал: макет «подводного дворцового зала»,  игрушка Черепаха, картина с изображением моря, фонограмма со звуками моря, черепашки вылепленные из солёного теста, большая кисть, кисти для индивидуальной работы, гуашь.                                            2.  Тема: «Город мастеров. Как родилась игрушка».                              

Цель: раскрыть значимость профессий в жизни людей; рассказать последовательность изготовления мягкой и пластмассовой игрушки, какие профессии задействованы в процессе изготовления игрушек; воспитывать уважение к результатам труда разных профессий; развивать монологическую речь (речь-рассуждение, речь- доказательство, расширять и активизировать словарь детей; способствовать развитию творческих навыков  при работе с разной фактурой бумаги.

Коллективное сотворчество: изготовление  города мастеров (техника: коллаж, конструирование из коробок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"

Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...

Интегрированное занятие по развитию речи в средней группе «Игрушки. Рисование любимой игрушки»

Интегрированное занятие по развитию речи в средней группе «Игрушки. Рисование любимой игрушки»...

Тематическая неделя игры и игрушки : проект "Мои любимые игрушки"

Тематическая неделя игры и игрушки : проект "Мои любимые игрушки"....

« МОЯ ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА » НЕДЕЛЯ ИГРУШКИ

Неделю любимой игрушки В саду решили объявить – Чтобы детство свое Ребята никогда не смогли бы забыть. А что же предшествовало этой неделе? Все это сейчас показать Вам мы хотели. ...

Развлечение «Наши любимые игрушки» для детей второй младшей группы на неделе игры и игрушки

Развлечение для детей построено на основе цикла стихов А.Л.Барто "Игрушки"...

Конспект группового занятия «Моя любимая игрушка» в рамках проведения недели «Игра и игрушка»

Конспект группового занятия «Моя любимая игрушка» в рамках проведения недели «Игра и игрушка»  Подготовила и провела  педагог-психолог Федосеева А.С. Цель:Дать представление детям об игрушка...

Конспект НОД по лепке в старшей группе «Мои любимые игрушки» Презентация к НОД по лепке в старшей группе «Мои любимые игрушки»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».Виды детской деятельности: продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная.Цель: формирование умений...