Филимоновская игрушка
презентация по аппликации, лепке на тему
Филимоновская игрушка, как элемент декоративно-прикладного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepka_filimonovskaya_igrushka.pptx | 2.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
НЕМНОГО ИСТОРИИ Филимоновская игрушка — древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново, Одоевского района Тульской области. По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. Благодаря особой глине, которая залегает в районе Одоева испокон веков лепили посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно на базаре. При этом мужчины и женщины делали только посуду, а девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки.
ТЕХНОЛОГИЯ ЛЕПКИ Главная особенность ФИЛИМОНОВСКОЙ игрушки в простоте, когда мастер из одного цельного куска глины вытягивает форму игрушки целиком, и нет необходимости лепить ее по частям, примазывая ее друг к другу. Комок глины становится сначала колоколом юбки и из него уже поднимается изящный стан барыни, ловко вытягивается в маленькую головку и в момент завершается примятой островерхой шляпкой. В руках мастерицы не остается ни одного лишнего комочка – все точно рассчитано. Только уточку-свисток подмышкой у барыни всегда лепят отдельно. Тем же способом делают и другие игрушки. Хочет мастерица слепить свистульку – коня или корову – отделяет нужный кусок глины и привычно ловко изгибает его в толстый жгут. И тут же из одной его половины вытягивает четыре прочные ноги-поставки и свисток, а из другой – длинную-предлинную шею с крохотной головкой странного животного.
ТИХНОЛОГИЯ РОСПИСИ Цвет : Красный цвет – символическое обозначение земли, тела, крови, символ огня, высоты духа и красоты. Желтый - цвет солнца, огня, воздуха. Желтый и красный тесно связаны с солнцем. Зеленый цвет – символ возрождения жизни.
Три этапа росписи: Первый этап: Первым делом, как говорят мастерицы , «желтим» игрушку. Берем желтую краску и широкую кисточку. Сверяясь с расписанной игрушкой , наносим желтую краску . Основные элементы росписи – широкие линии, кружки или полностью закрашенные части тела животного и человека.
Второй этап : Берем малиновую краску и тонкую кисточку . Проводим тонкие линии по контуру желтого. Старайтесь , чтобы линии были одной толщины. Обратите внимание , что линии в различных с очетаниях рождают солнышки, ёлочки , розетки, геометрические узоры.
Третий этап: Накладываем зелёную или бирюзовую краску. Традиционно ее называют «зелёнкой». Линии , как и на втором этапе, должны быть тонкими, поэтому расписываем тонкой кистью. Роспись ведётся между красными линиями . У людей и части животных, как правило стоящих на двух лапах, кофточки расписывают красным. Лица людей оставляют белыми. Зелёным выделяют глаза, красным - рот.
ЗНАКИ И СИМВОЛЫ Это всё солярные знаки, то есть знаки и символы Солнца. В давние времена, когда люди верили в божественную силу природы , Солнце было одним из главных природных явлений, которому поклонялись. Знаки Солнца образуются из различных сочетаний коротких и длинных линий и точек. Как правило, рисуют на груди животного, юбках барынь. Замкнутый круг – полосочка на игрушке в языческие времена была символом оберега, это символ добра против зла. Замкнутый круг предотвращал вторжение злых сил. Кольцевые линии, идущие по фигуре игрушки – символ заключенного в игрушку добра, символ солнца.
Елочка – это символическое изображение Древа жизни. Образ Древа – символ плодородия . Символы засеянного поля, призваны защитить и увеличить урожай . Символы достатка и благополучия. Точки – символы зерна. К символам возделанного поля можно отнести также крестообразно разделенный квадрат или ромб с точками-зернами . Зигзаги и дуги – символы радуги и небесных вод, дождя , который несет плодородие земле. Косые или волнистые линии – небесные воды , дающие плодородие земле
Спасибо за ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки
В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....
«Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» Интегрированная совместная деятельность с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
Цель:Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эст...
"Филимоновские мастера" (роспись филимоновской игрушки)
Сформировать знания детей об особенностях росписи игрушки, ёё колорите,основных элементах узора....
«Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» Интегрированная непрерывная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с использованием ИКТ и игровых технологий
Цель:Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эст...
Проект «Промыслы России. Народная игрушка» «Филимоновская игрушка» в старшей группе общеразвивающей направленности №13 «Лучик»
Проект «Промыслы России. Народная игрушка»«Филимоновская игрушка»Вид проекта: творчески – информационныйПродолжительность: краткосрочныйУчастники проекта: дети ...
Проект "Народная игрушка.Филимоновская игрушка""
воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки....
Проект «Промыслы России. Народная игрушка» «Филимоновская игрушка»
Проект «Промыслы России. Народная игрушка»«Филимоновская игрушка»...