«Формы и методы ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников»
учебно-методический материал по аппликации, лепке на тему

Соколова Лариса Валерьевна

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.

2 слайд

Анкетирование родителей, которое проходило на средней старшей и подготовительных группах,  выявило:

·        Большинство ребят любят дома рисовать, раскрашивать. 20% ребят любят лепить и заниматься аппликацией, 0,5% - поют.

·        При виде красивого в природе или живописи все дети проявляют положительные эмоции: восторг, радость, некоторые даже смеются и хлопают в ладоши. Также – удивляются, интересуются.

·        99% детей рисуют и мастерят дома по своей инициативе.

·        Все дети рассказывают родителям о том, что они хотят сделать, обращаются за помощью, и показывают готовые рисунки.

·        С ребенком дома занимаются – мама – 50%, папа – 10%, и мама и папа – 30%, бабушка, старшие братья и сестры -10%.

·        Большинство родителей видят эстетическое воспитание своих детей через посещение выставок, экскурсий. Некоторые считают, что необходимо участвовать в конкурсах рисунков, гулять чаще по городу и рассказывать историю, добавлять материал к тому, что он узнал в садике, показывать личный пример.

·        И зная все это  на вопрос – бывает ли ваш ребенок в музеях и на выставках – большинство родителей ответили – иногда, очень редко. 17,5% - ответили нет старший и подготовительный. 63% - средний возраст. Низок образовательный и духовный уровень современных родителей. Приоритетом становятся материальные ценности.

·        Всем родителям нравиться, как организовано и ведется эстетическое воспитание в нашем детском саду. Ответы – нам очень нравится наш детский сад, всеми мероприятиями довольны, детям очень нравиться посещать библиотеку, желают индивидуальные консультации.

·        Некоторые родители могут по возможности оказать помощь детскому саду – участвовать в выставках, спектаклях, оформление участка д/с.

·        Все родители оценили работу ДОУ (по 5 системе) на 5. Четверо  - на 4.

В современном обществе происходят социальные и экономические перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации в связи с ФГОС.

3 слайд

Согласно ФГОС ДО художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной,  и др.).

Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей.

Именно поэтому наш детский сад уделяет большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников. Оно является одним из направлений работы нашего детского сада.

4 слайд

Основная цель педагогического коллектива ДОУ - развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.

Реализация цели осуществляется через решение задач:

·             организация предметно-развивающей среды в группах ДОУ в художественно-творческой деятельности;

·             развитие продуктивной деятельности и творческого потенциала детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

·             использование нетрадиционных, интегрированных форм занятий;

·             приобщение к традициям родного края;

·             привлечение родителей и детей к народному творчеству и совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию.

5 слайд

Основными педагогическими условиями реализации художественно-эстетического развития являются:

·             создание обстановки эмоционального благополучия;

·             создание и обновление предметно-развивающей среды;

·             творческий подход к содержанию образования;

·             вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;

·             использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;

·             синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознакомлению детей с природой; использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности;

·             взаимодействие с семьями воспитанников;

·             преемственность в работе с учреждениями культуры.

Наша работа по художественно-эстетическому воспитанию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей.

Дошкольное учреждение работает в соответствии с «Образовательной программой дошкольного образования МБДОУ д/с №32»,

Программа худ. воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыкова

Л.В. Куцакова Занятия по конструированию из строительного материала. М.: Мозаика-Синтез, 2006г.

О.А. Скорлупова Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2006г.

А.В. Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду. СПб: КАРО, 2007г.

Ю.В. Рузанова Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности. СПб: КАРО, 2007г.

5-11 слайд

В детском саду функционируют кружки художественно-эстетической направленности: «Цветик-семицветик», «Яркие краски детства», «Каляка-маляка» - по изобразительной деятельности; «Мукосолька» - по тестопластике; «Затейники» - театральный; «Дошкольный фольклор». Цель кружковой работы – обогащение духовного мира детей различными средствами; формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие природных данных детей.

12 слайд

Организация учебно-воспитательного процесса реализуется через:

·             занятия по изобразительной деятельности,

·             занятия по музыкальному воспитанию,

·             театрализованную деятельность,

·             кружковую работу,

·             индивидуальную работу,

·             выставки детских работ,

·             посещение театров,

·             праздники, концерты, спектакли.

13 слайд

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды:

14 слайд

·             каждая группа детского сада должна быть эстетически оформлена в определенном стиле, оснащены театральные, игровые уголки в группах; центры искусства; музыкальные, книжные уголки;

·             иметься костюмерная с театральным реквизитом;

  • в худ уголке должен быть оформлен музей народно-прикладного искусства и детских поделок для занятий с детьми. Имеются в наличии предметы декоративно-прикладного искусства (дымковские глиняные игрушки, предметы хохломских, гжельских мастеров), необходимый художественный материал для рисования, лепки, аппликации и художественного конструирования, альбомы по ознакомлению с видами и жанрами искусства с методическими разработками по организации занятий с детьми. Оформлены карточки с «пошаговым» показом техники создания образа;

·             подобраны коллекции картин русских художников;

·             аудио и видеоаппаратура в группах и музыкальном зале;

·             творческий процесс должен сопровождаться художественной литературой, поэзией, музыкальными произведениями.

15 слайд

Нужно эффективно использовать раздевалки в групповых комнатах  - в них размещать выставки детских рисунков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_na_temu.docx24.91 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx1.89 МБ

Предварительный просмотр:

«Формы и методы ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников»

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.

2 слайд

Анкетирование родителей, которое проходило на средней старшей и подготовительных группах,  выявило:

  • Большинство ребят любят дома рисовать, раскрашивать. 20% ребят любят лепить и заниматься аппликацией, 0,5% - поют.
  • При виде красивого в природе или живописи все дети проявляют положительные эмоции: восторг, радость, некоторые даже смеются и хлопают в ладоши. Также – удивляются, интересуются.
  • 99% детей рисуют и мастерят дома по своей инициативе.
  • Все дети рассказывают родителям о том, что они хотят сделать, обращаются за помощью, и показывают готовые рисунки.
  • С ребенком дома занимаются – мама – 50%, папа – 10%, и мама и папа – 30%, бабушка, старшие братья и сестры -10%.
  • Большинство родителей видят эстетическое воспитание своих детей через посещение выставок, экскурсий. Некоторые считают, что необходимо участвовать в конкурсах рисунков, гулять чаще по городу и рассказывать историю, добавлять материал к тому, что он узнал в садике, показывать личный пример.
  • И зная все это  на вопрос – бывает ли ваш ребенок в музеях и на выставках – большинство родителей ответили – иногда, очень редко. 17,5% - ответили нет старший и подготовительный. 63% - средний возраст. Низок образовательный и духовный уровень современных родителей. Приоритетом становятся материальные ценности.
  • Всем родителям нравиться, как организовано и ведется эстетическое воспитание в нашем детском саду. Ответы – нам очень нравится наш детский сад, всеми мероприятиями довольны, детям очень нравиться посещать библиотеку, желают индивидуальные консультации.
  • Некоторые родители могут по возможности оказать помощь детскому саду – участвовать в выставках, спектаклях, оформление участка д/с.
  • Все родители оценили работу ДОУ (по 5 системе) на 5. Четверо  - на 4.

В современном обществе происходят социальные и экономические перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации в связи с ФГОС.

3 слайд

Согласно ФГОС ДО художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной,  и др.).

Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей.

Именно поэтому наш детский сад уделяет большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников. Оно является одним из направлений работы нашего детского сада.

4 слайд

Основная цель педагогического коллектива ДОУ - развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.

Реализация цели осуществляется через решение задач:

  • организация предметно-развивающей среды в группах ДОУ в художественно-творческой деятельности;
  • развитие продуктивной деятельности и творческого потенциала детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
  • использование нетрадиционных, интегрированных форм занятий;
  • приобщение к традициям родного края;
  • привлечение родителей и детей к народному творчеству и совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию.

5 слайд

Основными педагогическими условиями реализации художественно-эстетического развития являются:

  • создание обстановки эмоционального благополучия;
  • создание и обновление предметно-развивающей среды;
  • творческий подход к содержанию образования;
  • вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;
  • использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;
  • синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознакомлению детей с природой; использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности;
  • взаимодействие с семьями воспитанников;
  • преемственность в работе с учреждениями культуры.

Наша работа по художественно-эстетическому воспитанию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей.

Дошкольное учреждение работает в соответствии с «Образовательной программой дошкольного образования МБДОУ д/с №32»,

Программа худ. воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыкова

Л.В. Куцакова Занятия по конструированию из строительного материала. М.: Мозаика-Синтез, 2006г.

О.А. Скорлупова Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2006г.

А.В. Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду. СПб: КАРО, 2007г.

Ю.В. Рузанова Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности. СПб: КАРО, 2007г.

5-11 слайд

В детском саду функционируют кружки художественно-эстетической направленности: «Цветик-семицветик», «Яркие краски детства», «Каляка-маляка» - по изобразительной деятельности; «Мукосолька» - по тестопластике; «Затейники» - театральный; «Дошкольный фольклор». Цель кружковой работы – обогащение духовного мира детей различными средствами; формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие природных данных детей.

12 слайд

Организация учебно-воспитательного процесса реализуется через:

  • занятия по изобразительной деятельности,
  • занятия по музыкальному воспитанию,
  • театрализованную деятельность,
  • кружковую работу,
  • индивидуальную работу,
  • выставки детских работ,
  • посещение театров,
  • праздники, концерты, спектакли.

13 слайд

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды:

14 слайд

  • каждая группа детского сада должна быть эстетически оформлена в определенном стиле, оснащены театральные, игровые уголки в группах; центры искусства; музыкальные, книжные уголки;
  • иметься костюмерная с театральным реквизитом;
  • в худ уголке должен быть оформлен музей народно-прикладного искусства и детских поделок для занятий с детьми. Имеются в наличии предметы декоративно-прикладного искусства (дымковские глиняные игрушки, предметы хохломских, гжельских мастеров), необходимый художественный материал для рисования, лепки, аппликации и художественного конструирования, альбомы по ознакомлению с видами и жанрами искусства с методическими разработками по организации занятий с детьми. Оформлены карточки с «пошаговым» показом техники создания образа;
  • подобраны коллекции картин русских художников;
  • аудио и видеоаппаратура в группах и музыкальном зале;
  • творческий процесс должен сопровождаться художественной литературой, поэзией, музыкальными произведениями.

15 слайд

Нужно эффективно использовать раздевалки в групповых комнатах  - в них размещать выставки детских рисунков.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Художественно-эстетическое развитие дошкольников » Доклад: «Формы и методы художественно-эстетического развития дошкольников» Подготовила: ст. воспитатель Соколова Л.В.

Слайд 3

ФГОС ДО Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Слайд 4

Основная цель педагогического коллектива ДОУ - развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.

Слайд 5

Основными педагогическими условиями реализации художественно-эстетического развития создание обстановки эмоционального благополучия; создание и обновление предметно-развивающей среды; творческий подход к содержанию образования; вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов; использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей; синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознакомлению детей с природой; использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности; взаимодействие с семьями воспитанников; преемственность в работе с учреждениями культуры.

Слайд 6

«ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК» Руководитель: Доброхотова Л.С. В детском саду функционируют кружки художественно-эстетической направленности

Слайд 7

«ЯРКИЕ КРАСКИ ДЕТСТВА» Руководитель: Полушкина А.С.

Слайд 8

«КАЛЯКА - МАЛЯКА» Руководитель: Чернова О.В.

Слайд 9

«МУКОСОЛЬКА» Руководитель: Николаева Н.П.

Слайд 10

«ЗАТЕЙНИКИ» Руководитель: Гусева Т.К.

Слайд 11

«ДОШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР» Руководитель: Бурова Н.С.

Слайд 12

занятия по изобразительной деятельности, занятия по музыкальному воспитанию, театрализованную деятельность, кружковую работу, индивидуальную работу, выставки детских работ, персональные выставки, посещение театров, праздники , концерты, спектакли. Организация учебно-воспитательного процесса реализуется через:

Слайд 13

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды

Слайд 16

1 . Продолжать осуществлять комплексный подход к художественно - эстетическому воспитанию и развитию детей, гармонично сочетая все формы организации их художественной деятельности, создавая условия для развития самостоятельной творческой деятельности в уголках изобразительной и театральной деятельности. 2. Развивать художественный вкус, творческие способности и креативность детей, желание осуществлять свои замыслы с помощью умений, полученных ранее, знакомя их не только с основными видами искусства, но и со всеми жанрами, доступными детскому восприятию, побуждая их к эстетическому восприятию окружающего мира и предметов изготовленными самостоятельно, либо совместно со сверстниками. 3. Для развития творческой активности детей использовать экскурсии, игры, формы элементарной поисковой и проектной деятельности. (ответственные педагоги групп, срок - постоянно). 4. Для формирования навыков использования в речи вежливых слов и выражений, соблюдения этикета использовать перспективный план работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с правилами этикета. (ответственные педагоги групп, срок - постоянно). 5. Подготовить творческие работы детей к выставкам: - «Мой папа служил…» (ответственные - педагоги групп, срок – 12.02.2016) - «Для милой мамочки» (ответственные - педагоги групп, срок – 27.02.2016) - «К звездам» (ответственные - педагоги групп, срок – 01.04.2016) - «Наше творчество», выставка-презентация детских работ по кружковой деятельности (ответственные – руководители кружков, срок – 12.04.2016). - «С Днем Победы!» (ответственные - педагоги групп, срок – 03.05.2016) 6. Подготовить консультации для родителей и выставить на сайте детского сада (ответственные – Николаева Н.П., Соколова Л.В., срок – 11.04.2016). 7. Смотр-конкурс «Зона художественно-эстетического развития (ответственные - педагоги групп, срок – 01.04.2016) РЕШЕНИЕ ПЕД. СОВЕТА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация на тему: "Формы и методы ДОУ по художественно-эстетическому развитию в условиях ФГОС ".

Как обозначено в ФГОС ДО, художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобрази...

Мастер-класс «Использование исследовательского метода в области художественно-эстетического воспитания. Техника рисования «ЭБРУ»

Форма проведения: педагогическая мастерская.  Участники: педагоги  ДОУ.Цель мастер-класса: обучение участников мастер-класса использованию исследовательского метода в области художестве...

Формы и методы работы по художественно эстетическому развитию в подготовительной группе

Художественно-эстетическое развитие — процесс и результат становления и углубления способностей визуального и эмоционального восприятия красоты внешнего мира, сферы искусства, а также развитие с...

Формы и методы работы по художественно эстетическому развитию в подготовительной группе.

Художественно-эстетическое развитие — процесс и результат становления и углубления способностей визуального и эмоционального восприятия красоты внешнего мира, сферы искусства, а также развитие с...

Выступление на пед.совете "Инновационные методы работы по художественно-эстетическому воспитанию детей"

Тема:"Художественно-эстетическое развитие детей и создание комфортной обстановки в ДОУ"...

Современные формы и методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов России.

Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особе...