Программа по кляксографии
рабочая программа по аппликации, лепке на тему
Программа по художественно-эстетическому направлению способствует развитию художественного вкуса, художественных способностей и склонностей детей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа восприятия мира. В программе представлены современные идеи и актуальные направления развития культуры, социальной сферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_klyaksografii.docx | 46.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании кафедры педагогики, психологии и частных методик специальности 050144 Дошкольное образование» Протокол № ______от_______2015 г. Зав. кафедрой _________Дробышева О.А. | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР _____А.Г. Малышкина «______»________2015 г. |
Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования «Педагогический колледж г. Тамбова»
Программа
по художественно-эстетическому направлению
«Кляксография»
Срок реализации программы: 1 год
Кол-во часов: 32
Возраст детей: 5-6 лет
Составитель: Савина Е.А.,
преподаватель специальных дисциплин.
Тамбов, 2015
Пояснительная записка
Программа по художественно-эстетическому направлению способствует развитию художественного вкуса, художественных способностей и склонностей детей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа восприятия мира. В программе представлены современные идеи и актуальные направления развития культуры, социальной сферы.
Данная программа разработана в соответствии с ФГОС ДО и направлена на:
• создание условий для развития ребенка;
• развитие мотивации к познанию и творчеству;
• обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
• приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
• профилактику асоциального поведения;
• создание условий для творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;
• интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
• укрепление психического и физического здоровья;
• взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Программа разработана с целью развития творческого воображения и художественных способностей дошкольников, что в дальнейшем будет способствовать раннему выявлению художественной одаренности дошкольников в более старшем возрасте. Необходимым условием развития творческого воображения детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческой.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективное её развитие начинается с дошкольного возраста. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.
Кляксография — это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Кляксография развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, сочинять и воображать. Всё необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, возможно перельются друг в друга, и какой будет окончательный результат. Такое занятие будет интересно и взрослым, и детям. И не только интересно - но и полезно: например, в качестве артикуляционной гимнастики. Рисование выдуванием через трубочку укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы.
Новизна и инновационная значимость программы в том, что в изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающих детей действовать в рамках предложенных им схем, образцов, представлений. Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, а не просто вынуждают механически выполнять то, что предлагает им педагог.
Задача педагога предоставить свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Такой подход раскрепощает ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится. На занятиях создаются условия свободного творчества: ребенок может делать на листе пятна, мазки, раскрепощено работать кистью и карандашом во всех направлениях, применять сочетание разных художественных материалов и техник исполнения.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является связующим понятием в системе эстетического воспитания, обучения и развития младших школьников. Использование в работе музыкальных и литературных образов повышает художественно-творческую активность детей, которая начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы. Объясняя детям, что художник не глазами, а душой смотрит на мир, стремясь увидеть его суть, любуясь им, необходимо подвести детей к пониманию того, что красота в природе, красота и добро в жизни, красота в искусстве неотделимы.
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе :
- Развивает уверенность в своих силах .
- Способствует снятию детских страхов.
- Учит детей свободно выражать свой замысел.
- Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
- Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами.
- Развивает мелкую моторику рук.
- Развивает творческие способности, воображение.
- Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Цель программы: Развитие художественно-творческих способностей старших дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи программы:
1.Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать её выразительные возможности
2. Вызвать интерес к «оживлению» необычных форм (клякс), учить дорисовывать детали объектов для придания им законченности и сходства с реальными образами; учить видеть необычное в обычном.
3.Развивать образное мышление, гибкость мышления, восприятие, воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности; воспитывать аккуратность в рисовании красками.
4.Создать условия для формирования творческой активности и художественного вкуса.
5.Формировать чувства цвета, формы.
Отличительной особенностью программы «Кляксография» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов.
Форма и режим занятий
Программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста. Срок реализации программы –1год. Основной формой работы являются групповые занятия, индивидуальная работа. Количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 32 занятия. Длительность занятия 25-35 мин. в зависимости от возраста).
На занятиях по всем темам на изложение теоретического материала отводится 3-5 минут, остальное время – практическая работа. В течение всего занятия педагог контролирует ход выполнения задания, дает пояснения, оказывает необходимую помощь. Теоретический материал (рассказ, беседа) сочетается с демонстрацией наглядных пособий. Еще одной формой подведения итогов работы в объединении для учащихся является представление работы на различные выставки.
Ожидаемые результаты программы:
-Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
-Развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности .
-Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами.
- Развитие креативности.
-Индивидуальный «почерк» детской продукции.
- Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа.
-Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.
- Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.
- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
-Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года.
Мониторинг
Для отслеживания результативности работы программой предусмотрен мониторинг образовательной деятельности детей, который включает в себя следующие методики:
Методика «Нарисуй что-нибудь»
Методика «Нарисуй что-нибудь» - одна из наиболее популярных проективных методик – создана советским и российским психологом Р. С. Немовым.
Обработка результатов:
Качество рисунка оценивается по следующим критериям:
5 баллов —ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто необычное, свидетельствующее о незаурядной фантазии, богатом воображении. Детали и образы рисунка тщательно проработаны.
4 балла —ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, красочное, эмоциональное. Детали рисунка проработаны неплохо.
3 балла— ребенок придумал и нарисовал то, что не является новым, но несет в себе элемент творческой фантазии. Рисунок оказывает на зрителей определенное эмоциональное впечатление.
2 балла— ребенок нарисовал что-то очень простое, неоригинальное. Фантазия просматривается слабо. Детали не очень хорошо проработаны.
0-1 балл— за отведенное время ребенок так и не сумел ничего нарисовать или нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
Выводы об уровне развития
5 баллов- очень высокий;
4 балла- высокий;
3 балла- средний;
2 балла- низкий;
0-1 балла- очень низкий.
Данная методика была адаптирована для детей младшего возраста, используя игровой момент: ребенку предлагалось нарисовать какое-нибудь вымышленное создание, с каким он сможет потом играть. После того как ребенок понял механизм выполнения задания, экспериментатор предложил посмотреть на картинку, которую он нарисовал сам и сказать, что он видит, при этом фиксировалось целостность и фрагментарность воображения и восприятия данного изображения.
Методика «Неполные фигуры»
Ребенку предлагается ознакомиться с картинками, на которых изображены части геометрических фигур (круг, квадрат). При проведении методики давалась инструкция: «Посмотри на этот лист. Здесь нарисованы части фигур. Дорисуй их так, чтобы получилась картинка».
Количественная оценка результатов обследования:
5 баллов- дорисовывает обе фигуры не смотря на пример
2 балла- дорисовывает только одну фигуру не смотря на пример
3 балла- дорисовывает обе фигуры смотря на пример, либо одну фигуру самостоятельно ,а другую опираясь на образец
2 балла- дорисовывает одну фигуру смотря на пример
0-1 балл- за отведенное время ребенок так и не сумел ничего нарисовать или нарисовал лишь отдельные штрихи и линии
Выводы об уровне развития
5 баллов —очень высокий;
4 балла —высокий;
3 балла —средний;
2 балла— низкий;
0-1 балла —очень низкий.
Перед тем как начать обследования, для того чтобы ребенок понял инструкцию, проводится предварительная работа, которая заключается в том, что экспериментатор на глазах у ребенка, рисует квадрат и круг и дорисовывает одну из фигур, далее предлагает ребенку продолжить и дорисовать вторую, после того как ребенок понял инструкцию экспериментатор предлагает заготовленные заранее шаблоны (бумага формат А4 с изображенными кругами). Дети рисуют пальчиками.
К концу года умения детей должны расшириться и совершенствоваться. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков, является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное. Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике . Критика работ не допускается. Приветствуется составление рассказа ребёнком о выполненной работе. Рисунки , выполненные детьми, служат отчётным материалом работы, они могут быть выставлены на выставке в конце занятия, отчётного периода, по итогам учебного года.
Учебно – тематический план
месяц | тема | Программное содержание | количество занятий |
сентябрь | «Нарисуй что-нибудь» | Педагогическая диагностика | 1 |
«Неполные фигуры» | Педагогическая диагностика | 1 | |
Чем и как рисуют художники | Знакомство с художественными инструментами и материалами, различными техниками изобразительной деятельности, творчеством художников нашего города, края. | 1 | |
Три волшебных цвета | Изучение трех основных цветов: красного, синего и желтого. Рисование акварелью воздушных шаров в технике кляксография. | 1 | |
октябрь | Рудуга-дуга - все цвета собрала | Изучение всех цветов радуги, цветового спектра, цветового круга. Повторение трех основных цветов и знакомство с тремя дополнительными цветами - оранжевым, фиолетовым и зеленым цветами. Изображение акварелью под веселую музыку радостную Радугу-дугу. | 1 |
Холодный дождик | Упражнение в технике «Кляксография с трубочкой» | 1 | |
Небесные переливы | Рисование двух разнохарактерных рисунка с изображением неба. | 1 | |
Золотая осень | Знакомство с творчеством И.Левитана, изображение с натуры акварелью красочных осенних листьев, закрепляя навыки работы на палитре. | 1 | |
ноябрь | Кленовый лист | Изображение с натуры акварелью красочных осенних листьев, закрепляя навыки работы на палитре. | 1 |
Художник любуется природой | Изображение с натуры акварелью красочных осенних листьев, закрепляя навыки работы на палитре. | 1 | |
Осенний день | Беседа на природе об осенних приметах, разнообразии деревьев и кустарников, анализ репродукций с изображением поздней осени, чтобы убедиться о разнообразии красок осени, загадывание осенних загадок. Работа выполняется акварелью. | 1 | |
Осенний натюрморт | Составление различных натюрмортов. | 1 | |
декабрь | Капелька за капелькой | Упражнение в технике «Кляксография с трубочкой» | 1 |
Царство деревьев | Совершенствовать умения в данных техниках. Учить отображать облик разных деревьев наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа | 1 | |
В гостях у сказки | Беседа о творчестве Г.Х.Андерсена, автора произведения «Снежная королева». Творческое рисование снежного замка. | 1 | |
Узоры деда Мороза | Закрепление знаний о народном декоративно-прикладном искусстве, об украшении заданной формы узором с использованием природных мотивов, умение сочетать традиционную и нетрадиционную технику рисования. | 1 | |
январь | Рождественский ангел | Беседа о рождественском празднике. Видеоматериал. Рисование к рождественской сказке, акварелью рождественского ангелочка, закрепляя навыки о трех основных цветах. | 1 |
Зимняя сказка | Изучение и наблюдение зимней природы: жизнью деревьев, зимних птиц, небом и т.д. Знакомство с произведениями живописи и рисунка известных художников о зиме (Юон, Грабарь). | 1 | |
Замок Снежной Королевы | Беседа о творчестве Г.Х.Андерсена, автора произведения «Снежная королева». Творческое рисование снежного замка. | 1 | |
февраль | Хрустальный город | Рисование зимних домов способом раздувания из трубочки клякс. | 1 |
Волшебные снежинки | В изображении снежинки используется способ «Кляксография с трубочкой». | 1 | |
Февральская лазурь | Анализ чувств вызванных зимней природой, загадывание загадок и зиме, чтение стихов, изучение репродукций, передача впечатлений в рисунке | 1 | |
март | К нам спешит Весна-красна | Изучение и наблюдение весенней природы: жизнью деревьев, небом. Изображение весенней природы. | 1 |
Выдуманные животные | Работа в нетрадиционной технике «кляксография». Развитие воображения, творчества, в дорисовывании предметов. | 1 | |
Весенняя капель | Наблюдение на улице за признаками весны, таянием сосулек. Закрепление навыков работы способом раздувания из трубочки клякс. | 1 | |
апрель | Птичий переполох | Беседа об истории и традиции праздника «Благовещение»: обычай выпускать весной на волю птиц. Коллективное, декоративное рисование. | 1 |
Солнечный зайчик | Изучение и анализ стихотворения А. Бродского «Солнечный зайчик». В ходе занятия поиграть с детьми в игру «Ловим солнечных зайчиков» с помощью зеркала, параллельно изображая их на листе красками. | 1 | |
Весенний букет | Изучение строения весенних цветов: тюльпанов, нарциссов, ландышей и т.д. Познакомится с правилами составления букетов, с понятиями «икебана», «флористика». Ребята рисуют акварелью цветок тюльпана. | 1 | |
Чудо-бабочка | Рассматривание иллюстраций с разными видами бабочек. Изображение бабочек нетрадиционной техникой рисования «Кляксография» . | 1 | |
май | Тайны подводного царства | Путешествие в виде игры в подводный мир, изучение обитателей морей и океанов. Изображение жителей подводного мира нетрадиционной техникой рисования «Кляксография» | 1 |
Вот и лето пришло | Итоговое праздничное мероприятие, проводимое совместно с родителями. Разгадывание кроссвордов, ребусов, проведение викторин, игр для закрепления полученных умений и навыков. Выставка детского творчества | 1 | |
| «Дорисуй!» | Педагогическая диагностика | 1 |
Всего: 32 часа |
Содержание программы:
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное изображение, физминутки, пальчиковая гимнастика, рассматривание иллюстраций, наглядные пособия, использование художественного слова и т п.
Этапы работы:
На 1 этапе – репродуктивном ведется активная работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
На 2 этапе - конструктивном ведется активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник, в умении передавать выразительный образ.
На 3 этапе - творческом дети самостоятельно используют нетрадиционные техники для формирования выразительного образа в рисунках.
Средства: - совместная деятельность педагогас детьми;
- самостоятельная деятельность детей;
- предметно-развивающая среда.
Структура занятий программы:
Мотивация детей.
С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно- игровая форма преподнесения материала. Главный игровой персонаж программы сказочная Клякса Вакса расколдовав которую с помощью шуточного заклинания ребята отправляются с ней в удивительную страну Чудес Нетрадиционного рисования . Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры- путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Педагог выступатает в роли Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии.
Методическое обеспечение программы
- Репродукции художников.
- Тематическая литература
– Наглядный материал (иллюстрации, фотографии, зарисовки)
- Изобразительный материал для продуктивной деятельности.
- Цикл конспектов непосредственно образовательной деятельности.
- Конспекты экскурсий.
- Беседы.
- Цифровые образовательные ресурсы.
- Мультимедийные презентации.
- Дидактические игры.
- Выставки рисунков, поделок.
- Буклеты.
– Музыкальное сопровождение.
Условия реализации программы
Большое значение имеет помещение, отводимое для занятий. Оно должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям: быть сухим, светлым, тёплым, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией, с площадью, достаточной для проведения занятий. Для проветривания помещений должны быть предусмотрены форточки, а также в помещении необходимо нахождение комнатных растений, способствующих очищению воздуха.
Стены кабинета должны быть окрашены в светлые тона. Столы необходимо расположить таким образом, чтобы свет падал с левой стороны или слева и спереди рисующего ученика. Лучше если это будут мольберты.
Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для ведения занятий необходимо иметь книги, альбомы, журналы с иллюстрациями, крупные таблицы образцов, элементов и приёмов росписи, технические рисунки, муляжи, а также очень важно - аудио и видео аппаратуру, мультимедийную и интерактивную системы.
Для выполнения личных программных работ учащимся необходимо иметь инструменты и материалы:
- Художественную кисть. Желательно использовать жесткие кисточки. Порой дети, чтобы изобразить кляксу большого размера прибегают к помощи зубной щетки.
- Краски. В этом виде искусства применяют только жидкую акварель.
- Картон или лист белой бумаги.
- Емкость для воды.
- Ватные палочки.
Список литературы
1. Александрова Т.Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
2.Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
3. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
4. . Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
5. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
6. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
7. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
8. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
9. Комарова Т.С «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» – М., 2006.
10. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с
11. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
12. И.А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет. Москва 2007г
13. И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду средняя к школе группа; планирование, конспекты, методические рекомендации. Москва 2008г.
Приложение
Анкета для родителей « Что рисует Ваш ребёнок?»
- Как Вы оцениваете интерьер и оформление группы с художественно-эстетической точки зрения? Ваши пожелания по оформлению группы_____________________________________________________________________
Вы знаете, какие занятия по изобразительной деятельности есть в детском саду?___________________________________________________________________
Какую оценку Вы даёте уровню изобразительной деятельности своего ребёнка? Чему он научился за прошедший год? Что Вам нравится или не нравится в его работах?_____________________________________________________________________
Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для творческого проявления детей?__________________________________________________________________
Часто ли Ваш ребёнок в домашней обстановке проявляет интерес к изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации)? Что Вы делаете, чтобы поддержать это желание?_____________________________________________________________
Знаете ли Вы, как правильно устроить рабочее место ребёнка, где он мог бы заниматься изобразительной деятельностью?________________________________
Вы храните рисунки своего ребёнка?________________________________________
Вы посещаете с Вашим ребёнком музеи изобразительного искусства, выставки? Какие?__________________________________________________________________
В вашей группе имеется наглядная информация по развитию у детей навыков изодеятельности? Насколько она полезна для Вас:
Информация отсутствует;
Информация есть, но воспитатель никогда не обращает на неё наше внимание;
Информация есть, но крайне скудная;
Я не обращаю на неё внимания;
Информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;
Информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное;
Наглядная информация интересна и полезна для меня.
10.Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме художественно-эстетического развития Вашего ребёнка?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рисование воздухом (кляксография)
Рисование воздухом (кляксография) "Загадочные струйки"...
Консультация для родителей "Кляксография"
ГОЛУБЕВА СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНАКляксографияКляксография– это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы....
Конспект занятия по изо деятельности "Весёлые кляксы" (кляксография)
Коспект занятия по изодеятельности, на развитие творческого воображения, с использованием нетрадиционных приёмов рисования(кляксография)...
«Кляксография: развиваем воображение»
Многолетний опыт педагогической работы показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как, не владея оп...
Мастер-класс по кляксографии в средней группе
Масстер-класс по кляксографии для средней группы доу....
Конспект НОД по кляксографии «Весёлые кляксы» Нетрадиционная техника: кляксография обычная.
нетрадиционная техника рисования...
Конспект рисования в технике кляксография «Цветочек в горшочке» для детей 6-7 лет по программе дополнительного образования
Цель: Развитие у детей воображения посредством нетрадиционнойтехники рисования - кляксография.Задачи:Обучающие: Познакомить детей с нетрадиционной художественной техникой кляксогра...