Проект "Заглянула осень к нам"
проект (подготовительная группа)
Творческий долгосрочный проект в подготовительной группе по теме "Осень"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка теме "Осень" | 33.82 КБ |
Дополнительный материал к проекту "Заглянула осень к нам!" | 319.78 КБ |
Фото отчёт о работе по проекту | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение дет. сад №11 комбинированного вида ст . Новощербинововская.
Творческий проект
в группе компенсирующей направленности по теме:
« Заглянула осень к нам ».
Разработала и выполнила
воспитатель: Алещенко О.В.
2016 г.
Тип и вид проекта: творческий, групповой, долгосрочный.
Участники проекта: воспитатель Алещенко О.В., дети гр. компенсирующей направленности, родители.
Продолжительность проекта: 3 месяца.
Актуальность: развивать творческие способности детей, воображение, мелкую моторику, речь; способствовать развитию предпосылок учебной деятельности.
Цель: использование детских работ в оформлении группы детского сада; формирование эстетического восприятия окружающего мира; способствовать творческому и речевому развитию детей.
Задачи проекта:
- создание доброжелательной обстановки в свободной творческой деятельности;
- развитие эстетического восприятия детей через наблюдение мира природы на экскурсиях, прогулках, иллюстрациях и картинах художников;
- расширять и систематизировать знания детей об осени;
- учить детей изображать и выполнять несложные сюжеты, предметы объектов природы под руководством воспитателя;
- создать индивидуальные и коллективные пейзажные композиции;
- активизировать речь детей;
- сформировать активность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.
Ожидаемые результаты по образовательным областям:
- познавательное развитие : расширение знаний о сезонных изменениях в природе, об их причинах; совершенствовать знания о видах творческой деятельности; продолжать знакомить с художниками, их работами; учить детей чувствовать настроение, выраженное в поэтическом слове, живописи.
- речевое развитие: активизация и обогащение словарного запаса детей образной лексикой по теме проекта, формирование умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу; знание стихотворений об осени.
- социально-коммуникативное развитие: формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни; развивать свободное общение детей со сверстниками, воспитателем, родителями.
- художественно-эстетическое развитие: достижение положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с произведениями живописи, поэзии; развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
- физическое развитие: повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей.
Предварительная работа: выбор темы проекта; определение цели и задач проекта; составление плана работы; изучение и подбор литературы; подготовка оборудования и материала; предварительная работа с родителями.
Выполнение проекта:
- Совместное создание эстетической среды в группе:
- оформление родителями уголка поделками на осеннюю тематику;
- оформление папок – раскладушек по темам: «Что нам осень принесла», «Природа осенью».
- украшение уголка природы букетами из листьев и цветов
- Рассматривание наглядных материалов и пособий , предметов и явлений для развития образного восприятия:
- папки: «Природа осенью», «Что нам осень принесла», «Осенние работы», «Осень», «Как животные готовятся к зиме»
- картина И. Шишкин «Ранняя осень»
- картина Е. Волков «Октябрь»
- И. Бродский «Поздняя осень»
- презентация «Осень в нашем крае»
ЦОР: мультимедийная презентация «Осень в нашем крае»
3. Овладение детьми доступных творческих умений и навыков в своей работе:
- аппликация из бумаги и природных материалов;
- рисование техникой «печатание», «кляксография». «рисование свечой»;
- обучение нетрадиционным техникам составления коллажа;
- совместная вечерняя деятельность детей и воспитателя;
- сбор листьев и семян для гербария.
4. Наблюдение природы:
- прогулки с детьми и наблюдение за сезонными изменениями в
природе, за листопадом, ветром, дождём, за улетающими в тёплые края птицами;
- экскурсия в парк и по территории детского сада.
- Знакомство с художниками и рассматривание произведений
живописи:
- И. Левитан « Золотая осень»
- И. Бродский «Опавшие листья»
- И. Остроухов «Золотая осень»
- В. Попков «Осенние дожди. Пушкин»
- А. Герасимов «Дары осени»
6. Чтение художественной литературы о природе и явлениях, происходящих в ней.
- народные пословицы и поговорки;
- загадки про осенние явления природы;
- стихи про осень:
А.С. Пушкин « Уж небо осенью дышало…»
И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной… »;
К. Бальмонт «Осень»;
А. Майков «Осенние листья»;
Е. Трутнева «Листопад», «Улетает лето»;
- составление рассказов об осени из личного опыта и по картинам и иллюстрациям;
- рассказы и сказки об осени:
Русская народная сказка "Мужик и медведь"
Г. Скребицкий «Художник-Осень ("Четыре художника")
В. Бианки "Осень" (из сказки-рассказа "Синичкин календарь")
И. С. Соколов-Микитов "Перед зимой"
Домаренок Татьяна "Усталый дождик"
Домаренок Татьяна "Золотая осень на школьном дворе"
Туркменская народная сказка "Ярты-гулок и виноградник
соседа»
- Выполнение НОД:
- «Ознакомление с окружающим миром »:
И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва: «Начало осени», «Изменения в жизни растений и животных осенью», «Осень», «Поздняя осень».
- «ИЗО»:
Т. С. Комарова: «Корзинка с грибами» (лепка), «Золотая осень» (рисование), «Грибы, овощи, фрукты» (лепка), «Ветка рябины» (рисование с натуры), «Вазы с фруктами, ветками и цветами» (рисование), «Поздняя осень» (рисование) .
- «Экология»:
О.А. Воронкевич: « Посещение кафе «Дары осени», «Экскурсия в парк: «Как растения готовятся к зиме», «Беседа: «Унылая пора! Очей очарованье!...» , «Путешествие в осенний лес».
8. Работа с родителями:
- сбор материала для создания альбомов и папок – раскладушек
- оформление выставки семейных работ «Осенний калейдоскоп»
- наблюдения с детьми по дороге в детский сад или домой
- сбор интересных предметов неживой природы
- составление с детьми небольших сказок про листочек дерева
- Презентация проекта:
- оформление группы детскими работами и поделками родителей.
Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности по проектной деятельности «Заглянула осень к нам!»
недели | Вид деятельности | Мероприятие |
1-9 сентября | Создание эстетической обстановки в группе | Оформление родителями уголка поделками на осеннюю тематику; |
Рассматривание наглядных материалов и пособий, предметов и явлений для развития образного восприятия | Рассматривание папки: «Природа осенью – сентябрь» Игра: «Найди такой же листок» | |
Овладение детьми доступных творческих умений и навыков в своей работе | Аппликация из кусочков бумаги Рисование жгутиками из пластилина | |
Наблюдения в природе | Наблюдения за сезонными изменениями | |
Знакомство с художниками и рассматривание произведений живописи: | Знакомство с творчеством И. Шишкина. Рассматривание картины «Ранняя осень» | |
Чтение художественной литературы о природе и явлениях, происходящих в ней. | Н. М. Грибачёв «Рыжие листья» К. Д. Ушинский «Пчела и мухи» | |
Работа с родителями: | Помощь в сборе интересного природного материала (кора деревьев, ракушек и т.д.) | |
Выполнение НОД | И. А. Морозова, М.А. Пушкарёва «Начало осени» | |
12-16 сентября | Создание эстетической обстановки в группе | Украшение группы на осеннюю тематику (листочки, грибочки….) |
Рассматривание наглядных материалов и пособий, предметов и явлений для развития образного восприятия | Рассматривание папки: «Что нам осень принесла»; Создание гербария. | |
Овладение детьми доступных творческих умений и навыков в своей работе | Рисование карандашами Объёмная аппликация | |
Наблюдения в природе | Наблюдение за цветником | |
Знакомство с художниками и рассматривание произведений живописи: | Беседа по картине И. Шишкина «Ранняя осень». | |
Чтение художественной литературы о природе и явлениях, происходящих в ней. | Русская народная сказка «Мужик и медведь». Загадывание загадок об осени. | |
Работа с родителями: | Наблюдение с детьми за изменениями в природе по дороге в детский сад | |
Выполнение НОД | Т.С. Комарова «Корзинка с грибами»-лепка О.А. Ворнкевич «Путешествие в осенний лес» | |
19-23 сентября | Создание эстетической обстановки в группе | Оформление папки « Что нам осень принесла» |
Рассматривание наглядных материалов и пособий, предметов и явлений для развития образного восприятия | Просмотр мультимедийной презентации: «Осень в нашем крае». Упражнение «Осенью». | |
Овладение детьми доступных творческих умений и навыков в своей работе | Рисование методом «Печатания» Аппликация из природнего материала | |
Наблюдения в природе | Наблюдение за травой | |
Знакомство с художниками и рассматривание произведений живописи: | Знакомство с творчеством А. Герасимова. Рассматривание картины «Дары осени». | |
Чтение художественной литературы о природе и явлениях, происходящих в ней. | Г. Скребицкий «Художник – осень» А. Пушкин «Уж небо осенью дышало….» | |
Работа с родителями: | Совместное рисование с детьми «Осень у меня дома» | |
Выполнение НОД | О.А. Воронкевич «Посещение кафе «Дары осени» | |
26-30 сентября | Создание эстетической обстановки в группе | Выставка первых детских работ в уголке «Осенний калейдоскоп» |
Рассматривание наглядных материалов и пособий, предметов и явлений для развития образного восприятия | Рассматривание картины Е. Волкова «Октябрь». Упражнение «Подбери предметы к признакам». | |
Овладение детьми доступных творческих умений и навыков в своей работе | Лепка из пластилина Рисование методом: «Кляксография» | |
Наблюдения в природе | Наблюдение за небом | |
Знакомство с художниками и рассматривание произведений живописи: | Рассматривание картины А, Герасимова «Дары осени». | |
Чтение художественной литературы о природе и явлениях, происходящих в ней. | Н. Сладков «Осень на пороге». Пословицы и поговорки про осень. | |
Работа с родителями: | Заучивание с детьми наизусть стих. А. Арикеева «Наступила Осень» | |
Выполнение НОД | Т.С. Комарова «Золотая осень» -рисование | |
3-7 октября | Создание эстетической обстановки в группе | Оформление папки «Природа осенью» |
Рассматривание наглядных материалов и пособий, предметов и явлений для развития образного восприятия | Рассматривание папки: «Природа осенью – октябрь». Игра «К нам осень пришла». | |
Овладение детьми доступных творческих умений и навыков в своей работе | Рисование восковыми мелками Рисование жгутиками из пластилина | |
Наблюдения в природе | Наблюдение за перелётными птицами | |
Знакомство с художниками и рассматривание произведений живописи: | Знакомство с творчеством И. Левитана. Рассматривание картины «Золотая осень». | |
Чтение художественной литературы о природе и явлениях, происходящих в ней. | В. Сутеев «Яблоко» К. Лукашевич «Осень» | |
Работа с родителями: | Зарисовать с детьми домашние древья и рассказать о них | |
Выполнение НОД | И.А. Морозова, м.А. Пушкарёва «Изменения в жизни растений и животных осенью» | |
10-14 октября | Создание эстетической обстановки в группе | Пополнение родителями уголка своими поделками |
Рассматривание наглядных материалов и пособий, предметов и явлений для развития образного восприятия | Рассматривание папки: «Что нам осень принесла». Игра «Найди по описанию». | |
Овладение детьми доступных творческих умений и навыков в своей работе | Объёмная аппликация Рисование техникой «Кляксография» | |
Наблюдения в природе | Наблюдение за берёзой | |
Знакомство с художниками и рассматривание произведений живописи: | Рассматривание и беседа по картине И. Левитана «Золотая осень» | |
Чтение художественной литературы о природе и явлениях, происходящих в ней. | В. Бианки «Осень» И. Бунин «Листопад» | |
Работа с родителями: | Понаблюдать за погодой на выходных, сделать зарисовки | |
Выполнение НОД | Т.С. Комарова «Грибы, овощи, фрукты» - лепка. И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва «Осень» | |
17-21 октября | Создание эстетической обстановки в группе | Смена тематического украшения в группе; смена работ детей в уголке |
Рассматривание наглядных материалов и пособий, предметов и явлений для развития образного восприятия | Просмотр иллюстраций по теме: «Осенние работы». Упражнение: «Один -много». | |
Овладение детьми доступных творческих умений и навыков в своей работе | Рисование свечой Создание нетрадиционного коллажа | |
Наблюдения в природе | Наблюдение за дождём | |
Знакомство с художниками и рассматривание произведений живописи: | Рассматривание и беседа по картине И. Левитана «Золотая осень». | |
Чтение художественной литературы о природе и явлениях, происходящих в ней. | Т. Домарёнок «Осень» А. Майков «Осенние листья по ветру кружатся….» | |
Работа с родителями: | Совместное домашнее творчество по выбору | |
Выполнение НОД | О.А. Воронкевич «Экскурсия в парк: «Как растения готовятся к зиме». | |
24-28 октября | Создание эстетической обстановки в группе | Украшение уголка природы осенней композицией из листьев и цветов |
Рассматривание наглядных материалов и пособий, предметов и явлений для развития образного восприятия | Рассматривание папки: «Как животные готовятся к зиме». Игра «Угадай слово». | |
Овладение детьми доступных творческих умений и навыков в своей работе | Создание нетрадиционного коллажа Аппликация из кусочков бумаги | |
Наблюдения в природе | Наблюдение за облаками | |
Знакомство с художниками и рассматривание произведений живописи: | Знакомство с творчеством И. Остроухова. Рассматривание картины «Золотая осень». | |
Чтение художественной литературы о природе и явлениях, происходящих в ней. | Т. Домарёнок «Усталый дождик» К. Бальмонт «Осень» | |
Работа с родителями: | Понаблюдать за осенними работами людей | |
Выполнение НОД | Т.С. Комарова «Ветка рябины» - рисование с натуры | |
31-4 ноября | Создание эстетической обстановки в группе | Украшение окна на осеннюю тему в коридоре |
Рассматривание наглядных материалов и пособий, предметов и явлений для развития образного восприятия | Рассматривание папки: « Природа осенью – ноябрь». Игра «Найди слово». | |
Овладение детьми доступных творческих умений и навыков в своей работе | Рисование пальчиками Аппликация из бумаги | |
Наблюдения в природе | Наблюдение за животными | |
Знакомство с художниками и рассматривание произведений живописи: | Рассматривание и беседа по картине И. Остроухова «Золотая осень». | |
Чтение художественной литературы о природе и явлениях, происходящих в ней. | Т. Домарёнок «Золотая осень на школьном дворе» Народные приметы в ноябре | |
Работа с родителями: | Сбор материала для создания папок - раскладушек | |
Выполнение НОД | Т.С. Комарова «Вазы с фруктами, ветками и цветами»-рисование | |
7-11 ноября | Создание эстетической обстановки в группе | Размещение в уголке стихов об осени с иллюстрациями, смена тематического украшения в группе (тучки, дождь…..) |
Рассматривание наглядных материалов и пособий, предметов и явлений для развития образного восприятия | Изучение картины и. Бродского «Поздняя осень». Упражнение «Доскажи словечко». | |
Овладение детьми доступных творческих умений и навыков в своей работе | Рисование техникой «Печатания» Лепка из солёного теста | |
Наблюдения в природе | Наблюдение за положением и яркостью солнца в течение дня | |
Знакомство с художниками и рассматривание произведений живописи: | Знакомство с творчеством И.Бродского. рассматривание картины «Опавшие листья». | |
Чтение художественной литературы о природе и явлениях, происходящих в ней. | Туркменская народная сказка «Ярты – гулок и виноградник соседа» | |
Работа с родителями: | Создание с детьми домашнего гербария | |
Выполнение НОД | И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва «Поздняя осень» | |
14 -18 ноября | Создание эстетической обстановки в группе | Смена работ детей в уголке «Осенний калейдоскоп», пополнение уголка родительскими поделками. |
Рассматривание наглядных материалов и пособий, предметов и явлений для развития образного восприятия | Просмотр созданного ранее гербария. Игра: «С какой ветки детки» | |
Овладение детьми доступных творческих умений и навыков в своей работе | Рисование жгутиками из пластилина Аппликация из бумаги | |
Наблюдения в природе | Наблюдение за дождём из окна | |
| Знакомство с художниками и рассматривание произведений живописи: | Рассматривание и беседа по картине И. Бродского «Опавшие листья». |
Чтение художественной литературы о природе и явлениях, происходящих в ней. | Э. Шим «Белые штаны» Е. Трутнева «Листопад» | |
Работа с родителями: | Найти с детьми интересный листочек и придумать о нём сказку. | |
Выполнение НОД | Наблюдение из окна за ветром. | |
21-30 ноября | Создание эстетической обстановки в группе | Выставка всех работ детей |
Рассматривание наглядных материалов и пособий, предметов и явлений для развития образного восприятия | Рассматривание папки: «Осень». Упражн: «Продолжи предложение». | |
Овладение детьми доступных творческих умений и навыков в своей работе | Аппликация из природного материала (индивидуальные работы) Рисование карандашами | |
Наблюдения в природе | Наблюдение за сезонными измеениями | |
Знакомство с художниками и рассматривание произведений живописи: | Знакомство с творчеством В. Попкова. Рассматривание и беседы по картине «Осенние дожди. Пушкин». | |
Чтение художественной литературы о природе и явлениях, происходящих в ней. | И. Соколов – Микитов «Перед зимой» Пословицы и поговорки про осень | |
Работа с родителями: | Оформление уголка в группе интересными работами | |
Выполнение НОД | О.А. Воронкевич «Унылая пора! Очей очарованье…!» Т.С. Комарова «Поздняя осень» - рисование |
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Рассказы и сказки про осень.
Осень - красивое время года, когда листья деревьев окрашиваются в золотистые цвета, лес покрывается в багряные, красные, желтые и коричневые краски. Всё чаще солнечные дни сменяет продолжительный дождь - переход к зиме.Сказки и рассказы про время года осень дети узнают, как выглядит осенний лес, о погодных явлениях осеннего времени года, как природа и весь её растительный и животный мир готовятся к долгой зиме.
Сказка: Н. М. Грибачев «Рыжие листья» (отрывок)
Осень в лес пришла. Зелеными остались только сосны и елки, другие деревья стали делаться желтыми, рыжими, красными. Но больше всего, конечно, желтыми. И листья с них полетели — плывет по воздуху листок, падает в траву, шелестит шшу-шшу-шшурх! Ветер холодный между деревьями шумит -чшу-чшу-чшух!
Обрадовалась лиса Лариска. «Вот как хорошо все выходит, — думает она, желтые да рыжие листья на мою шкуру похожи. Наметет их ворохами по канавам, спрячусь я туда и подстерегу зайца Коську. Он-то меня среди желтых и рыжих листьев не заметит, а я его ам — и съем!»
А заяц Коська первый год на свете жил, осени еще не видел. И очень боязно ему было — ночью спать не может. Шум кругом стоит, шелест, а ему кажется подползает кто-то, съесть его собирается. Смотрит он, смотрит в темноту, глаза лапами продирает, а все ничего не видать.
Сказка: К. Д. Ушинский «Пчела и мухи»
Поздней осенью выдался славный денёк, какие и весною на редкость: свинцовые тучи рассеялись, ветер улёгся, солнце выглянуло и смотрело так ласково, как будто прощалось с поблёкшими растениями. Вызванные из улья светом и теплом, мохнатые пчёлки, весело жужжа, перелетали с травки на травку не за мёдом (его уже негде было взять), а так себе, чтобы повеселиться и порасправить свои крылышки.
- Как вы глупы со своим весельем, - сказала им муха, которая тут же сидела на травке, пригорюнясь и опустив нос. - Разве вы не знаете, что это солнышко только на минуту и что, наверное, сегодня же начнётся ветер, дождь, холод, и нам всем придётся пропасть.
- Зум-зум-зум! Зачем же пропадать? - ответели мухе весёлые пчёлки. - Мы повеселимся, пока светит солнышко; а как наступит непогода, спрячемся в свой тёплый улей, где у нас за лето много припасено мёду.
Русская народная сказка « Мужик и медведь »
Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришёл к нему медведь:
— Мужик, я тебя сломаю.
— Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.
— Быть так, — сказал медведь. — А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.
Сказал и ушёл в дуброву.
Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает:
— Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.
— Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, а мне корешки.
Отдал мужик медведю всю ботву, а репу наклал на воз и повёз в город продавать. Навстречу ему медведь:
— Мужик, куда ты едешь?
— Еду, медведюшка, в город корешки продавать.
— Дай-ка попробовать — каков корешок? Мужик дал ему репу. Медведь как съел:
— А-а! — заревел. — Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.
На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидает:
— Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю!
Мужик говорит:
— Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.
Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увёз домой. Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог. Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.
Сказка: Николай Сладков «Осень на пороге»
- Жители леса! - закричал раз утром мудрый Ворон. - Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?
Как эхо, донеслись голоса из леса:
- Готовы, готовы, готовы...
- А вот мы сейчас проверим! - каркнул Ворон. - Перво-наперво осень холоду в лес напустит - что делать станете?
Откликнулись звери:
- Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!
- Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!
- Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!
Откликнулись птицы:
- Мы, перелётные, в тёплые края улетим!
- Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!
- Вторым делом, - Ворон кричит, - осень листья с деревьев сдирать начнёт!
- Пусть сдирает! - откликнулись птицы. - Ягоды видней будут!
- Пусть сдирает! - откликнулись звери. - Тише в лесу станет!
- Третьим делом, - не унимается Ворон, - осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!
Откликнулись птицы:
- А мы, дрозды, на рябину навалимся!
- А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!
- А мы, щеглы, за сорняки примемся!
Откликнулись звери:
- А нам без мух-комаров спать будет спокойней!
- Четвёртым делом, - гудит Ворон, - осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!
- Пусть себе донимает! - дружно откликнулись птицы и звери. - Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми - не заскучаем!
Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.
Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый - осенний.
Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала
Сказка: Владимир Сутеев «Яблоко» (отрывок)
Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко.
В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко. Но как его достать? Яблоко высоко висит — не допрыгнешь!
— Крра-крра!
Смотрит Заяц — на ёлке сидит Ворона и смеётся.
— Эй, Ворона! — крикнул Заяц. — Сорви-ка мне яблоко!
Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала — упало оно вниз.
— Спасибо тебе, Ворона! — сказал Заяц и хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело… и побежало.
Что такое?
Испугался Заяц, потом понял: яблоко упало прямо на Ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней.
Сказка: К. В.Лукашевич «Осень»
Она пришла на землю хмурая, ветреная, под зонтом.
- Кто ты? – спросили дети.
- Я – время года – осень
Я пришла с дождем. Ветром. Туманом.
Я раскрасила листья на деревьях в красные и желтые цвета. Я тороплю птичек улетать в теплые страны, потому что за мною скоро идет зима.
Но зато я увесила Ваши сады спелыми яблоками, грушами, сливами, наполнила все огороды овощами.
Созрел виноград. А сколько грибов появилось в лесах!
То-то раздолье ребятам!
Сказка: Э. Ю. Шим «Белые штаны»
Студёно в лесу, звери готовятся летние одёжки менять на зимние.
А молоденькому Зайчишке это в диковинку. Он ещё только первую зиму встречает. И страсть как не терпится Зайчишке в обнове пощеголять. Не стал ждать, пока вся одёжка готова будет, взял и надел новые штаны.
— Эхма, — говорит, — пройдусь окрест, покрасуюсь!
А штаны и впрямь хороши. Белые, как первый снежок, пушистые, тёплые! Идёт Заяц, и новые его штаны далеко-о видать, словно кто- то платочком машет. Радуется Заяц:
— Пусть все видят, пусть все завидуют!
Ну и конечно — увидели.
Только Зайчишка на поляну вышел, — Сова с дерева заметила. Кинулась вниз, когти нацелила, — вот-вот сгребёт! Еле увернулся Заяц, без памяти стреканул в кусты — да под ёлку, да под берёзку...
В берёзник выскочил — Лисица издалека приметила. Погналась со всех лап, от радости даже тявкает на бегу... Едва-едва упредил её Заяц, битый час кружил, пока не отстала Лисица.
На опушку леса вылетел — а тут нате вам: шагает к нему Охотничек с ружьецом. Вот сейчас, вот сейчас на мушку возьмёт!
Эх, кабы скинуть белые штаны!
Да не выскочишь из них.
Забился Зайчишка в самую глухую чащобу, схоронился в кустах за кочкой. Лежит — дрожит: как бы не заметил кто ненароком.
Понял теперь, что не для одной красоты белые штаны даются.
Рассказ: И. С. Соколов-Микитов «Перед зимой»
Все в поле и в лесу себе на зиму дома построили.
Под ёлочкой, под зелёной еловой лапой, строит свой дом заяц-беляк. Пока шубку серую на белую не поменяет, ему ёлка защитой будет.
Белка переменила на зиму шубку, починяет гаюшку — гнездо, чтобы не надувало в гаюшку снегу. Лисичка-сестричка бегает по полям, ищет мышиные норы... Ёж-ежович накрылся палым листом, заснул на целую зиму.
Крот глубоко ушёл в землю, застыл до весны. Белые ласочки и лесные мышки — поглубже в мох, под древесные корни спрятались.
Лягушки-квакушки зарылись в мох, в ил на прудах. Будут лежать до самой весны недвижно. Застыли под хворостом юркие ящерицы.
А лучше, а теплее всех Михаилу Михайловичу. Забрался он в берлогу, припал к лапе и — на боковую. Будет всю зиму сосать лапу, видеть лесные сны, слушать, как скрипят над берлогой высокие ели.
Хуже всех бездомнику волку: будет он долго и жалобно петь на перекрёстке свою горькую волчью песню: «У-у-у!» — «У-у-у!» — «У-у-у!»
Подули холодные ветры. Голые стояли деревья — ждали зимней одежды. Ели и сосны стали ещё зеленее. Много раз большими хлопьями начинал падать снег. Просыпаясь, люди не узнавали поля: такой необыкновенный свет светил в окно. А потом снег таял. И снова всё кругом становилось серым: деревья, крыши домов, дороги.
Ночью выпал снег да так и остался. Ночной снег на зиму ложится. Пришла зима...
Сказка: Т. Домаренок «Осень» (отрывок)
Заплакали цветы, склонив свои головки. Они-то знали, что скоро совсем замерзнут. Да и деревья приуныли, глядя, как с их ветвей слетает на землю пожелтевшая листва. Зверушки в лесу совсем растерялись. Что теперь будет?
Наступил первый день осени – первое сентября. Ранним утром все в лесу увидели, как к ним через поле идет уже совсем другая девушка с умными немножко грустными глазами.
– Это Осень, – прошептали деревья.
– Да, это она! – подтвердили травы и цветы.
– Что ж вы приуныли! – сказала Осень, с улыбкой глядя на всех. – Не бойтесь! Все будет хорошо. Только всем жителям леса нужно как следует подготовиться к приходу холодов.
Вам, травы и цветы, помогут эти опадающие желтые листья. Они укроют и защитят ваши корешки от зимних морозов. Так, чтобы весной вы смогли снова расцвести.
А вы, воробьи и синицы, галки и вороны, тоже не волнуйтесь. Я вам приготовила к зиме пищу. Посмотрите на эти ягоды шиповника и рябины. Они для вас!
Малыши: ежики, мышки и белочки, почему растерялись? Ищите в лесу грибы, орехи и яблоки, а в поле зернышки. Делайте для себя запасы на холодную и голодную зиму. Тогда она вам не будет страшна!
Деревья и кусты, не плачьте! Все листики, которые вы потеряете сейчас, весной снова вырастут из ваших почек. Только не растеряйте запасы живицы, что течет по вашим стволам. Она – ваше питание на долгую зиму.
Ну, а вы, наши дорогие певчие птицы! Вам не уберечься здесь от холодов. Потому летите на юг. Вы перезимуете там, а весной, когда потеплеет, вновь вернетесь к нам. Мы вас будем ждать с нетерпением!
После таких приободряющих слов золотокудрой Осени весь лес повеселел, зашумел, загудел в работе. А певчие птицы, обсудив планы перелета и отдохнув, как следует, собрались в далекое путешествие.
И вот уже ранним утром к югу потянулись стаи перелетных птиц. А девушка Осень, провожая их, глядела в небо им вослед и желала доброго и счастливого пути.
Сказка: Т. Домаренок «Усталый дождик»(отрывок)
Жили-были бабка с дедкой на хуторе у леса. Весной посадили они на огороде овощи да овес. Пришло лето. Зреют у дома на грядках лук, картофель и капуста, овес за домом колосится, силу набирает. Радуются старики. Даст Бог, хороший урожай соберут!
Как-то мимо их огорода Заяц пробегал. Увидел на грядках кочаны капусты, и так ему есть захотелось!
– Дай мне, бабка, – просит Заяц, – кочан капусты попробовать. Пожалуйста! Ну, хоть самый маленький! Я не обижусь.
– Я бы рада тебя, Зайчик, угостить, – бабка ему в ответ, – но не созрел он еще.
– Ладно, я потом приду, – хмыкнул Заяц и дальше побежал.
Скачет мимо огорода Лошадка. Увидела, как овес шумит на ветру, колосками помахивает, и просит дедку:– Угости меня, дедка, овсяным колоском. Пожалуйста! Так хочется его попробовать!
Сказка: Т. Домаренок «Золотая осень на школьном дворе»
Закончились уроки. Наскоро запихнув в рюкзаки тетради, книжки, ручки и карандаши, дети разбегались по домам. А на школьном дворе красовалась золотая Осень. Все вокруг было залито солнечным светом, и лишь прохладный ветерок, обдувая детские лица, напоминал о том, что не за горами холода и дожди.
На ходу застегивая куртку, Валик бежал к своему дому. К четырнадцати часам обещали прийти его друзья – Мишка и Кирилл. Они учатся в соседней школе. И, хотя всем им нужно делать домашние задания к завтрашнему дню, все же очень хочется хоть немного отдохнуть от долгого сидения за письменным столом.
Да, вот и они!
– Привет! Что будем делать?
– Как что? Пошли!
Только сейчас Валик заметил футбольный мяч.
– Ура! Поиграем немного!
Мальчик помнил строгий наказ мамы в шестнадцать часов садиться за уроки. Но, вот уже школьные рюкзаки свалены в кучу на лавочке в скверике у спортивной площадки, а сверху на рюкзаки легли куртки и шапки мальчишек.
Погода – что надо! Сухо, ни облачка на небе. Только жаль, что лето прошло. Пока дети играли в футбол, клен, растущий неподалеку от спортивной площадки, сбрасывал и сбрасывал с себя желтые и багровые пятиугольные листочки. Они плавно опускались на землю прямо у ног ребятишек, но никто из них не замечал эту осеннюю красоту.
Набегавшись вдоволь, устав и изрядно проголодавшись, подхватив рюкзаки и куртки, мальчишки разошлись по домам. Лавка опустела, но не совсем.
Туркменская народная сказка «Ярты-гулок и виноградник соседа» (отрывок)
Весной хорошо, зимой хорошо, летом хорошо, а осенью еще лучше.
Осенью спадает зной, осенью снова расцветают цветы, осенью созревают яблоки и гранаты, виноград и зеленый инжир, созревают арбузы и золотые дыни.
В это осеннее утро Ярты-гулок - мальчишка величиной с половину верблюжьего уха - сел на своего ишака и поехал в поле за травой для козы. Он каждый день хоть чем-нибудь да помогал своей матери по хозяйству. Тропинка огибала виноградник соседа; а что может быть лучше и богаче, чем виноградник осенью? Тяжелые грозди сгибали лозы до самой земли, а теплый ветер доносил их пряный и сладкий запах до самой дороги.
- Ай, хорош! - воскликнул малыш и подъехал к винограднику. Таких крупных ягод он еще никогда не видал! К тому же солнце так припекало, что мальчику захотелось отдохнуть в прохладной тени: виноградник казался ему густым и непроходимым лесом.
Он спрыгнул с осла и шмыгнул под зеленые своды. У Ярты даже потекли слюнки: сколько тут было ягод!
"Сорвать бы хоть одну ягодку!" - подумал малыш, но он помнил, что это не его виноградник, и старался даже не смотреть на сочные грозди.
Приложение 2.
Стихи про осень
А. С. Пушкин
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
И. А. Бунин «Листопад»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
К. Бальмонт «Осень»
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
А. Майков
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
«Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!»
Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны
Е. Трутнева «Листопад»
Под ногой похрустывают льдинки,
Ничего не видно. Темнота.
И шуршат листочки - невидимки,
Облетая с каждого куста.
Осень ходит по дорогам лета,
Всё притихло, отдыхать легко.
Только в небе празднично от света –
Небо все созвездия зажгло!..
С золотыми листиками схожи,
Звёзды с неба сыплются… летят...
Будто в тёмном, звёздном небе тоже
Наступил осенний листопад.
Приложение 3.
Пословицы и поговорки об осени
В ноябре зима с осенью борются.
В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.
В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.
В осень и у кошки пиры.
В сентябре огонь и в поле, и в избе.
Весна красна цветами, а осень — снопами.
Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна.
Вешний дождь растит, осенний гноит.
День прозевал — урожай потерял.
Знать осень в октябре по грязи.
Ива рано инеем покрылась — к долгой зиме.
Октябрь развезет — ноябрь подберет.
Октябрьский гром — зима бесснежная.
Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.
Осенний мороз не выдавит слез, а зимние морозы — из глаз слезы.
Осень идет и за собою дождь ведет.
Осенью серенько утро, так жди красного денька.
Появление комаров поздней осенью — к мягкой зиме.
С березы лист не опал — снег ляжет поздно.
Теплая осень — к долгой зиме.
Приложение 4.
Загадки про осень
Солнцу теплому не верьте -
Впереди метели.
В золотистой круговерти
Листья полетели.
Это я пришла с дождями,
Листопадом и ветрами.
(осень)
Листья жёлтые летят
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто ...
(листопад )
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(осенний лист)
Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг!
(дождь)
Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет.
(иней)
Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало —
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
(ноябрь )
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?
(сентябрь)
Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
(октябрь)
Летит, а не птица, Воет, а не зверь.
(ветер)
В сером небе низко
Тучи ходят близко?
Закрывают горизонт.
Будет дождь.
Мы взяли...
(зонт)
Дождь прошел - оставил их,
Средних, маленьких, больших.
(Лужи)
Приложение 5.
Картины знаменитых художников
И. Левитан "Золотая осень"
На полотне мы видим характерный русский пейзаж. Спокойный день в середине осени. Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Синее с белыми облачками небо на горизонте сходится с линией леса. Узкая речка с невысокими берегами пересекает картину вертикально, помогая глазу зрителя увидеть перспективу. Четкими вертикальными мазками художник показывает движение воды.
Перед нами березовая рощица. Береза - очень живописное дерево. Левитан, как и многие художники, любил березы, часто изображал их в своих пейзажах. Осень уже окрасила природу в свои осенние цвета: желтый, золотистый оранжевый. Они такие яркие, что сначала кажется: вся картина написана разными тонами желтого цвета. Но это лишь на первый взгляд. Присмотревшись, мы видим, что и трава на переднем плане еще зеленая, только начала желтеть. И дальнее поле, за которым виднеется несколько деревенских домов, еще зеленое. И рощица на правом берегу еще бодро зеленеет.
Но наше внимание приковано именно к желтым березкам. Их листва трепещет на ветру, переливается как золото в солнечном свете. В пейзаже нет грусти, наоборот, настроение умиротворенное, спокойное. Это золотая осень. Она очаровывает красотой.
И. И. Бродский "Опавшие листья"
На картине изображен тихий и ясный день ранней осени. Природа еще не замерла, готовясь к зиме, еще виднеются зеленые листья, только тронутые золотистой желтизной, но уже видно, что теплая пора прошла и лето закончилось. Сквозь переплетенные ветви посаженных вдоль аллеи старых деревьев проглядывает голубое, чистое, еще такое летнее небо. И солнце по-прежнему светит ярко и дарит свое тепло. Кажется, парк замер в безмолвном ожидании. Но, может быть, это лишь на короткое время затих ветер, который сорвал засыхающие листья, и занес их на веранду дачного домика.
Создается впечатление, что хозяева покинули этот домик совсем недавно, просто ушли погулять и скоро вернуться. Незакрытая дверь, стоящие у входа низенькие табуретки – все говорит об этом. И все же легкая печать запустенья присутствует, и практически с первого взгляда на картину становится ясно – этот домик оставят на зиму, и вернутся в него лишь летом.
И. С. Остроухов "Золотая осень"
Перед нами чаща леса или парка. На переднем плане - клены. Большая часть листвы - желтого цвета, но есть и зеленый, и красноватый, и коричневый. Их мы можем рассмотреть, лишь хорошенько вглядевшись в картину. Небольшое количество этих тонов , а также чернота стволов и ветвей, лишь подчеркивают золото листвы. А вот трава еще почти везде зеленая. Она желтеет позже, и на картине зелень хорошо подчеркивает эту ослепительную желтизну.
В. Е. Попков "Осенние дожди. Пушкин"
В. Е. Попков на своей картине "Осенние дожди. Пушкин" изобразил ту самую болдинскую осень, созерцая красоту которой великий поэт и сочинил свои известные стихи. Момент вдохновения и попытался изобразить художник. Пушкин стоит на крыльце особняка, прислонившись к одной из двух больших колон, а перед ним раскинулся умопомрачительной красоты вид на долину реки со стогом сена, пасущимся белым животным, каскадом уходящих вниз ступенек с садовой лавочкой на нижнем ярусе, но самый главный акцент – золотая осень. Она вальяжно раскинулась в своем роскошном убранстве и придала «звучанию» окружения несколько новую тональность, более грустную, завораживающую красотой и утонченностью.
А. М. Герасимов "Дары осени"
На переднем плане бросаются в глаза два наполовину опустошенных подсолнечника. Может быть, их выклевали птицы, а может, пока художник собрался писать картину и подготавливал кисти и холст, часть семечек съел кто-то из домашних. В любом случае, художник очень умело использует контраст в цветках подсолнечника, который всегда был символом богатства. Довольно одиноко рядом с ними выглядит небольшой грибочек. Видимо, вырос случайно где-то у порога и художник добавил его в натюрморт. С левой стороны он поставил миску с яблоками зеленого цвета.
А над всем этим возвышается главный образ натюрморта, его сердце, его главный цветовой и смысловой акцент - букет рябины. Алые ягоды выглядят наряднее, чем цветы. Тяжелые рябиновые кисти согнули ветки. Необычный осенний букет почти полностью загораживает окно и доминирует в картине, задает в ней тон. Красный цвет обильных рябиновых гроздьев дает отблеск на все вокруг и меняет цвет предметов: все отдает спелой осенней краснотой, на всем вокруг лежат красноватые блики. Этот оттенок красного и создает впечатление роскоши - простые привычные осенние дары выглядят настоящим сокровищем.
Приложение 6.
Приметы осени
Белки собирают много орехов – к холодной и продолжительной зиме
Если журавли летят высоко и медленно, перекликаясь – осень будет мягкой и долгой
Большой урожай рябины – к сильным морозам зимой
Кошка прячет мордочку – к холоду
Редкие облака осенью предвещают ясную и холодную погоду
Куры начинают рано линять – зима будет мягкой
Жёлтые листья долго не опадают – долго не будет мороза
Берёза желтеет снизу – зима будет поздней, а сверху – ранней
Паутина стелется по растениям – к тёплой погоде
Если поздней осенью появились комары – зима будет тёплой
Чем больше муравейники, тем холоднее будет зима
Если в сентябре слышен гром – осень будет мягкой.
От первого снега до санного пути – шесть недель.
Какова погода в ноябре, таков и май.
В ноябре зима с осенью борется.
Приложение 7.
Народный календарь
1 сентября – приходится последняя гроза.
14 сентября – день летопроводец. Середина лета и осени.
20 сентября- начало общего листопада.
22 сентября- день осеннего равноденствия. Ровно полсуток ночь, полсуток день.
3 октября–в этот день примечай ветры: северный- к мокроте, восточный- к ведру.
13 октября – если снег упадёт, зима не сразу настанет
14 октября – Покров день. На Покров до обеда – осень, после обеда – зима. Каков Покров, такова будет и зима: ветер с севера –зима холодная, с запада – снежная, с юга – теплая.
17 октября – Ефрофеев день. С Ефрофея холода сильнее.
18 октября – Отстал от ночи день – запнулся валенком за пень
12 ноября – Синичкин день. Прилетают птицы – зимовки: синицы, свиристели, сойки, чечетки. Синица к избе – зима на двор. Покорми птиц зимою – послужат тебе весною.
14 ноября – Кузьминки. Кузьма и Демьян – проводы осени, встреча зимы, первые морозы
19 ноября – Ледостав. Если на ледостав снегопад , зима будет снежная.
22 ноября – Матрена Зимняя. Иней на деревья- к морозам, туман – к оттепели.
23 ноября – если идет дождь – быть зиме грязной и малоснежной до 6 декабря
30 ноября – каков день, такова и зима.
Приложение 8
Словесные игры
«Осенью» - координация речи и движения.
Вдруг закрыли небо тучи, (поднимаемся на носочки и поднимаем вверх перекрещ. руки)
Начал капать дождь колючий. (прыжки на носочках, держа руки на поясе)
Долго дождик будет плакать,
Разведёт повсюду слякоть. (приседаем, держа руки на поясе)
Грязь и лужи на дороге, (идём по кругу и высоко поднимаем колени)
Поднимай повыше ноги.
«К нам пришла осень» - употребление падежных окончаний
Мы ждали …(осень), долго не было -…(осени), мы рады - …(осени), мы одеваемся тепло…(осенью), мы любим …(осень)….
«Подбери предметы к признакам» - формирование навыка словообразования
Осенний…, осенняя…, осеннее…, осенние…, осеннему…
«Найди слово» - образование родственных слов
Лес – лесок, лесочек, лесной, лесник, лесовик, лесовоз, лесоповал, лесозаготовки.
«Один – много» - образование мн. числа имён существительных
Лист- листья, дерево – деревья, лужа – лужи, зонт – зонты, капля – капли….
«Угадай слово» - изменение глагольных форм
Ветер дует, а ветры…
Лист желтеет, а листья…
Холод наступает, а холода наступают…
Дождь моросит, а дожди моросят…
Лист падает, а листья падают…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Экскурсия в парк.
Играем в осеннем парке
Радуемся осеннему ковру
Выставка «Осенний калейдоскоп»
НОД по теме «Осень!»
Нетрадиционное рисование
Наблюдаем листопад
Читаем книги про осень
Собираем осенний букет
Индивидуальная работа
Собираем природный материал
Собираем гербарий
Игры на прогулке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осенний праздник "Осень, осень в гости просим."
Праздник для детей среднего возраста....
«Осень. Осенние месяцы. Периоды осени».
Итоговое тематическое занятие Осень. Приметы осени....
Праздник Осени в детском саду "Осень, Осень в гости просим!"
«Осень, Осень, в гости просим!» Чего в детском саду обычно ждут дети? Конечно, праздника! Пусть в календаре и нет никакой знаменательной даты, но почему бы не устроить праздник в честь другого со...
Осенние сценарии "Что у осени в корзинке?", "Чудеса в осеннем лесу" (для младшей, средней и старшей дошкольной возрастной группы)
Данные осенние сценарии - это увлекательные осенние путешествия, с песнями, танцами, играми, загадками, и конечно же встреча со сказочными героями......
логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй
«Осень. Осенние месяцы.Периоды осени. Деревья осенью»Звук Ц], буква ЙйКоррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Формирование ...
Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй
Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенност...
«Осень, осень снова к нам пришла! Осень, осень чудная пора!»
Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень - это золотая пора, богатая своей цветовой палитрой, и невозможно не восхищаться работой этой художницы. Крона деревьев, багрян...