Знакомство с русским народным костюмом.
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

В НОД ДЕТИ ЗНАКОМЯТСЯ С ИСТОРИЕЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РУССКОГО КОСТЮМА,АКТИВИЗИРУЮТ СВОЙ СЛОВАРЬ,КРАСИВО И АККУРАТНО ДЕЛАЮТ АППЛИКАЦИЮ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_russkim_narodnym_kostyumom.docx14.85 КБ

Предварительный просмотр:

        ЗНАКОМСТВО С РУССКИМ НАРОДНЫМ КОСТЮМОМ.        

НОД  по развитию речи с аппликацией для детей подготовительной к школе группы.

Цель:

Знакомство с историей русского народного костюма.

Задачи:

Познакомить с особенностями внешнего вида русского народного костюма.

Способствовать развитию речи.

Воспитывать интерес и уважение к русской народной культуре.

Материалы и оборудование:

Иллюстрации к сказкам.

Куклы в русских народных костюмах.

Заготовки кукол для аппликации.

Предварительная работа:

экскурсия в музей

рассматривание иллюстраций, где герои сказок в русских народных костюмах, рассматривание открыток с русскими костюмами..

Ход занятия:

Ребенок рассказывает стихотворение о родине

Что мы родиной зовем?

Дом   где мы с тобой растем.

И   березки   вдоль которых, взявшись за руки идем.

Что мы родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

И рубиновые звезды, звезды мира над кремлем!

Воспитатель.

- о чем стихотворение? (о родине)

- В какой стране мы живем? (в России)

- Назовите столицу нашей России? ( Москва)

Воспитатель: Мы с вами живем в современном мире, смотрим телевизор, играем на компьютере. Но очень интересно знать как жили наши предки в давние времена, во что одевались, какие отмечали праздники.

- Кто такие предки? (люди которые жили раньше, прабабушки, прадедушки)

- Какие народные праздники вы знаете? (ярмарка, масленица, рождество, пасха, святки)

- Дети, где мы можем узнать, как жили наши предки? (из книг, фильмов, из музеев)

- Какую носили одежду? (ответы детей).

А сегодня мы побываем в нашем музее. Приглашаю вас в зал « Сказок».

Экскурсовод ребенок.

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите внимательно на эти иллюстрации.

- Из какой сказки эта иллюстрация? («Курочка ряба», «Царевна лягушка», «Хаврошечка»)

- Обратите внимание, как одета бабка? (сарафан, сорочка, платок, лапти)

- Как одет дед? (косоворотка, порты, лапти)

-На иллюстрации к какой сказке, одежда нарядная, праздничная? ( « Царевна лягушка», «Хаврошечка»)

- На какой иллюстрации одежда рабочая, а на какой повседневная? («Курочка ряба», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

- Почему вы думаете, что здесь одежда нарядная? (украшена, вышивка, кокошник, сапожки)

-Почему вы думаете, что здесь одежда повседневная? (простой сарафан, платок)

- Вам понравилось в зале «Сказок»? (ответы детей). Давайте еще раз вспомним, какую одежду носили?

Воспитатель: Для чего носят одежду? (для защиты от холода и жары)

В древней Руси в основном шили одежду сами.

- Из чего можно сшить одежду? (из ткани, кожи, меха)

- Как называют человека, который шьет одежду? (портной – от слова порты)

А сейчас мы пойдем в следующий зал «Зал кукол». Посмотрите сколько здесь красивых и разных кукол. Все они одеты в русские народные костюмы.

- Рассмотрим женский костюм:

- Главная часть женского костюма сорочка, сарафан.

-Как называется эта одежда? (сорочка, сарафан украшен вышивкой, кокошник)

- Кокошник носили по праздникам, кичку – женщины, ленточку - коса- девушки

- Чем украшали костюмы? (бисером, стеклярусом, вышивкой )

Теперь рассмотрим мужской костюм. Главная часть мужского костюма косоворотка, порты.

- Как называется эта одежда? (косоворотка, порты)

На голове? ( картуз) Обувь - сапоги, лапти.

Рубаху делали длинной и подпоясывались кушаком.

Обобщение: Главная часть женского костюма, сорочка, сарафан.

Главная часть мужского костюма косоворотка, рубаха, порты.

Мы видели костюмы сказочных героев и кукол.

- Что общего в этих костюмах? (сорочка, косоворотка, сарафан, порты)

- А ,что ,не похожее, разное в костюмах ? (нарядные, рабочие, разный цвет тканей, украшение сарафана, ткань разных оттенков)

- В северных районах ткань серая, синяя, темных оттенков. А в южных районах ткань яркая, желтая, зеленая.

- Как вы думаете почему такая разная ткань? (на севере холодно, пасмурно, а на юге тепло, светит ярко солнце, много цветов и зелени.)

Одежду в древней Руси берегли, перешивали, передавали по наследству, донашивали.

- Делают ли так сейчас? Мода меняется, так, что нельзя надеть то, что носила мама.

Воспитатель: На этом наша экскурсия в музей закончилась. Нас уже ждут Иван да Марья, они приглашают нас в свою мастерскую.

Воспитатель: - Здравствуйте, Иван да Марья! (куклы)

Иван: – Мы знаем, что вы познакомились с особенностями русского народного костюма.

Марья:– Просим помочь нам украсить сарафаны на праздник для друзей.

Воспитатель: Ребят? а поможем украсить сарафаны? (Да! ) Садитесь за столы.

АППЛИКАЦИЯ « Украсим сарафан» геометрическими формами.

Включить русскую народную музыку. Обратите внимание как можно украсить сарафан по подолу и перед (треугольниками, квадратами, кругами). А кокошник украшали бисером и стеклярусом (кругами и прямоугольниками)

ИТОГ:

Взяли кукол, показали, посмотрим какие нарядные, красивые получились сарафаны и кокошники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с русским народным костюмом

Кокшники, сарафаны... а что ещё вы знаете о русском народном костюме? Предлагаем вам узнать иные отличительные черты....

Конспект интегрированного занятия "Знакомство с русским народным костюмом".

Организованная образовательная деятельность. Интеграция образовательных областей "Познание", "Коммуникация", "Художественное творчество"...

НОД "Знакомство с русским народным костюмом"

Приобщение детей к народной культуре и развитию духовности – это вопросы, занимающие приоритетные позиции в российском дошкольном  образовании. НОД такого рода являются актуальными и значим...

Конспект НОД «Знакомство с русским народным костюмом»

Познакомить детей с женским русским народным костюмом...

Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с русским народным костюмом»

Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с русским народным костюмом»...