Лепка "Олешка"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Пилипенко Ольга Александровна

Цель: Систематизировать и закреплять знания детей о народном декоративном искусстве.

Задачи:

- Учить детей создавать изображение по мотивам дымковских игрушек.

- Учить лепить фигуру из целого куска, передавая форму отдельных частей приемом вытягивания.

- Обогащать и расширять художественный опыт детей.

- Развивать творческие способности.

- Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepka_oleshek.docx646.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по лепке в старшей группе №2 на тему «Олешка»

по мотивам дымковской игрушки.

                                                                                                               Воспитатель: Пилипенко О.А.

Цель: Систематизировать и закреплять знания детей о народном декоративном искусстве.

Задачи:

- Учить детей создавать изображение по мотивам дымковских игрушек.

- Учить лепить фигуру из целого куска, передавая форму отдельных частей приемом вытягивания.

- Обогащать и расширять художественный опыт детей.

- Развивать творческие способности.

- Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.

Материалы и атрибуты. Дымковские игрушки, технологические карты по лепке.

Техническое обеспечение. запись русских народных песен: «Ой, мороз, мороз», «Барыня».

Для каждого ребенка: пластилин, стека, вода, доски, салфетки (бумажные, влажные).

Предварительная работа. Беседа о дымковских игрушках, рассматривание элементов росписи; просмотр детских презентаций о народных промыслах декоративно-прикладного искусства. Организация выставки детских рисунков, поделок. Рисование дымковских узоров, роспись бумажных силуэтов. Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах. Разучивание наизусть потешек о дымковских игрушках.

                                                                       Ход занятия.

Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! Сегодня по дороге в детский сад увидела я сороку.

Сорока – белобока по лесу летала,

По веткам скакала, Детский сад искала.

Принесла в клюве письмо.

(Показывает детям письмо) .

От кого оно?

(Открывает конверт) .

«Здравствуйте, ребятки, -

Ульянки и Ванятки,

Полины, Саши, Пети и другие дети!

Если любите играть,

Лепить и рисовать,

Приезжайте в гости!

Милости просим!

Игрушка из Дымково».

Беседа с детьми.  Ребята, хотите отправиться в гости к дымковским игрушкам?Так давайте полетим. На чем летают в сказках? (дети предлагают варианты ответов) .

Воспитатель: Предлагаю воспользоваться ковром – самолетом. На нем мы все сможем уместиться (приглашает детей сесть на ковер) .

-Вы готовы? Ковер взлетает.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал наш ковер взлетать

Над полями, над горами,

Над высокими лесами,

Мы быстрее ветра мчимся,

Глядь – и мигом приземлимся!

Рассказ воспитателя: Звучит тихо мелодия на народную тему.

Смотрите-ка река! А по берегам реки – город. Реку Вяткой называют, и город такое же название носит. Вятка – город старинный. Когда-то вокруг него были крепостные стены, защищающие жителей от врагов. С высокого берега реки Вятки видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топят печи, а летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке. Отсюда и название слободы – Дымково. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка.

Вначале были свистульки. Всю зиму женщины слободы Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями, свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька.

Свое умение бабушки передавали внучкам, внучки – своим внучкам. Так и дошло оно до наших дней.

Игрушки глиняные когда-то были самым ярким украшением ярмарки – свистуньи. А почему свистунья? Послушайте, что об этом рассказывает легенда.

Рассказывают, будто началось все с беды: подступили к городу враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, взяли по глиняной свистульке, и, подкравшись ночью к вражескому стану, подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел сказочный Соловей – Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах и качались деревья. Обрушилась «с молодецким свистом-посвистом» малая дружина вятичей и врагов осилила. С тех пор и отмечают горожане каждую весну народный праздник – ярмарку. Ярмарку-свистунью, шумную, яркую, такую цветную, что глазам больно. И ни один праздник не обходится без глиняных игрушек. Дома руки мастера разминали послушный комок глины, а память оживляла впечатления шумного, яркого праздника… и всю долгую зиму вились над избами слободы голубые дымки: крестьяне-мастера обжигали в русской печи свои игрушки к весенней ярмарке-свистунье.

Чтение стихотворений. Звучит русская народная музыка. На столе появляются дымковские игрушки.

Воспитатель: Красивые игрушки? Давайте ненадолго в них превратимся. Становимся в круг. Как только я называю какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить ее в движении.

Дети становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий произносит: «Барыня! », и дети стараются двигаться так, как, по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками. Ведущий произносит: «Конь! », и дети скачут, как лошадка. Ведущий произносит: «Индюк! », и дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками-крыльями, надувая щеки.

Обсуждение способов лепки.

Воспитатель: Молодцы! С заданием справились. А сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую.

Но мастерская закрыта. Чтобы войти в нее, надо ответить на вопросы.

-Из чего делают дымковские игрушки?

-Какие еще нужны материалы?

-какие нужны инструменты для работы?

Мастерская открывается. Дети входят и садятся на рабочие места.

Воспитатель: Проверьте, все ли готово к работе? (дети отвечают). Отгадайте мою загадку и узнайте, что вы будете лепить.

Стоит на стройных ножках –

Вся краса в рожках.

Правильно, это олешек.

Обратите внимание на схему!

(на плакате – образцы и приемы лепки) .

Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок.

Физкультминутка.

Привезли мы глину с дальнего бугра  (руки на поясе, повороты с пружинкой)

Ну-ка за работу, чудо – мастера!         (руки вперед, в стороны)

Слепим, высушим – и в печь!               (лепят «ладошками»)

А потом распишем                                 (пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)

Будем мы игрушки «печь»,                  (лепят «ладошками»)

Печка жаром пышет                              (кулачки сжимают и разжимают)

А в печи не калачи,                                (машут указательным пальцем)

А в печи игрушки!                                  (руки вперед) .

-Прежде, чем приступить к работе, давайте скажем такие слова:

«Сяду прямо, не согнусь,За работу я возьмусь».

Вот теперь можно приступить к работе.   Самостоятельная работа.

-А сейчас я посмотрю, чьи пальчики самые ловкие и умелые.

Индивидуальная работа. Дети приступают к работе. Воспитатель  следит за работой, советует, показывает приемы работы.

     D:\дет.сад\фото сад\IMG_20151126_105617.jpgD:\дет.сад\фото сад\IMG_20151126_161355.jpg

Итог занятия.

Анализ работ. Дети заканчивают работу, вытирают руки, ставят оленей на подставку.

Воспитатель: Посмотрим, как наши мастера справились с работой.

-все ли игрушки ладные?   -Чья работа больше всех нравится? Почему?

-Какая игрушка самая аккуратная?  

D:\дет.сад\фото сад\IMG_20151126_105511.jpg

-Что же, ребята! Много интересного мы узнали в Дымковской слободе, встретились с игрушками, сами попробовали себя в роли мастеров. Пора нам обратно возвращаться. Садитесь скорее на ковер. Еще минута – и он оторвется от земли.

Раз, два, три!

Лети!

-Повторяйте за мной прощальные слова:

Мы о дымковской игрушке

Будем вспоминать не раз.

А сейчас, друзья – подружки,

Мы закончим свой рассказ.