Проект "Мойдодыр"
материал (младшая группа) по теме

Проект "Мойдодыр" для детей младшего дошкольного возраста, о привитии культурно - гигиенических навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sohranyaem_urozhay_lepka.docx33.16 КБ
Файл proekt_moydodyr.docx39.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по лепке в старшей группе

Тема: «Сохраняем урожай»

Цель: развитие социальных компетенций дошкольников:

  • умение обращаться за помощью;
  • умение следовать полученной инструкции;
  • умение доводить работу до конца;
  • умение сосредотачиваться на своем занятии.

Задачи:

– показать детям необходимость заботы о себе, о собственной безопасности;

–  воспитывать уважение и интерес к физической стороне своего бытия;

– расширять представления о сенсорных свойствах и качествах объектов окружающей природы (запах, вкус);

–  обучать умению заботиться о собственных интересах;

–  развивать умение осознавать, что нравится делать, а что не нравится.

Материалы: образец консерванта овощей, муляжи различных овощей и фруктов, плоские банки по 1-2 на каждого ребенка, вырезанные из белого картона,  пластилин, доски, тряпочки, подносы, стеки.

Оборудование: Игрушка белочка, мелко нарезанные свежие овощи и фрукты на тарелочке для игры, шарфик или платок (для завязывания глаз).

Предварительная работа:

Отгадывание загадок об осенних плодах, раскрашивание любимых овощей и фруктов.

Ход занятия:

Сюрпризный момент: стук в дверь. Появляется игрушка белочка. Дети помните это наш любимый друг – бельчонок Мартин.

Бельчонок: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуй, Мартин!
Воспитатель: Почему ты такой  грустный?

Бельчонок: Мама мне сказала собрать овощи и фрукты для заготовки на зиму.   А я  подарок для  мамы хотел  приготовить -  нарисовать осенний букет! Но  пока я  рисовал, уже стемнело  и я  ничего не собрал. Помогите мне, друзья!??

- Ребята, поможем, Мартину? (Да).

Ритуал приветствия:

Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки. Все хором будем пропевать наши имена. Так по кругу (Бельчонок  – участник нашей группы встаёт в круг вместе с детьми). Бельчонок  предлагает вспомнить правила поведения на занятии:

  • говорить по одному;
  • никого не обижать;
  • если не знаешь, что делать, обратись к бельчонку  или к педагогу. Здесь ведущий поясняет: «Если вам нужна будет помощь или вы хотите задать вопрос Бельчонку или к педагогу, что-то ему сказать, вытяните руку вперед ладошкой кверху. Это будет означать, что вы обращаетесь к Бельчонку».

Разминка «Как собрать урожай»:

Воспитатель раскладывает муляжи различных овощей и фруктов на столе: «Давайте вспомним, как осенью люди собирают урожай с поля: картошку, капусту, морковь, помидоры, огурцы, яблоки… На столе лежат муляжи овощей и фруктов. Выберите один из них и покажите, как вы собирали эти овощи или фрукты». Каждый ребенок по очереди показывает действия собирания того овоща (фрукта), который выбрал, а все остальные повторяют за ним. (Усиливать движения детей, имитирующие собирание урожая: потягивание, приседания, наклоны, «копание», поднятие тяжестей, вращательные движения кистями при отрывании плодов от плодоножек и т.п.)

- Ребята, а что у вас дома заготавливают на зиму взрослые? (Варенья, соленья).

– Вспомните вкус, запах, твёрдость или мягкость любимого  фрукта или овоща.

Игра «Угадай на вкус»

   Предложить детям с завязанными глазами определить на вкус овощи и фрукты (морковь, яблоко, груша, помидор, огурец, свёкла). Изобразите, что вы при этом испытываете (удовольствие или неудовольствие).

Педагог показывает картинки консервированных фруктов и овощей (помидоры, груши).

Сейчас мы будем делать заготовки на зиму. Я раздам вам банки (из картона), а вы будете укладывать в них разные овощи или фрукты. Мы будем лепить овощи (фрукты) из пластилина.

 Решите, что вы будете консервировать. Например, если вы консервируете помидоры, вам нужно взять красный пластилин и скатать шарик небольшого размера. Затем положить его на картон (банку) и надавить на него пальцем, чтобы шарик приплюснулся и прилип к банке.

 Огурец выполняется следующим образом: из зеленого пластилина формируем колбаску, укладываем ее на картон и расплющиваем, надавив на нее пальцами, при этом придавая ей форму огурца и т.д. Можно использовать стеку, для придания более естественного вида овощам.

Ваши баночки мы разместим на стеллаже.

Физкультминутка

Ах, какой же урожай, 

(дети стоят лицом в круг)

Побыстрее собирай. 

(правой рукой выполняют хватательное движение и опускают руку в другую сторону)

Выкопай картошку с грядки, 

(имитация копания огорода)

Чтобы было всё в порядке.

Огурцы сорви быстрей, 

(наклониться, правой рукой)

Чтобы съесть их поскорей. 

(«сорвать огурец» движение зубами с закрытым ртом)

Срежь капусту, посоли, 

(правую руку согнуть в локте, пальцы сжать в кулак, выполнить движение руки справа – налево)

Маму с папой угости.

(отвести поочерёдно руки вправо – влево)

Выдерни морковь, редиску,

(имитация выдёргивания овощей)

Поклонись им в пояс низко. 

(выполнить наклон туловища вперёд, правую руку отвести от груди вправо)

Ай, какой же урожай, 

(руки приставить к вискам, выполнив наклоны головы)

Ты в корзину загружай. 

(руки развести в стороны, направив их движение к себе)

Самостоятельная деятельность детей.

Итог занятия:

- Ребята, вам приятно видеть, как много вы заготовили баночек на зиму?

- Вы сегодня помогли бельчонку собрать и сохранить урожай на зиму.

- Какие вы сегодня молодцы!

Ритуал завершения:

Все вместе берёмся за руки и произносим фразу: «До свидания, Бельчонок Мартин! До новых встреч!».

Отзыв

об открытом занятии с использованием

здоровьесберегающих технологий.

   Я, Нечитайлова И.Н.,  воспитатель   МБДОУ № 50, присутствовала на занятии у Чубукиной Галины Алексеевны, воспитателя  МБДОУ № 26. 11.09.2012 г.

Вид занятия - лепка.

Возрастная группа – старшая;

Тема занятия: «Чудо - овощи».

   В ходе организации работы с детьми воспитатель поставила цели:

- сформировать у детей обобщённое представление об овощах;

- умение доводить начатое до конца;

- развивать воображение и мелкую моторику рук.

  Перед началом занятия была проведена влажная уборка, проветрено помещение.

Смена видов деятельности способствовала работоспособности детей. Поставленные задачи были полностью реализованы.  Дети работали с интересом. В результате работы получились разнообразные, красочные. Галина Алексеевна развивала умение создавать лепную фигуру с выпуклым изображением, когда изображаемые объекты выступали над поверхностью основы.

    Воспитатель использовала здоровьесберегающие технологии – пальчиковую гимнастику, физкультминутку.

Поставленные задачи были достигнуты.

             

                    Воспитатель МБДОУ № 50_________________ Нечитайлова И.Н.

 

                    Заведующий МБДОУ № 50__________________Харченко  Г.П.

Отзыв

об открытом занятии с использованием

здоровьесберегающих технологий.

   Я, Асатрян Г.С.,  воспитатель   МБДОУ № 31, присутствовала 11.02.2014 г. на занятии у Чубукиной Галины Алексеевны, воспитателя  МБДОУ № 26.

   Занятие по формированию элементарных математических представлений проходило в подготовительной к школе группе по теме «Измерение». 

   В ходе организации работы Галина Алексеевна поставила следующие задачи: учить   детей измерять одно и тоже количество крупы мерками разной величины; понимать зависимость полученного результата от величины мерки; упражнять в счёте в пределах 10; учить называть «соседей» названных чисел, различать и называть цифры по порядку; учить отсчитывать количество предметов по заданной цифре.

   Занятие построено в соответствии с возрастными особенностями детей. Для проведения занятия были созданы все условия: наглядный и раздаточный материал целесообразно распределён на этапах занятия.

   Воспитатель умело подошла к решению задач, удерживала внимание детей, вызывала интерес к работе, добивалась полных ответов. Дети принимали участие с большим интересом, были активны и внимательны. Темп занятия, повторение вопросов давали возможность добиваться лучших результатов. Занятие выдержано  во времени. В оценках работ соблюдала такт и чувство меры. Галина Алексеевна хорошо владеет коллективом детей, умело организует их  для работы.

   Воспитатель использовала здоровьесберегающие технологии: перед началом занятия в группе проведена влажная уборка, проветрено. Используемые подвижные игры дети выполняли стоя, что способствовало снижению утомляемости детей.

   В конце занятия дети отметили понравившиеся этапы в ходе занятия и дали положительную оценку друг другу.

  Поставленные задачи были полностью реализованы и соответствовали теме занятия.

         

                    Воспитатель МБДОУ № 31_________________Асатрян Г.С.

 

                    Заведующий МБДОУ № 31__________________Сергиенко Ж.В.



Предварительный просмотр:

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков «Мойдодыр» для реализации во младшей группе детского сада

Актуальность проекта

Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.

Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной потому, что навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. Для формирования культурно-гигиенических навыков, привычек и систематизации представлений ребенка о здоровье и здоровом образе жизни я решила использовать игровой творческий проект «Мойдодыр».

Тип проекта

1. По методу – игровой, творческий;

2. По содержанию – ребенок – семья - здоровье;

3. По длительности – среднесрочный - 3 месяца.

Участники проекта:

• Воспитатели.

• Дети 2-ой младшей группы (3-4 года) .

• Родители воспитанников группы.

Идея проекта:

«Чистота – залог здоровья».

Развитие культурно-гигиенических навыков ребенка – первый шаг в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни.

Постановка проблемы

• При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих, родителей и остальных членов семьи.

• Обеспечение постоянного, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил, ведет к усвоению ребенком всех доступных ему навыков.

• Только при повседневном гигиеническом воспитании и контроле можно добиться формирования и закрепления у ребенка полезных навыков, т. е. перехода их в стойкие привычки.

Цель проекта

Формирование культурно-гигиенических навыков и начальных представления о ценности здоровья: здоровье начинается с чистоты тела, «чистота», «красота», «здоровье» – это неразделимые понятия.

Задачи проекта по образовательным областям:

Здоровье:

• Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия.

• Формирование привычки следить за своим внешним видом, умения правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком.

• Формирование навыков поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом.

• Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

• Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию у детей навыков личной гигиены дома.

Социализация:

• Поощрять участие детей в совместных играх, развивать интерес к различным видам игр.

• Поощрять желание жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу.

Познание:

• Развивать восприятие, создавая условия для ознакомления детей с цветом формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (тёплый, холодный, твёрдый, мягкий, пушистый и т. д.) .

• Знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их свойствами, назначением (предметы гигиены, посуда, одежда и др.) .

• Познакомить детей со свойствами воды, мыла.

Коммуникация:

• Содействовать доброжелательному общению детей друг с другом.

• Расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении (название и назначение предметов личной гигиены, одежды, посуды и т. д.) .

Безопасность:

• Формировать умения пользоваться зубной щеткой, мылом, полотенцем.

• Знакомить с элементарными представлениями о том, как нужно заботиться о своём здоровье.

Чтение художественной литературы:

• Познакомить детей с литературными произведениями: К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», фольклорными произведениями про умывание, причесывание, подготовку к обеду, обед.

• Развивать умение читать наизусть потешки и небольшие авторские стихотворения.

Ожидаемый результат

Дети:

устойчивая потребность в соблюдение навыков личной гигиены и опрятности в повседневной жизни;

проявление умений правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, следить за своим внешним видом;

обеспечение максимально свободного эмоционального контакта детей друг с другом и педагогом их взаимного доверия, эмоциональной раскованности.

Родители:

обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

повышение компетентности родителей в развитие навыков личной гигиены;

повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и партнёрских отношений.

Продукты реализации проекта:

1. Разработка конспектов занятий и тематических бесед по теме проекта.

2. Составление картотеки дидактических игр по воспитанию и развитию у младших дошкольников культурно-гигиенических навыков.

3. Составление картотеки художественно-словесного материала по воспитанию и развитию культурно-гигиенических навыков.

4. Диагностическое исследование сформированности культурно-гигиенических навыков.

6. Оформление фотоальбома «Детский сад день за днем» с непосредственным творческим участием родителей.

7. Открытое мероприятие для родителей «Мы красивые, чистые, аккуратные! » (занятие с элементами театрализованной деятельности) .

8. Презентация проекта «Мойдодыр».

Ход реализации проекта

1 этап – подготовительный

• Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме.

• Составление картотек игр и литературного материала по теме проекта.

• Доведение до родителей важности темы проекта. Подготовка информационного листка с приглашением к участию в проекте.

• Диагностическое исследование сформированности культурно-гигиенических навыков у детей до реализации проекта.

2 этап - практический

Работа с детьми:

Социализация

- Дидактические игры «Правила гигиены», «Таня проснулась», «Сделаем куклам разные прически», «Вымоем куклу» и др.

- Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская».

Познание

- Беседы «Чтобы быть здоровым», «Чистота и здоровье».

- Опытно-исследовательская деятельность «Опыты со снегом» (качество талой воды, «Опыты с водой».

Чтение художественной литературы

- Чтение произведений: К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», фольклорные произведения про умывание, причесывание, подготовку к обеду, обед.

- Рассматривание иллюстраций к книге «Мойдодыр».

- Заучивание народных песенок, потешек, стихотворения «Без воды умылся котик… ».

Художественное творчество

- Аппликация «Украсим носовой платок».

- Лепка «Мыло для кукол».

- Рисование «Дорисуй расчески кукле Тане».

- Создание выставок из детских работ.

Коммуникация

- Ситуативные беседы «Правила гигиены», «Как нужно ухаживать за собой», «Мои здоровые зубки».

- Составление рассказов «Кукла идет на прогулку».

Музыка

- Музыкальный досуг «Как дети учили Олю умываться».

Работа с родителями

• Оформление папки-передвижки для родителей «Личная гигиена».

• Консультация для родителей «Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию».

• Привлечение родителей к оформлению стенгазеты «Детский сад день за днём».

• Открытое мероприятие для родителей «Мы красивые, чистые, аккуратные! » (занятие с элементами театрализованной деятельности) .

3 этап - итоговый

• Диагностическое исследование сформирован-ности культурно-гигиенических навыков у детей после реализации проекта.

• Презентация проекта «Мойдодыр».

Литература:

1. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М. :Просвещение, 1991.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в д/с: Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1985.

3. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М. : 1991.

4. Воспитателю о работе с семьёй / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М. : Просвещение, 1989.

5. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. – СПб., 2007

6. Лихачёва А. А. Встреча с Мойдодыром. //Дошкольное воспитание №9 – 2004. с. 56

7. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М. : Просвещение, 1990.

8. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозайка – Синтез, 2011.

9. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и смаообслуживанию. – М. : Просвещение, 1997

10. Информация взятая из Интернета.

        

Управление

Финансирование

Кадры

Безопасность

Здоровье

Питание

Обучение и воспитание

Занятия с детьми

Главная → Тематический рубрикатор → Занятия с детьми → Здоровье

Формирование культурно - гигиенических навыков у детей

Дата публикации: 27.11.2012

Раздел:  Здоровье

Количество просмотров: 21263

Автор:Филиппова Елена Николаевна старший воспитатель МБДОУ д/с №197 (Свердловская область) 

Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс пускать на потом, период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств. 

Цель - формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. 

Задачи: 

  • учить самостоятельно, умываться;
  • пользоваться туалетом;
  • воспитывать желание быть аккуратным, замечать неполадки в своем виде;
  • активизировать речь детей, используя слова, обозначающие выполняемые действия, а так же используем художественное слово;
  • формировать умения и навыки опрятности; положительного отношения к сверстникам;
  • культуры поведения в коллективе; скромности, вежливости, сдержанности.

Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия. 

Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей – первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические навыки – это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания. 

Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность. Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса. 

Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. 
Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. 

Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, формируется правильная самооценка. Ребёнок постепенно начинает следить за своим внешним видом. 

Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника. 
Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия вместе с взрослым, а потом самостоятельно. 
В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. 
Оценить действие и только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: "Я хороший, потому что всё делаю правильно!" 
К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых. 

Условия должны быть постоянными, а методические приемы, которые использует педагог, необходимо менять. 
«Будем умываться»,— говорит в начале года воспитатель и показывает все: и как завертывать рукава, и как намылить руки, и как вымыть их, а затем вытереть. Все дети действуют под наблюдением и контролем взрослого. И так изо дня в день. В этой каждодневной деятельности совершенствуются культурно-гигиенические навыки, формируются привычки: мыть руки перед едой и после загрязнения, следить за своим внешним видом. Но дети становятся старше. 

И воспитатель постепенно предоставляет им все больше самостоятельности. Он переходит от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам,— убеждению, разъяснению смысла правил. Только тогда, когда педагог учитывает постоянно возрастающий опыт детей, совершенствование их навыков, умение все более самостоятельно выполнять установленные правила, только тогда у них формируются устойчивые привычки, не разрушающиеся при переходе в новые условия. Если этого не учитывать, то у детей вырабатывается лишь умение подчиняться требованию взрослого. 
Но правильная организация умывания — это не только условие формирования культурно-гигиенических навыков (особенно в старших группах): старший дошкольник может вполне самостоятельно тщательно умыться, привести себя в порядок, однако важно воспитывать при этом положительные взаимоотношения между детьми. В умывальной комнате дети всегда находятся в окружении сверстников. И воспитатель учит их проявлять внимание к тем, кто рядом, быть вежливыми, предупредительными. Например, посторониться, чтобы дать пройти товарищу, поднять упавшее полотенце и повесить на место, не отвлекаться, помня, что другие дети тоже должны своевременно умыться и сесть за стол, пропустить вперед дежурного, чтобы тот вовремя начал выполнять свои обязанности. 

Воспитывая нормы поведения за столом, педагог также учитывает, что, помимо привития детям культурно-гигиенических навыков, перед ним возникает целый ряд задач: формирование положительного отношения к сверстникам, культуры поведения в коллективе, скромности, вежливости, сдержанности. Для этого он использует разные ситуации. 
В воспитании навыков следует опираться и на хороший пример самих детей. 
Воспитатель обращает внимание малышей на тех их сверстников, кто умеет хорошо мыть руки, аккуратно обращаться с вещами, самостоятельно одеваться, так как дети не всегда могут сами заметить это. 
В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет педагогическая оценка, т. е. положительное иди отрицательное суждение педагога об отдельных поступках и поведении ребенка. Более широко воспитатель пользуется в своей работе положительной оценкой: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше. 

Положительная оценка дается и в том случае, когда нужно показать успехи в овладении новыми навыками. 
Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения. 
Используя малые формы фольклора, мы и в повседневной жизни в качестве ласки и шутки: 

  • Расти коса до пояса не вырони ни волоса…
  • Водичка, водичка умой мое личико,…
  • Права ножка, лева ножка - поднимайся понемножку.
  • Что поставят, то и кушай.
  • Хлеб - соль кушай, а добрых людей слушай.
  • Ешь больше, проживешь дольше.
  • Мило не мыло, а беленькое личико.

Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком. 
Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности. 

Критерии опрятной еды включают умение: 
1.Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; 
2. Не крошить хлеб; 
3. Пережевывать пищу с закрытым ртом; 
4. Не разговаривать с полным ртом; 
5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола; 
6. Благодарить; 
7. Пользоваться только своим прибором. 

Мытья рук и личной гигиены включают умение: 
1. Мыть лицо, уши, руки 
2. Закатать рукава; 
3. Смочить руки; 
4. Взять мыло, намыливать до появления пены; 
5. Смыть мыло; 
6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку; 
7. Пользоваться расческой. 

Снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение: 
1. Расстегнуть пуговицы; 
2. Снять платье (брюки); 
3. Аккуратно повесить; 
4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки; 
5. Снять обувь; 
6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье); 
7. Надеть в обратной последовательности. 

Для привития культурно-гигиенических навыков педагоги применяют показ, пример, объяснение. Очень редко используют игровые приемы, а ведь содержание культурно-гигиенических навыков у детей этого возраста осваивается, прежде всего, в дидактических играх и игровых ситуациях. 
Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимы следующие условия: 
1) организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.); 
2) разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов; 
3) многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы - разные; 
4) индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками; 
5) организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий; 
6) безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований. 
Одним из ведущих приемов, которые мы использовали, явился прием повторения действий, упражнений. Например, попросили перед мытьем: "Покажите, как вы засучили рукава" или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки. 

Прежде всего, необходимо вызвать у детей желание действовать определенным образом. Деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому необходимо больше уделять внимание показу как держать ложку, чашку, как двигать руками при умывании. 

В процессе работы были замечены такие изменения: дети стали опрятнее одеваться, следить за своим внешним видом, по назначению использовать носовой платок, без напоминания убирать за собой игрушки, благодарить друг друга и взрослых. Некоторые заметно улучшили свое поведение во время приема пищи свои знания, за счет общения с другими детьми. Малыши стали больше проявлять инициативы в подготовке к занятиям или приему пищи. Дети начали замечать неполадки во внешнем виде друг друга или окружающей обстановке. Большинство ребят стали бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту и порядок. 

Возврат к списку