Проект "Мойдодыр"
материал (младшая группа) по теме
Проект "Мойдодыр" для детей младшего дошкольного возраста, о привитии культурно - гигиенических навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohranyaem_urozhay_lepka.docx | 33.16 КБ |
proekt_moydodyr.docx | 39.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по лепке в старшей группе
Тема: «Сохраняем урожай»
Цель: развитие социальных компетенций дошкольников:
- умение обращаться за помощью;
- умение следовать полученной инструкции;
- умение доводить работу до конца;
- умение сосредотачиваться на своем занятии.
Задачи:
– показать детям необходимость заботы о себе, о собственной безопасности;
– воспитывать уважение и интерес к физической стороне своего бытия;
– расширять представления о сенсорных свойствах и качествах объектов окружающей природы (запах, вкус);
– обучать умению заботиться о собственных интересах;
– развивать умение осознавать, что нравится делать, а что не нравится.
Материалы: образец консерванта овощей, муляжи различных овощей и фруктов, плоские банки по 1-2 на каждого ребенка, вырезанные из белого картона, пластилин, доски, тряпочки, подносы, стеки.
Оборудование: Игрушка белочка, мелко нарезанные свежие овощи и фрукты на тарелочке для игры, шарфик или платок (для завязывания глаз).
Предварительная работа:
Отгадывание загадок об осенних плодах, раскрашивание любимых овощей и фруктов.
Ход занятия:
Сюрпризный момент: стук в дверь. Появляется игрушка белочка. Дети помните это наш любимый друг – бельчонок Мартин.
Бельчонок: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуй, Мартин!
Воспитатель: Почему ты такой грустный?
Бельчонок: Мама мне сказала собрать овощи и фрукты для заготовки на зиму. А я подарок для мамы хотел приготовить - нарисовать осенний букет! Но пока я рисовал, уже стемнело и я ничего не собрал. Помогите мне, друзья!??
- Ребята, поможем, Мартину? (Да).
Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки. Все хором будем пропевать наши имена. Так по кругу (Бельчонок – участник нашей группы встаёт в круг вместе с детьми). Бельчонок предлагает вспомнить правила поведения на занятии:
- говорить по одному;
- никого не обижать;
- если не знаешь, что делать, обратись к бельчонку или к педагогу. Здесь ведущий поясняет: «Если вам нужна будет помощь или вы хотите задать вопрос Бельчонку или к педагогу, что-то ему сказать, вытяните руку вперед ладошкой кверху. Это будет означать, что вы обращаетесь к Бельчонку».
Разминка «Как собрать урожай»:
Воспитатель раскладывает муляжи различных овощей и фруктов на столе: «Давайте вспомним, как осенью люди собирают урожай с поля: картошку, капусту, морковь, помидоры, огурцы, яблоки… На столе лежат муляжи овощей и фруктов. Выберите один из них и покажите, как вы собирали эти овощи или фрукты». Каждый ребенок по очереди показывает действия собирания того овоща (фрукта), который выбрал, а все остальные повторяют за ним. (Усиливать движения детей, имитирующие собирание урожая: потягивание, приседания, наклоны, «копание», поднятие тяжестей, вращательные движения кистями при отрывании плодов от плодоножек и т.п.)
- Ребята, а что у вас дома заготавливают на зиму взрослые? (Варенья, соленья).
– Вспомните вкус, запах, твёрдость или мягкость любимого фрукта или овоща.
Игра «Угадай на вкус»
Предложить детям с завязанными глазами определить на вкус овощи и фрукты (морковь, яблоко, груша, помидор, огурец, свёкла). Изобразите, что вы при этом испытываете (удовольствие или неудовольствие).
Педагог показывает картинки консервированных фруктов и овощей (помидоры, груши).
Сейчас мы будем делать заготовки на зиму. Я раздам вам банки (из картона), а вы будете укладывать в них разные овощи или фрукты. Мы будем лепить овощи (фрукты) из пластилина.
Решите, что вы будете консервировать. Например, если вы консервируете помидоры, вам нужно взять красный пластилин и скатать шарик небольшого размера. Затем положить его на картон (банку) и надавить на него пальцем, чтобы шарик приплюснулся и прилип к банке.
Огурец выполняется следующим образом: из зеленого пластилина формируем колбаску, укладываем ее на картон и расплющиваем, надавив на нее пальцами, при этом придавая ей форму огурца и т.д. Можно использовать стеку, для придания более естественного вида овощам.
Ваши баночки мы разместим на стеллаже.
Физкультминутка
Ах, какой же урожай,
(дети стоят лицом в круг)
Побыстрее собирай.
(правой рукой выполняют хватательное движение и опускают руку в другую сторону)
Выкопай картошку с грядки,
(имитация копания огорода)
Чтобы было всё в порядке.
Огурцы сорви быстрей,
(наклониться, правой рукой)
Чтобы съесть их поскорей.
(«сорвать огурец» движение зубами с закрытым ртом)
Срежь капусту, посоли,
(правую руку согнуть в локте, пальцы сжать в кулак, выполнить движение руки справа – налево)
Маму с папой угости.
(отвести поочерёдно руки вправо – влево)
Выдерни морковь, редиску,
(имитация выдёргивания овощей)
Поклонись им в пояс низко.
(выполнить наклон туловища вперёд, правую руку отвести от груди вправо)
Ай, какой же урожай,
(руки приставить к вискам, выполнив наклоны головы)
Ты в корзину загружай.
(руки развести в стороны, направив их движение к себе)
Самостоятельная деятельность детей.
Итог занятия:
- Ребята, вам приятно видеть, как много вы заготовили баночек на зиму?
- Вы сегодня помогли бельчонку собрать и сохранить урожай на зиму.
- Какие вы сегодня молодцы!
Ритуал завершения:
Все вместе берёмся за руки и произносим фразу: «До свидания, Бельчонок Мартин! До новых встреч!».
Отзыв
об открытом занятии с использованием
здоровьесберегающих технологий.
Я, Нечитайлова И.Н., воспитатель МБДОУ № 50, присутствовала на занятии у Чубукиной Галины Алексеевны, воспитателя МБДОУ № 26. 11.09.2012 г.
Вид занятия - лепка.
Возрастная группа – старшая;
Тема занятия: «Чудо - овощи».
В ходе организации работы с детьми воспитатель поставила цели:
- сформировать у детей обобщённое представление об овощах;
- умение доводить начатое до конца;
- развивать воображение и мелкую моторику рук.
Перед началом занятия была проведена влажная уборка, проветрено помещение.
Смена видов деятельности способствовала работоспособности детей. Поставленные задачи были полностью реализованы. Дети работали с интересом. В результате работы получились разнообразные, красочные. Галина Алексеевна развивала умение создавать лепную фигуру с выпуклым изображением, когда изображаемые объекты выступали над поверхностью основы.
Воспитатель использовала здоровьесберегающие технологии – пальчиковую гимнастику, физкультминутку.
Поставленные задачи были достигнуты.
Воспитатель МБДОУ № 50_________________ Нечитайлова И.Н.
Заведующий МБДОУ № 50__________________Харченко Г.П.
Отзыв
об открытом занятии с использованием
здоровьесберегающих технологий.
Я, Асатрян Г.С., воспитатель МБДОУ № 31, присутствовала 11.02.2014 г. на занятии у Чубукиной Галины Алексеевны, воспитателя МБДОУ № 26.
Занятие по формированию элементарных математических представлений проходило в подготовительной к школе группе по теме «Измерение».
В ходе организации работы Галина Алексеевна поставила следующие задачи: учить детей измерять одно и тоже количество крупы мерками разной величины; понимать зависимость полученного результата от величины мерки; упражнять в счёте в пределах 10; учить называть «соседей» названных чисел, различать и называть цифры по порядку; учить отсчитывать количество предметов по заданной цифре.
Занятие построено в соответствии с возрастными особенностями детей. Для проведения занятия были созданы все условия: наглядный и раздаточный материал целесообразно распределён на этапах занятия.
Воспитатель умело подошла к решению задач, удерживала внимание детей, вызывала интерес к работе, добивалась полных ответов. Дети принимали участие с большим интересом, были активны и внимательны. Темп занятия, повторение вопросов давали возможность добиваться лучших результатов. Занятие выдержано во времени. В оценках работ соблюдала такт и чувство меры. Галина Алексеевна хорошо владеет коллективом детей, умело организует их для работы.
Воспитатель использовала здоровьесберегающие технологии: перед началом занятия в группе проведена влажная уборка, проветрено. Используемые подвижные игры дети выполняли стоя, что способствовало снижению утомляемости детей.
В конце занятия дети отметили понравившиеся этапы в ходе занятия и дали положительную оценку друг другу.
Поставленные задачи были полностью реализованы и соответствовали теме занятия.
Воспитатель МБДОУ № 31_________________Асатрян Г.С.
Заведующий МБДОУ № 31__________________Сергиенко Ж.В.
Предварительный просмотр:
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков «Мойдодыр» для реализации во младшей группе детского сада
Актуальность проекта
Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной потому, что навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. Для формирования культурно-гигиенических навыков, привычек и систематизации представлений ребенка о здоровье и здоровом образе жизни я решила использовать игровой творческий проект «Мойдодыр».
Тип проекта
1. По методу – игровой, творческий;
2. По содержанию – ребенок – семья - здоровье;
3. По длительности – среднесрочный - 3 месяца.
Участники проекта:
• Воспитатели.
• Дети 2-ой младшей группы (3-4 года) .
• Родители воспитанников группы.
Идея проекта:
«Чистота – залог здоровья».
Развитие культурно-гигиенических навыков ребенка – первый шаг в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни.
Постановка проблемы
• При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих, родителей и остальных членов семьи.
• Обеспечение постоянного, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил, ведет к усвоению ребенком всех доступных ему навыков.
• Только при повседневном гигиеническом воспитании и контроле можно добиться формирования и закрепления у ребенка полезных навыков, т. е. перехода их в стойкие привычки.
Цель проекта
Формирование культурно-гигиенических навыков и начальных представления о ценности здоровья: здоровье начинается с чистоты тела, «чистота», «красота», «здоровье» – это неразделимые понятия.
Задачи проекта по образовательным областям:
Здоровье:
• Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия.
• Формирование привычки следить за своим внешним видом, умения правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком.
• Формирование навыков поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом.
• Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
• Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию у детей навыков личной гигиены дома.
Социализация:
• Поощрять участие детей в совместных играх, развивать интерес к различным видам игр.
• Поощрять желание жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу.
Познание:
• Развивать восприятие, создавая условия для ознакомления детей с цветом формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (тёплый, холодный, твёрдый, мягкий, пушистый и т. д.) .
• Знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их свойствами, назначением (предметы гигиены, посуда, одежда и др.) .
• Познакомить детей со свойствами воды, мыла.
Коммуникация:
• Содействовать доброжелательному общению детей друг с другом.
• Расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении (название и назначение предметов личной гигиены, одежды, посуды и т. д.) .
Безопасность:
• Формировать умения пользоваться зубной щеткой, мылом, полотенцем.
• Знакомить с элементарными представлениями о том, как нужно заботиться о своём здоровье.
Чтение художественной литературы:
• Познакомить детей с литературными произведениями: К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», фольклорными произведениями про умывание, причесывание, подготовку к обеду, обед.
• Развивать умение читать наизусть потешки и небольшие авторские стихотворения.
Ожидаемый результат
Дети:
устойчивая потребность в соблюдение навыков личной гигиены и опрятности в повседневной жизни;
проявление умений правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, следить за своим внешним видом;
обеспечение максимально свободного эмоционального контакта детей друг с другом и педагогом их взаимного доверия, эмоциональной раскованности.
Родители:
обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
повышение компетентности родителей в развитие навыков личной гигиены;
повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и партнёрских отношений.
Продукты реализации проекта:
1. Разработка конспектов занятий и тематических бесед по теме проекта.
2. Составление картотеки дидактических игр по воспитанию и развитию у младших дошкольников культурно-гигиенических навыков.
3. Составление картотеки художественно-словесного материала по воспитанию и развитию культурно-гигиенических навыков.
4. Диагностическое исследование сформированности культурно-гигиенических навыков.
6. Оформление фотоальбома «Детский сад день за днем» с непосредственным творческим участием родителей.
7. Открытое мероприятие для родителей «Мы красивые, чистые, аккуратные! » (занятие с элементами театрализованной деятельности) .
8. Презентация проекта «Мойдодыр».
Ход реализации проекта
1 этап – подготовительный
• Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме.
• Составление картотек игр и литературного материала по теме проекта.
• Доведение до родителей важности темы проекта. Подготовка информационного листка с приглашением к участию в проекте.
• Диагностическое исследование сформированности культурно-гигиенических навыков у детей до реализации проекта.
2 этап - практический
Работа с детьми:
Социализация
- Дидактические игры «Правила гигиены», «Таня проснулась», «Сделаем куклам разные прически», «Вымоем куклу» и др.
- Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская».
Познание
- Беседы «Чтобы быть здоровым», «Чистота и здоровье».
- Опытно-исследовательская деятельность «Опыты со снегом» (качество талой воды, «Опыты с водой».
Чтение художественной литературы
- Чтение произведений: К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», фольклорные произведения про умывание, причесывание, подготовку к обеду, обед.
- Рассматривание иллюстраций к книге «Мойдодыр».
- Заучивание народных песенок, потешек, стихотворения «Без воды умылся котик… ».
Художественное творчество
- Аппликация «Украсим носовой платок».
- Лепка «Мыло для кукол».
- Рисование «Дорисуй расчески кукле Тане».
- Создание выставок из детских работ.
Коммуникация
- Ситуативные беседы «Правила гигиены», «Как нужно ухаживать за собой», «Мои здоровые зубки».
- Составление рассказов «Кукла идет на прогулку».
Музыка
- Музыкальный досуг «Как дети учили Олю умываться».
Работа с родителями
• Оформление папки-передвижки для родителей «Личная гигиена».
• Консультация для родителей «Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию».
• Привлечение родителей к оформлению стенгазеты «Детский сад день за днём».
• Открытое мероприятие для родителей «Мы красивые, чистые, аккуратные! » (занятие с элементами театрализованной деятельности) .
3 этап - итоговый
• Диагностическое исследование сформирован-ности культурно-гигиенических навыков у детей после реализации проекта.
• Презентация проекта «Мойдодыр».
Литература:
1. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М. :Просвещение, 1991.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в д/с: Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1985.
3. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М. : 1991.
4. Воспитателю о работе с семьёй / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М. : Просвещение, 1989.
5. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. – СПб., 2007
6. Лихачёва А. А. Встреча с Мойдодыром. //Дошкольное воспитание №9 – 2004. с. 56
7. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М. : Просвещение, 1990.
8. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозайка – Синтез, 2011.
9. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и смаообслуживанию. – М. : Просвещение, 1997
10. Информация взятая из Интернета.
Главная → Тематический рубрикатор → Занятия с детьми → Здоровье
Формирование культурно - гигиенических навыков у детей
Дата публикации: 27.11.2012
Раздел: Здоровье
Количество просмотров: 21263
Автор:Филиппова Елена Николаевна старший воспитатель МБДОУ д/с №197 (Свердловская область)
Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс пускать на потом, период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.
Цель - формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- учить самостоятельно, умываться;
- пользоваться туалетом;
- воспитывать желание быть аккуратным, замечать неполадки в своем виде;
- активизировать речь детей, используя слова, обозначающие выполняемые действия, а так же используем художественное слово;
- формировать умения и навыки опрятности; положительного отношения к сверстникам;
- культуры поведения в коллективе; скромности, вежливости, сдержанности.
Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.
Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей – первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические навыки – это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания.
Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность. Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса.
Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде.
Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности.
Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, формируется правильная самооценка. Ребёнок постепенно начинает следить за своим внешним видом.
Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника.
Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия вместе с взрослым, а потом самостоятельно.
В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия.
Оценить действие и только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: "Я хороший, потому что всё делаю правильно!"
К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.
Условия должны быть постоянными, а методические приемы, которые использует педагог, необходимо менять.
«Будем умываться»,— говорит в начале года воспитатель и показывает все: и как завертывать рукава, и как намылить руки, и как вымыть их, а затем вытереть. Все дети действуют под наблюдением и контролем взрослого. И так изо дня в день. В этой каждодневной деятельности совершенствуются культурно-гигиенические навыки, формируются привычки: мыть руки перед едой и после загрязнения, следить за своим внешним видом. Но дети становятся старше.
И воспитатель постепенно предоставляет им все больше самостоятельности. Он переходит от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам,— убеждению, разъяснению смысла правил. Только тогда, когда педагог учитывает постоянно возрастающий опыт детей, совершенствование их навыков, умение все более самостоятельно выполнять установленные правила, только тогда у них формируются устойчивые привычки, не разрушающиеся при переходе в новые условия. Если этого не учитывать, то у детей вырабатывается лишь умение подчиняться требованию взрослого.
Но правильная организация умывания — это не только условие формирования культурно-гигиенических навыков (особенно в старших группах): старший дошкольник может вполне самостоятельно тщательно умыться, привести себя в порядок, однако важно воспитывать при этом положительные взаимоотношения между детьми. В умывальной комнате дети всегда находятся в окружении сверстников. И воспитатель учит их проявлять внимание к тем, кто рядом, быть вежливыми, предупредительными. Например, посторониться, чтобы дать пройти товарищу, поднять упавшее полотенце и повесить на место, не отвлекаться, помня, что другие дети тоже должны своевременно умыться и сесть за стол, пропустить вперед дежурного, чтобы тот вовремя начал выполнять свои обязанности.
Воспитывая нормы поведения за столом, педагог также учитывает, что, помимо привития детям культурно-гигиенических навыков, перед ним возникает целый ряд задач: формирование положительного отношения к сверстникам, культуры поведения в коллективе, скромности, вежливости, сдержанности. Для этого он использует разные ситуации.
В воспитании навыков следует опираться и на хороший пример самих детей.
Воспитатель обращает внимание малышей на тех их сверстников, кто умеет хорошо мыть руки, аккуратно обращаться с вещами, самостоятельно одеваться, так как дети не всегда могут сами заметить это.
В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет педагогическая оценка, т. е. положительное иди отрицательное суждение педагога об отдельных поступках и поведении ребенка. Более широко воспитатель пользуется в своей работе положительной оценкой: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.
Положительная оценка дается и в том случае, когда нужно показать успехи в овладении новыми навыками.
Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения.
Используя малые формы фольклора, мы и в повседневной жизни в качестве ласки и шутки:
- Расти коса до пояса не вырони ни волоса…
- Водичка, водичка умой мое личико,…
- Права ножка, лева ножка - поднимайся понемножку.
- Что поставят, то и кушай.
- Хлеб - соль кушай, а добрых людей слушай.
- Ешь больше, проживешь дольше.
- Мило не мыло, а беленькое личико.
Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.
Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.
Критерии опрятной еды включают умение:
1.Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
2. Не крошить хлеб;
3. Пережевывать пищу с закрытым ртом;
4. Не разговаривать с полным ртом;
5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
6. Благодарить;
7. Пользоваться только своим прибором.
Мытья рук и личной гигиены включают умение:
1. Мыть лицо, уши, руки
2. Закатать рукава;
3. Смочить руки;
4. Взять мыло, намыливать до появления пены;
5. Смыть мыло;
6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;
7. Пользоваться расческой.
Снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:
1. Расстегнуть пуговицы;
2. Снять платье (брюки);
3. Аккуратно повесить;
4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки;
5. Снять обувь;
6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье);
7. Надеть в обратной последовательности.
Для привития культурно-гигиенических навыков педагоги применяют показ, пример, объяснение. Очень редко используют игровые приемы, а ведь содержание культурно-гигиенических навыков у детей этого возраста осваивается, прежде всего, в дидактических играх и игровых ситуациях.
Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимы следующие условия:
1) организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);
2) разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;
3) многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы - разные;
4) индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;
5) организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;
6) безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.
Одним из ведущих приемов, которые мы использовали, явился прием повторения действий, упражнений. Например, попросили перед мытьем: "Покажите, как вы засучили рукава" или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки.
Прежде всего, необходимо вызвать у детей желание действовать определенным образом. Деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому необходимо больше уделять внимание показу как держать ложку, чашку, как двигать руками при умывании.
В процессе работы были замечены такие изменения: дети стали опрятнее одеваться, следить за своим внешним видом, по назначению использовать носовой платок, без напоминания убирать за собой игрушки, благодарить друг друга и взрослых. Некоторые заметно улучшили свое поведение во время приема пищи свои знания, за счет общения с другими детьми. Малыши стали больше проявлять инициативы в подготовке к занятиям или приему пищи. Дети начали замечать неполадки во внешнем виде друг друга или окружающей обстановке. Большинство ребят стали бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту и порядок.