Дымковская игрушка
статья по аппликации, лепке на тему
Город Киров стоит на гористом берегу реки Вятки. На противоположном низком, луговом берегу расположена слобода Дымково – приземистые деревянные дома под зелеными купами старых высоких деревьев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dymkovskaya_igrushka.docx | 19.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Дымковские игрушки.
Город Киров стоит на гористом берегу реки Вятки. На противоположном низком, луговом берегу расположена слобода Дымково – приземистые деревянные дома под зелеными купами старых высоких деревьев. Когда – то основанная переселенцами из Великого Усюга, «слобода Дымково за рекой» в первый раз в писана в исторические документы в 1615 году, но « заречный посад» поминается еще раньше – в грамоте Ивана Грозного 1582 года.
В Дымкове жили, да и сейчас живут замечательные мастерицы. Благодаря их труда слобода стала известна во всем мире как родина знаменитых дымковских глиняных расписных игрушек – яркой и своеобразной ветви русского народного декоративного искусства. Творчество дымковских мастериц уходит своими корнями в глубокую древность но писаная история дымковских игрушек, как оно постепенно раскрывается перед нами в достоверных свидетельствах очевидцев, охватывает всего лишь последние полтора века.
Свистунья
Обратимся к « Вятским запискам» Всеволода Лебедева, очень талантливого, без временно умершего советского писателя. Лебедев ярко и эмоциональна точно рассказал в этой книге о последних предреволюционных и первых советских годах Вятского края. Сам по происхождению вятчанин, Лебедев не обошел внимания и старой свистуньи. Правда, это была уже ни токая свистунья, какую видел в1811 году генерал – майор Хитрово, а такая, какую ее сделала дымковская игрушка, временами подчинявшая себе этот праздник. Уже давно не было на ней религиозных церемоний – поминок. Ветхая часовенка развалилась.
А было вот что:
« Вятский праздник свистунья на большой площади. Когда к ней идешь, кажется, что медленно взбираешься на какую – то большую гору вышина которой оглушает твою кровь и сознание.
Потом у базара понимаешь, что это свист. Летучий, пронзительный свист с легким нежным горловым оттенком.
Что – то цветет и волнуется там на площади. И когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что ходишь по воздуху. У всех смеющиеся и какие то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в 3 или 5 копеек, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану свистят. Люди, идущие приложив к лицам этих разноцветных зверей, похожие все вместе на громадный пестрый маскарад.
Этот блеск и свист с начало озадачивают, а потом поднимают на воздух, и так путешествуешь до вечера, а ночью – в глазах и ушах во сне стоит что то яркое и радостно – нежное. Это праздник свистунья».[1.с.5]
Строки Лебедева помогают нам понять атмосферу этого праздника, взглянуть на него, как на сцену, на которой в ролях главных героях выступали дымковские глиняные расписные. А о них говорилось в каждом описании свистуньи.
«… Городские жители… отправляют ежегодно на том месте печальные поминки которые в прежние времена сопровождаемы были… свистанием малых детей в глиняные дудочки, которых там, ровно как и … различно раскрашенных и местами позолоченных кукол, продается великое множество…» [2.c.15]
«… съезжаются торговки с куклами… свистушками особенного устройства. Все это делается из вятской глины с удивительным, не подражательным искусством…» [ 2.с.53.]
Таким образом, свистунья являлась постоянным рынком сбыта дымковских глиняных расписных. Постоянным но не единственным. Дымковские игрушки продавались на многочисленных уездных ярмарках и просто на базарах.
Итак в первой половине XIX века дымковская глиняная игрушка была главным товаром на свистунье и ходко раскупалась на других ярмарках и базарах, порой далеко за пределами Вятской губернии. Глиняная игрушка лепится на глаз, без образца. И раскрашивается тоже на глаз и тоже без образца. Каждый экземпляр приходится изготовлять заново и словно впервые, творчески, как бы глубоко традиционен он ни был.
К 1871 году относится первое и до 1717 года единственное описание данного промысла:
«Приготовление игрушек из глины, в высшей степени дешевых и своеобразных, занимаются во все время года шестнадцать семейств, остальные… работают только весною. Исключительно занимаются женщины и дети, тут каждый участвует в работе, начиная с десяти лет.»
Как явствует из того же описания, сначала «заготовляли», то есть лепили и обжигали, «огромные партии игрушек до 3-х и 4-х тыс. в семействе». Потом их красили, и так делали осенью и зимой по нескольку раз, готовя товар к очередному приезду скупщиков.
«Но самая кипучая работа… начинается с великого поста. В это время приезжают скупщики для запаса на все летние ярмарки губернии, для сплава на судах в Поволжские губернии». В это же время мастерицы изготовляли большое количество игрушек для свистуньи и для летних базаров в Вятке.
Из каталога Вятского отдела можно было в первые узнать имена и фамилии трех дымковских мастериц . Это были А.А. Мерзина, Е.З. и Е.А. Кошкины, З.Ф. Безденежных, Е.И. Косс-Деньшина.
Для того чтобы лучше понять эти игрушки и легче полюбить, надо взять не одну расписную и не две. Надо взять их много. Так и Анна Афанасьева Мезрина говорила про свои игрушки: «Их надо много! Они лучше, когда их много!»
Раньше дымковские расписные были прежде всего игрушками. А ныне прежде всего это миниатюрная декоративная скульптура, украшающая вашу квартиру. Все в этой скульптуре из жизни, но все сказочно преображено. Были когда-то и такие барыни-щеголихи и такие щеголи. Есть и сейчас такие гусятницы и такие доярки. Но все они как-то празднично торжественны. И если это конь – то сказочный конь. Если это птица – то жар-птица.
За долгое время все эти фигурки приобрели под руками мастериц устойчивую, очень обобщенную форму, стали традиционными и повторяются в творчестве каждой искусницы, бесконечно, однако, разнообразясь в соответствии с творческим почерком каждой из них. Этот сказочный мир разнообразен по происхождению. Многие исследователи полагают, что простейшие фигурки животных – коня, оленя, козла – и птиц ведут начала из глубокой древности. А в человеческие фигурки, особенно в детали одежды, вкрались элементы порой совсем недавнего прошлого. Но сейчас они все едины по стилю. И какую бы из игрушек вы не взяли, сразу видно, что это - неповторимая дымковская, и не с чем ее не спутаешь. Прекрасны они своей выразительной обобщенной формой и неповторимо яркой, жизнерадостной окраской.[1.с.16]
Хорошо взглянуть на них утром, когда солнечный луч уже разблистался в этом половодье красок. Взглянешь раз, другой – и на весь день веселое рабочее настроение. Особенно празднично встречают эту игрушку дети.
Дымковские игрушки также имеют ярко выраженные особенности пластики и росписи, свойственные только этой школе. Сюжеты их традиционны, но в последние годы тематика расширяется главным образом за счет индивидуального творчества художниц, которые черпают новые темы в фольклоре. Дымковские игрушки, пожалуй, самые «богатые», веселые, радостные. Они бывают иногда довольно больших размеров, статностью, особой монолитностью объемов. В фигурках барынь выделяются голова в кокошнике, шляпе или просто с пышной прической, грудь, убка-колокол с передником. На руках у барыни ребенок, либо руки лежат на перекинутом через спину коромысле, либо упираются в бока. Распространенным сюжетом является наездник, причем необязательно на коне, а даже и на козле, свинье или петухе. Фигурка наездника очень условна, она состоит из туловища в френче, которое почти без шеи переходит в голову; на голове высокая шляпа; руки и ноги конической формы, без деталей. У коня обычно крутая грива, откинутая назад голова, короткое туловище и четыре конических ножки – фигурка очень обобщена, компактна. Эти же приемы характерны и для выполнения других животных – так что корова, баран, козел, отличаются друг от друга только формой рогов; они похожи между собой общим силуэтом, которое резко отличает их от других игрушек из Абашева, Филимонова и т.д.
Для большинства дымковских игрушек характерно при обобщенности формы обилие деталей, которые деталей их более нарядными, пышными, даже роскошными. Это всевозможные оборки на юбках, передниках, рукавах, зубцы на кокошниках барынь, многочисленные лепные украшения на коронах, на чрезвычайно пышных хвостах павлинов, индюков и т.д. Роспись дымковских игрушек нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зеленый, желто-оранжевый цвета. При этом оригинален сам орнамент, которому принадлежит важное место в игрушке. Орнаментально расписаны юбки барынь, хвосты павлинов, туловища животных. Небольшие круги, овалы, точки, полосы, клетки составляют несколько типов узоров.
Орнамент в росписи, конечно, представляет собой всякий раз импровизацию, поэтому все узоры неповторимы, но определенные общие приемы здесь можно назвать. Юбка барыни или туловище животного расписываются большими кругами, которые определены в кольца этого же или другого цвета. Сами круги и кольца могут быть украшены полосами, точками; точки, как бисер, могут располагаться и по внешнему краю круга, кольца. Большие круги уравновешиваются расположенными между ними более мелкими. Цветные круги иногда симметрично чередуются с широкими полосами, в которые так же включается какой-либо не сложный узор: волнистая линия, точки, штрихи и пр. Юбка может быть в клетку в которую иногда включают и другие элементы; роспись может состоять из продольных полос, прямых и волнистых, с вкрапленным в них узором. Элементы орнамента и их сочетание одни и те же для любых фигур, но располагаются они на поверхности в соответствии с формой игрушки.[3.с.9]
Современная глиняная игрушка – часть русского прикладного искусства, его истории и сегодняшних исканий. Она поэтична, полна остроумия, чувства радости и полноты жизни.
Глиняные игрушки получили в наши дни новую жизнь в качестве декоративной скульптуры и национальных сувениров. Широкий интерес к ним стимулировал творчество мастеров в ряде забытых центров. Увлечение частных лиц их коллекционированием и постоянное пополнение музейных собраний, заказы мастерам для выставок, художественных салонов.
- Дьяконов Л. Дымковская глиняная расписная. – Л.: 1965.
2. Русская народная игрушка. Вып. 1. – М.: 1929.
3. Хализова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. – М.: 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»
Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...
"Дымковский конь" (роспись дымковской игрушки)
Конспект занятияс детьми старшего дошкольного возраста"Дымковский конь"роспись дымковской игрушки...
Конспект занятия по рисованию с детьми 2 средней группы на тему конек – дымковская игрушка Конек – дымковская игрушка
Составила Боричевская Наталья Викторовна. ГБДОУ № 69 Конек Дымковский:Цель: - воспитывать желание рассматривать народные игрушки (лошадка)- понимать настроение, выраженное в народной игрушке;- уч...
Памятки для родителей "Дымковская глиняная игрушка", "Как познакомить ребёнка с Дымковской игрушкой"
Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими и...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)
Конспект занятия по кружковой деятельности«Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)....
Знакомство с росписью дымковской игрушки (дымковская лошадка). (младшая группа)
Народное творчество...
Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»
Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»...