Консультация для воспитателей "Принципы художественного воспитания детей"
консультация по теме
Нужно приобщать ребенка ко всем доступным формам искусства с самых ранних периодов, проводя художественное воспитание дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Принципы художественного воспитания детей | 20.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
д/с общеразвивающего вида №21 «Рябинушка» с. Семеновка
Консультация для педагогов:
«ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ»
Подготовила: Тонкова Н.П., воспитатель I квалификационной категории
г. Йошкар-Ола
с. Семеновка
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ – формирование мировосприятия ребёнка средствами искусства. Может быть стихийным и педагогически направленным.
Художественное воспитание приобщает ребёнка к различным проявлениям искусства через их восприятие и их собственную творческую деятельность. Различные виды искусства являются частью окружающей ребёнка действительности и с первых лет его жизни влияют на воспитание чувств, вкусов и отношение к самой жизни. Подрастая, ребёнок входит в этот мир осознаннее, учась отбирать то, что наиболее близко его характеру.
Включённое в образовательный процесс художественное воспитание устанавливает связь развивающейся личности с различными сторонами художественной культуры, делает возможным её осмысление. Другая сторона художественного творчества – собственное художественное творчество ребёнка. Художественное творчество делает человека наследником культуры предков, но уже на современном уровне отношений к природе, человеку, обществу.
Художественное воспитание дошкольников развивает эстетическое восприятие мира и чувство прекрасного. Многие дети любят петь или танцевать, а также читать стихи и многое другое. В таких случаях они выступают не только «исполнителями», но собственно и «творцами» – ведь они сами сочиняют песенки, рисуют или лепят то, что родилось в их замыслах. Это можно считать первыми проявлениями творчества у детей, с этого можно начинать художественное воспитание дошкольников. Также дети очень любят слушать стихи и сказки, рассматривать картинки или слушать музыку, то есть, они проявляют интерес к искусству в различных его проявлениях. Дети любят задавать вопросы, таким способом выяснять то, что им непонятно в процессе рассматривания или слушания, это моменты, которые обязательно содержит художественное воспитание дошкольников. Это позволяет их приобщать к первичным знаниям об искусстве.
То, что развитую форму искусства полноценно не может освоить ребенок, понятно и так. Но все же, нужно приобщать ребенка ко всем доступным формам искусства с самых ранних периодов, проводя художественное воспитание дошкольников. Различные формы и проявления искусства могут помочь в формировании и развитии художественных способностей у ребенка. Сказка или художественная игрушка, пословица или песня, картина или декоративное изделие – именно с этого и начинается первое знакомство ребенка с искусством, с этого начинается художественное воспитание дошкольников. Даже самые простые изделия искусства способны ввести ребенка в новый для него мир особых переживаний.
Если задуматься, почему даже столь простые художественные произведения играют столь важную роль в формировании и воспитании ребенка, то стоит сказать, что взрослые таким способом помогают ребенку приобщаться к искусству в той мере, в какой ему это сейчас доступно, в той мере, которую позволяет художественное воспитание дошкольников. Ребенок осваивает мир не только посредством приобщения его к мышлению, но и посредством художественного освоения. Эта способность остается с человеком на протяжении всей жизни, хотя особую эффективность художественное воспитание дошкольников имеет именно в детском возрасте.
Успех художественного воспитания детей дошкольного возраста обеспечивается тем, что ребенок чрезвычайно отзывчив ко всему эмоциональному, яркому, что в его мышлении элементы образного, конкретного преобладают над элементами абстрактного, отвлеченного. Ребенок проявляет большой интерес к доступным ему произведениям искусства, его восхищает красота в природе, в быту; ребенок сам легко и радостно играет, рисует, поет, рассказывает. Переживания, полученные ребенком от красоты и искусства в детстве, запечатлеваются глубоко и надолго.
Говоря о задачах художественного воспитания, мы подчеркиваем воспитательные возможности искусства и красоты, которые педагог может использовать и осуществлять в практике. Эти особенности касаются, прежде всего, чувственного восприятия ребенка, а оно является основой в развитии сознания ребенка.
Красота и искусство пробуждают и развивают лучшие человеческие чувства. Искусство формирует моральный облик ребенка, его детское «мировоззрение», развивает любовь к Родине, волю, любовь ко всему прекрасному, что в жизни окружает ребенка.
Велика роль искусства и в умственном развитии ребенка. Обращаясь к образному мышлению, искусство показывает ребенку мир во всем его разнообразии, обогащает новыми представлениями, учит связывать факты, делать несложные умозаключения.
Образное мышление помогает логическому, отвлеченному мышлению ребенка. Процесс эстетического восприятия и творчества богато развивает память, мышление, воображение, развивает фантазию ребенка.
При помощи искусства развивается творческая личность ребенка. В игре, рисовании, лепке, рассказывании ребенок учится ставить перед собой цели, определять свои желания, предвидеть пути их осуществления и результаты. Преобразуя действительность по собственному замыслу, ребенок развивает творческую инициативу, волю, выдержку, сосредоточенность, умение довести замысел до конца. Искусство является величайшим средством общения и взаимопонимания, сближает и объединяет детей в совместных переживаниях и действиях. И эстетическое восприятие, и в особенности творчество ребенка раскрывают перед сверстниками его мысли, интересы, намерения и творческие возможности. На почве этого возникает взаимный интерес, взаимопомощь, дружба и организованность детей.
Все это влияние искусства на ребенка педагог должен умело и четко использовать в работе с детьми.
Каковы принципы художественного воспитания?
1) В художественном воспитании следует стремиться к единству эмоционального и познавательного, а также к единству восприятия содержания и формы. Этот принцип поможет педагогу избежать двух ошибок: с одной стороны, формализма, а с другой – одностороннего использования искусства.
2) Второй принцип – изучение ребенка, своеобразия его эстетического восприятия и творчества, лишь на основе которого возможно правильное осуществление задачи художественного воспитания.
3) Третий принцип – полноценность, богатство и разнообразие эстетического восприятия и творчества ребенка. При этом важно их правильное чередование и повторность, систематичность.
4) Четвертый общепедагогический принцип – наглядность. В применении к художественному воспитанию это означает стремление обеспечить ребенка конкретными эстетическими переживаниями и творческим действием, а также стремление использовать в полной мере образные средства каждого вида искусства.
5) Пятым принципом считается внимание к детской инициативе и самостоятельности в творчестве и эстетическом восприятии ребенка. Однако не следует понимать этот принцип как ослабление помощи ребенку в тех случаях, когда это требуется.
6) Наконец, шестой принцип – это правильное сочетание коллективного и индивидуального в эстетическом воспитании, использование коллективности воспитания в целях развития каждой личности и коллектива в целом. Это должно приводить к обогащению эстетических переживаний детей, повышению качества художественной самостоятельности и творчества каждого ребенка и коллектива в целом. Педагог должен направлять общение детей, предупреждать их от излишнего участия в работе друг друга.
Средства художественного воспитания крайне многообразны. Одни из них действуют по преимуществу на эстетическое восприятие ребенка, другие выражаются в творческой деятельности детей; причем те и другие часто объединяются. Основные средства художественного воспитания: красота в окружающей ребенка жизни (в природе и в быту), все виды искусства, доступные ребенку для восприятия, художественная самодеятельность и творчество.
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Художественное воспитание осуществляется через решение следующих задач:
• организация предметно-развивающей среды в группах ДОУ в художественно-творческой деятельности;
• развитие продуктивной деятельности и творческого потенциала детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
• использование нетрадиционных, интегрированных форм занятий;
• приобщение к традициям родного края;
• привлечение родителей и детей к народному творчеству и совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию
Основными педагогическими условиями реализации художественно-эстетического развития являются:
- создание обстановки эмоционального благополучия;
- создание и обновление предметно-развивающей среды;
- творческий подход к содержанию образования;
- вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;
- использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;
- синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознакомлению детей с природой; использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности;
- осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и другой художественной деятельности;
- взаимодействие с семьями воспитанников.
Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.
Использованные источники информации:
- http://www.coolreferat.com/
- http://www.newart.ru/htm/myzavr/
- http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Тема: "Воспитание детей средствами художественной литературы".
Воспитатель советует родителям, какие художественные книги они должны читать своим детям, как использовать их в воспитании детей....
Консультация для родителей на тему:« ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ»
Консультация для родителей ....
Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы»
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качеств...
Консультация для родителей "Роль сказки в музыкально-художественном воспитании детей"
В консультации для родителей идет речь о роли музыкальных сказок в художественно-эстетическом развитии детей, в расширении познаний об окружающем мире....
Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы»
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому важно донести до родителей , что очень важны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться предста...
Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы»
Художественная литература, в качестве источника знаний и нравственно-этических норм, в качестве транслятора культуры и традиций общества во все времена считалась одним из базовых компонентов в воспита...
Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы»
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качеств...