Развитие пространственного воображения у старших дошкольников. Самообразование
календарно-тематическое планирование по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему
Дошкольное детство, когда ведущей деятельностью ребенка является игра, характеризуется бурным развитием процессов воображения, его познавательной и аффективной функций. Познавательное воображение дошкольника связано с развитием сюжетно-ролевой игры, рисования, конструирования. Данный факт имеет принципиальное научное и практическое значение, что отмечается такими учеными, как: Куцакова Л.В., Афонькина С, Тарабарина Т.И., Шумаков Ю.В., Шумакова Е.Р., Косминская В.Б., Васильченко Е.И., Макаренко А.С, Комарова Т.С. и др.
Воображение, имеющее исключительно важное значение для осуществления и организации деятельности, само формируется в различных видах деятельности и затухает, когда ребенок перестает действовать. На протяжении дошкольного детства происходит постепенное превращение воображения ребенка из деятельности, которая нуждается во внешней опоре (прежде всего на игрушки), в самостоятельную внутреннюю деятельность, позволяющую осуществлять элементарное словесное и художественное творчество.
Базой воображения всегда являются восприятия, представляющие материал, из которого будет строится новое. Затем идет процесс переработки этого материала - комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого. На этом деятельность воображения не заканчивается. Полный круг будет завершен тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизируется во внешних образах. Будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это, «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что содержание пространственных представлений следует рассматривать как образ отраженного объекта или явления, в совокупности со знаниями об объекте, извлеченные в процессе его восприятия. Это результат пространственного воображения, которое сочетает в себе взаимосвязанные компоненты (пространственный и логический) мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_samoobrazovanie_2015.doc | 180 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение-центр развития ребенка- детский сад №28
Московская область городской округ Жуковский ул. Гагарина д.32, тел:556 9402
САМООБРАЗОВАНИЕ
РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА «ЛАНДЫШ»
ВОСПИТАТЕЛЬ
Балеева Т.В
Г.о.Жуковский, 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
- ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- АКТУАЛЬНОСТЬ ВОПРОСА
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
- КОНСПЕКТЫ
- ЛИТЕРАТУРА
- ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дошкольное детство, когда ведущей деятельностью ребенка является игра, характеризуется бурным развитием процессов воображения, его познавательной и аффективной функций. Познавательное воображение дошкольника связано с развитием сюжетно-ролевой игры, рисования, конструирования. Данный факт имеет принципиальное научное и практическое значение, что отмечается такими учеными, как: Куцакова Л.В., Афонькина С, Тарабарина Т.И., Шумаков Ю.В., Шумакова Е.Р., Косминская В.Б., Васильченко Е.И., Макаренко А.С, Комарова Т.С. и др.
Воображение, имеющее исключительно важное значение для осуществления и организации деятельности, само формируется в различных видах деятельности и затухает, когда ребенок перестает действовать. На протяжении дошкольного детства происходит постепенное превращение воображения ребенка из деятельности, которая нуждается во внешней опоре (прежде всего на игрушки), в самостоятельную внутреннюю деятельность, позволяющую осуществлять элементарное словесное и художественное творчество.
Базой воображения всегда являются восприятия, представляющие материал, из которого будет строится новое. Затем идет процесс переработки этого материала - комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого. На этом деятельность воображения не заканчивается. Полный круг будет завершен тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизируется во внешних образах. Будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это, «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью.
Пространственное воображение - вид умственной деятельности, обеспечивающей создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения различных практических и теоретических задач. Данное психологическое образование формируется в различных видах практической и теоретической деятельности. Для его развития большое значение имеют продуктивные формы деятельности, в ходе овладения которыми целенаправленно формируются умения представлять в пространстве результаты своих действий и воплощать их в рисунке, чертеже, постройке, поделке, мысленно видоизменять их и создавать на этой основе новые. Так же развивается умение планировать результаты своего труда и основные этапы его осуществления, с учетом не только временной, но и пространственной последовательности их выполнения.
Пространственное воображение в своей развитой форме оперирует образами, содержанием которых является воспроизведение и преобразование пространственных свойств и отношений объектов: их формы, величины, взаимного положения частей. Оперирование пространственными образами в видимом или воображаемом пространстве, является содержанием пространственного воображения. Выделение пространственных зависимостей из объекта восприятия часто затруднено ввиду сложности его конструкции. Многие особенности (например, внутреннее строение) скрыты от непосредственного наблюдения. Поэтому выделять пространственные зависимости, присущие объекту, нередко приходится опосредствованно, через сравнение, сопоставление различных частей и элементов конструкции.
Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др.
Овладение окружающим пространством на ментальном уровне проявляется у ребенка старше трех лет в вычленении топологических характеристик объектов. Оно выражается в рисовании на бумаге, песке, реализации в движении "бесконечных" непрерывных связных линий. Одним из любимых занятий становится хождение по лабиринтам, которыми изобилует литература, адресованная дошкольнику. Здесь он с огромным удовольствием сначала графически, а затем и в воображении отыскивает непрерывный, компактный, связный путь движения.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что содержание пространственных представлений следует рассматривать как образ отраженного объекта или явления, в совокупности со знаниями об объекте, извлеченные в процессе его восприятия. Это результат пространственного воображения, которое сочетает в себе взаимосвязанные компоненты (пространственный и логический) мышления.
- АКТУАЛЬНОСТЬ ВОПРОСА
Возможность создавать что-либо новое, необычное закладывается в детстве через развитие высших психических функций, таких как мышление и воображение. Воображение в широком смысле слова - это любой процесс, протекающий в образах, отмечает С. Л. Рубинштейн. Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребенку соединять детали разных образов, придумывать новые, фантастические объекты и явления. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития воображения.
Пространственное воображение - вид умственной деятельности, обеспечивающей создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения различных практических и теоретических задач. Пространственное воображение – это такое психологическое образование, которое формируется в различных видах деятельности (практической и теоретической). Для его развития большое значение имеют продуктивные формы деятельности: конструирование, изобразительная (графическая). В ходе овладения ими, целенаправленно формируются умения представлять в пространстве результаты своих действий и воплощать их в рисунке, чертеже, постройке, поделке. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.
Изготовление различных поделок из цветной бумаги - увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитии их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления и т.д.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что оригами как вид конструирования из бумаги развивает у детей мышление, память, мелкую моторику, пространственное воображение. Это неоднократно подтверждалось исследованиями таких ученых как Д.Б.Эльконин, Куцакова Л.В., Афонькина С, Тарабарина Т.И., Шумаков Ю.В., Шумакова Е.Р., Косминская В.Б., Васильченко Е.И., Макаренко А.С, Комарова Т.С. и другие.
Кроме того, работа с бумагой, требует сосредоточенности, внимания, усидчивости, то есть таких качеств, которые в дальнейшем помогут ребенку успешно учиться в школе
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель: художественно-эстетическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное и физическое развитие личности ребенка на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям; создание условий для возможности позитивной социализации ребенка, развитие инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Задачи:
- Развивать логические, коммуникативные и познавательные универсальные действия; умения детей выполнять движения в соответствии с заданной задачей; развивать творческую активность, воображение; закреплять навыки работы с различными материалами; формирование представлений об объектах окружающего мира.
- Продолжать развивать интерес к искусству оригами, развивать зрительное восприятие, внимание, память, логическое мышление, моторику рук, воспитывать доброжелательное отношение в общении, не перебивать товарища; умение работать в команде; совершенствовать умение работать с бумагой, трафаретами, правильно пользоваться ножницами, создавать из бумаги объемные фигуры, расширять представлении детей об окружающем мире, развивать творческое воображении творческий вкус, воспитывать аккуратность умение действовать самостоятельно
- Обогатить, активизировать словарь художественными терминами, расширять лексикон.
Образовательные области:
1. Художественно-эстетическое развитие.
2. Речевое развитие.
3. Социально-коммуникативное развитие.
4. Познавательное развитие.
5. Физическое развитие.
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Месяц | Тема занятия | Цели и задачи |
1 | Сентябрь | Аквариумные рыбки | Познакомить детей с анималистическим жанром. Учить видеть красоту и разнообразие природных форм. Закреплять навыки работы с бумагой в технике оригами. Создавать аккуратную конструкцию. Развивать воображение, творческую активность. Воспитывать любовь к животным; вызвать желание передать их характерные особенности в конструировании из бумаги. |
2 | Октябрь | Насекомые | Совершенствовать умение работать с бумагой, трафаретами; создавать из бумаги объемные фигуры; расширять представления детей о насекомых; развивать пространственное воображение и творческий вкус. Развивать пространственные представления средствами оригами. |
3 | Ноябрь | Зимующие птицы | Закреплять умение детей складывать квадрат по диагонали (базовая форма «косыночка»); учить сгибать по линии назад и загибать вперёд части поделки; воспитывать аккуратность в складывании и наклеивании деталей. Развивать творческую фантазию, пространственное воображение; воспитывать отзывчивость и дружелюбие. |
4 | Декабрь | Математическая сказка «Колобок и золотая рыбка» | Познакомить детей с аквариумными рыбками; воспитывать бережное отношение к живым существам; научить создавать образ рыб в технике оригами; развивать пространственное воображение. |
5 | Январь | Забавы Дедушки Мороза | Продолжать учить простейшим навыкам работы с бумагой, умение преобразовывать квадрат в трубочку. Развитие глазомера, пространственного воображения; умение воспринимать инструкцию; закреплять представления о базовых формах и геометрических понятиях. |
6 | Февраль | Разговор с морем | Вызвать желание сделать открытку к празднику своими руками; научить складывать кораблик; создавать композицию; воспитывать аккуратность умение действовать самостоятельно. Развивать пространственное воображение. |
7 | Март | Город треугольников | Научить конструировать зонтик, собирая его из нескольких модулей; закрепить умение складывать базовую форму "воздушный змей", составлять аппликацию, аккуратно работать с клеем; развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук, пространственное воображение. |
8 | Апрель | Космическое путешествие | Вызвать желание сделать открытку к празднику своими руками; научить складывать кораблик; создавать композицию; воспитывать аккуратность умение действовать самостоятельно. Развивать пространственное воображение |
9 | Май | Корзина с цветами | Учить детей изготовлению цветов в технике оригами; - развивать глазомер, мелкую моторику рук, пространственное воображение; - воспитывать любовь и бережное отношение к цветам, стремление доводить начатое дело до конца. |
- КОНСПЕКТЫ
Занятие 1. Аквариумные рыбки
Цель. Продолжать знакомить детей с анималистическим жанром. Учить видеть красоту и разнообразие природных форм. Закреплять навыки работы с бумагой в технике оригами. Создавать аккуратную конструкцию (стилизованное изображение) дельфина. Развивать воображение, творческую активность. Материал. Листы белой бумаги квадратной формы, фломастеры, перламутровая бусина — на каждого ребенка. Аудиозапись “Шум моря”, скульптура, репродукции и фотографии с изображением дельфинов, макет морского дна, кукла-русалочка.
Предварительная работа. Чтение сказки Г.Х. Андерсена “Русалочка”; складывание из бумаги поделок аналогичной конструкции. Ход занятия
Воспитатель. В синем море, в подводном дворце жила-была русалочка. (Показывает макет и куклу, от имени которой продолжает рассказ.) “Однажды играла я с рыбками среди кораллов и у меня оборвалась ниточка любимых жемчужных бус. Рассыпались жемчужины по морскому дну. Не смогла я их найти среди водорослей и камней. Стала я звать своего друга — большого дельфина, но он меня не услышал, наверное, плавает где-то далеко со своими братьями-дельфинами. Что мне делать теперь, не знаю”. Воспитатель. Надо помочь русалочке. Какие же они, дельфины? Что вы знаете о них?
Дети рассказывают о внешнем облике животных и их повадках.
Некоторые из вас видели живых дельфинов в море, смотрели о них фильмы. Многие художники-анималисты создают образы дельфинов. Одни лепят их из глины (показывает скульптурное изображение), другие рисуют красками, третьи изображают пером или карандашом (показывает иллюстрации). Фигурку дельфина можно выполнить из стекла (показывает стеклянную скульптуру). Посмотрите на этого плюшевого игрушечного дельфина (дает возможность детям подержать мягкую игрушку), а этот дельфин-погремушка сделан из пластмассы. Мы сегодня с вами сделаем дельфина из бумаги. По показу воспитателя дети складывают фигурку дельфина. С поделками в руках под музыку (шум моря) имитируют движения дельфинов (показывают, как они ныряют, резвятся, плавают, выпрыгивают из воды и т.д.). Воспитатель. Посмотрите, какая замечательная, дружная стая дельфинов у нас получилась. И все они разные. Придумайте своему дельфину имя и объясните, почему вы его так назвали. Дети рассказывают о своих поделках, дают им имена. Воспитатель предлагает выбрать самого красивого (веселого и т.п.) дельфина. Воспитатель (показывает детям свою поделку). Эй, дельфины! Плывите сюда, поможем русалочке собрать ее бусы. Дети подходят к макету морского дна, находят по одной жемчужине и отдают русалочке. Она благодарит их. Фигурки дельфинов закрепляют на макете. Макет помещается в групповой комнате и может быть использован для оформления выставки детских работ или при организации сюжетных игр морской тематики. Подведение итогов: это занятие понравилось детям, они с удовольствием согласились помочь русалочке. В процессе работы некоторые дети сталкивались с небольшими трудностями в изготовлении фигурки дельфина, но благодаря своевременной подсказке и помощи воспитателя всем удалось справиться с заданием. О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати подушки
Уже навострили ушки...
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски...
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка...
2.Пальчиковая гимнастика.
1-2-3-4-5 - удары по столу пальчиками обеих рук: левая начинает с мизинца, правая- с большого пальца
Вышел дождик погулять - беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рукШел неслышно, по привычке, - "шагают" средний и указательный пальцы обеих рук
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке: - ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу
"По газону не ходить!"
Дождь вздохнул тихонько: - часто и ритмично бьют в ладоши
-Ох! - один хлопок
И ушел. Газон засох. - ритмичные хлопки по столу.
3. Поэтапное складывание поделки (каждый этап показ складывания воспитателем - повтор детьми):
а) сложите все квадраты, используя базовую форму "воздушный змей";
б) две базовые формы "воздушный змей" сложите пополам по линии сгиба
4. Физкультминутка.
Капля раз, - прыжок на носочках, руки на поясе
Капля два. - прыжок
Очень медленно сперва. - 4 прыжка
А потом, потом, потом - 8 прыжков
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, - руки развести в стороны
От дождя себя укрыли. - руки полукругом над головой
5. Составление аппликации, наклеивание деталей.
Занятие 2. Насекомые
Цели:
1. Закреплять умение детей складывать квадрат по диагонали (базовая форма «косыночка»).
2. Продолжать учить детей сгибать по линии назад и загибать вперёд части поделки.
3. Воспитывать аккуратность в складывании и наклеивании деталей.
Задачи:
• Совершенствовать умение работать с бумагой, трафаретами, правильно пользоваться ножницами
• Создавать из бумаги объемные фигуры
• Расширять представлении детей о насекомых
• Закрепить сходные и отличительные особенности насекомых
• Учить различать по внешнему виду
• Развивать творческое воображении творческий вкус
• Воспитывать аккуратность умение действовать самостоятельно.
Оборудование: Образцы насекомых из бумаги, иллюстрации насекомых, шаблоны ножницы, цветная бумага, кисточки, клейстер, клеёнки, салфетки. Предварительная работа:
Чтение произведения Корнея Чуковского « Муха Цокотуха», беседы о насекомых рассматривание иллюстраций и чтение художественных текстов Виталия Бианки « Приключение муравьишки» И.А. Крылова « Стрекоза и муравей» д/и «Узнай по описанию».
Ход занятия:
- Подскажите, пожалуйста, какое сейчас время года? - По каким признакам вы решили, что наступила весна? - А кто это идёт?
Муха:
Ах, какой чудесный день
Встать с постели мне не лень,
Приглашу я в дом гостей
Угощу их повкусней.
Ах, смотрите, там что-то лежит
И на солнышке очень блестит.
Подойду поближе, посмотрю внимательно
Это же монетка!
Ах, как замечательно.
Самовар мне нужен к чаю и его я покупаю.
-Приходите, гости
Я вас чаем угощу
Нынче Муха- Цокотуха именинница.
- Почему Муха приглашает к себе гостей?
- А если к ней никто не придёт, что с ней будет?
- А кто может прийти на день рождение?
- Почему вы так решили?
- Каких насекомых вы знаете?
- Посмотрите на картинки и скажите, каких насекомые похожи на муху. - Что общего у всех насекомых?
- Чем они отличаются?
- Как же мы можем помочь Мухе
- Правильно, сделать насекомых из бумаги и полететь в гости. - Я предлагаю вам сделать одно из этих насекомых. (рассмотреть образцы) (Дети обьясняют,что из каких деталей можно сделать, как пользоваться трафаретом, чтобы получились крылья.)
Физминутка. Вот, полянка, а вокруг
Липы выстроились в круг
Липы кронами шумят
Ветры в их листве гудят
В низ верхушки опускают
И качают и качают
Чок - чок, каблучок!
В танце кружится сверчок.
А кузнечик, без ошибки
Исполняет вальс на скрипке.
На полянке у дубка, прыгает кузнечик
Нацепил зелёный фрак, будто человечек.
Крылья бабочки мелькают, с муравьём она порхает.
Под весёлый гопачок, пляшет лихо наш жучок.
Громко хлопают ладошки
Всё! Устали наши ножки.
Самостоятельная работа детей.
Итог работы.
- Кто какое насекомое делал? Получилось ли то, что вы хотели сделать? Муха: Гости дорогие, не стесняйтесь,
По удобнее рассаживайтесь, угощайтесь.
В круг скорее становитесь
Крепче за руки беритесь.
П/и «Ходим кругом друг за другом»
Подведение итогов: тема занятия очень привлекла детей. Все дети старались выполнить свою работу аккуратно и правильно. Трудности, с которыми дети столкнулись в процессе работы были преодолены при помощи воспитателя. В результате у всех детей получились разнообразные работы.
Занятие 3. Зимующие птицы
Цели:
1. Закреплять умение детей складывать квадрат по диагонали (базовая форма «косыночка»).
2. Продолжать учить детей сгибать по линии назад и загибать вперёд части поделки.
3. Воспитывать аккуратность в складывании и наклеивании деталей.
Задачи:
• Совершенствовать умение работать с бумагой, трафаретами, правильно пользоваться ножницами
• Создавать из бумаги объемные фигуры
• Расширять представлении детей о насекомых
• Закрепить сходные и отличительные особенности насекомых
• Учить различать по внешнему виду
• Развивать творческое воображении творческий вкус
• Воспитывать аккуратность умение действовать самостоятельно.
Предварительная работа:
1. Наблюдение на прогулке за воронами, воробьями, снегирём.
2. Чтение рассказа Г. Скребицкого «Длиннохвостые разбойники», стихотворения М. Глазкова «Покормите птиц».
Демонстрационный материал:
1. Картинки с изображением зимующих птиц (вороны, воробья, снегиря).
Раздаточный материал:
1. Квадраты разных цветов (10х10) и (7х7);
2. Ножницы.
Ход занятия:
Дети рассаживаются на места, в это время влетает Сорока, трещит:
Сорока: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?
Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?
Дети: Сорока.
Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Сорока!
Воспитатель: Что случилось, Сорока?
Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.
Воспитатель: Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться.
Дети: Давайте.
Воспитатель: Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!
Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучит музыка.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво, какой воздух! Слышите голоса? Это нас лесные жители встречают. Это кто нас здесь встречает, ласково так привечает?
На столе лежат картинки с изображением животных и птиц. Дети их называют.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Как одним словом можно назвать белку, волка, зайца и лису?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Как одним словом можно назвать воробья, синицу, снегиря, ворону?
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: Положите в одну сторону животных, в другую – птиц. Молодцы, ребята! Загадки отгадывать любите?
Озорной мальчишка в серомармячишке
По двору шныряет, крошки собирает. (Воробей)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)
Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,
Каркунья хрипловатая. (Ворона)
Дети находят загаданных птиц и прикрепляют их на мольберт.
Воспитатель: Какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Почему они так называются?
Дети: Потому что остаются зимовать.
Воспитатель: Ребята, а какая зима? Зима суровая, вьюжная, морозная. Легко ли птицам зимой в лесу? Почему?
Дети размышляют.
Воспитатель: Да, правильно, ребята. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.
Воспитатель: Ребята, скажите, чем питаются птицы?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Правильно, ребята. Хотите, я вам расскажу по секрету, какая птица, чем питается?
Воспитатель рассказывает, что воробьи питаются зёрнышками, крошками.
Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало.
Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины.
Вороны питаются очистками, остатками пищи.
Сорока: Ой, а что это за конверт лежит?
Воспитатель: Кто же его оставил? Это конверт от старичка Лесовичка. Что же в нём лежит?
Воспитатель достаёт схемы.
Воспитатель: Ребята, старичок Лесовичок прислал нам схемы, по которым мы можем сделать зимующих птиц.
Воспитатель, рассматривая схемы изготовления птиц, уточняет с детьми основные приёмы складывания поделок.
Снегирь и воробей:
1. Согните квадрат двухцветной бумаги так, чтобы чёрный цвет оказался снаружи. Перегните получившийся треугольник пополам.
2. Согните верхний угол вниз, захватывая один слой бумаги
3. Согните поделку пополам. Поверните работу
4. На маленьком треугольнике вогните треугольник так, чтобы он был виден
5. С двух сторон поднимите углы – крылья
6. Сделайте надрез. Оберите части, расположенные ниже надреза, внутрь фигурки
7. Проверьте результат
Повторяют правила оригамистов:
1. держи фигурку так, как она нарисована на схеме;
2. сделал сам – помоги соседу.
Пальчиковая игра.
Много могут пальчики –
озорные мальчики:
Могут карандаш держать,
Чтоб картинки рисовать,
Могут пальчики лепить,
Из бумаги птиц сложить
И машинку, и зверей.
Приготовьтесь поскорей!
Вы готовы? Начинаем.
Дети самостоятельно по схемам складывают поделку и выполняют аппликацию.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте посадим птиц в кормушку и оставим под деревом. То-то удивится старичок Лесовичок, когда увидит, что все птицы на своих кормушках сидят.
Воспитатель: А вы знаете, птицы тоже умеют играть. Один раз я подсмотрела, как играли голуби и воробьи, хотите, я вас научу?
– Сорока, давай играть вместе с нами.
Физминутка «Голуби и Воробьи»
Среди белых голубей (Дети идут по кругу, изображая голубей;
Скачет шустрый воробей. в центре один ребенок – он скачет как
воробей.)
Воробушек – пташка, (Дети встают лицом в круг, идут при-
Серая рубашка. ставным шагом. «Воробей» пытается
Откликайся, воробей, «вылететь» из круга; «голуби», взяв- Вылетай-ка, не робей. шись за руки, не пускают его.)
Воспитатель: Птиц вы покормили, давайте угостим Сороку, ей тоже будет нелегко зимой.
Дети угощают Сороку семечками.
Сорока: Спасибо, ребята за угощение. Теперь я всем расскажу, почему не все птицы улетели и что они едят. До свидания, ребята!
Дети прощаются с Сорокой.
Воспитатель: Ну, что же, ребята, и нам пора возвращаться в детский сад. Один, два, три, повернись, в детский сад возвратись!
4. Итог
– Каких птиц вы повстречали в лесу?
– Как можно назвать их одним словом?
– Мы с вами сейчас пойдём на прогулку и покормим птиц.
Кого угостим салом?
Рябиной?
Семечками?
Кусочком яблока?
Подведение итогов: это занятие очень понравилось детям, однако оно оказалось для многих детей несколько сложным, так как техника оригами почти не практикуется в детском саду. Труднее всего было складывать фигуры самостоятельно при помощи схемы, но при своевременной помощи воспитателя дети научились изготавливать фигуры птиц. В процессе занятия дети расширили свои знания о зимующих и перелётных птицах, их образе жизни, развивали мелкую моторику, пространственное воображение.
Занятие 4. Математическая сказка «Колобок и золотая рыбка»
Программное содержание:
1. Продолжать учить детей составлять и решать простых арифметических задач.
2. Закреплять знания детей о порядковом счете.
3. Развивать пространственное воображение, логическое мышление, память, внимание.
4. Воспитывать умение слушать.
Методы и приемы: наглядный, словесный, показ, беседа, объяснение, поощрение.
Материалы: игрушечные звери, линейки с цифрами, мяч, карандаши, вырезанные квадраты.
Ход занятия:
Ребята, вы любите сказки? Давайте вспомним русскую народную сказку «Колобок». Атак как страна Сказок и Страна Математика. это близкие подруги. Предлагаю вам русскую народную сказку «Колобок» превратить в сказку маиематическую. Посмотрим, что из этого получиться.
Вспомним начала сказки:
«Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик:-Испеки мне, старуха, колобок.
Старуха наскребла муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно отстудиться. (Показ картинки колобок) .
-Что было дальше?
Дети: Колобок соскочил с подоконника и покатился по дорожке.
Воспитатель:Катится Колобок, катится, а на встречу ему… Ежик.
Ежик: Колобок, Колобок, я тебя съем!
-Не ешь меня, Ежик, лучше задай мне задачи.
Воспитатель:давайте поможем Колобку решить задачи, иначе Ежик может съесть его.
1. Задания Ежика:
1. По счету, на каком месте я стою?
Лиса? Заяц? Волк?
2. На 2-ом месте кто стоит? На 5-ом? На 3-ем?
3. Сколько частей в сутках?
4. Сколько месяцев в году?
Молодцы ребята. Ежик отпустил Колобка.
Катится Колобок дальше, а ему на встречу Заяц.
Заяц: Колобок, Колобок, я тебя съем!
-Не ешь меня, Заяц, лучше вопросы трудные и сложные задай.
2. Задания Зайца:
Игра с мячом: «Назови на единицу больше (меньше) .Дети стоят в кругу, воспитатель-в центре круга. Она кидает любому ребенку мяч и называет число. Ребенок должен поймать мяч и назвать число на единицу больше.
Я сейчас назову число, а вы мне скажете число на один больше. Число 3, 4, 6.
Я сейчас назову число, а вы мне скажете число на один меньше. Число 4, 6, 5.
Какое число между числами 4 и 6, 3 и 5, 5 и, 7.
Сколько дней в неделе( 7) .
Давайте расскажем, что мы делаем каждый день.
Физминутка: В понедельник я купался
А во вторник рисовал
В среду долго умывался
А в четверг футбол играл
В пятницу я прыгал, бегал
Очень долго танцевал
А в суббота, воскресенье
Целый день я отдыхал. (дети садятся)
Заяц отпустил Колобка.
Катится Колобок дальше, а на встречу ему Мышка.
Мышка: Колобок, Колобок, я тебя съем!
-Не ешь меня Мышка, лучше примеры или задачи наитруднейшие задай.
3. Задания Мышки: -Принесла я с поля 5 колосков, а потом еще 2. Сколько колосков у меня стало? Кто напишет мне на доске? Прочитай решение. 5+2=7
На ветке сидело 6 воробьев, 1 из них улетела. Сколько воробьев на ветке? Написать на доске. Прочитай решение. 6-1=5.
Отпустила Мышка Колобка, и покатился Колобок дальше
Катится Колобок, катится, а на встречу ему серый Волк.
Волк: Колобок, Колобок, я тебя съем!
-Не ешь меня, Волк, лучше подари мне игру.
4. Задание Волка: Физминутка для глаз. (Движения глаз дети сопровождают словами) .
Вот мы с вами пришли в волшебный лес,
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа березка в шубке стоит,
Слева-елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся,
На землю красиво ложатся.
Снежинки блестят и искрятся,
На ладошки к ребятам садятся.
Игра «Найди лишнее»
- Я буду называть группы предметов, а вы находить лишнее слово (Дети называют лишний предмет и объясняют свой ответ) .
Понедельник, вторник, март, среда.
Круг, пять, квадрат, овал.
Красный, синий, машина, желтый.
Сколько месяцев в году? А, давайте мы и про месяцы расскажем Колобку.
Вот-январь, вот-февраль.
Март, апрель и теплый май.
Июнь шесть, июль-семь,
Вот тепло уже совсем.
Жаркий август будет восемь.
И, теперь, начнем мы осень.
Вот-сентябрь, вот-октябрь,
А одиннадцать-ноябрь.
Все закончим декабрем,
И по кругу вновь пойдем.
Колобок поблагодарил Волка, и покатился дальше.
И покатился Колобок дальше.
Катится Колобок, катится, а навстречу ему Лиса
Лиса: Колобок, Колобок, я тебя съем!
-Не ешь меня Лиса, лучше в игру мою поиграй «Сложи квадрат».
5. Задания Лисы: Соберите из этих частей бумаг квадрат. Молодцы, ребята!
Игра «Числовой лабиринт». Нарисовать дорожки из чисел. Надо правильно нарисовать дорожки из 1 до 12.
И покатился Колобок дальше.
Колобок поблагодарил Лису и покатился дальше и дальше по дорожке. По пути встречался со многими лесными жителями, узнавал много нового и свои знания передавал другим.
И для вас, ребята, Колобок оставил задание- это физминутка про четыре времени года.
В году четыре времени,
И все они дружны.
Эти четыре времени
Ребята знать должны!
Зимой год начинается
Все снегом покрывается,
Весною продолжается
Листочки появляются.
Летом солнце греет
И листья зеленеют.
Осенью листва желтеет,
Ветер сорвет ее
И по полям развеет.
А после осени опять
Зима год будет продолжать.
Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!
Ребята, получилась у нас сказка? А что больше всего понравилось в сказке? Какие игры мы с вами играли? Какие задания решили? Молодцы, ребята! Наше занятие подошла концу. Спасибо вам за занятие!
Программные задачи:
• Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи.
• Закреплять умение в последовательном назывании дней недели.
• Развивать способность в моделировании пространственных отношений между объектами на плане.
• Развивать пространственное восприятие формы.
Демонстрационный материал: телеграмма, доска, 7 прямоугольников из картона разного цвета, 8 сарафанов из цветного картона.
Раздаточный материал: листы бумаги (1/2 и целый лист, карандаши цветные и простой, карточки с цифрами и арифметическими знаками, рабочие тетради.
Ход.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Дело в том, что нам пришла срочная телеграммама, в которой нас всех просят о помощи Иванушка и Машенька. И мы отправляемся в путешествие по сказке «Гуси – лебеди». Братца Иванушку похитили гуси – лебеди бабы –Яги. Не могут дети выбраться из её избушки, и вот через мышку передали нам просьбу о помощи. Поможем?
Ответы детей: да!
Воспитатель: чтобы сестрица с братцем освободились, нам необходимо выполнить несколько заданий бабы –Яги.
1. Баба –Яга перемешала все дни недели и ребята не могут вспомнить названия дней недели и расположить их по порядку. На доске порядковые номера от 1 до 7. Каждому номеру соответствует прямоугольник из картона разного цвета со своим номером. Необходимо выстроить неделю по порядку.
2. Игровое упражнение: «Составим задачу»
Для народного праздника «Масленица», проходившего в деревне, в которой живут наши герои, были пошиты 5 сарафанов, а затем еще 3 сарафана. Давайте составим задачу.
-повторите задачу
-назовите части задачи
- выбор арифметического действия с указанием числовых данных
-запись решения задачи с помощью цифр и арифметических знаков.
Физминутка «Только в лес мы вошли… »
Только в лес мы вошли
Появились комары
Раз – хлопок на головой
Два –хлопок другой,
Снова дальше мы шагаем
И медведя мы встречаем
Руки за голову кладем
И вразвалочку идем
Снова дальше мы идем
Перед нами водоем
Прыгать мы уже умеем
Прыгать будем мы смелее
Раз-два, раз-два
Позади уже вода
Снова дальше мы шагаем
И колени поднимаем
Голову не опускаем
Дышим ровно, глубоко.
Подвижная игра «В темном лесе есть избушка… »
3. Игровое упражнение «Формляндия» (рабочая тетрадь с. 4, задание А)
Дети рассматривают рисунок и линиями соединяют плоские и объемные фигуры, похожие между собой
4. Игровое упражнение «Поможем сестрице и братцу найти дорогу домой».
У детей листы бумаги. Воспитатель предлагает составить план побега, соблюдая следующие условия :
-посередине стоит избушка бабы-Яги, нарисуйте ее, обозначив прямоугольником черного цвета;
- слева от избушки течет река, обозначьте ее двумя волнистыми линиями голубого цвета;
- справа от избушки есть озеро, нарисуйте его, обозначив его овалом синего цвета;
- в правом нижнем углу растет береза, обозначьте ее треугольником черного цвета;
- в левом нижнем углу растет елка, обозначьте ее треугольником зеленого цвета
- в верхнем левом углу стоит печь, обозначьте ее прямоугольником коричневого цвета;
- в верхнем правом углу стоит дом детей, обозначьте его прямоугольником синего цвета;
- между печью и домом растет яблоня, нарисуйте ее, обозначив треугольником красного цвета;
Воспитатель: ребята, какие вы молодцы, благодаря вашим планам братец вместе с сестрицей удачно вернулись домой.
Подведение итогов НОД:
- ребята, где сегодня мы побывали?
- чтобы помочь героям, что мы выполняли?
- что больше всего вам понравилось?
- что вы расскажите маме или папе о нашем путешествии?
Занятие 5. Забавы Дедушки Мороза
Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физкультура», «Здоровье», «Музыка».
Задачи :
«Познание»: упражнять детей в делении предмета на восемь равных частей путем складывания по диагонали; учить показывать одну часть из восьми, также 2/8, 5/8, 8/8. Учить составлять силуэт предмета из восьми равнобедренных треугольников; упражнять в ориентировке на плоскости, используя слова: «между», «рядом», «сбоку»; упражнять в счете в пределах 20. Формировать умение создавать силуэты из геометрических фигур.
«Коммуникация»: формировать умение понимать формулировки вопросов, умение отвечать полно, формулировать загадки логично и умело толковать их.
«Социализация»: развивать игровую деятельность детей, формировать умение работать с партнером.
«Физкультура»: формировать потребности в двигательной активности, развитие мелкой моторики.
«Здоровье»: сохранять и укреплять физическое здоровье детей.
«Музыка»: закреплять умение двигаться ритмично под музыку.
Методы и приемы :
-практические : исследование фигур, деление фигур, сравнение; подвижная игра, физкультминутка под музыку.
-наглядные : пример, образец.
-словесные : задания, объяснение.
Материалы и оборудование : для воспитателя: лист ватмана, на котором нарисованы две полоски (полки, на которые дети будут наклеивать свои предметы; для детей: по одному квадрату разных цветов и размеров, клей, ножницы.
Формы организации совместной деятельности.
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Физкультминутка под музыку.
Познавательно-исследовательская Решение проблемной ситуации. Создание силуэтов из геометрических фигур
Коммуникативная Вопросы. Задания.
Загадывание загадок.
Музыкально-художественная. Движения под музыку.
Логика образовательной деятельности.
№ Деятельность воспитателя. Деятельность воспитанников. Ожидаемые
результаты.
1 Предлагает детям по- разному назвать фигуру, которая лежит перед ними. Предлагает сравнить с фигурой соседа: у кого квадрат больше? Анализируют, делают выводы, называют (квадрат, четырехугольник, многоугольник) Умеют делать выводы и умозаключения, называть фигуры по-разному.
2 Предлагает разделить квадрат на восемь треугольников и объясняет, как надо это сделать. Приступают к выполнению задания, выясняют правильный ответ в совместной деятельности. Умеют делить квадрат на заданное количество треугольников. Умеют работать с партнером.
3 Предлагает показать 1/8, 2/8, 5/8, 8/8. Задает вопросы: на сколько частей разделили квадрат; как называется одна часть Делают выводы, показывают. Советуются между собой. Отвечают на вопросы. Умеют делить предмет на восемь равных частей путем складывания по диагонали; учить показывать одну часть из восьми, также 2/8, 5/8, 8/8. Понимают формулировки вопросов, умеют отвечать полно.
4 Проводит физминутку под музыку «Что нам нравится зимой? » Выполняют. Имеют потребность в двигательной активности, развивается мелкая моторика. Умеют двигаться ритмично под музыку. Сохраняется и укрепляется физическое здоровье детей.
5 Предлагает сделать «Новогоднюю ёлочку» из полученных треугольников. Выполняют работу, предварительно конструируют ёлочку на листе, продумывают выполнение. Умеют создавать силуэты из геометрических фигур.
6 После изготовления предлагает загадать загадки на зимнюю тему
Занятие 6. Разговор с морем
Цель: продолжать знакомить и закреплять знания детей о различных нетрадиционных методах аппликации. Учить составлять композиции по теме рассказа или стихотворения. Совершенствовать умение детей работать с разными макаронными изделиями. Расширять представления детей об окружающем мире и природе, что обязательство каждого человека охранять и оберегать родную природу. Формировать дружеские отношения друг к другу, чувство коллективизма. Формировать первые композиционные навыки. Развивать умение создавать художественные образы, чувство цвета, умение выкладывать и клеить мелкие детали, образуя композицию; мелкую моторику рук, точность зрительного восприятия, подбирать цветовую гамму. Развивать эмоциональную сферу, кругозор, фантазию, творческое воображение, художественный вкус, умение анализировать, сравнивать. Расширять словарный запас детей. Воспитывать умение работать в группе, добрые отношения, уважать и ценить труд других, бережное отношение к природе – любить и оберегать.
Оборудование: клей, кисточка, клеёнка, различные макаронные изделия, цветной картон, краски, иллюстрации, образцы.
Предварительная работа: чтение рассказов и стихотворений на тему: «Моё Черное море», «Город у моря»; занятия-опыты «Ознакомление с водой», «Свойства воды» и т. д. Наблюдение за морем в летний период времени.
Ход занятия.
1. Рассказ воспитателя о море.
Если взглянуть на Землю из Космоса, можно увидеть, что большая часть нашей планеты покрыта водой. Это огромное водное пространство разделено сушей на пять больших частей, называемых океанами: Северный Ледовитый, Южный, Атлантический, Индийский и Тихий. Части меньше по площади называют морями. Два самых больших из них – Карибское и Средиземное моря.
В моря впадают реки. Когда река впадает в море, мы говорим, что она достигла своего устья. Широкое устье называется эстуарием. Здесь смешиваются пресная речная и солёная воды.
Если ты когда-нибудь плавал в море и пробовал на вкус морскую воду, ты уже знаешь, что она солёная. Большая часть соли происходит из горных пород на суше. Когда скалы разрушаются ветром и дождём, соль, которая в них содержится, вымывается реками в море. Она скапливается и делает воду солёной.
У морской воды на разной глубине разная температура. Солнечный свет нагревает воду у поверхности моря. Там, где солнце светит дольше всего, самая тёплая вода.
Море влияет на нашу погоду. Оно поглощает жар от солнца и медленно выпускает его. В отличии от земли, морская вода нагревается и остывает медленно. Это означает, что в прибрежных районах более мягкие ветры и более прохладное лето, чем в местности, удалённой от моря.
Море никогда не бывает спокойным. Течения, как огромные реки, несут воду из одной части света в другую. Некоторые из них протекают близко к поверхности. Другие текут глубоко внизу, вдоль морского дна.
Море никогда не бывает спокойным. Волны, приливы и отливы делают воду подвижной. Большая часть волн образована ветром.
Чем сильнее ветер, тем больше волны. Они прекрасно подходят для серфинга, но опасны кораблям в открытом море.
Приливы и отливы происходят дважды в день. Прилив поднимает воду к земле.
Когда вода отступает от земли, происходит отлив.
Когда люди сваливают мусор в море, они засоряют воду. Загрязнения наносят вред растениям и животным, обитающим здесь.
Иногда море используют как мусорную свалку. Когда нефть вытекает из танкеров, ее выносит на берег. Из-за этого возникает много тяжелой работы по очистке береговой линии.
Море прекрасно и полезно. Каждый из нас должен сделать всё возможное для его защиты. Многие люди пытаются уменьшить вред, который мы наносим морю. Мир начинает понимать, как важно для него море, но все ещё недостаточно делает для него.
- А что можешь сделать ты? (можно начать очищение моря с уборки мусора, оставленного после посещения пляжа) .
- Как называются два самых больших моря? (Карибское, Средиземное)
- Что такое устье реки? (Когда река впадает в море)
- Почему морская вода саленная? (Реки приносят с собой соли, которые не растворяются и не испаряются, она скапливается и делает море соленым) .
Ответы детей.
2. Чтение стихотворения «Разговор с морем» под музыку «Звуки моря».
Под утро ласковой волною
Ты гладишь бережно песок.
И в тихом шорохе прибоя
Журчит твой нежный голосок.
Но вдруг, подняв на гребне пену,
Летишь исполнить свой каприз,
Разбив о каменную стену
Волну на сотни мелких брызг.
А по ночам с тобой играют,
Танцуют ветры-шалуны,
И в зеркале волны сверкают
Лишь отражение луны.
Л. Огурцова.
- Шумит море. Волны набегают на берег, как будто обнимая его, и нехотя откатываются назад. Ещё раз… Ещё раз … Вода перекатывает песок и камни, это их голоса слышны ш-ш-ш-ш. как вы думаете, какое это море шумит? (Чёрное море). Да, это наше гостеприимное море приглашает нас на свой берег.
Предложите детям:
3. Составить композицию из макаронных изделий
4. Рассмотреть иллюстрации и образцы на морскую тематику.
5. Рассмотреть все предоставленные виды макаронных изделий, и выбрать те виды, которые пойдут для создания композиции.
6. Обследовать макароны: определить сходство с геометрическими фигурами, покрутить в руках.
7. Пальчиковая гимнастика «Лодочка».
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
На первые строчки две ладошки соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова «паруса подниму» - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.
8. Выложить макароны на фон, по своему воображению, фантазии, или по образцу.
9. Аккуратно и поочерёдно наклеить все детали, не нарушая общей композиции.
10. По желанию детей, макароны можно покрыть красками.
11. Смять бумагу белого цвета и наклеить – облака.
12. Для завершения работы сделать рамку – из тех же макарон или просто нарисовать фломастером прямые линии по контуру аппликации в виде рамки.
Анализ детских работ.
Отметить наиболее удачные работы: расположение и оригинальность узора, аккуратность наклеивания деталей аппликации. Все работы отнести в уголок выставок.
Занятие 7. Город треугольников
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно- исследовательская.
Цели: Научить детей делить целое на 2 и 4 равные части складыванием предмета пополам/ (на 2 части) и еще раз пополам (на 4 части) ; научить отражать в речи действие и результаты деления (сложили пополам, получились 2 (4) равные части, половина целого, одна из 2 частей, одна из 4 частей) ; дать представление о том, что половина— это одна из 2 равных частей целого; показать отношение между целым и частью (целое больше части, часть меньше целого) ; учить отвечать полным ответом; закрепить умение видеть равное число разных предметов.
Планируемые результаты: имеет элементарное представление о делении числа на части, о геометрических фигурах, удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15-20 мин., умеет работать коллективно, участвует в подвижной игре, активно взаимодействует с педагогом и сверстниками.
Материалы и оборудование: геометрические фигуры.
Раздаточный материал: у каждого ребенка — по кругу, по 3 прямоугольника из бумаги и по 1 карточке. (На карточках нарисованы какие-либо предметы в количестве 3, 5, 7, 9 шт. Рисунки предметов расположены по-разному.)
Содержание организованной деятельности детей
Повторение пройденного.
На доске геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, круг. Повторить названия фигур. Задание: найти «лишнюю» фигуру.
Вводная часть.
В-ль: «Дети, сегодня мы узнаем много нового! Внимательно смотрите и слушайте, что я буду делать. У меня бумажная полоска, я сложу ее пополам, точно подравняю концы, проглажу линию сгиба. На сколько частей я разделила полоску? Верно, я сложила полоску один раз пополам и разделила на 2 равные части. Сегодня мы с вами будем делить предметы на равные части. Равны ли эти части? »
Педагог складывает полоску, убеждая детей в равенстве ее частей.
«Получились 2 равные части. Вот одна половина полоски, а вот другая половина. Что я сейчас показала? (Части полоски) Сколько всего половин( 2)
«Половина — это одна из 2 равных частей целого. Половинами называют обе равные части. Это половина и это половина целой полоски. Сколько всего таких частей в целой полоске( 2) Как я получила 2 равные части? (согнула пополам) Что больше: целая полоска или одна из 2 равных ее частей (Целая) Что меньше: целая полоска или одна из ее половин (Часть) А если я сложу полоску вот так (не пополам, на сколько частей я разделила ее? (2) Можно ли эти части назвать половинами (нет) Почему? »(они не равны)
Основная часть.
В-ль предлагает ребенку сложить круг 1 раз пополам.
«Итак, что вы сделали, что получилось? »(сложили круг пополам, получился полукруг)
- Раскрасим одну из половин круга.
Гимнастика для глаз.
«Овощи»
Ослик ходит выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.
В-ль задает вопросы:
«Что больше (меньше) : целый круг или одна из 2 равных частей (половин его? »
В-ль опять предлагает сложить круг пополам, а потом 2 равные части круга еще раз сложить пополам; разделить бумажный прямоугольник на 2 равные части и еще раз пополам.
-Сколько раз сложили круг пополам( 2) А прямоугольник( 2) Сколько получилось частей( 4) Равны ли эти части (да)
Ребенок обводит рукой каждую из 4 частей.
В-ль : «Что больше (меньше) : одна из 4 частей целого или целый круг (круг) Сколько получилось частей, когда мы сложили круг 1 раз пополам( 2) Сколько получилось частей, когда мы дважды сложили круг пополам? »( 4)
Воспитатель предлагает детям сложить прямоугольник 1 раз пополам; напоминает, что складывать надо точно, чтобы стороны и углы совпадали.
Задает вопросы:
«Что сделали? Что получилось? Равны ли части (равны) Что больше (меньше) : половина целого или целый прямоугольник? »(целый)
Далее педагог предлагает второй прямоугольник дважды сложить пополам и спрашивает:
«Что сделали? Что получилось? »
Дети обводят пальцем каждую из 4 частей.
Игровой момент.
Дети делятся на паласах на 2 команды. В середине лежат половинки кругов разных цветов (желтые и розовые). Задача каждой команды: кто быстрее соберет круги. Одна- розовые, другая- желтые.
Заключительная часть:
В-ль: «Что вы научились делать? Если предмет сложить 1 раз пополам, то сколько частей получится? Какие получатся части? Как они называются? Сколько раз надо сложить предмет пополам, чтобы получились 4 равные-части? »
Педагог говорит, что сейчас дети поучатся подбирать карточки, на которых нарисовано поровну разных предметов, и предлагает сосчитать, сколько предметов нарисовано у них на карточке. Далее Он объясняет задание:
«Я буду называть числа, а те, у кого на карточке нарисовано такое же число предметов, выйдут вперед, встанут в ряд и покажут всем детям свои карточки».
Педагог называет числа, дети выходят, показывают карточки и называют, сколько каких предметов на них нарисовано. Задает вопрос: «По сколько предметов нарисовано на карточках? »
-Молодцы, ребята. Сегодня все хорошо работали.
-Вечером я пойду в магазин за хлебом. Мне нужна половина буханки хлеба. Как продавец разрежет буханку хлеба (Дети: пополам)
Подведем итог.
-Ребята, что мы сегодня делали?
- А что вам запомнилось?
Занятие окончено.
Занятие 8. Космическое путешествие
Задачи:
Образовательные:
- Учить формировать множества по заданным основаниям, где предметы отличаются по каким-то признакам;
- Закреплять умение:
• делить предмет на 2 – 8 и более равных частей путем сгибания. Устанавливать соотношения;
• называть дни недели: вчера, завтра, сегодня, позавчера;
• составлять число 5 из двух меньших чисел.
- Упражнять в умении:
• сравнивать предметы по величине от самого большого до самого маленького;
• считать в прямом и обратном порядке;
• ориентироваться на бумаге в клетку.
Развивающие:
• Развивать умение отвечать полным ответом, правильно строить предложения;
• Уметь правильно держать ножницы и пользоваться ими;
• Развивать зрительное восприятие, внимание, память, логическое мышление, моторику рук.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение в общении, не перебивать товарища;
умение работать в команде;
Демонстрационный материал:
Игра «Блоки Дьенеша», обручи; рисунок с изображением ракеты.
Раздаточный материал:
Квадрат белой бумаги; рисунок с изображением звёзд от самой маленькой до самой большой; карточки с предметами для сравнения; карточки с предметами для определения состава числа в пределах 5; игра «Огоньки»; бумага в клетку для графического диктанта.
Ход занятия:
Организационный момент:
- Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие.
- А на чём можно полететь в космос?
- Чтобы отправиться в полет на ракете нам нужно построить ракету. У вас на столах лежат квадраты. Согните квадрат так, чтобы получилось два равных треугольника. Разрежьте квадрат по сгибу.
- Сколько равных треугольников в целом квадрате?
- Как можно назвать один треугольник? Это половинка квадрата.
- Что больше, целое или половинка?
- Теперь сложите треугольники пополам и разрежьте. Сколько получилось частей? Как называется одна часть?
- Сколько четвертинок в целом? В половинке?
- Три треугольника разрежьте пополам и постройте ракету (Если дети затрудняются, то воспитатель выставляет образец) .
- Ракета готова к полёту! Осталось дать команду. Начинаем отсчёт в обратном порядке. 10, 9, 8…. Пуск!
- Ребята, мы прилетели на планету под названием «Цифровая». Вокруг этой планеты летают спутники разного размера. Каждый спутник имеет свой порядковый номер. Вам нужно вывести спутники на орбиту в соответствии с их порядковым номером: самый большой – это первый номер.
Пальчиковая гимнастика.
В темном небе звёзды светят, сжимают и разжимают пальцы
Космонавт летит в ракете, соединяют поочередно пальцы
День летит и ночь летит, показывают полет ракеты
И на Землю вниз глядит. Подставляют то одну, то другую
ладошку над бровями
- Мы летим дальше и перед нами планета под названьем «Загадочная». Да, здесь, наверное, таится много загадок.
Посмотрите, здесь 3 орбиты, по которым путешествуют космические тела.
Разделимся на три команды. Задание такое: нужно внутри красной орбиты расположить все жёлтые космические тела, внутри синей орбиты все квадратные тела, а внутри зелёной – все большие.
- Наш полёт продолжается. Занимаем места в своих ракетах. Но чтобы мы смогли взлететь, нужно ответить на вопрос:
- Назови четыре дня подряд. Теперь не пользуясь названиями дней недели и числами (вчера, сегодня, завтра, послезавтра) .
- Молодцы! И мы летим дальше.
Гимнастика для глаз.
Дети надевают «ракеты» на пальчики.
- Наша ракета летит вверх, налево, направо, улетает далеко вперед, подлетает к нам близко и летит вниз на посадку.
Мы подлетаем к планете под названием «Игровая». Посмотрите, какие здесь необычные летающие тарелки. На них горят огоньки. Каждый раз они загораются по- разному. Посчитайте, сколько огоньков на каждой летающей тарелке и добавьте их столько, чтобы получилось 5. Запишите свои примеры.
- Как получили число 5? Дети зачитывают примеры.
-Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. И поэтому планета «Сюрпризная» приготовила для вас вот такой волшебный сундучок. Но чтобы он открылся, нужно правильно зажечь огоньки на его кодовом замке.
Игра «Огоньки». Детям раздаются звёздочки на память о полёте.
- Ну что же, пора возвращаться на Землю. Перед вами карта, сейчас мы будем по ней прокладывать обратный маршрут на Землю. Приготовьте карандаш, поставьте его в точку на планете «Игровая». Ракета к отлёту готова?
Начинаем отсчёт в обратном порядке: 10, 9, 8… Полетели!
Графический диктант.
- Ну, вот мы и приземлились на планете Земля. Понравилось вам наше путешествие? Вы были внимательные, выносливые, смелые и мы с вами совершим ещё много путешествий, но это будет в другой раз.
Занятие 9. Корзина с цветами
Цель: - учить детей изготовлению цветов в технике оригами; - развивать глазомер, мелкую моторику рук, пространственное воображение; - воспитывать стремление доводить начатое дело до конца; любовь и бережное отношение к цветам. Материалы: картинки цветов тюльпана, пооперационные карты 34,35,36 для каждого ребенка, 4 бумажных квадрата (6х6см): белого, красного, черного и розового цвета; по одному квадрату зеленого цвета (10х 10см); клей, большой круг из бумаги – «клумба», клей, кисточки, салфетки, «волшебная палочка» Ход занятия
Чтение стихотворения « Если я сорву цветок…»Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если вместе я и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны,
И не будет красоты!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно ли рвать цветы охапками? Дети: нет
Воспитатель: Почему?
Дети: им больно; нельзя, потому что они завянут, а мы их потом все равно выбросим…… Воспитатель: Дети, какие цветы вы знаете? Дети: ромашка, роза, бархатцы, тюльпан… Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем делать цветы, ведь красивую клумбу можно смастерить из бумаги.
Мастера оригами придумали множество способов складывания цветов из бумаги. Вы у меня тоже все мастера, все умеете. Давайте сегодня мы сделаем… (показ картинки тюльпанов)
Дети: тюльпан
- Как вы думаете, какого цвета бывают тюльпаны? Дети: красные, оранжевые, белые…
Воспитатель показывает, как сделать тюльпан. А стебелек делается из базовой формы «воздушный змей» (вместе с детьми по пооперационной карте разобрать последовательность изготовления стебелька). Воспитатель: (берет «волшебную палочку») А сейчас, я вас превращу в цветы. Сколько, много красивых цветов.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (движения согласно тексту)
1,2,3 из цветка в ребенка превратисьВоспитатель: Предлагаю попробовать сделать тюльпан самостоятельно, я знаю у вас обязательно получиться.
Какого цвета будут ваши тюльпаны? (дети выбирают квадрат бумаги для тюльпана, того цвета, который им нравиться).
Дети: (ответы детей)
Работа детей.
Воспитатель по ходу еще раз, детям объясняет, как сделать тюльпан. - Возьмите по квадрату нужного вам цвета. Сложите его пополам. Затем глазами найдите серединку длинной стороны получившегося треугольника и от нее загните уголки вверх и немного в сторону, наложив один на другой. Получился тюльпан. А сейчас сделаем стебелек. Воспитатель: Молодцы! Какие разные и красивые получились у нас цветы! Вы настоящие мастера оригами! А сейчас мы наши тюльпаны посадим в клумбу! Дети слегка приклеивают за серединку свой цветок на большой круг бумаги (клумба). Анализ детских работ.
Расскажи про свой цветок.
Посадили мы цветы небывалой красоты,
Все цветочки разные: белые и красные,
Желтые и синие – все цветы красивые
Как прекрасен каждый цвет –
Лучше нашей клумбы нет.
Подведение итогов: на этом занятии дети чувствовали себя более уверено, т.к. основные приёмы оригами были ими усвоены. Дети хорошо ориентировались в пространственных направлениях, быстро
- ЛИТЕРАТУРА
- Аксенова, М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. - Дошкольное воспитание № 8, 2009
- Богатеева, 3.А. Чудесные поделки из бумаги. - М., 2002
- Выгорнов, В.В. Оригами. - М., 2008
- Выгорнов, В.В. Изделия из бумаги. - М., 2009
- Гагарин, Б.Г. Конструирование из бумаги, - Ташкент 1998
- Григорьева, Г.Г, Изобразительная деятельность дошкольников. - М., 1999
- Русакова, М.А. Аппликация.- М.э 2007
- Давидеун, A.M. Конструктивное творчество дошкольника.- М. 2003
- Дементьева, Л. Бумажная пластика оригами. Дошкольное воспитание № 8, 2003, стр.40
- Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. - М.. Уч. пед. изд. 2001, стр.222
- Капитонова, И. Цепочки образов и оригами; складывание из бумаги № 4 - 1997, стр. 23
- Коротаев, И.А. Навыки мастерства Оригами: складывание из бумаги № 4 - 1997., стр. 23
- Пантелеев, Г. «О детском дизайне». Дошкольное воспитание № II. 2007, стр. 55 - 60
- Петрова, И.М. Волшебные полоски. Санкт-Петербург. 2000
- Самоделки из бумаги. Лирус, 2005
- Соколова, С.В. Оригами для дошкольников. - Санкт-Петербург, 2001
- Соколова, С.В. Школа оригами. - М. 2004
- Стейнберг. Смастерим из бумаги. Складывание.- Таллин. Вантус.-1988
- Тарабарина, Т.К. Оригами и развитие ребенка.- Ярославль 2006 28
- Тарловская, Н.Ф., Топоркова, Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду; Книга для воспитателей детского сада и родителей. - М., 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого воображения у старших дошкольников в продуктивных видах деятельности.
Проблема воспитания для современного общества является одной из актуальных проблем. Воспитание полноценного человека ставится во главе всех ценностей, так как только полноценный гражданин может принес...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Тема: «Развитие способности воображения у старших дошкольников в процессе ознакомления с русской народной сказкой»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Тема: «Развитие способности воображения у старших дошкольников в процессе ознакомления с русской народной сказкой»...
Консультация для родителей "Развитие творческого воображения у старших дошкольников"
Сегодня, в эпоху огромнейшего многообразия игрушек, компьютерных игр встала проблема с развитием воображения у детей. А ведь это важное свойство психики. Родителей в основном волнует два в...
Проект: «Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе работы над сказками»
Представлен опыт работы по развитию творческого воображения у старших дошкольников в процессе работы над сказками...
Презентация проекта " Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе работы над сказками"
В презентации представлен опыт педагога по развитию творческого воображения у дошкольниколв в процессе работы над сказками....
Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе музыкально - игровой деятельности
Данная консультация поможет воспитателям ДОУ развивать творческое воображение старших дошкольников посредством музыкально - игровой деятельности в группах....