Программа для детей 4-5 лет "Цветные ладошки" - нетрадиционная техника рисования посредством аппликации.
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа) на тему
Пояснительная записка
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. То есть данная проблема не нова в плане её постановки. Но не нова она и в плане доказательства необходимости её решения уже в дошкольном возрасте. Общеизвестное выражение С.В.Михалкова «Все начинается с детства» применимо в данном случае. Более того, игнорирование или формальный подход к решению проблемы творчества в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Это объясняется тем, что дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Именно воображение – одно из психологических новообразований в дошкольном возрасте. В последующие годы не складываются такие благоприятные возможности для его развития. Поэтому развитие творчества – одна из главных задач дошкольного воспитания. В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, понимание её как развитие творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей, в отношении к себе (т.е. творческое саморазвитие).
Общепризнанна возможность творческого развития детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.
Однако до сих пор проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей. Тайна научного творчества с давних времен интересовала самих ученых, а художественного - поэтов, писателей, композиторов, актеров. Человечество, пытаясь понять творчество, по сути, пытается понять себя, пожалуй, самую главную сущностную характеристику человека. Что касается детского творчества, то понимание его столь же важно для взрослого не только в смысле осознанного управления творческим развитием ребенка, но и для понимания собственно зрелого творчества.
Исходя из выше сказанного, программа «Цветные ладошки», рассматривающая влияние нетрадиционных видов изодеятельности на развитие творческих способностей ребенка актуальна в данный момент.
Основная цель программы – развить нестандартное видение предметов и ситуаций в окружающей действительности.
Творческие способности будут развиваться, если учитывать следующие условия:
1. Создание многообразия и богатства впечатлений, получаемых детьми в дошкольном учреждении и дома, в процессе систематических наблюдений, восприятия произведений изобразительного искусства.
2. Развитие атмосферы творчества (создание состояния «разбуженности» чувств, воображения.)
3. Побуждение детей к художественному творчеству постановкой интересных, разнообразных творческих заданий.
4. Мотивация задания.
5. Учет индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.
6. Создание эмоционально положительной обстановки в ходе художественно-продуктивной деятельности.
Задачи программы
1. Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и в искусстве, радоваться красоте природы, окружающих предметов.
2. Формировать художественно-творческие способности детей 4-х лет средствами изобразительной деятельности.
3. Знакомить с техническими приёмами и способами изображения с использованием различных материалов;
4. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.
5. Развивать творческие способности детей.
6. Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения.
7. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Программа составлена на основе «Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, пособий: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» А. В. Никитиной, «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники» под ред. Р.Г. Казаковой, «Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года)» Янушко Е.А.
Программа предполагает проведение одной образовательной деятельности в неделю в первой половине дня для детей 4-х лет продолжительностью 20 мин.
Содержание программы носит развивающий характер. Образовательная деятельность проходит в форме игры, для обыгрывания определённого сюжета используются пальчиковые и подвижные игры, стихи, сказки, игрушечные персонажи. Дошкольники осваивают художественные приёмы, интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Изобразительная деятельность превращается в созидательный творческий процесс при помощи разнообразного изобразительного материала – нетрадиционной изобразительной техники.
Нетрадиционная техника – это толчок к развитию творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведённого на выполнение задания. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Также привлекательны для детей и нетрадиционные техники работы с бумагой. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Детям младшего школьного возраста позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным. Например: какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
· рисование пальчиками;
· рисование ладошками.
· оттиск печатками из картофеля;
· оттиск штампами;
· тычок жесткой полусухой кистью.
· монотипия предметная;
· рисование ватными палочками;
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Таким образом, с уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость, если оно строится с учётом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого.
Ожидаемый результат:
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
· активности и самостоятельности детей в изобразительной деятельности;
· развитию мелкой моторики рук;
· умению находить новые способы для художественного изображения;
· обострению тактильного восприятия;
· умению применять цвет как средство передачи состояния, характера образа;
· концентрации внимания;
· повышению уровня воображения и самооценки.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
примерное планирование | 28.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«Цветные ладошки»
Примерное календарно-тематическое планирование
по изобразительной деятельности
с использованием нетрадиционных техник рисования и аппликации
для детей 4 - х лет
месяц | Тема | Нетрадиционная техника | Программное содержание | Материалы и оборудование |
О К Т Я Б Р Ь | «Морковки для зайчика» | Тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск печатками из картофеля | Познакомить с новыми изобразительными техниками. Развивать у детей сенсорные способности. Вызвать желание передавать образ животного в рисунке. Упражнять в выразительной передаче фактуры, цвета; Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. | Иллюстрации к рассказам Е. И. Чарушина. Мягкая игрушка Зайчик. Тонированные листы жёлтого цвета, картофель (печатки морковок), гуашь, жёсткая кисть. Глазки (для зайчиков), непроливайки, салфетки матерчатые. Музыкальное сопровождение. |
О К Т Я Б Р Ь | «Угощения для бабушки и дедушки» | Рисование ватными палочками + аппликация | Вызвать у детей интерес к рисованию бубликов и баранок. Учить рисовать кистью кольца. Развивать глазомер, координацию в системе «глаз-рука», сенсорные способности, чувство ритма. Учить аккуратно, приклеивать детали. Воспитывать любовь к родным. | Иллюстрации с изображением натюрмортов. Куклы – бибабо Бабушка и Дедушка, тарелка с бубликами. Тонированные листы голубого цвета, разноцветные бумажные силуэты тарелок, кисти, гуашь. Ватные палочки (для украшения бубликов), клей карандаш, непроливайки, салфетки матерчатые. Музыкальное сопровождение. |
О К Т Я Б Р Ь | «Красавица Осень» | Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск печатками из картофеля | Познакомить с новой изобразительной техникой - тычок жёсткой полусухой кистью. Развивать мелкую моторику рук, воображение, умение передавать красоту образа Осени. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру. | Репродукции картин с изображением портретов. Листы формата А3, гуашь, жёсткая кисть, печатки из картофеля - осенние листья (для изображения венка на голову). Нарисованные лица Осени, клей карандаш, непроливайки, салфетки матерчатые. Музыкальное сопровождение. |
О К Т Я Б Р Ь | «Утята в луже» | Монотипия предметная + аппликация | Познакомить с изобразительной техникой – монотипия предметная. Аппликативное изображение утят – наклеивание готовых форм. Рисование дождя – прикладывание кистью. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру. | Зонт, резиновые игрушки Утята. Иллюстрации с изображением дождливой погоды. Пластиковые дощечки для изображения тучи, гуашь, кисти, силуэты утят, клей карандаш, непроливайки, салфетки матерчатые. Музыкальное сопровождение. |
Н О Я | «Осеннее дерево» | Декоративное рисование + аппликация | Учить рисовать листья приёмом ритмичного «примакивания». Продолжать знакомить с тёплыми цветами спектра. Развивать чувство цвета и ритма. Учить аккуратно, приклеивать силуэт дерева. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы. | Засушенные осенние листья. Репродукции картин известных художников пейзажистов. Тонированные листы голубого цвета, силуэты дерева, гуашь, кисти, клей карандаш, непроливайки, салфетки матерчатые. Музыкальное сопровождение. |
Н О Я | «Филимоновская игрушка» | Декоративное рисование, рисование ватными палочками | Познакомить детей с филимоновской игрушкой, создать условия для творчества детей по мотивам филимоновской игрушки. Дать представления о характерных элементах декора и цветосочетания. Развивать чувство цвета и ритма. | Филимоновские игрушки, иллюстрации. Листы (формата А3) с изображением жёлтого силуэта игрушки. Таблица с элементами декора и цветосочетания. Ватные палочки, гуашь, непроливайки, салфетки матерчатые. Музыкальное сопровождение. |
Н О Я | «Цветы для мамочки» | Оттиск штампами + аппликация | Вызвать желание нарисовать картину в подарок маме. Учить рисовать цветы приёмом оттиска штампами. Развивать чувство ритма. Воспитывать заботливое отношение к родителям. | Ваза с цветами. Тонированные листы голубого цвета, силуэты вазочек, штампы цветов и листьев. Гуашь, кисти, клей карандаш, непроливайки, салфетки матерчатые. Музыкальное сопровождение. |
Н О Я | «Совёнок» | Тычок жёсткой полусухой кистью | Совершенствовать изобразительную технику - тычок жёсткой полусухой кистью. Упражнять в выразительной передаче фактуры, цвета изображения совы. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. | Игрушка Сова, предметные картинки с изображением совы. Тонированные листы голубого цвета с нарисованной еловой веткой, гуашь, жёсткая кисть, глазки (для совят), непроливайки, салфетки матерчатые. Музыкальное сопровождение. |
Д Е К | «Снеговик» | Рисование пальчиками + аппликация | Совершенствовать аппликативную технику – наклеивание кругов разного диаметра, создавая образ снеговика. Учить рисовать снег пальчиками. Развивать чувство формы и ритма. Воспитывать интерес к изображению зимней композиции. | Игрушка Снеговик, новогодние открытки. Тонированные листы голубого цвета, бумажные круги 3-х размеров (для изображения снеговика), гуашь, кисти, клей карандаш, непроливайки, салфетки матерчатые. Музыкальное сопровождение. |
Д Е К | «Зажжём на ёлке огоньки» | рисование ватными палочками + аппликация | Учить детей рисовать новогоднюю ёлочку. Продолжать освоение формы и цвета как средств образной выразительности. Развивать наглядно-образное мышление воображение. | Ёлочка, новогодние открытки. Тонированные листы голубого цвета, гуашь, кисти, ватные палочки. Силуэты звёздочек, клей карандаш, непроливайки, салфетки матерчатые. Музыкальное сопровождение. |
Д Е К | «Дедушка Мороз» | Рисование ладошкой, рисование пальчиками, тычок жёсткой полусухой кистью | Учить детей рисовать Деда Мороза ладошкой. Совершенствовать технику жёсткой кистью, рисования гуашевыми красками, рисовать снег пальчиками. Развивать чувство формы и ритма. Воспитывать интерес к новогоднему празднику. | Новогодние открытки, игрушка Дед Мороз. Тонированные листы голубого цвета, гуашь, кисти, непроливайки, салфетки матерчатые. Музыкальное сопровождение |
Д Е К | «Снежная королева» | Рисование пальчиками, оттиск печатками из картофеля + аппликация | Учить детей украшать портрет Снежной королевы, совершенствовать технику печати из картофеля. Развивать мелкую моторику рук, воображение. Воспитывать интерес к новогоднему празднику. | Репродукции картин с изображением портретов. Листы формата А3, гуашь, печатки из картофеля - кристаллы (для изображения короны, воротника платья). Нарисованные лица королевы, клей карандаш, непроливайки, салфетки матерчатые. Музыкальное сопровождение. |
Я Н | «Рождественская ночь» | Рисование ватными палочками + аппликация | Учить детей создавать зимнюю композицию. Развивать наглядно-образное мышление воображение. Совершенствовать аппликативную технику. Воспитывать интерес к окружающему миру. | Рождественские открытки. Тонированные листы синего цвета, гуашь. Силуэты домов белого цвета, клей карандаш, ватные палочки, кисти, непроливайки, салфетки матерчатые. Музыкальное сопровождение |
Я Н | «Олень» | Декоративное рисование, рисование ватными палочками | Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, создать условия для творчества детей по мотивам дымковской росписи. Дать представления о характерных элементах декора и цветосочетания. Учить рисовать кистью кольца. Развивать чувство цвета и ритма. | Дымковские игрушки, иллюстрации. Листы (формата А3) с изображением силуэта оленя. Таблица с элементами декора и цветосочетания. Ватные палочки, гуашь, непроливайки, салфетки матерчатые. Музыкальное сопровождение. |
Я Н | «Неваляшка танцует» | Рисование ватными палочками + аппликация | Учить создавать образ игрушки в движении. Вызвать интерес к «оживлению» аппликативного образа, поиску изобразительно-выразительных средств. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. | Кукла неваляшка, белые листы (формата А3), круги 2-х размеров (для туловища и лица). Ватные палочки, гуашь, фломастеры, клей карандаш, непроливайки, салфетки матерчатые. Музыкальное сопровождение. |
Я Н | «Зимние сапожки для сороконожки» | Рисование ватными палочками + аппликация | Учить создавать образ сороконожки. Развивать способности к восприятию цвета и формы как основных средств художественной выразительности. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру. | Игрушка Сороконожка, иллюстрации с изображением насекомых. Тонированные листы голубого цвета. Большой зелёный круг (для головы) и маленькие зелёные круги (для туловища), клей карандаш. Гуашь, кисти, ватные палочки, непроливайки, салфетки матерчатые. Музыкальное сопровождение. |
ФЕ | «Снегирь на веточке» | Рисование ладошкой, рисование ватными палочками | Учить создавать образ снегиря при помощи ладошки. Вызвать интерес к «оживлению» птицы, поиску изобразительно-выразительных средств. Развивать чувство формы и ритма. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру. | Иллюстрации с изображением снегирей, ягод рябины. Тонированные листы голубого цвета с нарисованной веткой рябины. Гуашь, ватные палочки, непроливайки, салфетки матерчатые. Музыкальное сопровождение. |
ФЕ | «Чебурашка» | Тычок жёсткой полусухой кистью + аппликация | Совершенствовать изобразительную технику тычок жёсткой кистью. Развивать способности к восприятию цвета и формы как основных средств художественной выразительности. Совершенствовать аппликативную технику. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. | Игрушка Чебурашка, иллюстрации в книжках. Листы (формата А3) с нарисованными силуэтами Чебурашки. Гуашь, жёсткая кисть, силуэты разноцветных воздушных шаров, клей карандаш, глазки, непроливайки, салфетки матерчатые. Музыкальное сопровождение. |
ФЕ | «Гвоздики» | оттиск печатками из картофеля + аппликация | Совершенствовать изобразительную технику – оттиск печатками. Развивать чувство ритма и композиции. Совершенствовать аппликативную технику. Создавать праздничное настроение. Воспитывать интерес к празднику – 23 февраля, любовь к папе. | Поздравительные открытки с 23 февраля. Иллюстрации с изображением цветов – гвоздики. Тонированные листы голубого цвета, печатки из картофеля – гвоздики. Силуэты звездочек, клей карандаш, гуашь, кисти, непроливайки, салфетки матерчатые. Музыкальное сопровождение. |
ФЕ | «Филимоновские свистульки» | Декоративное рисование, рисование ватными палочками | Продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой, создать условия для творчества детей по мотивам филимоновской игрушки. Дать представления о характерных элементах декора и цветосочетания. Развивать чувство цвета и ритма. | Филимоновские игрушки, свистульки, иллюстрации. Листы (формата А3) с изображением жёлтого силуэта свистульки. Таблица с элементами декора и цветосочетания. Ватные палочки, гуашь, непроливайки, салфетки матерчатые. Музыкальное сопровождение. |
МА | «Тарелочка для мамы» | Рисование ватными палочками + аппликация | Вызвать желание нарисовать тарелочку в подарок маме. Учить наклеивать цветы и листья по кругу. Развивать чувство формы и ритма. Воспитывать заботливое отношение к родителям. | Тарелочки с узорами. Тонированные листы голубого цвета с нарисованным кругом (тарелочкой), силуэты цветов и листьев. Гуашь, ватные палочки, клей карандаш, непроливайки, салфетки матерчатые. Музыкальное сопровождение. |
МА | «Праздник берёзки» | Обрывная аппликация | Научить детей передавать образ русской красавицы – берёзы. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, аккуратность при наклеивании листьев. Воспитывать бережное отношение к природе. | Репродукции картин известных художников-пейзажистов. Тонированные листы голубого цвета, силуэт берёзы белого цвета, полоски бумаги зелёного цвета (для листьев). Гуашь, кисти, клей карандаш, непроливайки, салфетки матерчатые. Музыкальное сопровождение. |
МА | «Весёлое солнышко» | Тычок жёсткой полусухой кистью + аппликация | Совершенствовать изобразительную технику тычок жёсткой кистью. Развивать способности к восприятию цвета и формы как основных средств художественной выразительности. Совершенствовать аппликативную технику. | Иллюстрации в книжках с изображением солнышка. Листы (формата А3) с нарисованным кругом. Гуашь, жёсткая кисть, силуэты разноцветных бантиков, глазки, клей карандаш, непроливайки, салфетки матерчатые. Музыкальное сопровождение. |
МА | «Воздушные шары для зайчика» | Рисование мыльными пузырями + аппликация | Познакомить с техникой – рисование мыльными пузырями. Развивать аккуратность в рисовании мыльными пузырями. Воспитывать дружеские отношения друг к другу. | Воздушные шары, игрушка Зайчик. Листы (формата А3), силуэты зайчиков. Стаканчики, шампунь, гуашь, трубочки, кисти, клей карандаш. Непроливайки, салфетки матерчатые. Музыкальное сопровождение. |
А | «Клоун Клёпа» | Рисование ватными палочками + аппликация | Учить создавать образ клоуна, украшать одежду ватными палочками. Вызвать интерес к «оживлению» аппликативного образа, поиску изобразительно-выразительных средств. Воспитывать чувство радости. | Кукла Клоун, белые листы (формата А3) с нарисованными силуэтами клоунов. Ватные палочки, гуашь, клей карандаш. Силуэты кепки, банта, ботинок, цветных мячиков. Непроливайки, салфетки матерчатые. Музыкальное сопровождение. |
А | «Космическое путешествие» | Рисование пальчиками + аппликация | Учить детей создавать космическую композицию, рисовать кистью круглые формы, закрашивать их всем ворсом. Совершенствовать аппликативную технику. Воспитывать интерес к космическому миру. | Иллюстрации «Космос», предметные картинки планет, ракет, звёздного неба. Листы с фоном ночного неба (набрызг), силуэты ракет. Непроливайки, клей карандаш, салфетки матерчатые. Музыкальное сопровождение. |
А | «Пчёлки» | Оттиск печатками из картофеля, рисование ватными палочками + аппликация | Учить создавать образ пчёл. Вызвать интерес к «оживлению» образа пчёл. Совершенствовать аппликативную технику. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру. | Иллюстрации с изображением насекомых, предметные картинки с изображением пчёл. Тонированные листы голубого цвета. Печатки из картофеля – пчёлки. Силуэты цветочков, крылышек (для пчёлок), клей карандаш. Гуашь, кисти, ватные палочки, непроливайки, салфетки матерчатые. Музыкальное сопровождение. |
А | «Праздничный салют» | Оттиск штампами, рисование ватными палочками | Создать у детей радостное настроение. Учить детей рисовать штампами. Ритмом мазков в сочетании с дугообразными линиями передать огни салюта. Воспитывать дружеские отношения. | Иллюстрации с изображением праздничных салютов. Открытки к 9 мая. Листы (формата А3), штампы звёздочек, гуашь, кисти, ватные палочки. Непроливайки, салфетки матерчатые. Музыкальное сопровождение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект «Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования и аппликации»
Развитие творческих способностей невозможно без создания на занятиях по изодеятельности требующей решения творческой задачи. Выход из нее — поиск нового метода, приема, средства деятельности. Творческ...
Развитие художественно-творческих способностей детей с нарушением речи посредством нетрадиционных техник рисования и аппликации в группе «Почемучки» МАДОУ № 209
Презентация для РМО о проделанной работе воспитателей...
Авторская программа для детей старшего дошкольного возраста по нетрадиционной технике рисования "Волшебная палитра"
Знакомство детей с новыми художественными материалами, инструментами и техниками помогает развивать творчество....
Рабочая программа кружка «Разноцветные ладошки» нетрадиционные техники рисования для детей 2-3 лет
Рабочая программа кружка предназначена для детей 2-3 лет, педагогам дошкольного образования, педагогам дополнительного образования.Программа кружка рассчитана на 1 год обучения . Программа предполагае...
Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)
Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)...
Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (старший дошкольный возраст)
Образовательная программадополнительного образования детей дошкольного возраста«Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»(старший дошкольный возраст)...
Рабочая программа кружковой деятельности «Волшебные ладошки» (нетрадиционные техники рисования) для детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, поэтому программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Таким обр...