Кружоковая деятельность «Пластилинография»
материал по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Ильинская Татьяна Александровна

Основой данных занятий является вариант  нетрадиционной художественной техники — пластилинографии, что помогает развитию  мелкомоторной функции и творчества у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок «Пластилинография» 2 года  обучения

Основой данных занятий является вариант  нетрадиционной художественной техники — пластилинографии.

Принцип техники — создание лепной картины с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности, позволяющее приблизить изображение к реальному образу.

Младший дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью , интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.

Занятия составлены с учетом возрастных, физиологических и психологических особенностей средних дошкольников. Эмоциональные переживания за вымышленных персонажей побуждают детей к целенаправленной продуктивной деятельности, развивают у них такие качества, как доброта, сопереживание, желание помочь или порадовать кого-либо.

Цель:  создание лепных  картин  с выпуклым изображением, когда изображаемые объекты выступают над поверхностью основы, развитие мелкой моторики.

1 год обучения

На занятиях, которые проходят 2 раза в месяц, дети получают знания умения, навыки; происходит закрепление информации, полученной на других занятиях. Длительность занятий — 20 минут. В начале обучения дети осваивают простейшие приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Всё это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем возрасте. Помогает разнообразить приемы лепки: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединнение частей путём примазывания одной части к другой.

Задачи.

1) Развивать навыки работы с пластилином (раскатывание, расплющивание, отщипывние, нанесение рельефного рисунка и др. ), создавая полуобъёмный контур.

2)Поддерживать познавательный интерес к окружающему миру, развивая эмоции детей.

3)Развивать композиционное и пространственное восприятие.

2 год обучения.  Занятия проходят 2 раза в месяц, дети получают знания умения, навыки; происходит закрепление информации, полученной на других занятиях, расширяются возможности изобразительной деятельности по принципу «от простого к сложному», организуются выставки выполненных работ. Длительность занятий — 25 минут.В процессе деятельности детей решаются не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, что позволяет всесторонне развивать личность ребенка, его творческие способности, умение общаться с другими детьми.

Задачи:

1) Продолжать развивать навыки работы с пластилином (раскатывание, сплющивание, разглаживание, размазывание), создавая полуобъёмный контур.

2)Расширять познавательный интерес к окружающему миру.

3)Формировать композиционные навыки.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

-    выставки детских работ в детском саду;
-    составление альбома лучших работ;
-    участие в конкурсах;
-    презентация детских работ родителям (сотрудникам, малышам).



1 год

Октябрь.

Тема «Воздушные шары» коллективная работа Программные задачи.

Продолжать учить работать с пластилином: раскатывать пластилин кругообразными движениями; преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями ладоней.

Поддерживать желание доводить начатое дело до конца, следуя игровой мотивации.

Тема «Созрели яблочки в саду»

Программные задачи.

Продолжать учить изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом.  Поддерживать навыки аккуратного обращения с пластилином,. развивая координацию рук и мелкую моторику.

Ноябрь.

Тема « Звездное небо»

Программные задачи.

Закреплять навыки работы с пластилином: раскатывание комочка прямым движением, сгибание в дугу, сплющивание концов предмета.

Продолжать учить делить готовую форму на мелкие части при помощи стеки и скатывать из них шарики кругообразным движением на плоскости, стимулируя активную работу пальцев.

Тема «Солнышко проснулось, деткам улыбнулось»

Программные задачи:

Совершенствовать умения скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму. Учить приему сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения.

Поддерживать желание доводить начатое дело до конца, следуя игровой мотивации.

Декабрь.

Тема «Мы делили апельсин»

Программные задачи.

Закреплять умение раскатывать пластилин прямыми и округлыми движениями, оттягивая пальцами нужные части предметов.

Учить использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.

Тема «Бусы повесили...» коллективная работа

Программные задачи.

Совершенствовать умение скатывать пластилин в колбаску прямыми движениями, делить ее на мелкие равные части при помощи стеки.

Закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев рук.

Январь.

Тема «Клубочки для котенка»

Программные задачи.

Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины.

Продолжать учить приему сворачивания длинной колбаски по спирали. Февраль.

Тема «Улитка»

Программные задачи.

Продолжать формировать интерес к изображению предметов пластилином на плоскости.

Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа, используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сплющивание, надрез стекой.

Тема «Самолет летит»

Программные задачи.

Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета.

Дополнять изображение характерными деталями / иллюминаторами/, используя знакомые приемы работы: раскатывание, сплющивание.

Март

Цветок для мамы

Программные задачи.

Продолжать формировать интерес к изображению предметов пластилином на плоскости.  Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа, используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сплющивание, надрез стекой

Радуга

Программные задачи.

Закреплять навыки работы с пластилином: раскатывание комочка прямым движением, сгибание в дугу, сплющивание концов предмета.

Дополнять изображение характерными деталями , используя знакомые приемы работы: раскатывание, сплющивание.

Апрель

Уточка с утятами

Программные задачи.

Составлять  на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа, используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сплющивание.

Мышка-норушка

Программные задачи.

Продолжать формировать интерес к творчеству

Отрабатывать умение  детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета.

Май

Гусеничка

Программные задачи.

Закреплять умение раскатывать пластилин  округлыми движениями, оттягивая пальцами нужные части предметов.

Учить использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.

Одуванчики

Программные задачи.

Продолжать формировать интерес к творчеству.

Закреплять умение раскатывать пластилин прямыми и округлыми движениями, оттягивая пальцами нужные части предметов, развивая координацию рук. Учить использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.


2год

Темы и цели кружка.

Октябрь

ТЕМА. «Чудо-плоды»

Программные задачи.

 Развивать  умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых овощей, передавая их природные особенности, цвет.

Страница | ТЕМА. Яблоки поспели.

Программные задачи.

Подводить  детей к созданию выразительного образа посредством объема и цвета, развивая аккуратность при работе с пластилином.

Ноябрь

ТЕМА. Одуванчики.

Программные задачи.

Развивать   пространственные представления, создавая композицию, навыки работы с пластилином.

ТЕМА. Три поросёнка.

Программные задачи.

Добиваться  выразительности исполнения сказочного образа, закрепляя навыки работы с пластилином на плоскости.

Декабрь

ТЕМА. Петушок с семьёй.

Программные задачи.

Отрабатывать  технические приемы изображения птиц способом пластилинографии, развивая координацию рук и мелкую моторику.

ТЕМА. Нарядная ёлка.

Программные задачи.

Отрабатывать  навыки работы с пластилином, поощряя творчество и развивая трудовые умения.

Январь

ТЕМА. Совушка-сова.

Программные задачи.

Продолжать  учить создавать композицию из отдельных предметов, передавая образы. Развивая  мелкую моторику при работе с пластилином.

ТЕМА. Три поросёнка.

Программные задачи.

 Продолжать  учить создавать композицию из отдельных предметов, передавая образы, развивая координацию рук.

ТЕМА. Снегири.

 Программные задачи.

Продолжать  учить передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-продуктивной деятельности посредством пластилинографии.

Февраль

ТЕМА. Космическое путешествие.

Программные задачи.

 Продолжать  создавать выразительный образ посредством объема и цвета, развивая аккуратность при работе с пластилином

ТЕМА. Ёжик.

 Программные задачи.

Закреплять  навыки работы с пластилином и бросовым материалом, развивая трудовые умения

Март

ТЕМА. Астры.

Программные задачи.

Продолжать  учить наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой основы, отрабатывать навыки работы с пластилином.

ТЕМА. Мишка косолапый.

Программные задачи.

Добиваться  выразительности исполнения образа медведя, закрепляя навыки работы с пластилином на плоскости.

Апрель

ТЕМА. Рыбки в аквариуме.

Программные задачи.

Совершенствовать  технические и изобразительные навыки, умения, используя в работе различный по структуре материал.

ТЕМА. Весенние цветы.

 

Программные задачи.

 Закреплять  умение создавать лепную картину, сохраняя объем и выпуклость над поверхностью основы.

Май

ТЕМА. Осьминог.

Программные задачи.

 Развивать  воображение, образную память, умение продумывать композиционное построение изображения.

ТЕМА. Свободная.

 

Программные задачи.

 Поощрять  творчество, умение продумывать композиционное построение изображения, навыки работы с пластилином на плоскости.


Список литературы

  1. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

  1. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

  1. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Пластилинография- умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии»

Цель:Развитие мелкой моторики рук через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином.Задачи:Формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пласт...

Конспект по пластилинографии "Знакомство с пластилинографией"

-познакомить детей с понятием - трафарет, показать и научить приемам работы с ним.-развивать мелкую моторику руки, развивать цветовосприятие, умение правильно выбирать тон пластилина, графические навы...

Консультация для родителей «Что такое пластилинография? Виды пластилинографии»

Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений...

Консультация для родителей «Что такое пластилинография? Виды пластилинографии»

Консультация для родителей «Что такое пластилинография? Виды пластилинографии»Данилова Г.Н.Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «...

Мастер-класс по пластилинографии в средней группе "Сказочный мир пластилинографии"

Цель мастер- класса: Развитие у детей художественно-творческих навыков и способностей по средствам пластилинографии. Дать родителям знания о пластилинографии, как о нетрадиционном спосо...