Ковровская глиняная игрушка
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему
Познакомить детей с народным промыслом, Ковровской глиняной игрушкой, её особенностями и способом изготовления. Формировать представление о необходимости труда гончара, его социальная значимость. Вызвать желание самостоятельно вылепить глиняную игрушку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
глиняная игрушка интегрированное занятие | 20.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Программное содержание:
Познакомить детей с народным промыслом, Ковровской глиняной игрушкой, её особенностями и способом изготовления. Формировать представление о необходимости труда гончара, его социальная значимость. Вызвать желание самостоятельно вылепить глиняную игрушку. В ходе самостоятельной продуктивной деятельности развивать мелкую моторику рук, мышление, творческое воображение. Развивать умение самостоятельно решать поставленную задачу. Развивать эмоциональную отзывчивость при общении с произведениями искусства. Воспитывать организованность поведения, умение готовить место для труда; поддерживать порядок на рабочем месте в ходе деятельности. Воспитывать чувство гордости за работу мастеров народной игрушки. Пополнить экспозицию музея самостоятельно изготовленными глиняными игрушками.
Материал:
Ковровские глиняные игрушки;
Доски для лепки, голубая глина, влажные салфетки, контейнеры с водой
Ход:
- Ребята, посмотрите, я вчера получила посылку, а сегодня принесла её к нам детский сад. Хотите посмотреть, что лежит в посылке?
Привезли мы глину с дальнего бугра,
Ну-ка, за работу, чудо мастера!
Я слеплю лошадку, я её приглажу
И сидельце с бахромой на спине прилажу.
Слепим, высушим – и в печи!
А потом распишем,
Будем мы игрушки «печь»,
Печка жаром пышет.
А в печи – не калачи, а в печи – не куличи,
Не пышки, не ватрушки,
А в печи – ковровские глиняные игрушки!
-Ребята посмотрите, какие красивые игрушки.
-Может кто - то знает, как называются эти игрушки?
-Хотите узнать о ней побольше?
- Это Ковровские глиняные игрушки. Для изготовления Ковровской глиняной игрушки используется глина, которая есть в земле Ковровского района Владимирской области. Ковровские мастера используют «голубую» глину. При изготовлении игрушек глина увлажняется (размачивается в воде), затем разминается до нужной вязкости и упаковывается в полиэтиленовые пакеты для «созревания».
Весь процесс изготовления глиняной игрушки гончары осуществляются в ручную. Раньше ковровские мастера изготавливали игрушки в основном для игр своих детей и своих друзей. Эти игрушки были очень красочные и не похожи друг на друга.
Ковровские мастера для росписи своих игрушек используют разнообразные яркие цвета.
Давайте повнимательнее рассмотрим Ковровские игрушки на проекторе.
- Изготавливая игрушки мастера, используют свою фантазию, как в лепке, так и в росписи. Обратите внимание – вот семья обезьянок, (демонстрация слайдов) все они разные, нет ни одной похожей, потому что каждый автор в своей игрушке передал своё настроение. А вот семья свинок - они тоже все разные, такие, какими их увидели их авторы. (Слайд 1). Сюжеты Ковровских игрушек разнообразны – это и сцены русского быта (Слайд 2), и мотивы сказок (Слайд 3) «Репка», «Белоснежка и семь гномов» и др., и игрушки – свистульки в виде персонажей людей, зверей, сказочных героев (Слайд 4).
О Ковровской глиняной игрушке знает весь мир. Каждая игрушка имеет фирменный знак (вот такую печать с названием города, где она была изготовлена).
Детям предлагается рассмотреть игрушки, посвистеть в свистульки.
Физкультминутка
Все ребята дружно встали
Все ребята дружно встали Выпрямится.
И на месте зашагали. Ходьба на месте.
На носочках потянулись, Руки поднять вверх.
А теперь назад прогнулись.
Прогнуться назад, руки положить за голову.
Как пружинки мы присели Присесть.
И тихонько разом сели. Выпрямится и сесть.
Ребята, а вы хотите превратиться в ковровских мастеров и попробовать самостоятельно изготовить глиняную игрушку? Тогда давайте все закроем глаза, а я произнесу слова заклинания, которые помогут нам перенестись в Ковровскую мастерскую и превратиться в Ковровских гончаров. (Звучит музыка космоса).
В руки палочку возьму
Волшебство я призову,
Чудо в гости к нам приди,
В Ковров нас унеси.
Бамбара, чуфара, лорики, ёрики, пикапу, трикапу, спорики, морики. Мы хотим превратиться в Ковровских гончаров.
Открываем все глаза. Дорогие «мастера» Мы с Вами находимся в гончарной мастерской города Коврова. Здесь работают очень хорошие гончары. «Гончары» кто нам напомнит, приёмы работы с глиной?
Возможные ответы детей: Для того чтобы глина не прилипала к нашим ладоням мы будем смачивать руки водой, которая стоит у нас на столах.
Мы берём кусочек глины, и руками, между ладонями, делаем шарик. Затем в зависимости от того что хотим получить раздавливаем между ладонями или продаём ей нужную форму.
Ну что ж, приступаем к работе.
Самостоятельная деятельность детей
Уважаемые гончары, какие красивые игрушки у нас получились, вы настоящие мастера. Но как быстро летит время и нам пора возвращаться в детский сад. Давайте возьмём наши игрушки на дощечках и вернёмся в детский сад.
Закрываем глаза, а я произнесу волшебное заклинание. (Звучит музыка космоса).
Берелья — турелья, буридакль — фуридакль, край неба алеет, трава зеленеет, а мы возвращаемся в детский сад!
- Ну, вот мы с Вами опять вернулись к нам в детский сад. Давайте покажем наши игрушки Марине Ивановне и отнесём их просушить в печи на кухню, а на следующем занятии распишем.
Дети с воспитателем относят свои игрушки на кухню для просушивания в духовом шкафу.
- Ребята, давайте расскажем Марине Ивановне, где мы с Вами побывали, чем занимались…
Возможные ответы детей: Мы были в городе Ковров, там превращались в Ковровских гончаров. М сделали ковровские игрушки и отнесли их на кухню сушить. Когда наши игрушки высохнут, мы их распишем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию для детей групп старшего дошкольного возраста по теме: "Знакомство с тверской глиняной игрушкой"
Материал данного занятия дает возможность познакомить детей с историей возникновения народного промысла - изготовление тверских глиняных игрушек, с технологией изготовления и отличительными особенност...
Музыкально-театрализованное занятие «В гостях у глиняной игрушки» (старшая группа)
Цель: Приобщая к народной обрядовой культуре необходимо открывать детям гуманизм народной культуры, красоту и многообразие народного искусства (синтез слова, музыки, танца, пластики)....
знакомство с Ковровской глиняной игрушкой
конспект занятия в старшей группе...
Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки
В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....
Памятки для родителей "Дымковская глиняная игрушка", "Как познакомить ребёнка с Дымковской игрушкой"
Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими и...
«Ковровская глиняная игрушка»
Познакомить детей с народным промыслом, Ковровской глиняной игрушкой, её особенностями и способом изготовления. Способствовать созданию представлений о необходимости труда гончара, его социальная знач...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Глиняная игрушка. Изготовление глиняной игрушки по народному образцу».
Онакомление детей с народной тамбовской игрушкой (Федоровской) и характерными для неё элементами росписи....