аппликация
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование город Ноябрьск
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЗОЛУШКА»
муниципального образования город Ноябрьск
РАССМОТРЕНО: на заседании Педагогического совета Протокол № __ от «___» августа 2013 года Председатель Педагогического совета: ____________ | СОГЛАСОВАНО: Заместитель заведующего по ВМР_______ Фомина Г.М. от «__» августа 2013 года | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МАДОУ «Золушка» ___________Жукова Л.Г. от «__» августа 2013 года |
Образовательная область «Художественное творчество»
Рабочая программа по образовательному компоненту
«Изобразительная деятельность» (аппликация)
для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи
(с 6 до 7 лет)
(непосредственно образовательной деятельности в неделю – 1,
всего непосредственно образовательной деятельности в год – 36)
Составитель:
Искандарова А.Г.
Бердник С.А.
2013-2014
учебный год
Содержание рабочей программы:
1. | Пояснительная записка .....………………………………………………………………… | |
2. | Требования к результатам освоения образовательного компонента «Изобразительная деятельность» (аппликация)…………………............................................................... | |
3. | Тематический план ...………………………………………………………………………. | |
4. | Содержание работы по освоению образовательного компонента «Изобразительная деятельность» (аппликация)…………………………………………………………… | |
5. | Способы проверки усвоения элементов содержания образовательного компонента «Изобразительная деятельность» (аппликация) .................................................................. | |
ПРИЛОЖЕНИЯ | ||
6. | Календарно-тематический план …………………………………………………………... | |
7. | Методика определения уровня освоения программы воспитанниками подготовительной к школе группы .......………………………………………………… |
Пояснительная записка
Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог создает для этого все условия: обеспечивает эмоциональное, образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышление и воображение, учит детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения. Процесс обучения направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.
Рабочая программа по изобразительной деятельности (аппликация) для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) составлена на основе Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года), в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Золушка» муниципального образования город Ноябрьск и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» (Подготовительная группа). Москва, 2011 г.
- Доронова Т.Н.«ИЗО деятельность и эстетическое развитие детей 6-7 лет». Москва, 2006 г.
- Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». Москва,2008 г.
Данная рабочая программа реализуется в течение 1 учебного года в количестве 36 учебных часов (согласно календарному учебному графику). Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию проводится 1 раз в неделю в первой половине дня, продолжительностью 30 минут (СанПиН 2.4.1.3049-13).
Сопутствующими формами образовательной деятельности являются:
- непосредственное общение с животными и растениями на прогулках, экскурсиях;
- использование детской литературы, в которой представлена нравственная оценка автора положительных и отрицательных поступков людей по отношению к природе;
- просмотр видеофильмов о природе, проведение экологических праздников;
- посещение музейно-ресурсного центра, Зимнего сада;
- работа с картами России и ЯНАО;
- сюжетно-ролевые, развивающие игры;
- создание коллекций;
- проектная деятельность;
- экспериментирование;
- наблюдения;
- беседы.
Специфика реализации содержания области «Художественное творчество» заключается в следующем:
- понятие «продуктивная деятельность детей» позволяет интегрировать изобразительную деятельность, лепку, аппликацию и художественное конструирование в рамках одной образовательной области в качестве альтернативы «предметного» принципа построения раздела Программы «Художественно-эстетическое развитие»;
- продуктивная деятельность – деятельность, в результате которой создается некий продукт – может быть не только репродуктивной (например, рисование предмета так, как научили), но и творческой (например, рисование по собственному замыслу), что позволяет в рамках данной области наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие детского творчества;
- понятие «продуктивная (творческая) деятельность детей» позволяет интегрировать содержание области «Художественное творчество» с другими областями Программы по особому основанию – возможностью развития воображения и творческих способностей ребенка;
- общеразвивающая направленность содержания области (развитие высших психических функций, мелкой моторики руки, воображения) является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей.
Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Изобразительная деятельность» (аппликация) направлено на достижение цели развития познавательных интересов, потребностей и способностей детей, их самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта посредством решения основных задач психолого-педагогической работы:
Развитие продуктивной деятельности детей:
- поощрять активное использование детьми разнообразных изобразительных материалов для реализации собственных и поставленных другими целей;
- развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяженности; создавать композицию в зависимости от сюжета – располагать объекты на узком или широком пространстве земли (неба), обозначив линию горизонта; изменять форму и взаимное размещение объектов в соответствии с их сюжетными действиями; изображать более близкие и далекие предметы; выделять в композиции главное – действующие лица, предметы, окружающую обстановку; познакомить с таким способом планирования сложного сюжета или узора, как предварительный эскиз, набросок, композиционная схема;
- обращать внимание на соотношение по величине разных предметов, объектов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов); учить располагать на рисунке предметы, загораживающие друг друга (стоящий впереди предмет, частично загораживает предмет, стоящий сзади)
- организовывать участие детей в создании тематических композиций к праздникам (фризы, панно, коллажи, панорамы, диарамы) с использованием коллективных работ и специального оборудования (лекала, трафареты, степлеры и др.) и разных материалов
- в аппликации упражнять в наклеивании заготовок; совершенствовать навыки работы с ножницами (правильно держать, свободно пользоваться, резать поперек узкие, а затем и более широкие полосы; разрезать квадрат по диагонали, делать косые срезы, получать формы треугольника, трапеции; вырезать из прямоугольников предметы круглой и овальной формы путем закругления углов);
- формировать устойчивые практические навыки: при использовании техники обрывной аппликации; при вырезании одинаковых фигур или деталей из бумаги сложенной пополам, гармошкой; при выкладывании по частям и наклеивании схематических изображений предметов, состоящих из 2-3 готовых форм с простыми деталями; при составлении и наклеивании узоров из растительных и геометрических форм на полосе, круге, квадрате, прямоугольнике; при отрывании от листа бумаги небольших кусочков бумаги и наклеивании их.
Развитие детского творчества:
- развивать воображение детей: побуждать следовать определенному замыслу, внося в него некоторые коррективы; стремиться к созданию оригинального изображения, придумывать варианты одной и той же темы;
- развивать декоративное творчество детей: создавать узоры по мотивам 2-3 произведений народного или декоративно-прикладного искусства;
- помогать создавать на основе самостоятельного экспериментирования с деталями конструктора простые конструкции по собственному замыслу;
- поощрять творческие проявления детей, их инициативы в поиске сочетаний цвета, бумаги с другими материалами, использования своей поделки в общей композиции;
Приобщение к изобразительному искусству:
- продолжать работу по знакомству детей с 2-3 видами произведений народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, развитию устойчивого интереса к народному и декоративному искусству; формировать представление о средствах его выразительности (элементы узора, их цвет, расположение на форме, ритм элементов и др.); продолжать знакомить детей с историей народных промыслов, материалом из которого они изготовлены;
- развивать способность эмоционально откликаться на произведения изобразительного искусства и «прочитывать» настроение героев, состояние природы;
- воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к труду народных мастеров и вызывать желание самим создавать работы для оформления дошкольного образовательного учреждения.
Новизна данной рабочей программы состоит в использовании при организации образовательной деятельности информационно-коммуникационных технологий (презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы), позволяющих преодолеть интеллектуальную пассивность дошкольников, повысить их мотивацию и познавательную активность (благодаря разнообразным формам работы, возможности включения игрового момента), а также эффективность образовательной деятельности. Эмоциональный подъем, вызванный такой деятельностью, способствует увеличению объема усваиваемых знаний.
В программе также представлены:
- новая педагогическая стратегия – взаимосвязь познавательной и продуктивной деятельности дошкольников;
- единое творческое пространство – комплексное использование художественного слова, музыки, изобразительного искусства.
Обновление содержания рабочей программы связано с тем, что в основу построения образовательного процесса положен комплексно-тематический принцип, поэтому темы непосредственно образовательной деятельности подобраны с учетом примерного календаря праздников, событий; предусмотрено решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, что отражено в календарно-тематическом планировании к рабочей программе (раздел «Сопутствующие формы работы»).
В рабочей программе выделено специальное время на непосредственно образовательную деятельность, направленную на реализацию национально-регионального компонента (темы: «Мы живем на севере», «Знакомство с символикой Ямало-Ненецкого автономного округа», «Обитатели тундры», «Ненец – житель тундры», «Промыслы ханты и манси», «Средство передвижения ненцев»).
Целью реализации национально-регионального компонента является формирование толерантного отношения к людям другой национальности, раскрытие мира национальных культур, расширение у детей представлений об образе жизни людей, населяющих Ямало-Ненецкий автономный округ.
Работа направлена на решение задач:
- продолжать знакомить с животными, обитающими на Ямале (звери: горностай, песец, тюлень, морж, бурундук; птицы: кулик, кедровка, глухарь, чайка, баклан; рыбы: ерш, окунь, щука, язь; рептилии: змея, живородящая ящерица, лягушка);
- учить различать и называть растения лесотундры по листьям, плодам, цветам (деревья: ель, сосна, кедр, осина, береза; кустарники: багульник, карликовая береза, ива; травянистые растения: пушица, хвощ, подорожник, ягель, мох, пижма; ягоды: черника, голубика, брусника, клюква, морошка; грибы: сыроежки, подберезовик, боровик, маховик);
- формировать представление о жизни и быте коренных народов Ямала: ненцы кочуют в тундре, значение оленя в жизни людей (кормит и одевает людей), отношение людей к природе, вещам;
- обогащать представления детей о природных богатствах Ямала и их значении в жизни людей;
- закреплять представления о труде людей по освоению Севера и истории Ноябрьска.
В рабочей программе учитывается компонент ДОУ в соответствии с приоритетным направлением работы детского сада по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни: в каждый компонент непосредственно образовательной деятельности включена физкультминутка, гимнастика для снятия зрительного напряжения и пальчиковая гимнастика; формирование представлений о здоровом образе жизни отражено в отдельные темы («Я человек», «Если хочешь быть здоров», «Человек и его здоровье, здоровая пища», «Береги себя»).
В подготовительной к школе группе основной формой организации непосредственно образовательной деятельности является фронтальная с учетом возрастных особенностей старших дошкольников, задач формирования элементов учебной деятельности и разностороннего развития детей, предусмотрено также проведение подгрупповых занятий (работа над проектами), индивидуальная работа.
Особенности организации образовательного процесса по образовательному компоненту «Изобразительная деятельность» (аппликация)
Формы работы | Средства, методы и приемы | Формы организации детей |
Непосредственно образовательная деятельность | ||
Сюжетно-ролевые игры Рассматривание Наблюдение Игра-экспериментирование Исследовательская деятельность Развивающие игры Экскурсия Ситуативный разговор Рассказ | Детские игровые проекты Творческое экспериментирование с изобразительными материалами Экскурсии в художественные и краеведческие музеи, галереи, выставки, образовательные прогулки и семейные путешествия. Чтение познавательной литературы. Рассматривание красочных энциклопедий, альбомов об искусстве с целью формирования эстетических интересов. Совместные с родителями домашние занятия эстетической направленности: коллекционирование эстетически привлекательных объектов, игрушек, совместное с родителями рукоделие. Игры и упражнения, направленные на развитие эстетических и творческих способностей детей. Использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности Использование современных информационных технологий – ресурсов виртуальных экскурсий и музеев, видовых видеофильмов, электронных каталогов и игр, творческих сайтов для детей. Организация индивидуальной и коллективной творческой деятельности. | Фронтальная (групповая) Подгрупповая Индивидуальная |
Структура каждой непосредственно образовательной деятельности определяется ее содержанием: посвящается ли она изучению нового, повторению или закреплению пройденного, проверке усвоения материала детьми. Каждая непосредственно образовательная деятельность включает в себя 3 части: вводная часть (актуализация индивидуального опыта детей; воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности; создание атмосферы группового доверия и принятия), основную часть (основное содержание – совокупность методов и приемов, направленных на решение задач данной непосредственно образовательной деятельности), итог (завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии; эмоциональная и смысловая оценки деятельности). В структуре каждой непосредственно образовательной деятельности предусмотрен перерыв для снятия физического и умственного напряжения. В содержание перерыва входят игровые упражнения, направленные на развитие зрительно-моторной координации, речи.
При построении Программы учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей:
Образовательная область | Интеграция |
«Коммуникация» | развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности |
«Познание» | формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества |
«Безопасность» | формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности |
«Труд» | формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности |
«Музыка», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура» | развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства |
«Музыка», «Чтение художественной литературы» | использование музыкальных и художественных произведений для обогащения содержания области «Художественное творчество» |
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с возрастными особенностями развития воспитанников, с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также необходимостью реализации национально-регионального компонента и компонента ДОУ.
В рабочей программе заложены возможности формирования у воспитанников умений и навыков (в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями), интегративных качеств, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы (диагностика) проводится 1 раз в год (май) с использованием низкоформализованных (наблюдение, беседа, индивидуальная работа и др.) методов.
Требования
к результатам освоения образовательного компонента
«Изобразительная деятельность» (аппликация)
образовательной области «Художественное творчество»
воспитанниками подготовительной к школе группы
Интегративные качества | Динамика формирования интегративных качеств |
1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками | (мелкая моторика) |
2. Любознательный, активный | Продолжает проявлять устойчивый интерес к произведениям народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Интересуется историей создания произведений искусства. Проявляет активность при обсуждении вопросов, связанных с событиями, которые предшествовали изображённым в произведении искусства и последуют за ними. Способен самостоятельно действовать в повседневной жизни. Активно использует разнообразные изобразительные материалы для реализации собственных и поставленных другими целей. |
3. Эмоционально отзывчивый | Эмоционально откликается на произведения изобразительного искусства и может «прочитывать» настроение героев, состояние природы, воспринимать и понимать средства выразительности, с помощью которых народные мастера и художники добиваются создания образа. Сопереживает персонажам в произведениях изобразительного искусства. |
4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками | Участвует в партнёрской деятельности со взрослым. Способен согласовывать содержание совместной работы со сверстником, договариваться с ним о том, что будет изображено каждым из детей на общей картинке, в сюжетной лепке, аппликации, конструировании, и действовать в соответствии с намеченным планом |
5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения | Может управлять своим поведением. Способен соблюдать общепринятые нормы и правила поведения: приходит на помощь взрослым и сверстникам, если они в ней нуждаются; доброжелательно и конструктивно анализирует и оценивает продукты деятельности других; бережёт, экономно использует и правильно хранит материалы и оборудование для изобразительной деятельности. |
6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту мира природы поведения. | Способен в процессе создания изображения следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим, до получения результата. |
7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе | В рисунке и лепке выразительно передаёт то, что для него (мальчика или девочки) интересно или эмоционально значимо, отражая характерные признаки: очертания формы, пропорции, цвет. Самостоятельно находит в окружающей жизни, художественной литературе и природе простые сюжеты для изображения. Проявляет интерес к истории народных промыслов. Испытывает чувство уважения к труду народных мастеров и гордится их мастерством. |
8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. | Умеет слушать взрослого и выполнять его инструкцию. При создании рисунка, лепки, аппликации и в конструировании умеет работать по правилу и образцу Способен под руководством взрослого и самостоятельно оценить результат собственной деятельности. |
9. Овладевший необходимыми умениями и навыками | Может: — создать новое произведение, придумать варианты одной и той же темы, отталкиваясь от отдельных признаков действительности в сочетании с направленностью воображения на решение определённой творческой задачи; — подчинять своё воображение определённому замыслу, следовать заранее намеченному плану, внося в него некоторые коррективы. В аппликации: — наклеивать заготовки; — правильно держать ножницы, свободно пользоваться ими, резать диагонали, делать косые срезы, получать формы треугольника, трапеции; вырезать из прямоугольников предметы круглой и овальной формы путём закругления углов; — использовать технику обрывной аппликации; — использовать приёмы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги, сложенной пополам, гармошкой; — выкладывать по частям и наклеивать схематические изображения предметов из двух-трёх готовых форм с простыми деталями; — составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, круге, квадрате, прямоугольнике; — отрывать от листа бумаги небольшие кусочки бумаги и наклеивать их. |
Тематический план по образовательному компоненту
«Изобразительная деятельность» (аппликация)
образовательной области «Художественное творчество»
в подготовительной к школе группе
компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
месяц | № недели | Тема непосредственно образовательной деятельности | Количество непосредственно образовательной деятельности | В том числе практической |
сентябрь | 1 | Ажурная закладка для букваря | 1 | 1 |
2 | Север нашей Родины. | 1 | 1 | |
3 | Моя родословная. | 1 | 1 | |
4 | Качели карусели. | 1 | 1 | |
октябрь | 5 | Дары осени. | 1 | 1 |
6 | Кто в лесу живет. | 1 | 1 | |
7 | Кудрявые деревья. | 1 | 1 | |
8 | Волшебные плащи. | 1 | 1 | |
9 | Автобус. | 1 | 1 | |
ноябрь | 10 | Новый район города | 1 | 1 |
11 | Котята из шерстяных ниток | 1 | 1 | |
12 | Уточки | 1 | 1 | |
13 | Красивая птица | 1 | 1 | |
декабрь | 14 | Зима. | 1 | 1 |
15 | Пингвины на льду | 1 | 1 | |
16 | Там сосны высокие | 1 | 1 | |
17 | Новогодние игрушки | 1 | 1 | |
январь | 18 | Цветочные снежинки | 1 | 1 |
19 | Пушистые африканские звери | 1 | 1 | |
февраль | 20 | Мебель | 1 | 1 |
21 | Транспорт | 1 | 1 | |
22 | Быстрокрылые самолеты | 1 | 1 | |
23 | Конверты и открытки | 1 | 1 | |
март | 24 | Поздравительная открытка для мамы | 1 | 1 |
25 | Посуда | 1 | 1 | |
26 | Весна. | 1 | 1 | |
27 | Тридцать три богатыря. | 1 | 1 | |
апрель | 28 | Снегири на ветке рябины. | 1 | 1 |
29 | Звезды и каметы. | 1 | 1 | |
30 | Букет с папоротниками и солнечными зайчиками | 1 | 1 | |
31 | Цветущий луг | 1 | 1 | |
32 | Сказочное насекомое | 1 | 1 | |
май | 33 | Праздник на улице | 1 | 1 |
34 | Моя родословная. | 1 | 1 | |
35 | Времена года | 1 | 1 | |
36 | Цирк | 1 | 1 | |
Итого | 36 | 36 |
Содержание программы по освоению образовательного компонента
«Изобразительная деятельность» (аппликация)
образовательной области «Художественное творчество»
- в аппликации поощрять составление композиций из готовых и самостоятельно вырезанных или иным способом подготовленных форм (полосок, кругов, треугольников, трапеций, рваных и мятых комочков бумаги); создавать на бумаге разной формы предметные, сюжетные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету; создавать аппликационный образ путем обрывания и составления его из частей с последовательным наклеиванием;
- продолжать учить пользоваться ножницами (вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат в несколько треугольников, прямоугольник – в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники), клеем;
- учить составлять аппликации из природного материала (осенних листьев простой формы) и кусочков ткани, подбирая тематику с учетом интересов девочек и мальчиков;
- научить обобщенным способам формообразования в работе с бумагой (закручивать прямоугольник в цилиндр, круг в тупой конус) и создавать разные выразительные поделки на основе каждого из них;
- побуждать при создании изображения проявлять элементы воображения, фантазии; улавливать образ и рассказывать о нем;
- создавать условия для коллективного и самостоятельного художественного творчества;
- продолжать работу по знакомству с 2-3 видами произведений народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства с понятным и интересным содержанием;
- начинать знакомить с историей народных промыслов, материалом из которого они изготовлены,
- вызывать и формировать устойчивый интерес к рассматриванию произведений народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, желание задавать вопросы;
- побуждать эмоционально откликаться на произведения искусства, в которых с помощью средств выразительности переданы разные эмоциональные состояния людей, животных и освещены проблемы, связанные с личным и социальным опытом детей, и с учетом их гендерных различий.
Способы проверки усвоения образовательного компонента «Изобразительная деятельность» (лепка) образовательной области «Художественное творчество»
В процессе реализации программы используются формы контроля (индивидуальная и групповая) и методы (беседа, тестовые задания, практическая работа).
С целью определения степени усвоения данной программы проводится итоговая диагностика в виде тестовых заданий
Кроме этого, в ходе проведения непосредственно образовательной деятельности, педагоги целенаправленно наблюдают за поведением и деятельностью детей, с целью определения уровня сформированности следующих интегративных качеств:
- любознательный, активный;
- эмоционально отзывчивый;
- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе;
- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
Характеристики интегративных качеств приведены в соответствующих таблицах общего мониторинга. Оценка результатов данных наблюдений проводится один раз в год (в конце учебного года) и является составляющей результатов наблюдений за ребенком в различных видах деятельности, в процессе режимных моментов и пр.
Одной из форм подведения итогов реализации данной рабочей программы является проведение итоговой непосредственно образовательной деятельности.
Используемая литература
1.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» (Подготовительная группа). Москва, 2011 г.
- Доронова Т.Н.«ИЗО деятельность и эстетическое развитие детей 6-7 лет». Москва, 2006г.
- Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». Москва, 2008 г.
- Швайко Г.К. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». Москва, 2008 г.
- Колдина Д.Н. «Аппликация с детьми 6-7 лет». Москва, 2011 г.
- Малышева А.Н. «Аппликация в детском саду». Москва, 2009 г.
- Аверина И.Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ». Москва, 2008 г.
Календарно-тематическое планирование по образовательному компоненту «Изобразительная деятельность» (аппликация)
образовательной области «Художественное творчество в подготовительной к школе группе
Приложение 1.
Методика определения уровня достижения детьми планируемых результатов
образовательного компонента «Изобразительная деятельность» (аппликация)
образовательной области «Художественное творчество»
В результате освоения компонента «Изобразительная деятельность (аппликация) образовательной области «Художественное творчество» у воспитанников подготовительной к школе группы:
— сформирован интерес к искусству аппликации;
— умеет вырезать круглые и овальные формы;
— преобразует одни геометрические фигуры в другие (квадрат — в 2-4 треугольника, прямоугольник — в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники);
— умеет вырезать одинаковые детали из бумаги, сложенной гармошкой;
— умеет вырезать симметричные формы из бумаги, сложенной пополам;
— составляет и наклеивает изображения, состоящие из нескольких частей;
— умеет создавать предметные и сюжетные композиции;
— умеет составлять аппликацию из природного и дополнительного материала;
— знаком с техникой изготовления фрески, коллажа;
— составляет простейшие икебаны;
— знаком с простейшими способами складывания бумаги (оригами) и конструирования;
— создает объемные предметы.
По всем критериям оценка даётся по трехбалльной системе: высокий – 3 балла; средний – 2 балла; низкий – 1 балл.
Приложение 2.
Протокол определения уровня достижения воспитанниками подготовительной к школе группы
планируемых результатов образовательного компонента «Изобразительная деятельность» (аппликация)
образовательной области «Художественное творчество»
№ | Фамилия Имя ребенка | сформирован интерес к искусству аппликации | умеет вырезать круглые и овальные формы | преобразует одни геометрические фигуры в другие (квадрат — в 2-4 треугольника, прямоугольник — в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники) | умеет вырезать одинаковые детали из бумаги, сложенной гармошкой | умеет вырезать симметричные формы из бумаги, сложенной пополам | составляет и наклеивает изображения, состоящие из нескольких частей | умеет создавать предметные и сюжетные композиции | умеет составлять аппликацию из природного и дополнительного материала | знаком с техникой изготовления фрески, коллажа | составляет простейшие икебаны | знаком с простейшими способами складывания бумаги (оригами) и конструирования | создает объемные предметы | Итоги: |
1. | ||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аппликация , виды аппликации
Аппликация , виды аппликации...
Конспект занятия по аппликации в старшей группе.Аппликация коллективная "Цветы луговые".
Задачи. Ø Продолжить учить детей вырезать розетки из бумажных квадратиков, сложенных способом «дважды по диагонали»Ø Обогатить аппликативную технику –вырезать лепестки разной формы, передав...
План-конспект занятия (аппликация, лепка, средняя группа) по теме: Аппликация Тема: «Птички клюют ягодки на рябиновой веточке» Нетрадиционная техника: скатывание бумаги.
Конспект занятия по аппликации в средней группе по нетрадиционной техникеТема:"Птички клюют ягодки на рябиновой веточке"Программное содержание:Воспитывать эстетически-нравственное отношение к пт...
План-конспект занятия (аппликация, лепка, средняя группа) по теме: Интегрированное занятие в средней группе Образовательная область «Художественное творчество» Аппликация «Летящие самолёты» (коллективная композиция)
Интегрированное занятие в средней группеОбразовательная область «Художественное творчество»Аппликация «Летящие самолёты» (коллективная композиция)Воспитатель:Колыхалова Елена СергеевнаПрограммно...
Аппликация " Как мы занимались аппликацией " " Осень"
Тема : Вспомним , как мы занимались аппликацией Цели: 1 Уточнить знание правил поведения на занятиях по аппликации 2 Побуждать выкладывать изображени...
План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме: Конспект занятия в старшей группе по аппликации на тему: "Птица счастья".
Как сделать объемную аппликацию...
Консультация для воспитателей «Значение аппликации в эстетическом развитии дошкольников» Сущность и значение аппликации для развития ребенка. Виды аппликации.
Аппликация (от латинского appiicatio - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых ...