Скультура
материал по аппликации, лепке на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Скульптура – один из видов изобразительного искуства, передает богатство и многогранность человеческого образа, с его пропорциями , пластикой движения, мимикой, внутренним содержанием и настроением. Скульптура – это объемное изображение , выполнение в разных материалах: камне, металле, гипсе, дереве, глине и пр.
Мир скульптуры многообразен. На протяжении многих веков талантливые скульпторы создавали свои произведения – статуи, скульптурные группы, бюсты . Отличительной особенностью скульптурного изображения является его объемность , трехмерность . Основные виды скульптуры – это круглая скульптура и рельеф. Если изображение можно обойти кругом, рассмотреть со всех сторон, то такая скульптура называется круглой, если предмет изображен с одной стороны - перед нами рельеф.
По своему назначению скульптура делится на монументальную и станковую. Монументальная скульптура - монументы, памятники, скульптурные ансамбли, имеющие общественное значение и посвященные известным историческим событиям; это символы эпохи, прославляющие великих людей поэтов, художников, композиторов, ученых и др.. Монументальную скульптуру рассматривают с большого расстояния, чтобы четко выделялся силуэт. Станковая скульптура отличается соразмерностью человеку, передает индивидуальность пропорции, оттенки движений. Материал: дерево, гипс, мрамор, глина, керамика. Станковая скульптура изображает конкретного человека (портрет) или обобщенный образ. Это статуя, бюст, полуфигура, голова, группа, ансамбль. Скульптура малой формы - вид станковой скульптуры. Материал: воск, глина, фарфор, дерево, стекло и пр. Предназначена для украшения помещений разного назначения. Она вызывает желание подержать ее в руках, полюбоваться.. Анималистический жанр - это скульптура, изображающая животного, в ней передается образ, характерные особенности внешнего вида, движение, пластика, грация, ловкость или стремительность. Монументально-декоративная парковая скульптура - это фонтаны, вазы, разнообразные фигуры
Значение скульптуры как вида изобразительной деятельности велико. Скульптура является неотъемлемой частью города. Научить видеть скульптуру, понимать ее, ценить наследие и память своего народа - одна из задач художественного и нравственного воспитания дошкольников. При этом выделяются следующие задачи: Воспитывать у детей интерес к скульптуре, эмоциональную отзывчивость Различать скульптуру малой формы и монументальную Видеть образы животных и человека в скульптуре, характерные признаки внешнего вида, настроение, понимать содержание. Выделять средства выразительности: объемную форму, характер движения, постановку фигуры, жест, выражение лица, ритм, расположение на подставке, фактуру поверхности, характер и настроение образов (человека, животного). Видеть пластичность фигуры, ее мягкость, плавность, изящество движений, форму линии. Познакомить с работой скульптора
У маленького ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искуству. Произведения искуства расширяют кругозор ребенка тем, что несут определенную информацию. Они влияют и на формирование нравственных чувств.
Необходимость знакомства детей со скульптурой связана не только с ее воспитательной стороной. В процессе восприятия дети усваивают язык скульптуры, ее выразительные средства и способы изображения. Кроме того, ребенок постигает социальный опыт, накопленный человечеством.
Знакомство детей со скульптурой может иметь место во всех возрастных группах. В младшей и средней – это в основном предметы декоративно – прикладного искуства и скульптуры малой формы. В старшем дошкольном возрасте детей можно знакомить и с монументальной скульптурой.
Скульптура открывает большие возможности для обучения детей композиции. Рассматривание многофигурных композиций подводит детей к умению видеть взаимосвязь между предметами и самостоятельно располагать их на подставке. Под влиянием скульптуры дошкольники быстрее осваивают изображения фигур в действии. Их работы становятся ярче, выразительнее.
Какие же знания должны получить дети о скульптуре в условиях дошкольного учреждения? В первой младшей группе. Проявлять интерес к народным игрушкам, иметь желание играть с ними. Во второй младшей группе . Не только проявлять интерес к народным игрушкам, но и видеть разнообразие формы, цвет росписи, понимать, что это не игрушка, а предмет для украшения группы. В средней группе . Знать некоторые народные игрушки (дымковская, богородская), уметь рассказать о них; уметь показать малую скульптуру, которая находится в группе, относиться к ней как к произведению искуства; знать, что скульптуру создает скульптор. В старшей группе . Знать, из какого материала делают народные игрушки, понимать их выразительные средства. Уметь внимательно слушать рассказ воспитателя о скульптуре во время экскурсии в близлежайший парк; узнавать скульптуру на фотографиях, слайдах; включаться в беседу о скульптуре. В подготовительной к шкле группе . Понимать и любить народную игрушку ; знать и различать между собой отдельные промыслы; уметь рассматривать скульптуру (обходить со всех сторон, обращать внимание на ее выразительные средства).
Для ознакомления детей с скульптурой разработана последовательность обследования(Халезова Н.Б.,Курочкина Н.А.). Выделены следующие этапы: Целостное восприятие скульптуры. Привлечение к ней внимания детей, создание интереса, положительного отношения. Определение содержания скульптуры. Анализ скульптуры: Определить общий объем фигурки, дать словесное определение объемов, поддержать ее в руках. Принимают участие ладони рук; Пальцами выделить наиболее крупные части, потрогать их, обвести, назвать, выделить движение, пользу фигурки; Кончиками пальцев почувствовать мелкие детали, фактуру поверхности: гладкая, колючая (иголки у ежа), шерсть у собаки…) Целостное восприятие. Рассмотреть фигурку и определить ее выразительность, найти слова, которые наиболее точно характеризуют образ.
Когда воспитатель впервые вносит в группу скульптуру, он рассматривает со всеми детьми, чтобы привлечь внимание, а затем в разное время дня с небольшой группой, выделяют средства выразительности. Важно создать интимную обстановку, чтобы ребенку захотелось рассмотреть ее, рассказать о ней, поделиться своими впечатлениями.
Постепенно решая задачи по знакомству со скульптурой, развиваем у детей потребность в прекрасном, желание самостоятельно рассмотреть, потрогать, найти ей место. Совместная работа воспитателя и родителей поможет показать детям разнообразие скульптуры, продолжить работу дома, привлечь родителей к решению задач художественного воспитания.
Используемая литература. Грибовская А.А. знакомство детей дошкольного возраста со скульптурой. – М. 1997. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А. Лепка в детском саду. – М. 1986.