Игры для детей 3-4 лет на развитие мелкой моторики
учебно-методическое пособие по логопедии (младшая группа) по теме

Афанасенко Елена Юрьевна

Развивающие игры для детей 3 – 4 лет, которые развивают чувствительность пальчиков, развивают мелкую моторику, развивают творческое воображение и целостное восприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развивающие игры для детей 3-4 лет136.64 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие игры для детей 3 - 4 лет на развитие мелкой моторики

Шаловливые ручонки!

Нет покоя мне от вас.

Так и жди, что натворите

Вы каких-нибудь проказ

Развивающие игры для детей 3 – 4 лет, которые развивают чувствительность пальчиков, развивают мелкую моторику, развивают творческое воображение и целостное восприятие.

Наверняка вы уже слышали, что мышление ребенка находится на кончиках его пальцев. Как это понимать? Исследованиями доказано, что развитие речи, мышления тесно связано с развитием мелкой моторики. Руки ребенка — это его глаза. Ведь ребенок мыслит чувствами — что ощущает, то и представляет. Руками можно сделать очень многое — играть, рисовать, обследовать, лепить, строить, обнимать и т. д. И чем лучше развита моторика, тем быстрее ребенок 3-4 лет адаптируется к окружающему его миру!

Шаловливые ручонки

Игра развивает чувствительность пальцев, мелкую моторику.

Необходимый инвентарь: прищепки, карандаши, фасоль, горох, пуговицы и другие мелкие предметы.

Как играем:

  • Познакомьте ребенка со своими пальцами — большой, указательный, средний, безымянный и мизинец. Поиграйте с ними: каждый пальчик на одной руке здоровается со своим «тезкой» на другой — большой с большим, указательный с указательным и т. д. (прикасаясь подушечками пальцев). Затем каждый палец одной руки знакомится с каждым по очереди на другой.
  • А теперь сложите ладошки и потрите подушечки пальцев друг о друга.
  • Игры с прищепками. Прочитайте стихотворение:

Кусается больно котенок-малыш,

Он думает — это не пальчик, а мышь.

Ведь я же играю с тобою, малыш!

А будешь кусаться, скажу тебе: «Брысь».

На каждое произнесенное слово слегка «покусывайте» каждый пальчик прищепкой.

  • Перебирая пальцами, покрутите карандаш, гладкий брусок. Сначала используйте все пальцы, затем по два.
  • Откручивать и закручивать пробки на флаконах, бутылках — полезное и интересное занятие для детей. Пусть ребенок катает каждым пальцем карандаш, фасоль и т. д. Перебирает пуговицы, поднимает с поверхности стола фасоль по одной штучке.
  • Закрепляем: весьма полезно для развития тактильной чувствительности трогать пальцами наждачную бумагу, ребристую поверхность, катать мелкие шары и др. Можно сделать контурные изображения разных предметов (домик, цветок, машинка и т.п.) из бархатной бумаги и наклеить на картон – пусть ребенок обводит их пальчиком.  Вместо бархатной бумаги, можно использовать пластилин, на который крепятся фасолинки, горошинки, пуговицы и все что угодно, что придет вам в голову.

Полезные стихи

Этот пальчик папа.

Этот пальчик мама.

Этот пальчик деда.

Это пальчик баба.

Этот пальчик — я.

Вот и вся моя семья!

(Начинаем считать с большого пальца)

 

Этот братец гриб нашел.

Это братец резать стал.

Это братец жарить стал.

Ну, а этот только ел,

Оттого и потолстел.

(Начинаем считать с безымянного пальца)

Этот пальчик лег в кровать.

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Ну, а младшенький не спит,

На братишек он глядит.

(Начинаем считать с указательного пальца)

Шнурочки

Необходимый инвентарь: шнурки.

Как играем:

  • Шнуровка ботинок— это отличное упражнение для пальцев. Попробуйте научить своего ребенка шнуровать сначала картонные ботиночки, а затем переходите к настоящим. Не огорчайтесь, если получится не сразу. В магазине продаются цветные шнурки – малыш может сам выбрать себе цвет шнурков под настроение, можно шнуровать не только ботинки, но и создавать целые картины на картоне (отверстия проколоть дыроколом) – помогайте своему ребенку придумывать разные картинки и игра получится веселей.
  • Закрепляем: можно придумать и смастерить «шнурованные» игрушки. Например: нарисуйте кораблик, проколите отверстия для волн-шнурков. Подберите шнурки разных оттенков голубого и синего — если их продеть в дырочки, получится красивая картинка. А чтобы было веселей — соревнуйтесь с ребенком. Кто не пропустит ни одного отверстия, тот и победил. Скорость здесь не главное.

Пуговичная поляна

Необходимый инвентарь: пальто с пуговицами.

Как играем:

  • Вы собираетесь на прогулку? Поиграем. Кто не пропустит ни одной петельки и застегнет пальто, тот и победил. Не торопите ребенка! Скорость – это не главное. Главное чтобы получалось аккуратно и правильно.
  • Закрепляем: если у вас есть старое одеяло — нашейте на него пуговицы любого размера, вырежьте из кусочков кожи, фетра, фланели цветы, грибочки, бабочки. Сделайте в них небольшие прорези для пристегивания пуговиц. Пуговичная поляна готова — а украсит ее ребенок, пристегнув к пуговицам ее обитателей. Можно ограничиться небольшим кусочком плотной ткани, но придумать на ней картинку, которую нужно собирать, пристегивая ее составные части (например: «Собери зайку/мишку/машинку/домик» и т.п.).

Пальчиковые рисунки

Необходимый инвентарь: гуашь, бумага.

Игра развивает, творческое воображение

Как играем:

  • Сколько удовольствия приносит ребенку рисование пальцами! Ими можно нарисовать что угодно: цветы, листья, дорожки, пушистых животных и т.д.
  • А если рисовать ладошками, то можно нарисовать Чудо-дерево (помните стихотворение К. И. Чуковского «Как у наших у ворот Чудо-дерево растет»?). А что на нем будет расти, пусть скажет ребенок. Может, вы тоже примете участие в этом?
  • А если рисовать... ступней ноги, использовав для этой цели гуашь, и оставить рисунок на память потомкам? Фантазируйте!

Рваные рисунки

Необходимый инвентарь: цветная бумага, старые книги, журналы.

Игра развивает мелкую моторику, творческое воображение и целостное восприятие.

Как играем:

  • Предложите ребенку порвать бумагу на мелкие части, а затем наклеить кусочки внутри контура предмета. Например, это будет волшебный цветок или сказочное дерево. Клеить можно несколько дней, ведь это занятие кропотливое. Наклеивать кусочки можно произвольно друг на друга. Используйте клеящий карандаш – это облегчит работу. Творение ребенка повесьте на стену — будет очень красиво. И главное, сам ребенок сможет любоваться своей поделкой!
  • Закрепляем: вы хотите выбросить старые книги, журналы? Дайте их ребенку, пусть он порвет страницы на относительно ровные полоски. Наклейте их концами на палочку — получится палочка-шуршалочка. Возьмите ее на улицу и шуршите на здоровье. Попробуйте усложнить задание, например, отрывать квадратные кусочки или только тонкие/толстые полосочки. От формы кусочков будет зависеть результат работы.

Оригами

Необходимый инвентарь: цветная бумага, клей, ножницы, картон.

Как играем:

  • Всем известно, что дети любят играть игрушками, сделанными своими руками. Из бумаги несложно сделать лодочку, колпачок, лягушку, трубочку и многое другое. Поделки можно украсить, нарисовав на самолетике окна, приклеив к лодочке флаг и т. д. Обязательно обыгрывайте получившиеся игрушки! Это не только доставит радость ребенку, но и благотворно будет влиять на развитие социальных и коммуникативных навыков.
  • Закрепляем: из бумаги можно смастерить множество разнообразных вещей, в дождливую погоду это полезное занятие. Если вы не умеете делать сложные поделки, сделайте колпачки, трубочки, лодочки. Ведь с мамой игры всегда интереснее!

Королевские подарки

Необходимый инвентарь: цветная бумага.

Как играем:

  • Скоро 8 марта или день рождения? В подарок смастерите веер из цветной бумаги. Украсьте его аппликацией. Скотчем приклейте петельку, чтобы можно было повесить веер на руку. А если на ниточку нанизать несколько бусинок или пуговиц на ножке — получится целое произведение искусства.

Мышка – в норке, лиса – в норке

Необходимый инвентарь: рисунок мышки в норке и кошки рядом с норкой и т.п.

Как играем:

  • Скажите, что кошка хочет поймать мышку. Как ей помочь? Надо так заштриховать мышку в норке, чтобы кошка там ее не заметила.
  • А если заштриховать две норки с мышками? Или помочь лисе спрятаться от волка, зайцу от лисы? Фантазируйте вместе с ребенком. Главное при этом — не выходить за контур норы. Ваш ребенок будет совсем молодец, если его штрихи будут ровные и на одинаковом расстоянии друг от друга.
  • Закрепляем: штриховать можно все что угодно — цветы, домики, вазы, машинки и т.д.

Облака

Игра учит штриховать, делая нужный нажим на  карандаш.

Необходимый инвентарь: картинка — два нарисованных самолета, вокруг них темное и светлое облако; мягкий карандаш.

Как играем:

  • Вспомните о том, как наблюдали за облаками на улице. Есть светлые облака, воздушные, есть темные — дождевые. Из-за темного облака самолета почти не видно, из-за светлого видно хорошо. Другие темные и светлые облака вокруг самолетов ребенок нарисует сам.
  • Закрепляем: «По водичке я плыву и ребяток я зову». Можно подрисовывать волны к уточке, к лодке и т. д. Важно, чтобы ребенок при этом старался делать разный нажим на карандаш (в море шторм — волны темные).
  • Обыгрывайте рисунки, дорисовывайте детали: солнце, утят, песок и т. д.

Извилистые дорожки

Игра развивает точность движении

Необходимый инвентарь: нарисованные дома и машины, между ними на расстоянии несложные извилистые дорожки (извилистые, ломанные кривые).

Как играем:

  • Скажите ребенку, что он водитель и ему нужно провести машину к дому. На дороге быть осторожным — не вылезать за пределы дорожки и не отрывать карандаш от бумаги, ведя машину по изгибам дорог.
  • Закрепляем: ребенок научился водить карандаш по таким изгибам — сужайте дорожки или меняйте сложность изгибов.

Пластилиновые рисунки

Учим делать пластилиновый фон налепом, разбиваем мелкую моторику, творческое воображение

Необходимый инвентарь: пластилин, горох, рис, пшено, гречка, картон.

Как играем:

  • Предложите ребенку нанести ровным слоем пластилин на картон, или на контур рисунка (ваза, птица, дерево и т. п.), или на настоящий предмет. Затем путем вдавливания украсьте поделку горохом, рисом и др. А что это будет — решать вам. Или елочка в снегу из риса, или волшебная птица с перьями из гороха и фасоли, или камни на песке — пшено и гречка на желтом пластилине.
  • Закрепляем: а если облепить пластилином старую вазу и украсить ее пуговицами? Получится красивая ваза для цветов! А может попробовать использовать бутылочку из-под йогурта, и превратить ее в нарядно украшенный стакан для карандашей?

Не замочи ноги

Игра развивает точность движений

Необходимый инвентарь: нарисованные кружочки-кочки. Они должны быть нарисованы извилистой кривой близко друг к другу.

Как играем:

  • «По кочкам, по кочкам, в ямку — бух». Ребенку нужно пройти по кочкам, не замочив ноги — не выходя карандашом за контуры кочек, иначе замочишь ноги или попадешь в болото. Напомните ему, что нельзя отрывать карандаш от бумаги.
  • Закрепляем: а может, нужно провести волка по длинной дороге, а зайца по короткой, чтобы он быстрее добрался до своего дома? Фантазируйте вместе с ребенком.

Бумажный лес

Игра развивает точность движений, творческое воображение.

Необходимый инвентарь: ватман, цветные карандаши, фигурки животных, птиц.

Как играем:

  • На листе ватмана вместе с ребенком нарисуйте или наклейте деревья, животных, птиц — это лес. Предложите ребенку через весь лес провести тропинки от домиков животных друг к другу. Заштрихуйте муравейник, нору лисы и т. д. Фантазируйте!
  • Закрепляем: эта игра увлекает ребенка, в нее можно играть несколько дней, пока не заполните весь лес его жителями. На елках пусть растут шишки, которые ребенок может нарисовать самостоятельно. А может, в лесу будет расти яблоня с волшебными яблоками, нарисованными детьми? Ведь в волшебном лесу чего только не бывает. Придумайте сказку про лес, запишите. Это произведение повесьте на стену, пусть на него посмотрят все домочадцы. А может, добавят что-нибудь свое.

 Выложи рисунок

Необходимый инвентарь: раскраска с крупными картинками, мелкие камушки, фасоль, косточки фруктов, ракушки, марблс.

  • Для этого упражнения Вам понадобится самая простая раскраска. Есть книжки-раскраски для малышей, где нарисован контур предмета без мелких деталей. Еще надо мелкие морские камушки или  косточки фруктов (черешня, абрикос), фасоль —   все это можно собрать осенью или купить. В свободное время Вы предлагаете ребенку выложить контур рисунка  камушками или семенами. После окончания работы лучше, если ребенок сам сложит семена в коробочку.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для детей старшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики

Занятия и упражнения для развития мелкой моторики....

памятка для родителей "Развивающие игры для детей 3, 4 лет на развитие мелкой моторики "

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития реб...

Консультация для родителей "Игры для детей старшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук"

Развитие мелкой моторики ребенка- дошкольника является одной из основных задач, тем более, что с уровнем ее развития тесно связана речь. Говоря о степени подготовки ребенка к школе в первую ...

Консультация для воспитателей "Развивающие игры для детей 3 - 4 лет на развитие мелкой моторики"

Развивающие игры для детей 3 - 4 лет на развитие мелкой моторикиВ настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности ...

Развивающие игры для детей 2-3 лет дома. Развитие мелкой моторики и не только.

Для занятий с детьми дома, предлагаю вам игры на развитие мелкой моторики рук.Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук.Нормальное развитие речи ребенка очен...