"Дети-манипуляторы"
консультация (средняя группа)
Предлагаем вам статью на тему «Дети - манипуляторы». Данный материал будет полезен для родителей детей дошкольного возраста, а так же для педагогических работников детских садов. В нем представлены краткое описание, что такое детские манипуляции, их проявления и список рекомендаций для решения данной проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.konsultatsiya.docx | 24.1 КБ |
2.prezentatsiya.pptx | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов: «Дети – манипуляторы».
(слайд1) Предлагаем вам статью на тему «Дети - манипуляторы». Данный материал будет полезен для родителей детей дошкольного возраста, а так же для педагогических работников детских садов. В нем представлены краткое описание, что такое детские манипуляции, их проявления и список рекомендаций для решения данной проблемы.
(слайд2) Говоря о манипуляторах невозможно не сказать о самых лучших из них, о детях. Дети - это профессиональные манипуляторы!
Если ребенок умеет добиться от вас практически всего, причем любыми средствами - истерикой, угрозами, невыносимым нытьем, хитростью, упрямством, шантажом... и т.п. То перед вами – "ребенок-манипулятор".
«Хочу» - и взрослый идет на уступки! Такие ситуации повторяются каждый день. В магазинах, детских садах, в наших квартирах. Дети умело манипулируют взрослыми. И далеко не сразу вторые понимают, что их используют в личных интересах.
(слайд3) Манипуляция – это неявная, скрытая тактика воздействия на психику других с целью добиться желаемого. В той или иной мере это делают все. На работе в коллективе, в салоне общественного транспорта, в метро, в семье. Причем у всех без исключения способов манипулировать «ноги растут» именно из практики семейных манипуляций, то есть с детства. Опытные манипуляторы достигли в этом впечатляющих высот!
(слайд4) Манипуляторами не рождаются, ими становятся. Их заботливо выращивают сами взрослые. Один раз уступив незаконному требованию, поддавшись чувству жалости, вины или просто потому, что так проще, вы даете ребёнку впервые почувствовать реальную власть над человеком, и этот человек - вы.
(слайд5) Среди причин детских манипуляций чаще всего выделяют две основных: стремление ребенка получить личную выгоду и ограничение детских потребностей (недостаток любви, заботы, внимания или наоборот ограничение самостоятельности).
Знание причин детской манипуляции важно для предотвращения неконструктивного поведения взрослых. Главной ошибкой взрослых становится проявление чрезмерной мягкости, попустительства. Когда взрослые готовы идти на уступки, и потворствовать каждому слову ребенка, они показывают ему, что с чужими интересами можно не считаться. В таких ситуациях манипуляции теряют свою безобидность, и взрослые становятся «марионетками» в руках ребенка.
(слайд6) Манипуляцию важно распознать как можно быстрее и принять меры, иначе негативных последствий не избежать.
(слайд7) Как распознать или Вы - стопроцентная жертва юного манипулятора, если:
- У вас нет права выбора. Предложенные манипулятором варианты иллюзорны, они всегда на руку лишь ему самому. Жертва же всегда проигрывает.
- Если вы не уверены, хороший ли вы родитель( воспитатель) и многое делаете методом проб, часто меняете тактику воспитания ребенка. Хитрые дети быстро «схватывают» вашу робость и непостоянство и начинают играть на чувстве вины.
- Если ребенок повторяет одну и ту же ситуацию часто, причем в ней точь-в-точь воспроизводит свою мимику, слова, жесты. Помните, это манипуляция!
- Если у взрослых все чаще возникает ощущение, что их «загнали в угол».
- Если каждый раз из маленькой проблемы (например, надеть колготки утром, собираясь в детский сад), малыш устраивает целый спектакль. Если ритуал повторяется каждый день, это означает только одно: юный манипулятор пытается установить свой контроль над взрослыми (пример: ребенок не хочет ложиться спать, и каждый вечер требует, чтобы ему принесли попить, открыли окно, включили ночник, потом снова принесли попить. И так несколько раз. Это чаще всего - не жажда и не потребность в свежем воздухе. Это попытка отсрочить необходимый сон. Манипуляция.)
(слайд8) Большинство ученых отмечают тот факт, что дети учитывают последствия истерик и капризов и проявляют их чаще всего по отношению к тем взрослым, со стороны которых эти проявления остаются безнаказанными, а для ребенка – эффективными. В психологической литературе, да и на практике, выделяют несколько наиболее частых форм детской манипуляции:
- истерики, капризы ("оружие" широкого спектра действия - от нытья до припадка);
- слабость, мнимая болезнь (Если малыш прочно усвоил, что взрослые готовы сделать для него все, когда он болеет, то может начать использоваться это в личных целях. Он будет демонстрировать слабость, жаловаться на головные боли, добровольно ложиться в постель и даже пить микстуру, ведь после этого взрослые обязательно разрешат ему больше, чем обычно, играть, не убирать игрушки, не есть и т.д.);
- прием «если…, то…» (При этом существует два варианта такой манипуляции: шантаж, угроза («если ты мне не включишь мультфильм, я не буду спать» и пр.) и обещание («если ты мне купишь игрушку, я уберу в своей комнате»). Отличием описываемого манипулятивного поведения от договоренности является тот факт, что данное «обещание» неискренне, т.е. не будет выполнено);
- ложь, вымышленные рассказы, притворная беспомощность («мама все сделает сама, потому что непременно пожалеет меня». Дети жалуются, что не могут обуться, одеться, что они устали, у них болит голова. Часто таким способом пользуются, когда не хотят куда-то идти и одеваться);
- лесть (Этот способ встречается довольно часто. Прежде чем что-то попросить, малыш наговорит комплиментов, обнимет, поцелует. Но не обольщайтесь, он пошел на лесть, чтобы получить желаемое);
- использование внутрисемейных разногласий (Внутрисемейные разногласия так же становятся рычагом воздействия на родителей).
(слайд9) Рекомендации
Задачей взрослых в конкретной ситуации психологической манипуляции является:
1. Оценка ситуации. Необходимо разобраться в ситуации: следует понять, какие цели преследует ребенок: серьезные или это просто каприз; определить насколько важно поступить так или иначе в данной ситуации, можно ли уступить или нельзя, «поставить себя на место ребенка».
2. Занимать уверенную позицию, сохранять спокойствие. Четко придерживаться принятой позиции, спокойно объяснить и аргументировать ребенку свой ответ.
3. Искать конструктивное решение в данной ситуации, компромисс.
4. Игнорировать. Но не просто не обращать внимания, а в последующем объяснить, почему так делать нельзя.
5. Отвлечь ребенка, не акцентировать внимание на манипуляции ребенка. Переключить внимание ребенка на что-то интересное ему, сменить тему.
6. Помочь ребенку успокоится, а потом расспросить.
7. Обсуждать с ребенком ситуацию. Предложить вместе решить этот вопрос, попробовать решить проблему путем переговоров.
8. Выслушать и понять ребенка.
9. Говорить ребенку о собственных чувствах: что такое поведение вам не нравится, оно вас тревожит, расстраивает и пр.
10. Раскрыть манипуляцию. Давать понять, что вы догадываетесь о том, что он хитрит.
(слайд10) Если вы уже точно знаете, что вами манипулируют, и смогли с нашей помощью определить, к какому типу манипуляторов относится ваш ребенок, время выбирать тактику поведения с ним:
- Медлительных и беспомощных, вечно глядящих на вас жалостливыми заискивающими глазами нужно призвать к самостоятельности и устанавливать им жесткие временные рамки. «Делай это сам. Надеть майку ты можешь сам. И тебе на это 15 минут!». Аккуратно воспользуйтесь встречной манипуляцией – «не успеешь одеться, нам придется отложить прогулку». Главное – ваша решительность и непреклонность. Слезы и жалобный вид не должны заставить ваше сердце дрогнуть. За плаксу нужно браться и семье и педагогам одновременно, чтобы никто не изменил своего решения в последний момент и не пошел навстречу ноющему «шантажисту».
- С детьми, чей любимый инструмент для манипуляции — истерика, следует сохранять «железное» спокойствие. Спокойствие. И еще раз спокойствие. Это трудно, никто не спорит, но только так манипулятор сможет понять, что истериками ситуацию не улучшить, что этот метод не работает. Но будьте внимательны – склонные к истерикам ребята обычно очень сообразительны, они могут довольно быстро сменить тактику на другую.
- Задир и забияк, которые манипулируют при помощи драк и ссор, нужно поставить на место. Покажите им, что вы не боитесь их, и никто не боится. Боевой задор начнет идти на убыль.
- С имитирующими болезнь все обстоит довольно просто. Ребенок начал жаловаться, укладываться в постель и намекать, как Карлсон, что «банка варенья обязательно спасет самого больного человека в мире». Сразу вызывайте врача или записывайтесь на прием в поликлинику. Всегда. После любой жалобы. Тут ваша совесть будет чиста: либо обман и манипуляции раскроются, либо болезнь, существующую на самом деле удастся пролечить на ранней стадии. Дети в большинстве своем терпеть не могут врачей и лекарства. Поэтому манипулировать ребенок прекратит довольно быстро.
- Самые опасные манипуляторы - те, которые начинают делать это в общественном месте. Родителям принародно сложнее сохранить спокойствие и не пойти на поводу. Но сделать это необходимо. Твердое и категоричное «Нет!». И больше никаких пояснений и убеждений.
(слайд11) Соблюдайте следующие правила:
- Очень редко говорите слово «нельзя».
- Чаще предлагайте заниматься тем, чем нравиться ребенку.
- Больше предоставляйте ребенку самостоятельности по мере взросления, просите выполнить поручения, адекватные его возрасту и возможностям.
- Если вы хотите, чтобы ребенок сделал что-то, объясните, зачем это нужно, цель этого дела.
- Не применяйте силу.
- Не позволяйте ребенку «зацикливаться» на капризе.
- Не обращайте особого внимания, если он капризничает, делайте свои дела, как ни в чем не бывало.
- Не ослабляйте свои позиции, если считаете, что правы.
- Придумайте смешную ситуацию, которая выставит каприз в карикатурном виде. Отвлеките ребенка.
(слайд12) И САМОЕ ГЛАВНОЕ!
- показывайте ребенку, что вы его любите не смотря ни на что.
(слайд13) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Говоря о манипуляторах невозможно не сказать о самых лучших из них, о детях . Дети - это профессиональные манипуляторы! Если ребенок умеет добиться от вас практически всего, причем любыми средствами - истерикой, угрозами, невыносимым нытьем, хитростью, упрямством, шантажом... и т.п. То перед вами – "ребенок-манипулятор".
Манипуляция – это неявная, скрытая тактика воздействия на психику других с целью добиться желаемого. Что такое манипуляция?
Манипуляторами не рождаются, ими становятся. Их заботливо выращивают сами взрослые. Один раз уступив незаконному требованию, поддавшись чувству жалости, вины или просто потому, что так проще, вы даете ребёнку впервые почувствовать реальную власть над человеком, и этот человек - вы. Как это происходит?
Манипуляцию важно распознать как можно быстрее и принять меры, иначе негативных последствий не избежать.
У вас нет права выбора. Если вы не уверены, хороший ли вы родитель (воспитатель) и многое делаете методом проб, часто меняете тактику воспитания ребенка. Если ребенок повторяет одну и ту же ситуацию часто, причем в ней точь-в-точь воспроизводит свою мимику, слова, жесты. Если у взрослых все чаще возникает ощущение, что их «загнали в угол». Если каждый раз из маленькой проблемы малыш устраивает целый спектакль. Как распознать или Вы - стопроцентная жертва юного манипулятора, если:
истерики, капризы; слабость, мнимая болезнь; прием «если…, то…»; ложь, вымышленные рассказы, притворная беспомощность ; лесть; использование внутрисемейных разногласий. В психологической литературе, да и на практике, выделяют несколько наиболее частых форм детской манипуляции:
Оценка ситуации Занимать уверенную позицию, сохранять спокойствие Искать конструктивное решение в данной ситуации, компромисс. Игнорировать Отвлечь ребенка, не акцентировать внимание на манипуляции ребенка Помочь ребенку успокоится, а потом расспросить. Обсуждать с ребенком ситуацию Выслушать и понять ребенка Говорить ребенку о собственных чувствах Раскрыть манипуляцию. Рекомендации:
Медлительных и беспомощных, вечно глядящих на вас жалостливыми заискивающими глазами нужно призвать к самостоятельности и устанавливать им жесткие временные рамки; С детьми, чей любимый инструмент для манипуляции — истерика, следует сохранять «железное» спокойствие; Задир и забияк, которые манипулируют при помощи драк и ссор, нужно поставить на место; С имитирующими болезнь все обстоит довольно просто; Самые опасные манипуляторы - те, которые начинают делать это в общественном месте; Как прекратить?
Очень редко говорите слово « нельзя». Чаще предлагайте заниматься тем, чем нравиться ребенку . Больше предоставляйте ребенку самостоятельности по мере взросления Если вы хотите, чтобы ребенок сделал что-то, объясните, зачем это нужно, цель этого дела . Не применяйте силу. Не позволяйте ребенку «зацикливаться» на капризе. Не обращайте особого внимания, если он капризничает, делайте свои дела, как ни в чем не бывало . Не ослабляйте свои позиции, если считаете, что правы. Придумайте смешную ситуацию, которая выставит каприз в карикатурном виде . Соблюдайте следующие правила:
показывайте ребенку, что вы его любите не смотря ни на что. И САМОЕ ГЛАВНОЕ!
* СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ *
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дети – манипуляторы!
Манипулируем ли мы собственным ребенком? ...
Дети манипуляторы
Детские манипуляции...
консультация для родителей "Дети - манипуляторы"
Дети – манипуляторы«Став к двум годам мастерским манипулятором, уже лет с двенадцати чадо мается от тоски с насквозь управляемыми родителями. Братцы! Кого из взрослых вы уважали в дет...
Дети - манипуляторы
Материал предназначен для родителей, педагогов. В консультации расказывается о причинах детских манипуляций, что делать чтобы присечь шантаж и манипуляции....