Сборник сюжетно-ролевых игр
методическая разработка (подготовительная группа)
Содержание
- Характеристика сюжетно-ролевых игр…………………………………...4
- Развитие сюжетно-ролевой игры………………………………………….4
- Особенности сюжетно-ролевых игр………………………………………4
- Структурные компоненты игры……………………………………….......4
- Структура сюжетно-ролевой игры………………………………………..5
- Уровни (этапы) становления взаимоотношений в игре…………………6
- Этапы освоения сюжетной игры…………………………………………..6
- Условия для развития сюжетных игр……………………………………..6
- Руководство сюжетно-ролевой игрой…………………………………….6
- Условия активизации самостоятельной игры……………………………7
- Принципы обучения игре. Концепция Н.Я. Михайленко………………7
- Приемы управления детскими взаимоотношениями в игре……………7
- Приемы развития творческой активности детей в игре………………...7
- Вторая младшая группа:
- Тематика сюжетно-ролевых игр:……………………………………….8
- Оснащение игры материалами и их хранение…………………………8
- Педагогическое сопровождение игры………………………………….9
- Формирование способов игры у детей 3 лет…………………………..9
- Приемы формирования игровых умений………………………………9
- Первый этап обучения игре……………………………………………..9
- Второй этап обучения игре…………………………………………….10
- Третий этап обучения игре…………………………………………….10
- Приемы развития творческой активности детей в игре……………..10
- Планирование игры…………………………………………………….11
- Уровни развития игры………………………………………………....11
- Средняя группа:
- Тематика сюжетно-ролевых игр………………………………………12
- Оснащение игры материалами и их хранение……………………..…12
- Приемы формирования игровых умений………………………..……12
- Структура игры…………………………………………………………13
- Структура игры «Пароход»……………………………………………13
- Демонстрация воспитателем образца смены дополнительной роли..13
- Демонстрация воспитателем основной роли…………………………13
- Условия для развития ролевого диалога………………………….......14
- Планирование игры…………………………………………………….14
- Уровни развития игры…………………………………………………14
- Старший дошкольный возраст:
- Тематика сюжетно-ролевых игр в старшей группе………………….15
- Тематика сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе…...…16
- Оснащение игры материалами и их хранение…………..……………16
- Приемы формирования у детей умений творчески комбинировать разнообразные события………………………………………..………16
- Планирование игры…………………………………………………….18
- Уровни развития игры (старшая группа)…………………………..…18
- Уровни развития игры (подготовительная группа)………………….19
- Список литературы………………………………………………………20
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_gotovyy.docx | 48.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Характеристика сюжетно-ролевых игр…………………………………...4
- Развитие сюжетно-ролевой игры………………………………………….4
- Особенности сюжетно-ролевых игр………………………………………4
- Структурные компоненты игры……………………………………….......4
- Структура сюжетно-ролевой игры………………………………………..5
- Уровни (этапы) становления взаимоотношений в игре…………………6
- Этапы освоения сюжетной игры…………………………………………..6
- Условия для развития сюжетных игр……………………………………..6
- Руководство сюжетно-ролевой игрой…………………………………….6
- Условия активизации самостоятельной игры……………………………7
- Принципы обучения игре. Концепция Н.Я. Михайленко………………7
- Приемы управления детскими взаимоотношениями в игре……………7
- Приемы развития творческой активности детей в игре………………...7
- Вторая младшая группа:
- Тематика сюжетно-ролевых игр:……………………………………….8
- Оснащение игры материалами и их хранение…………………………8
- Педагогическое сопровождение игры………………………………….9
- Формирование способов игры у детей 3 лет…………………………..9
- Приемы формирования игровых умений………………………………9
- Первый этап обучения игре……………………………………………..9
- Второй этап обучения игре…………………………………………….10
- Третий этап обучения игре…………………………………………….10
- Приемы развития творческой активности детей в игре……………..10
- Планирование игры…………………………………………………….11
- Уровни развития игры………………………………………………....11
- Средняя группа:
- Тематика сюжетно-ролевых игр………………………………………12
- Оснащение игры материалами и их хранение……………………..…12
- Приемы формирования игровых умений………………………..……12
- Структура игры…………………………………………………………13
- Структура игры «Пароход»……………………………………………13
- Демонстрация воспитателем образца смены дополнительной роли..13
- Демонстрация воспитателем основной роли…………………………13
- Условия для развития ролевого диалога………………………….......14
- Планирование игры…………………………………………………….14
- Уровни развития игры…………………………………………………14
- Старший дошкольный возраст:
- Тематика сюжетно-ролевых игр в старшей группе………………….15
- Тематика сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе…...…16
- Оснащение игры материалами и их хранение…………..……………16
- Приемы формирования у детей умений творчески комбинировать разнообразные события………………………………………..………16
- Планирование игры…………………………………………………….18
- Уровни развития игры (старшая группа)…………………………..…18
- Уровни развития игры (подготовительная группа)………………….19
- Список литературы………………………………………………………20
Характеристика сюжетно-ролевых игр
Классически дошкольный возраст определяется как период сюжетно-ролевой игры. Как отмечали Л.С. Выготский, Е. Кравцова, В.Т. Кудрявцев и др., наличие «мнимой» ситуации - основной критерий игры.
В сюжетных играх развивается воображение, способность ориентироваться в смыслах человеческой деятельности, способность понимать другого.
Развитие сюжетно-ролевой игры
В концепциях игровой деятельности, созданных в последнее время (Л.А. Венгер, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, С.Л. Новоселова и др.), доказано: развитие сюжетной игры в дошкольном детстве начинается с сюжетно-отобразительной и индивидуальной режиссерской игр (впоследствии они образуют две самостоятельные линии становления игры).
Постепенно из сюжетно-отобразительной игры вырастает сюжетно-ролевая, пик развития которой приходится на возраст 4-5 лет, когда она приобретает совместный характер.
В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра «затухает», зато бурно развивается режиссерская, которая из индивидуальной превращается в развернутую форму коллективной деятельности. Конец дошкольного возраста ознаменован переходом к «рубежным» формам игры (А.Н. Леонтьев) - к игре-фантазированию, драматическим играм и играм с правилами. Их «рубежный» характер определяется тесной связью с другими видами деятельности (литературное и художественное творчество, учеба), а также с переносом акцента с игры как процесса на ее результат.
Особенности сюжетно-ролевых игр
- Воображаемая ситуация и каждый играющий ее придерживается.
- Самостоятельность детей в игре в выборе партнеров, темы, линии ее развития, разыгрывании роли, установлении правил.
- Творческий характер игры: наличие замысла, перевоплощение в роль, подбор средств изображения образа.
Структурные компоненты игры
Игра – это вид деятельности, следовательно, ей присущи черты, характерные для всякой деятельности: наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерный действий, результатов.
Цели не являются постоянными. По мере развития ребенка меняется характер целей: от подражательных к обдуманным, мотивированным целям.
Средства реализации. Для реализации своих целей ребенок подбирает себе товарищей, отбирает необходимые игрушки, по ходу игры совершает определенные действия и поступки, вступает в разнообразные отношения с играющими.
Планомерные действия. К старшему дошкольному возрасту дети приобретают умение договариваться о теме и содержании игры, распределять роли, планировать свою игровую деятельность.
Структура сюжетно-ролевой игры
сюжет (главный компонент), содержание, роль, игровые действия
Сюжет игры
Сюжет – та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.
Условное деление сюжетов (Д.Б. Эльконин):
- бытовые;
- производственные;
- общественные.
Содержание игры
В содержании игр выражены разные уровни проникновения ребенка в деятельность взрослого:
- внешняя сторона («человек-предмет») – преобладают предметно-игровые действия;
- взаимоотнощения людей («человек-человек») – преобладают ролевые действия, появляются ролевые диалоги, замещение предметов.
Динамика содержания игр
Младший дошкольный возраст: содержание игры обрывочное, нелогичное (А.П. Усова). Частые повторы одинаковых действий, их куплетность. Доминирует интерес к действиям, теряют цель игры.
Средний дошкольный возраст: целостность сюжета, живо откликаются на новые впечатления. «Усекают» и обобщают ситуации, используют символические действия.
Старший дошкольный возраст: предварительно обдумывают содержание, активно используют речевые комментарии (словесные замещения действий). Этим сокращается логика содержания.
Линии развития содержания игры
- усиление целенаправленности, последовательности, связности изображаемого;
- постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой;
- обобщение изображаемого в игре (использование условный и символических действий).
Роль
- средство реализации сюжета;
- игровая позиция для ребенка, которая реализуется в ролевом поведении;
- образец того, как надо действовать.
Игровые действия
одно из основных средств реализации сюжета.
Уровни (этапы) становления взаимоотношений в игре
(А.П. Усова и ее ученики)
- неорганизованного поведения;
- одиночных игр;
- игр рядом;
- кратковременного общения;
- длительного общения (интерес к игре);
- постоянного взаимодействия (общие интересы, положительная оценка качеств партнера).
Этапы освоения сюжетной игры
1этап – сензитивный: с 1,5-3 лет. Характеризуется условными замещающими действиями, т.е. ребенок понимает, что одни вещи можно заменить другими.
2 этап – ролевое действие и взаимодействие: 3-5 лет.
3 этап – творческое комбинирование событий: 5-7 лет.
Условия для развития сюжетных игр
Игра не появляется сама собой. Транслирует общество. Необходимо накопление социального опыта.
Создание предметно-игровой среды в группе, которая должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании должны принимать участие дети.
Педагогическое сопровождение сюжетных игр должно строиться с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка.
Руководство сюжетно-ролевой игрой
На каждом возрастном этапе в педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные ситуации:
Формирование игровых умений в процессе совместной игры воспитателя с детьми, где воспитатель является «играющим партнером».
Формирование самостоятельной детской игры, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для ее активизации и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений.
Условия активизации самостоятельной игры
- Ранний и младший дошкольный возраст – внешняя предметно-игровая среда, организация воспитателем предметно-игровой ситуации;
- Средний дошкольный возраст – проведение воспитателем подготовительного периода: помощь в выборе темы и распределении ролей;
- Старший дошкольный возраст – подготовительный период может проводиться в форме придумывания разнообразных событий.
Принципы обучения игре. Концепция Н.Я. Михайленко
Педагог должен играть вместе с детьми, занимать позицию играющего партнера, а не учителя.
Сразу ориентировать на взаимодействие со сверстниками.
Воспитатель играет на протяжении всего дошкольного возраста, но играет таким образом, чтобы выделить для детей новый способ построения игры.
Итак, с одной стороны игра со взрослым, с другой - самостоятельная игра, которая вбирает те способы игры, которые дал воспитатель.
Планировать можно только формирующую игру.
Приемы управления детскими взаимоотношениями в игре
- Организация совместных игр детей:
а) воспитатель учитывает дружеские привязанности между детьми, предлагая игры;
б) объединяет отдельные играющие группы общим сюжетом.
- Развитие умений общаться по поводу игры: договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру
- Видение возникающих конфликтов, тактичное их улаживание
- Включение в игру детей застенчивых и «изолированных»
- Учет индивидуальных особенностей личности детей (излишне расторможенных и агрессивных)
- Способствование полоролевой социализации мальчиков и девочек в игре (отдельные игры и совместные)
Приемы развития творческой активности детей в игре
1. Начало игры:
а) по инициативе воспитателя:
• внесение новых атрибутов;
• рассказ воспитателя;
• совместная игра.
б) по инициативе детей (поддержка инициативы со стороны воспитателя)
2. Воспитатель не регламентирует игру детей:
• вовлечение (подключение) в игру по желанию;
• свобода выхода из игры.
3. Предоставление детям возможности выбора:
• вида игры;
• сюжета;
• роли;
• партнера;
• игрушек, атрибутов и пр.
4. Стимулирование детей к пользованию предметами-заместителями, к гибкому использованию игрового оборудования.
5. Способствование эмоционально насыщенной атмосферы в игре:
• эмоциональное включение в игру;
• внесение в игру момента неожиданности, таинственности, сказочности.
Вторая младшая группа
Тематика сюжетно-ролевых игр
1 квартал
Детский сад. Семья. Магазин. В гостах у матрешки. Кукольный спектакль «Петрушка и шарик».
2 квартал
Семья. Больница. Парикмахерская. Детский сад.
3 квартал
Магазин игрушек. Магазин. Семья. Автобус. Пароход. Больница. Парикмахерская. Зоопарк.
Оснащение игры материалами и их хранение
- Складные деревянные рамы, ширмы. Сюжетные игрушки (куклы, посуда, животные, наборы «Парикмахер», «Доктор» и пр.)
- Лаконичные ролевые атрибуты.
- Предметы-заместители (детали строительных наборов разной величины, мячики разных цветов, размеров, брусочки, палочки, веревочки)
- Мелкие игрушки для индивидуальной и сюжетной совместной игры (сказочные и «семейные» персонажи, солдатики, домики, кукольная мебель, автомобили)
- Хранение – открытое - уголки разворачиваются постепенно, по мере реализации программы
Педагогическое сопровождение игры
К трем годам дети овладевают азами сюжетной игры – условными предметными действиями. Трехлетний ребенок уже способен овладеть ролью - более сложным способом построением игры. Ролевое поведение в игре охватывает широкий диапазон процессов - от непосредственного подражания кому-то до осознанного принятия роли, включения ее в разнообразные связи с другими ролями.
Формирование способов игры у детей 3 лет
Стратегии:
1. инициатива взрослого (структура и содержание)
2. подключение к игре ребенка
В течение года необходимо варьировать стратегии.
Приемы формирования игровых умений
- Подготовка игрушек и ролевых атрибутов, внесение и обыгрывание их
- Вовлечение детей в игру на дополнительные роли
- Называние своей роли, обращение к партнеру как к носителю роли
- Словесное пояснение ролевых игровых действий
- Представление детям: «обыгранных игрушек» и ролевых атрибутов
- Подключение к игре с целью угадывания роли
- Совместная игра воспитателя с двумя детьми, у первого - главная роль
- Реплики, вопросы с целью активизации речи ребенка-партнера
- Создание игровых ситуаций, отвлекающих детей от предметных действий («телефонный разговор»)
- Игры воспитателя с подгруппами детей по мотивам известных сказок (с однотипными действиями)
Первый этап обучения игре
Первоначально игра развертывается таким образом, чтобы выделить для детей роль и реализующие ее действия. Воспитатель, обозначив свою игровую роль, осуществляет связанный с ней ряд игровых действий – например, как «доктор» лечит мишку («Я доктор. Полечу мишку. Поставлю ему градусник... Дам лекарство...») и предлагает ребенку «полечить» СВОЮ куклу и т. п.
Второй этап обучения игре
Через 2-3 месяца после такой предварительной работы необходимо перейти к решению основной задачи года - формированию у детей умений взаимодействовать с партнером в соответствии с игровой ролью.
При формировании умений вступать в ролевое взаимодействие целесообразно использовать в качестве опоры для игры однотемные двухперсонажные сюжеты с взаимодополнительными ролями (доктор - пациент, продавец - покупатель, шофер - пассажир и т. п.).
Основную роль берет на себя воспитатель, дополнительную роль – ребенок.
Основная роль ↔ дополнительная роль
Доктор ↔ пациент
Шофер ↔ пассажир
Продавец ↔ покупатель
Игра ведется практически с каждым ребенком индивидуально.
Третий этап обучения игре
В следующий раз все дети хотят быть докторами, и воспитатель подключается к игре.
Основная роль ↔ дополнительная роль
Первый ребенок - доктор ↔ воспитатель (подключение других детей)
Второй ребенок - доктор
Третий ребенок - доктор
Четвертый ребенок - доктор
Для того чтобы усилить ориентацию ребенка на взаимодействие с партнером, необходимо основное внимание в совместной игре уделять ролевому диалогу (речевому взаимодействию персонажей), сокращая игровые действия с предметами.
Приемы развития творческой активности детей в игре
1. Начало игры:
а) по инициативе воспитателя:
• внесение новых атрибутов
• рассказ воспитателя.
• совместная игра
б) по инициативе детей (поддержка инициативы со стороны воспитателя)
2. Воспитатель не регламентирует игру детей:
• вовлечение (подключение) в игру по желанию
• свобода выхода из игры
- Предоставление детям возможности выбора:
• вида игры
• сюжета
• роли.
• партнера
• игрушек, атрибутов и пр.
4. Стимулирование детей к пользованию предметами-заместителями, к гибкому использованию игрового оборудования
5. Способствование эмоционально насыщенной атмосферы в игре:
• эмоциональное включение в игру
• внесение в игру момента неожиданности, таинственности, сказочности и т д.
Планирование игры
Планирование ежедневной совместной игры с 1-2 детьми или с 1-2 парами групповой игры (не более 7-10 минут), используя все периоды времени, отведенные режимом для игры и свободных занятий детей
Уровни развития игры
НИЗКИЙ
Может выстроить цепочку связанных по смыслу игровых действий, но преобладают стереотипные, наигранные сюжеты; часто - многократное повторение отдельных действий с сюжетной игрушкой.
Скудная ролевая речь, отсутствует ролевой диалог с кукольным персонажем.
Подражает игровым действиям сверстника, но не включается с ним во взаимодействие на уровне дополнительных ролей.
СРЕДНИЙ
Может выстраивать цепочки игровых действий с сюжетными игрушками и заместителями, но чаще отталкивается от готовой игровой обстановки, не внося в нее изменений.
Подключается к игре сверстника на уровне дополнительной роли, но не инициирует развертывание игры.
В игре использует ролевую речь в ответ на ролевые обращения сверстника.
ВЫСОКИЙ
Активно включает в игру действия с предметами-заместителями и воображаемыми предметами. Изменяет и дополняет игровую обстановку. Развертывает цепочки игровых действий, связанных с реализацией разнообразных ролей.
Включается в парное ролевое взаимодействие со сверстником, обозначая свою роль и предлагая партнеру дополнительную.
Инициирует ролевой диалог со сверстником, имитирует ролевую речь кукольных и воображаемых персонажей.
Средняя группа
Основная задача – формировать более сложное ролевое поведение в сюжетной игре: умения изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров.
Тематика сюжетно-ролевых игр
1 квартал
Магазин. Семья. Автобус. Больница. Моряки. У зубного врача. Прачечная (выдача белья)
2 квартал
Семья. Больница Парикмахерская. Детский сад (музыкальный руководитель). Салон красоты. День рождения Мишки. Мы переходим улицу. Театр. Зоопарк. Экскурсия в музей. Пароход. Кукольный театр. Столовая. Музыка дня кукол
3 квартал.
Театр. Зоопарк. Экскурсия в музей. Кукольный театр. Столовая.
Оснащение игры материалами и их хранение
Сюжетно-образные игрушки, предметы-заместители (муляжи, плоскостные заместители на цвет и форму, на форму).
Хранение «полуоткрытое» - во второй половине года первые игры можно сложить в коробки, на которых изображен символ данной игры.
Приемы формирования игровых умений
- Разыгрывание с детьми многоперсонажных сюжетов, где одна роль по смыслу связана со всеми остальными (главная роль - у ребенка, второстепенные – у воспитателя).
- Разыгрывание сюжетов по мотивам известных сказок (главная роль – у ребенка, второстепенные – у воспитателя).
- Схема сюжетов - прежняя, но главная роль - у взрослого. Подключение детей к игре на разных дополнительных ролях.
- Воспитатель со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активизирует ролевой диалог, замыкает детей на ролевом взаимодействии друг с другом.
Структура игры
С этой целью используются многоперсонажные сюжеты с определенной
структурой, где одна из ролей (основная) непосредственно связана по смыслу с несколькими другими (дополнительными).
→ дополнительная роль 1 (В)
Основная роль (ребенок)
→ дополнительная роль 2 (В)
→ дополнительная роль 3 (В)
Структура игры «Пароход»
Любую интересующую детей тему можно представить через такую структуру ролей. Например, к сюжетной теме «пароход» состав ролей может иметь вид такого «смыслового куста», где капитан вступает во взаимодействие сначала с матросом, а затем с пассажиром и далее с водолазом:
↔ матрос
капитан ↔ пассажир
(основная роль)
↔ водолаз
Демонстрация воспитателем образца смены дополнительной роли
На первых этапах работы взрослый предлагает ребенку основную роль, а сам берет себе дополнительную, меняя ее на другие по мере развертывания сюжета, т. е. демонстрирует образцы смены роли.
Аналогично и в других темах: доктор может взаимодействовать сначала с пациентом, затем с медсестрой, главврачом; шофер - с пассажиром, милиционером, бензозаправщиком и т. п.
Сюжет будет развиваться как цепочка взаимодействия и развития сюжета. Если воспитатель распределяет роли, то не будет движения сюжета.
Демонстрация воспитателем основной роли
После того, как дети освоили такого рода игру со взрослым, воспитатель стимулирует самого ребенка к смене ролей, беря на себя основную роль, а партнеру-ребенку предлагая роли последовательно появляющихся в игре новых персонажей.
Основная роль (воспитатель) → дополнительная роль (ребенок)
Воспитатель говорит: «Я теперь капитан, а ты кем хочешь». Остальные дети подключаются к роли взрослого и осваивают механику роли.
Условия для развития ролевого диалога
В совместной игре с детьми нужно использовать минимальное количество сюжетных игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребенка от ролевого взаимодействия; активизировать ролевой диалог (ролевую речь), стимулировать вербальное обозначение ребенком своей роли для других участников, использование в ходе игры предметов-заместителей.
Планирование игры
Воспитатель планирует совместную игру с 1 ребенком или небольшой подгруппой 3 раза в неделю. Групповая игра – 1-2 раза в неделю. Подготовительные периоды к самостоятельной игре детей - по мере необходимости, в зависимости от конкретной ситуации в группе
Уровни развития игры
НИЗКИЙ
Принимает и обозначает игровую роль, поддерживает ролевой диалог со сверстником, но в основном придерживается привычных сюжетов, не вносит инноваций, подражает более активному сверстнику, следуя за его замыслом.
Развертывает игровые действия по преимуществу в имеющейся игровой обстановке, сам ее активно не организует.
СРЕДНИЙ
Включается в парное ролевое взаимодействие со сверстником, развертывает разные по тематике сюжеты, но внутри каждого сюжета склонен скорее к детализации игровых действий, повторению одних и тех же событий. Не использует введение новых персонажей и смену ролей для развертывания сюжета игры.
Может вносить изменения в игровую обстановку и дополнять ее в соответствии с замыслом.
ВЫСОКИЙ
Активно создает игровую обстановку в соответствии со своим замыслом.
Развертывает разные сюжеты игры, использует смену ролей (меняет и обозначает роли по ходу игры, использует совмещенные роли), если необходимо ввести новых персонажей.
Может включить в игру двух-трех сверстников, предложив всем подходящие по смыслу роли; активно вносит предложения по развертыванию сюжетных событий, увлекает за собой сверстников.
Старший дошкольный возраст
Основной задачей является дальнейшее развитие гибкого ролевого поведения детей как основы развертывания разнообразных сюжетов игры в индивидуальной и совместной со сверстниками деятельности. Если в 5-7 лет все кричат «Я капитан» - это плохо развитое воображение.
Тематика сюжетно-ролевых игр в старшей группе
1 квартал
Сентябрь
Кондитерская фабрика. Магазин: (овощной, хлебный). Семья. Поликлиника. Жатва. Пароход (труд речников).
Октябрь
Пароход (мы плывем по реке Волге). Транспорт (сухопутный, водный, воздушный). Подготовка к открытию детского сада. Магазин (кондитерский, хлебный).
Ноябрь
Животноводы. Столовая, магазин (игрушки, кондитерский, овощной, хлебный). Детский сад. Путешествие в Атлантиду, на другую планету.
2 квартал
Декабрь
Путешествие в дальние страны. Больница с разными отделениями. Поликлиника. Аптека. Строители космодрома.
Январь
Пароход (мы плывем по реке Волге, Неве). Отправляемся в путешествие по России и другим странам (выбор транспорта). Открывается новый детский сад. Магазин (хлебный, кондитерский). Мы строим город будущего. Аэропорт. Мы – артисты. Ателье.
Февраль
Семья. Цирк. Путешествие с приключениями. Мы – художники. Рыболовецкое судно.
3 квартал.
Март
Мы строим Москву. Зоолечебница. Почта, телеграф. Праздник 8 Марта - дома. Как мы поздравляем мам в детском саду.
Апрель
Космическое путешествие. Мы - цирковые артисты Газетный киоск. Кулинария. Дискотека. Мы строим Санкт-Петербург.
Май
Лесная школа. Весенний бал. Уличное движение. В театре - премьера. В ботаническом саду.
Тематика сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе
1 квартал
Сентябрь
Школа. Путешествие по России. Фабрика игрушек. Осенняя ярмарка. Дары природы. Мы – фермеры.
Октябрь - ноябрь
Библиотека. Мы играем в театр. Телефонная станция. Мы едем на Украину, в Белоруссию. Путешествие по степям.
2 квартал
Декабрь - январь
Стадион. Семья (юбилей бабушки). Телефонная станция. Кинотеатр. Цирк.
Февраль
Скорая помощь. Проводы зимы – русский праздник. Телевидение. Телеграф. КВН. Театр. Я беру интервью.
3 квартал.
Март
Пожарная часть "Скорая помощь»". Зоолечебница. Мы -инопланетяне. Утренняя звезда. Карнавал в Африке.
Апрель
Стоматологическая поликлиника. «Скорая помощь». Дом мод. Полет в космос Поле чудес. Путешествие на батискафе.
Май
Аптека. Стадион (спортивные игры). Конкурс красоты. «Скорая помощь». Полет на Луну. Зов джунглей. Дог-шоу.
Оснащение игры материалами и их хранение
Сюжетные игрушки, полифункциональные материалы: предметы-заместители, природный материал, бросовый материал, собственные поделки
Хранение: «закрытое» атрибуты сложены в коробки по назначению – «Посуда», «Белье», «Одежда», «Аксессуары».
Приемы формирования у детей умений творчески комбинировать разнообразные события
Необходимо также постепенно подходить к формированию у детей умений творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры, делать это согласованно с партнером. Необходимо использовать 2 приема:
- через роль «Нежданный гость»
- через игру-придумывание
Первый прием «Нежданный гость»
Воспитатель может подключаться к детской игре, принимая на себя роль, не связанную непосредственно с сюжетно-смысловым контекстом, уже развернутым детьми в игре (например, если дети играют в «путешествие на пароходе» с такими привычными ролями, как капитан, матросы, пассажиры, воспитатель может ввести в игру роль из другого смыслового контекста: «Давайте, на берегу показался Бармалей. Я - Бармалей» и т.д.).
Этот прием педагога расшатывает привычные, «наигранные» детьми сюжеты: неожиданность нового персонажа заставляет самих детей разворачивать сюжет в новом направлении, стимулирует к установлению новых ролевых связей.
Второй прием «Игра - придумывание»
Это особая игра, которая протекает в вербальном плане. Прототип игры-придумывания – это фантазия (без взрослого не может ребенок). Дети усаживаются в кружок и сочиняют сказку. Функция воспитателя - регуляция смысловых отрезков. По времени 10-15 минут.
Этапы работы над игрой-придумыванием
1. Совместный пересказ известной сказки (одноразовое включение)
2. Преобразование известной сказки (2-3 раза):
- замена главного героя;
- замена искомого объекта или персонажа;
- замена волшебного средства;
- предложение воспитателем начала сказки (необходимо иметь несколько вариантов).
3. Придумывание новой сказки с соединением сказочным событий с реалистическими
4. Развертывание нового сюжета на основе разноконтекстных ролей в процессе «телефонных разговоров» (соединение сюжетосложения с ролевым взаимодействием)
5. Придумывание новых историй на основе реалистических событий (стимулирование знаний, полученных на занятиях, экскурсиях, из книг, кинофильмов) (до 4-5 человек. Длится не более 10-15 минут).
Смысловые блоки игры-придумывания
Схема композиционной сказки | Замены |
| Отправляет не царь, а кто-то другой |
| Даритель→замена, например, бабочка |
| Волшебная палочка |
| Противник |
| |
|
Планирование игры
Планирование игры-придумывания (на 1-2 этапах - с 2-3 детьми, на 5 этапе - с 4-5 детьми, длительность игры-придумывания не более 10-15 минут). Воспитатель планирует совместную игру с небольшой подгруппой 2-3 раза в неделю. Групповая игра – 2-3 раза в неделю.
Уровни развития игры (старшая группа)
НИЗКИЙ
Сюжеты игры включают узкий круг тематических содержаний. В игре мало ролевой и комментирующей речи, в основном - действия, реализующие роль в предметном плане.
Не умеет гибко и своевременно реагировать на замыслы сверстников и свое ролевое поведение, изменять роль по ходу игры.
В совместной игре со сверстниками выступает как исполнитель предписанных ему действий.
Использует готовую предметную обстановку для игры.
СРЕДНИЙ
Накопил достаточно большой арсенал сюжетов, но внутри них – стереотипен, мало инноваций.
Внутри «наигранных» сюжетов успешно реализует роли в комплексе предметных действий и ролевой речи, но не использует смену роли как средство творческого развертывания сюжета.
В совместной игре может сам найти себе смысловое место, если сверстники разыгрывают «накатанный сюжет»; инновации в их игре ставят в тупик и приводят к выпадению из общей игры.
Скорее прикрепляется к имеющейся предметной обстановке, нежели активно создает ее.
ВЫСОКИЙ
Свободно владеет ролью, реализующими ее предметными действиями, активно пользуется ролевой и комментирующей (поясняющей) речью; умеет использовать смену роли, совмещение ролей как средство развертывания интересного сюжета.
Всегда имеет много замыслов, готов подхватить и развить замыслы других (сверстников, взрослых).
Часто является инициатором игры со сверстниками, может увлечь своим замыслом и организовать 2-3 детей, предложив всем подходящие по смыслу роли.
Активно создает предметную игровую обстановку под свой замысел или изменяет ее по ходу игры.
Уровни развития игры (подготовительная группа)
НИЗКИЙ
Сюжеты игры однообразны по содержанию и стереотипны, создают впечатление бесконечного движения по кругу в рамках привычных ролевых действия и взаимодействии.
Не только не продуцирует новые сюжетные идеи, но и не подхватывает идеи других; очень затруднено соединение разных смысловых полей (комбинирование в сюжете событий из разных смысловых сфер).
В игре-придумывании со взрослым и сверстниками малоактивен, в основном, повторяет фрагменты повествования, предложенные партнерами
СРЕДНИЙ
Развертывает, в основном, привычные сюжеты, часто с детализацией ролевых действий и отношений, активно использует ролевую речь - с партнерами и куклами.
Откликается на инновации других, может встроиться в игру сверстников, но сам инициативно не стремится прорвать привычный «круговой» сюжет.
В игре-придумывании со взрослым может вносить инновации и развертывать новую последовательность событий, но часто приходит в тупик при необходимости согласовать свои предложения с предложениями участников-сверстников; склонен к отторжению замысла другого.
ВЫСОКИЙ
Развертывает разнообразные сюжеты (индивидуально и со сверстниками), свободно комбинируя события и персонажей; может быть инициатором игры-фантазирования со сверстником.
Легко находит смысловое место в игре сверстников, подхватывает и развивает их замыслы, подключается к их форме игры.
Часто бывает инициатором игры с 3-4 сверстниками, умеет внятно изложить им свой замысел, предложить всем подходящие роли.
С легкостью участвует в игре-придумывании со взрослым. Может придумать правила для игры.
Список литературы
- Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателей детсада. / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 387 с.
- Жуковская, Р.И. Воспитание ребёнка в игре. – М.: Педагогика, 1999. – 276 с.
- Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. – М., 2002 – №4-53-56.
- Краснощекова Л.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. - Ростов н/Д.: Феникс.
- Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду. – М.: Гном, 2011. – 132 с.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. — М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
- Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т. А. Марковой. – М., 1982-145.
- Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. // Дошкольное воспитание – 1989-№4-23-29
- Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Сост. Е. И. Тверитина, Л. С. Барсукова / Под ред. М. А. Васильева. – М., 1986-236.
- Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1995. – 112 с.
- Флегонтова Н. П. Проблема педагогического руководства игрой детей // Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений / Под ред. Т. А. Куликовой. – М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сборник сюжетно-ролевых игр
сборник сюжетно-ролевые игры влияющие на развитие речи дошкольников...
Сборник сюжетно-ролевых игр в средней группе по программе "От рождения до школы" под ред. Вераксы
Пояснительная записка к сборникуИгра - наиболее доступный ребенку, интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций. Сюжетная игра -любимый вид деятельности дошкольников,...
Сборник сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста
Сборник игр призван помочь развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учит вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль....
Сборник сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование элементарных представлений о профессиях.
Уже в дошкольном возрасте можно сделать первые предположения о развитии интереса к труду взрослых. Ведь у ребёнка в этом возрасте закладываются предпосылки будущей профессиональной деятельности....
Сборник сюжетно – ролевых игр как средство формирования основ нормативного поведения детей среднего дошкольного возраста
Сборник содержит сюжетно – ролевые игры как средство формирования основ нормативного поведения детей среднего дошкольного возрастаСборник позволит педагогу подобрать игру соответственно тематиче...
Сборник сюжетно – ролевых игр, направленных на формирование основ нормативного поведения детей среднего дошкольного возраста
Сборник содержит сюжетно – ролевые игры как средство формирования основ нормативного поведения детей среднего дошкольного возрастаСборник позволит педагогу подобрать игру соответственно тематиче...
Сборник сюжетно - ролевых игр «ИГРАЕМ ВМЕСТЕ»
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, е...