Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ластовская Галина Семеновна

Речь - это величайшее богатство данное человеку.Развитие речи является жизненно важным фактором формирования ребенка.Овладение речью и дальнейшее ее формирование  находятся в тесной зависимости от физического и психического развития ребенка, от состояния и  особенностей развития  его высшей нервной  деятельности.Художественная литература  служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказываает огромное влияние на развитие и обогащение  речи ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_hudozhestvennoy_literatury_v_razvitii_rechi.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

Роль художественной литературы в развитии речи

детей дошкольного возраста

 

Прекрасна речь, когда она как ручеек,

Бежит среди камней – чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток, и восклицать:

 «О, как же ты красива!»

Речь – это величайшее богатство данное человеку. И как любое богатство можно либо преумножить, либо незаметно растерять.

Развитие речи является жизненно важным фактором формирования ребенка. В наше время хорошо развитая речь служит одним из главнейших средств активной деятельности человека в современном обществе.

Развитие речи, обучение родному языку – составная часть всестороннего развития дошкольника. Овладение речью и дальнейшее её формирование находятся в тесной зависимости от физического и психического развития ребёнка, от состояния и особенностей развития его высшей нервной деятельности.

Говорить – значит владеть определенным запасом слово, активно пользоваться ими, уметь строить высказывание, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих.

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе.

Известные российские ученые Д. С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» сказал: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание- понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей. Одним словом делает нас мудрыми».

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка.

Важнейшими источниками развития детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Художественная система русского фольклора своеобразна. Чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений – былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы – частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых прост, точен, выразителен.

Художественная литература раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве. 

 

Список использованных источников

1. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М. изд. центр «Академия», 1999. – 158с.

2. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей / Н.С. Карпинская. – М. Педагогика, 2002.

3. Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А.Сохина. – М. Просвещение, 2000. – 223с.

4. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. М.: ТЦ Сфера, 2008.

5. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений /О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2008

6. Шевцова Е.Е. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет. Изд-во «Сфера», 2007. – 96 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произв...

«РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Влияние чтения художественной литературы на детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей на тему " Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей на тему " Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"...

Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она ...

Консультация для родителей "Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"

В материале рассказывается о роли литературы в развитии дошкольников...