Консультация для педагогов "Как вырастить мыслителя"
консультация

Мутина Мария Валентиновна

Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Л. Н. Толстой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_vyrastit_myslitelya.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

                    Как вырастить мыслителя

Воспитатель: Мутина Мария Валентиновна

Организация: МБДОУ «Д/с № 5 «Теремок»

Территория: ГО ЗАТО Комаровский

«Ужасно интересно, все то, что неизвестно…»

 как вырастить мыслителя

Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Л. Н. Толстой

Всем мы знаем, что самый эффективный способ ускорить развитие ребёнка - это поддержать  искренний интерес к миру, который его окружает, желание с удовольствием, чему - то учиться. Но   дошкольники не могут познавать или придумывать  по требованию, они  запомнят, поймут, усвоят только то, в чем испытывают практическую необходимость на данный момент. Л.С Выготский писал: «Все образы воображения, как бы причудливы они не были, основываются на впечатлениях и представлениях, которые мы получаем в реальной жизни». И значит наша  задача - наполнить опыт ребёнка более яркими впечатлениями и представлениями.

Всё,   о чём мы хотим рассказать детям, воспринимается ими не всегда с желанием  и с интересом. «Дети, надо беречь природу, - говорим мы.  И, наверняка, наш рассказ о бережном отношении ко всему живому далее  будут слушать только стены или трое детей из всех присутствующих двадцати пятиА если мы спросим: «Почему исчез саблезубый тигр? или Почему тень ходит за нами?» То к вопросу прислушаются уже больше пяти человек, а это создаст уже обстановку живого общения и коллективного мышления и тем самым присоединятся ещё несколько детей. Одним из эффективных методов и результативных методов познания для дошкольников является экспериментирование или исследование. Когда знания не даются готовыми, а их надо добыть самим, сделать вывод и записать, тогда они усваиваются и запоминаются.

Для того, чтобы знания у детей накапливались постепенно, проще усваивались, мы решили все наблюдения, исследования  выстроить в систему и переходить од оного объекта к другому после логического завершения. Но в разное время года возвращаться к некоторым для  сравнения, поскольку это объекты природные.

Следует отметить. Намеченные нами объекты и методы мы проводим одновременно в двух группах: в разновозрастной, дети 3-7 лет и коррекционной 5–6 лет. Тем самым, тоже экспериментируем, выявляя, как и на сколько продуктивно усваиваются детьми разного возраста добытые знания.

Первый блок

Солнце и всё что связано с ним: его свет, тепло, отражение в зеркале. Лето, прекрасное время для экспериментов и изучения именно солнечного тепла и света. Обычная прогулка, подвижная игра и мы с детьми замечаем длинные тени. Они бегут за нами и исчезают только под укрытием. Почему? Почему  у Вани тень такая, а Вари другой формы. Давайте померим, у кого тень длиннее? Как узнать? И, вообще, это возможно, измерить тень? Дети по предложению воспитателя пытаются применить разные способы: и палочками и лопатами, и проводить черту. После некоторых попыток мы приходим к выводу, что у воспитателя тень длиннее всех, потому что она выше. И тогда проверяем на других предметах разной высоты. Вот так, казалось всё просто, но эмоции и споры, желание дойти до истины бурлили среди ребят и привлекали других.

Важно в этот момент поддерживать любознательность, чтобы число вопросов росло, но они не оставались открытыми.

В процессе исследований мы предположили, что солнце движется и тень тоже поворачивается и убедиться в этом нам помогли солнечные часы. Это было уже следующим этапом и на другой прогулке. Почему? Потому что сначала мы решили изготовить солнечные часы, привлекая папу воспитанника. Потом вместе с детьми наклеивали циферблат, как у настоящих. Дети участвовали и в создании часов и в эксперименте с ними.

Не форсировать события, проявлять терпение к более медлительным и давать возможность всем проявить себя и высказаться. Приём коллективного прослушивания и рассуждения даётся не сразу, «выскочки» не ждут своей очереди, но тоже учатся слушать и слышать других.

Очень интересно, когда дети сами придумывают символы для записи результата. Предложений поступает очень много, и ведётся не один, а два и три журнала.

В процессе дети узнавали, что нагревается быстрее, белое или красное. Влияет цвет на скорость нагрева или нет. В каком сосуде быстрее нагревается вода? Отмечать графически результаты своих наблюдений стало уже проще. Мы сообща создали таблицу условных знаков, которую уже никто не оспаривал, а применял в записях.

Где быстрее высохнет водяной рисунок, на асфальте или на песке. Как вы думаете. Да, мы тоже думали, что на асфальте, но результат был другой. Он не давал мне покоя, я думала о том. Что, наверное, на песке ветер помог высушить рисунок. И тогда мы поместили наши рисунки в одинаковые условия. И результат оказался тем же самым. «Я думала, что асфальт высохнет быстрее, потому что он более гладкий, а песок рыхлый, - говорю я детям, - значит песок впитывает воду, и поэтому рисунок высыхает быстрее». С этим вопросом мы обратились к родителям. Некоторые родители на даче повторяли наши эксперименты и  тоже были удивлены.

Наши наблюдения будут лежать до зимы. Мы проверим, на сколько быстрее  на солнце тает снег и  лёд. Сделаем фотокадры наблюдений с перерывом в 5-7 дней и поймём, почему  у ствола у дерева тает снег быстрее и получается ложбинка. И обязательно записи в журнале наблюдений будут просматриваться детьми, а выводы и знания будут глубже.

Важно! Чтобы детская инициатива и желание рассуждать не гасла и исходила от детей. Стимулировать поддерживать инициативу, а как ты думаешь, молодец, что догадался, точно, вод это да, а интересно, почему? Нам на помощь пришёл метод Оскара Бренифье -  принципы хорошего вопроса. Первый – простота вопроса, второй принцип – вы должны показывать и быть заинтересованы в том, что думает и что говорит собеседник.

Используемая литература:

1. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. - М, 2009. - с. 56.

2. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 7. - с. 31-34.

3. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. - 2010. - N 7. - с. 3-9

4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.

5. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 3. - с. 10

«Cвидетельство о публикации в СМИ» № 0009710 , 0009711, 0009712


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Вырастить чемпиона"

Консультация для родителей по основным видам спорта, рекомендуемым детям....

Консультация "Можно ли вырастить ребенка, не крича и не шлепая?"

Современные родители знают, что кричать на детей нельзя. Но как быть, если реализовать на практике это не всегда удается?...

Консультация для родителей «Вырастим здорового ребенка».

Консультация для родителей«Вырастим здорового ребенка».Сегодня, следуя моде времени, родители все больше внимания обращают на умственное развитие своих детей, не проявляя должной заботы о ...

Консультация "А какой вырастит мой малыш?".

Можно ли судить о том, каким будит малыш в будущем по его росту в момент рождения!Нет, эти цифры ничего не значат. Рост человека запрограммирован в генах, правда, на него могут повлиять и внешние обст...

КОНСУЛЬТАЦИЯ "Как вырастить мыслителя"

Консультация "Как вырастить мыслителя"...

Консультация для родителей "Вырастить патриота"

Какую цель ставят перед собой родители, воспитывая своего ребенка? Все хотят вырастить доброго, умного, трудолюбивого, отзывчивого, любящего и уважающего своих родителей человека....