Статья: "Музыкальные игры и использование их возможностей для развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
статья

Агапова Елена Вячеславовна

Музыкальные игры и использование их возможностей для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальные игры и использование их возможностей для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность.

По данным социологических исследований, в период психологической адаптации ребенка к школе у 67-69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать музыкальная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно музыка является мощным средством художественного воспитания детей.

Занятия музыкальной игрой не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Ребенок начинает чувствовать, что логика – это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими детьми.

Творчество – способность ребенка к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни и деятельности ребенка. К показателям креативности относятся способность к созданию нового продукта (рисунка, конструкции, движения и т.д.), который отличается оригинальностью, гибкостью, вариативностью и подвижностью.

Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое закрепление и эффективное использование на практике (Б.М. Теплов). Способности существуют в постоянном развитии и если на практике человек перестает пользоваться, то со временем она теряется.

Творческая способность названа способностью самовыражения. Это врожденная способность, которая может быть развиваема. Теоретическая основа толкования понятия детского творчества строится на признании наличия у детей врожденных задатков, которые независимо и спонтанно выявляются в деятельности детей. При отсутствии важных задатков к развитию одних способностей их меньшинство может быть восполнено за счет более сильного развития других..

Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент творческой культуры ребенка, как части его общей духовной культуры в будущем.

Под детским творчеством понимается способность самовыражения во всех видах деятельности, в том числе и в музыкальной. Это характеризуется такой результативностью, как сочинение мелодий, ритмов, свободным выражением настроения в движении под влиянием музыки, оркестровкой пьес и т. д.

Необходимо уделять большое внимание творческому развитию дошкольников в различных видах музыкальной деятельности: игре на инструментах, пении, в музыкально-ритмических движениях. Музыкальные ролевые игры прекрасно решают многие психологические проблемы общения: застенчивый ребенок может, участвуя в таком действие, почувствовать себя в центре жизни; а творческий ребенок – проявит свою фантазию на деле.

Музыкальные игры и использование их возможностей для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкальная игра как один из видов развития творческих способностей является эффективным средством социализации дошкольника. В ней осуществляется: развитие творческих способностей; умение двигаться под музыку; развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости. А также музыкальная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Музыкальная игра способствует общему развитию ребенка и развитию его музыкальных способностей. Музыкальные игры, значительно активизируют умственную деятельность ребенка, развивают его самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер. На игровых занятиях необходимо сочетать два вида деятельности: познавательную и исследовательскую, при этом творчество детей важно не в конечном результате. Самостоятельную ценность имеет исследовательский процесс, как способ организации духовного развития. Так организационным стержнем игры должно стать целостное художественное восприятие.

Особая атмосфера занятия, в которой увлеченность, внутренний комфорт, раскованность испытывают все. Это достигается широким применением коммуникативно-двигательных игр. («Ловкий грибник», «У медведя во бору») Именно она позволяет осуществить идею игры, главную содержательную суть которой составляет активная творческая деятельность детей.

Существует много музыкальных игр, благодаря которым у дошкольников развивается образное мышление: то они представляют маленького зайчика, услышав задорную мелодию, то выходит голодный волк, и музыка подаёт детям сигнал о том, что пора «бежать в укрытие» Таким образом, музыкальный слух улучшается, дети более сосредоточенно вслушиваются в изменения музыки, и если у них есть стимул выиграть, тогда игры музыкальные им приносят массу положительных, необходимых каждому ребенку, эмоций.

Можно выделить несколько направлений музыкальной игры, по которым ведется изучение ее влияния на сознание и поведение дошкольника:

- музыкальные ритмические игры (с использованием музыкальных инструментов) – оркестр «В траве сидел кузнечик»;
- рисование под музыку –
«А. Вивальди «Весна»»;
- музыкальные ритмопластические игры
«Шел козел по лесу», «Медведь и пчелы»;
- игры-импровизации –
«Вода и лед», «Воробушки и автомобиль»;
- ролевые игры-
«музыкальная сказка Теремок».

1. Игра на музыкальных инструментах вызывает огромный интерес у дошколят, вносит разнообразие, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового слуха, выработке исполнительности, т.к. это практическая деятельность, ребенок создает, а не только потребляет. Шумовой оркестр – это игра в оркестр, где есть место фантазии, импровизации, творчеству. Эта деятельность активизирует восприятие детей, помогает им почувствовать себя причастным к процессу творчества и вызывает живой интерес.

2. Работа над рисунком под музыку начинается с прослушивания музыкального произведения. В работе с дошкольниками целесообразней использовать музыку «живой природы». Это своего рода, релаксирующие звуки, они несут глубокий терапевтический и расслабляющий эффект. Ребенок может работать как с акварелью, так и с фломастером, карандашом. Поиграть можно в «цвета» музыки, почувствовать её и изобразить. Передача через цвет несет эмоциональную и чувственную нагрузку и желание творить что-то новое. Поистине умиротворенным, почти осязательным эффектом обладают звуки моря, звуки леса, пение птиц. Цветовое решение рисунка обговаривается с педагогом. Помогут наводящие вопросы загадки, вопросы – игра. Такое игровое занятие активизирует ассоциативное и образное мышление детей.

3. Музыкальные ритмопластические игры требуют от ребенка определенных актерских навыков. Важно при проведении таких игр учитывать возрастную психологию детей. Просто игра для них – это способ познания и освоения окружающего мира, а пластическая игра - начало художественной деятельности.

4. Пластические импровизации рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Пластика позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира. Сначала дети просто импровизируют движения под музыку, затем двигаются, превращаясь в конкретных персонажах, меняя жесты, мимику, позы. Яркие музыкальные образы помогают им найти соответствующие пластические решения.

5. Ритмическое движение под музыку – комплекс упражнений и игры под разнохарактерную музыку.

Дети должны учиться:

- воспроизводить простейшими движениями тела (хлопки, прыжки, шаги) музыкальный темп и ритм;
- сохранить установленный темп при переходе к новому  произведению с таким же темпом;  
- освоить понятие длительность через воспроизведение музыкальных длительностей при движении рук и ног.

Ритмопластика – комплекс упражнений, игр на развитие гибкости и умения владеть своим телом, представляя художественно смысловые образы, затрагивающие эмоциональный мир ребенка.

Эти игры предполагают решение следующих задач: 
- развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, координации движений);
- развитие воображения;
-  умение владеть свои телом (мышечная свобода, снятия перенапряжения).

Комплексные ритмические и пластические игры и упражнения помогают ощутить ребенку гармонию своего тела в музыке, развить свободу и выразительность тела. Он «проживает» образ, пропускает его через себя.

Режиссёр Ф. Комиссаржевский отмечал, что «не только органы речи, звуки и мышцы лица, но и все тело должно быть технически приспособленным для выражения эмоций, тем более - тело, потому, что его положения и движения выражают после музыки наиболее обобщенно и более сжато и четко, чем слово, внутреннее состояние человека».

В музыкальных дидактических играх особую роль играют музыкальные произведения, на основе которых развертывается игровое действие. Они должны отвечать эстетическим требованиям, вызывать чувства детей, положительно влиять на их вкус и особенно побуждать к выразительному движению.

В музыкально-ритмических играх дети учатся различать высокое и низкое звучание музыкального инструмента и соответственно передавать это в движениях, строясь в большие и маленькие кружки; исполнять игровую песенку, передавая ее ритм хлопками в ладоши; различать по тембру голоса участвующих в игре детей; исполнять песенку передавая различные динамические оттенки (усиливая или ослабляя звучание); выполнять игровое выразительное движение в соответствии с характером звучания музыки .

Игры подвижного характера помогают воспитать активность, самостоятельность, инициативу детей. Они позволяют оптимально чередовать интеллектуальную и физическую нагрузки для детей в течении дня. Такие игры это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления у ребенка творческих способностей. В игре у него воспитываются такие качества как находчивость, сообразительность, музыкальный слух, умение преодолевать трудности, умение жить в коллективе сверстников.

Чтобы музыкальная игра доставляла каждому ребенку радость, он должен хорошо быть ознакомлен с правилами, понимать значение игры и иметь дружеские отношения с другими участниками данной игры. Правила в игре выполняют самые разнообразные функции. Они определяют последовательность игровых действий, повышают занимательность игры, позволяют педагогу косвенно руководить ею, регулировать взаимоотношения участников и формировать межличностные отношения .

Таким образом, игра для детей дошкольного возраста – это свободная и самостоятельная деятельность, возникшая по личной инициативе ребенка. По мере становления личности ребенка происходит развитие игры.

Развитию музыкальных творческих способностей дошкольников свойственны определенные этапы:

1. Накопление впечатлений;

2. Спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях;

3. Создание собственных композиций, являющихся отражением какого-нибудь художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического.

Преодоление этих этапов осуществляется при решении следующих задач:

- воспитание эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения;  

- выявление творческих устремлений на основе поисковых методов: беседы, игровой музыкальной импровизации, наблюдения, сравнения;

-формирование музыкальных навыков: умение ритмично двигаться в соответствие с характером музыки, определение того или иного персонажа по характеру музыки, создание его словесного и живописного портрета.

Музыкальная игра является одним из средств, которым можно пользоваться при обучении программным умениям, одной из форм игровой деятельности, которая радует, интересует детей, и наконец, одним из условий, способствующих развитию творческих и музыкальных способностей.

Ладовое чувство может развиваться во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируют слухом правильность интонации.

Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается, прежде всего, в пении, и в игре на звуковысотных музыкальных инструментах.

Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки.

Результатом детской музыкальной творчески-игровой деятельности на занятие становятся импровизации как наиболее естественные виды творческой деятельности.

Теория и практика дошкольной педагогики определяют следующие формы организации музыкальной игры:

Музыкальные занятия – основная форма организации воспитания, обучения, развития детей – базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников. Это форма учебного процесса, в котором одновременно участвуют все дети того или иного возраста. Они коллективно поют, играют, пляшут. Объединенные общими переживаниями, стремлением выполнить общее дело, ребята чувствуют, что успех и неудача каждого – успех и неудача всего коллектива.

Праздники и развлечения - как форма организации детской музыкальной игры, праздники и развлечения сочетаются с другими видами — театрально-игровой, художественно-словесной, изобразительной и помогают решать важные нравственно-эстетические задачи воспитания. В детском саду проводятся утренники, посвященные годовщине  Дню Защитника отечества, Празднику Победы, 8 Марта, встрече Нового года, выпуску детей в школу. Исполнение песен, праздничных хороводов, плясок. Занятия, предшествующие утреннику, должны быть правильно спланированы в форме игры. Развлечения в детском саду разнообразны по своей тематике и организации. В некоторых видах развлечений, где исполнители — взрослые, дети выступают в роли зрителей. В других сами играют, танцуют, поют, читают стихи, инсценируют сказки и т. д. Иногда совместно выступают и дети, и взрослые. Наибольшее количество музыкальных игр целесообразно включать в концерты, посвященные определенной тематике, например «Музыка и природа», «Сказка и музыка», «Танец в музыке», «Послушаем оркестр», или же творчеству какого-либо композитора (П. Чайковского, Д. Кабалевского). По ходу пьесы, сказки дети могут пошуметь, «как ветер», ритмично постучать ногами, изображая движение поезда, и т. д. Таким образом, развлечения являются интересной, воспитывающей формой организации музыкальной игры, так как создают непринужденное веселье, радость, вызывают у ребят желание самостоятельно и творчески себя проявить.

Самостоятельная музыкальная игра возникает непосредственно по инициативе детей. Каждый ребенок старается по-своему выразить то, с чем познакомился на музыкальном занятии, он настойчиво, с интересом повторяет элемент пляски или подбирает мелодию на музыкальном инструменте и т. д. Такие упражнения становятся как бы продолжением занятий, их можно рассматривать как элементы самообучения.

Самостоятельная музыкальная игра является результатом обучения на занятиях, приобретенных музыкальных впечатлений на праздниках и развлечениях и возникает на основе накопленного ребенком опыта.

Изучив содержательную сторону творческих способностей и возможность музыкальной игры для их развития у дошкольников, можно предположить, что использование музыкальных игр с элементами творчества, вариативность музыкальных игр, создание положительной мотивации, создание определенных эффективных условий предполагает успешное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование игровых приемов для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности»

Игра в дошкольном возрасте один из любимых видов деятельности детей. Возможность развивать у дошкольников творческие способности в игре позволяет педагогам использовать игровые приемы на занятиях по и...

Использование синельной проволоки для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Если вы любите заниматься творчеством со своими детьми, и ищите что-то новенькое и необычное, вам непременно нужно опробовать синельную проволоку— пушистая разноцветная проволочка, кот...

Мастер-класс для педагогов «Использование техники Эбру для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Использование на занятиях по изобразит...

Мастер - класс " Использование синельной проволоки для развития творческих способностей детей дошкольного возраста ".

Мастер класс ;использование синельной проволоки для развития творческих способностей детей дошкольного возраста....