Картотека игр по исследовательской деятельности
картотека (средняя группа)
Основной целью экспериментальной деятельности является развитие познавательно – исследовательской активности детей дошкольного возраста.
Задачи:
*Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
*Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.
*Развивать познавательно - исследовательскую деятельность детей как интеллектуально – личностное, творческое развитие.
*Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_po_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx | 21.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр по исследовательской деятельности
Основной целью экспериментальной деятельности является развитие познавательно – исследовательской активности детей дошкольного возраста.
Задачи: *Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. *Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы. *Развивать познавательно - исследовательскую деятельность детей как интеллектуально – личностное, творческое развитие. *Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру
ИГРЫ С ВОДОЙ
"Умная галка"
Цель: определить, что уровень воды поднимается, если в воду класть предметы.
Содержание:
1.Чтение рассказа Л.Н. Толстого "Умная галка".
2.Дети наливают неполную емкость воды и опускают в него камешки или монеты, доводя уровень воды до края.
"Водяная мельница"
Цель: Закреплять знания детей о свойствах воды (сила воды).
Содержание: Дети льют воду на вертушку и ли подставляют её под струю воды под краном и наблюдают за вращением вертушки.
"Цветные льдинки"
Цель: Обобщить знания детей о двух агрегатированных состояниях воды - жидкой и твердой, о свойствах воды (способность замерзать принимать форму емкости в которой она находится, холодная вода замерзает быстрее, чем теплая).
Содержание: Дети наливают в формочки теплую и холодную воду и замораживают её.
"Фильтрование воды"
Цель: Закрепить умение фильтровать воду различными способами (вата, песок, крахмал, фильтровальная бумага).
Содержание: Дети фильтруют воду, используя различные приемы.
ИГРЫ С ВОЗДУХОМ
"Сухой из воды"
Цель: Закрепить знания детей о свойствах воздуха( воздух занимает место)
Содержание: Дети помещают сухую салфетку в стакан и прямо опускают его в банку с водой. Вынимают из воды - салфетка сухая. Дети опускают стакан с салфеткой с наклоном - салфетка намокает.
"Что быстрее?"
Цель: Обнаружить атмосферное давление.
Содержание: Дети одновременно опускают 2 листа бумаги (вертикально и горизонтально; и наблюдают, какой из них быстрее приземлится)
"Упрямый воздух"
Цель: Обнаружить, что сжатый воздух занимает меньше места и что сжатый воздух обладает силой.
Содержание: Дети набирают воду при помощи шприца (без иголки) и пробуют отжать поршень, зажав отверстие пальцем.
"Надуем шарик"
Цель: Закрепить с детьми знание о работе легких.
Содержание: Дети надувают и сдувают воздушные шарики, закрепляя знания о работе легких. Шарик надут - вдох. Воздух выпускаем - выдох.
ИГРЫ С ПЕСКОМ.
"Угадай на ощупь"
Цель: Закрепить знания детей о свойствах песка (сыпучесть, непрозрачность).
Содержание: Дети находят на ощупь предметы в песке и узнают их.
"Спасатель"
Цель: Развивать у детей умение обобщать, продолжать знакомить с качествами песка (непрозрачность, шершавость).
Содержание: Дети отгадывают загадки и находят отгадки в песке.
"Кто быстрее наполнит бутылку песком?"
Цель: Закрепить знания детей о том, что сырой и сухой песок обладают разными свойствами.
Содержание: Дети наполняют бутылочки сухим и сырым песком, используя различные приемы (с помощью лопаточки, воронки, бумажного кулька).
"Где вода?"
Цель: Определить, что глина и песок по разному впитывают воду.
Содержание: Дети наливают воду в прозрачные емкости наполненные глиной и песком.
ИГРЫ С ДЕРЕВОМ
"От какого дерева кора?"
Цель: Развивать у детей умение, находить дерево по кусочку коры.
Содержание: Игра проводится и на улице, и в группе. Дети по кусочку коры находят нужное дерево или ветку от дерева.
"Что сделано из дерева?"
Цель: Закреплять у детей умение обобщать и находить среди окружающих предметов, предметы сделанные из дерева.
Содержание: Дети находят предметы из дерева и группируют их (созданные природой и созданные руками человека).
"Назови дерево по описанию"
Цель: Обобщать знания детей о деревьях, их отличительных признаках.
Содержание: Дети называют дерево по описанию, находят дерево его на картинках или на участке.
"Тонет - не тонет"
Цель: Закрепить знания детей о свойстве дерева( не тонет в воде).
Содержание: Дети из предложенных предметов, выбирают предметы сделанные из дерева и погружают их воду.
ИГРЫ С БУМАГОЙ
"Бумажные снежки"
Цель: Закрепляем у детей знания о свойствах бумаги (легко мнется) и о качествах (легкость)
Содержание: Дети делают из бумаги снежки и стараются ими попасть в корзину.
"Вертушка"
Цель: Развивать стремление к преобразованию объекта
Содержание: Дети делают из бумаги вертушку, стараются добиться, чтобы она вращалась различными способами (стоя на месте, дуя на вертушку, во время бега, держа вертушку перед собой).
"Волшебная бумага"
Цель: Способствовать усвоению детьми свойств копировальной бумаги (точное копирование рисунка).
Содержание: Дети рисуют, используя копировальную бумагу, подкладывая попеременно матовую и глянцевую стороны к рисунку.
"Листок в воде"
Цель: Закрепить с детьми знания о свойствах бумаги (разные виды бумаги намокают по-разному).
Содержание: Дети помещают в прозрачную ёмкость с водой разного вида, но одинаковые по размеру листики бумаги (обои, газетная, туалетная, ватман, салфетка и т.д.).
ИГРЫ С МЕТАЛЛОМ
"Что звучит?"
Цель: Закрепить умение определять по издаваемому звуку металлические предметы.
Содержание: Дети играют на металлических и неметаллических музыкальных инструментах, сравнивают, где звук был звонче.
"Не замочи рук".
Цель: Развивать у детей умение выделять свойства металлических предметов(металл тонет, притягивается магнитом).
Свойства: Дети погружают в прозрачную емкость металлические и неметаллические предметы и достают их с помощью магнита.
"Металл - неметалл"
Цель: Определить предметы металлические и неметаллические предметы по их качественным характеристикам (блеск, гладкость, непрозрачность)
Содержание: Дети раскладывают предметы, сделанные из разных материалов на разные подносы.
"Найди и назови".
Цель: Закреплять умение находить в окружающем пространстве металлические предметы.
Содержание: Дети ищут в групповой комнате предметы, сделанные из металла.
ИГРЫ С МАГНИТАМИ
"Рисуем магнитами"
Цель: закрепить знание о взаимодействии магнита и металлической стружки
Содержание: Дети на картоне рассыпают металлическую стружку, и с помощью магнита создают различные узоры и рисунки.
"Волшебная рукавичка"
Цель: Развивать у детей знания о способности магнита притягивать предметы.
Содержание: Дети надевают рукавичку, внутрь помещают магнит и пробуют притянуть металлические и неметаллические предметы.
"Веселые рыболовы"
Цель: Обобщать знания о свойствах магнита (способности проходить магнитным силам через воду).
Содержание: Дети опускают на веревочке магнит в воду и достают предметы, лежащие на дне.
"Необычный гвоздь".
Цель: Определять способность металлических предметов намагничиваться.
Содержание: дети магнитом притягивают гвоздь (намагничивают), соединяют его от магнита, примагничивая к гвоздю более мелкие предметы.
ИГРЫ С ЗЕРКАЛАМИ И УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫМИ СТЕКЛАМИ
"Разведчики"
Цель: Развивать у детей понимание того, как многократно можно отразить свет и изображение предмета, т. е. увидеть его там, где его не должно быть видно.
Содержание: "Разведчик " становится за угол, и с помощью зеркала, путем многократного отражения, не показывая себя, смотрит что происходит.
"Волшебный круг"
Цель: закрепить у детей знания об образовании белого цвета на слиянии семи цветов спектра. Содержание: Дети вращают волчок (на волчке 7 цветов спектра), рассматривают его, выясняют, какой цвет они видят.
"Двойное отражение"
Цель: Определять особенности зеркального отражения( обратная ориентация)
Содержание: дети рисуют, глядя в зеркало.
"Посмотри через лупу".
Цель: Закрепить знания у детей о том, что увеличивать предметы простое стекло не может, только вогнутое стекло лупы.
Содержание: Дети рассматривают мелкие рисунки через простое стекло и через увеличительное.
ЧЕЛОВЕК
"Проверка зрения»
Цель: Выявить зависимость видения объекта от расстояния.
Содержание: Дети рассматривают картинки с изображением предметов с разного расстояния.
"Звуки в воде".
Цель: Выявить особенности распространения звуков через твердые и жидкие тела.
Содержание: Дети опускают камешки в воду , слушают, как они опускаются на дно, наблюдая со стороны и приложив ухо к емкости с водой
"Угадай по запаху"
Цель: Закрепить с детьми умение узнавать знакомые запахи.
Содержание: Дети нюхают кусочки поролона, пропитанные различными составами и определяют запах вещества.
"Съедобное-несъедобное".
Цель: Закрепить умение находить, называть и классифицировать съедобное и несъедобное.
Содержание: дети учатся находить по картинкам съедобное и несъедобное и делить их по группам (продукты, инструменты, одежда и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека экспериментальной и исследовательской деятельности дошкольников
В данном материале представлена подборка проведения экспериментов для познания окружающего мира...
Картотека по познавательно-исследовательской деятельности в уголке природы
Картотека по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группеЗнакомство детей с условиями, необходимыми для жизни растений;Опыты с предметами неживой природы;Опыты с животными -...
Картотека игр по исследовательской деятельности детей раннего возраста
Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, экспериментирование с вещами, в ходе которого возникает простейшая катег...
Картотека по познавательно-исследовательской деятельности.
Опыты и эксперименты. Познавательно-исследовательская деятельность. 2-младшая группа...
Картотека игр по исследовательской деятельности для детей 5-7 лет
Игра - это огромное светлое окно, с помощью которого ребенок знакомится с живительным потоком представлений и понятий. Игры исследовательского характера способствуют созданию у детей эмоционального на...
Картотека по познавательно- исследовательской деятельности детей в младшей группе.
laquo;Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...
Картотека по познавательно исследовательской деятельности
для воспитателей....