«Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста»
план-конспект занятия (младшая группа)
Картотека игр направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста
Очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция. Особенно важно это для развития ладошек и пальцев ребенка, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.
Пальчиковые игры очень полезны малышам, потому что улучшают координацию мелких движений, а развитие мелкой моторики стимулирует развитие речевых центров в головном мозге. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстро учатся писать, рисовать, обладают хорошей памятью. Если у ребенка ловкие и подвижные пальчики, то научиться говорить ему не составит труда. Ведь те слова, которые проговаривают взрослые в такт движения пальчиков малыша, легко запоминаются. Для ребенка пальчиковые игры - это мостик между ним и окружающим миром, ведь героями гимнастики обычно являются люди, животные, явления природы и т. д.
Главной целью пальчиковых игр является – переключения внимания, улучшение координации мелкой моторики, что на прямую воздействует на умственное развитие ребенка. кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Доказано, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени форсированности мелкой моторики рук. Существует тесная взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук.
Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.
При выполнении мелких движений пальцев рук происходит давление на кончики пальцев и активизация незрелых клеток коры головного мозга, отвечающих за формирование речи ребенка.
Вот почему при выполнении разнообразных движений пальцами рук происходит развитие речи, а значит и мышление ребенка, так как в данном возрасте эта связь очень сильна.
Раздел 1. Пальчиковые игры без предметов
Игра «Мальчик-осьминожег»
Цель: развивать содружество пальцев рук, учить подражать движениям
взрослого.
Описание: Упражнение сопровождается чтением стихотворения:
Это мальчик-осьминог,
У него так много ног.
Успевает он везде,
И в учебе, и в труде.
Потому что осьминожка -
Это просто многоножка.
Пальцы в полусогнутом (растопыренном) виде устанавливаются на твердой поверхности и двигаются в двух направлениях: сначала от себя, потом на себя. Движения пальцев, имитируют игру на пианино (последовательное
прикосновение к поверхности) с одновременным продвижением вперед-
назад.
Игра «Человечек»
развивать движения кистей рук и умение понимать речь, учить
подражать движениям взрослого.
Описание: Предложите малышам поиграть.
- Посмотрите, какой у меня человечек.
Поставьте средний и указательный пальцы на стол или на пол
- Человечек пошел погулять.
Покажите, как шагает человечек.
Топ-топ-топ – топают ножки.
Человечек идет по дорожке.
Предложите детям повторить движения.
Игра «Птички»
Цель: развивать движения кистей рук и умение понимать речь, учить
подражать движениям взрослого.
Описание: Предложите малышам повторить ваши движения.
- Вот птички летают, машут крылышками.
(Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и опустите кисти (помашите крыльями).)
- Приземлились птички, крылышки сложили.
(Соедините ладони вместе.)
- Давайте покормим птичек – насыплем им зернышек!
(Сложите пальцы одной руки в щепоть и пошевелите ими.)
- Вот как птички зернышки клюют!
(Легонько побарабаньте по столу согнутым указательным пальцем или
несколькими пальцами, сложенными щепотью.)
- Наелись птички и улетели.
(Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и
опустите кисти.)
Игра «Моторчик»
Цель: развивать согласованные движения пальцев обеих рук, учить
подражать движениям взрослого.
Описание: Дайте детям машины и предложите поиграть: «Давайте поиграем в машинки.
Би-би! Поехали машины! Стоп! Остановились машины. Надо завести моторчики».
Покажите малышам, как завести моторы. Для этого пальцы рук, кроме больших пальцев, нужно сплести вместе, а большими пальцами вращать друг вокруг друга. «Моторчики» могут работать быстро имедленно.
Игра «Мы топали»
Цель: развивать движения кистей рук и умение понимать речь, учить
подражать движениям взрослого.
Описание: Во время этой игры дети сидят на полу или на стульчиках за столом. Предложите детям положить ладошки на стол (на колени) и прочитайте стихотворение:
Мы топали, мы топали,
До тополя до топали,
До тополя до топали,
И ножки все оттопали!
Слушая стихотворение, дети поочередно хлопают правой и левой ладонями по столу (или по коленкам).
Предложите малышам продолжить «прогулку». Но теперь нужно двигаться быстрее (соответственно и стихотворение с каждым разом следует читать быстрее).
Игра «Вышли пальчики гулять»
Цель: развивать движения кистей рук, учить подражать движениям
взрослого.
Описание: Предложите детям сжать пальцы в кулак и начните читать стихотворение. (Походу чтения дети повторяют ваши движения.)
Раз, два, три, четыре, пять –
(Поочередно разогните пальцы, начиная с большого.)
Вышли пальчики гулять.
(Пошевелите пальцами.)
Раз, два, три, четыре, пять –
(Поочередно сожмите пальцы в кулак, начиная с мизинца.)
В домик спрятались опять.
Повторите игру с пальцами другой руки.
Игра «Игрушки»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Описание: Дети выполняют движения пальчиками рук в соответствии с текстом:
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)
Игра «Ягоды»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Описание: Дети выполняют движения пальчиками рук в соответствии с текстом:
С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как- будто снимая с него воображаемую ягодку.)
И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)
Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложена ладошкой.)
Я попробую немножко. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой
Я поем ещё чуть-чуть, (Достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)
Лёгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melkaya_motorika.docx | 105.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста
Очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция. Особенно важно это для развития ладошек и пальцев ребенка, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.
Пальчиковые игры очень полезны малышам, потому что улучшают координацию мелких движений, а развитие мелкой моторики стимулирует развитие речевых центров в головном мозге. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстро учатся писать, рисовать, обладают хорошей памятью. Если у ребенка ловкие и подвижные пальчики, то научиться говорить ему не составит труда. Ведь те слова, которые проговаривают взрослые в такт движения пальчиков малыша, легко запоминаются. Для ребенка пальчиковые игры - это мостик между ним и окружающим миром, ведь героями гимнастики обычно являются люди, животные, явления природы и т. д.
Главной целью пальчиковых игр является – переключения внимания, улучшение координации мелкой моторики, что на прямую воздействует на умственное развитие ребенка. кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Доказано, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени форсированности мелкой моторики рук. Существует тесная взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук.
Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.
При выполнении мелких движений пальцев рук происходит давление на кончики пальцев и активизация незрелых клеток коры головного мозга, отвечающих за формирование речи ребенка.
Вот почему при выполнении разнообразных движений пальцами рук происходит развитие речи, а значит и мышление ребенка, так как в данном возрасте эта связь очень сильна.
Раздел 1. Пальчиковые игры без предметов
Игра «Мальчик-осьминожег»
Цель: развивать содружество пальцев рук, учить подражать движениям
взрослого.
Описание: Упражнение сопровождается чтением стихотворения:
Это мальчик-осьминог,
У него так много ног.
Успевает он везде,
И в учебе, и в труде.
Потому что осьминожка -
Это просто многоножка.
Пальцы в полусогнутом (растопыренном) виде устанавливаются на твердой поверхности и двигаются в двух направлениях: сначала от себя, потом на себя. Движения пальцев, имитируют игру на пианино (последовательное
прикосновение к поверхности) с одновременным продвижением вперед-
назад.
Игра «Человечек»
развивать движения кистей рук и умение понимать речь, учить
подражать движениям взрослого.
Описание: Предложите малышам поиграть.
- Посмотрите, какой у меня человечек.
Поставьте средний и указательный пальцы на стол или на пол
- Человечек пошел погулять.
Покажите, как шагает человечек.
Топ-топ-топ – топают ножки.
Человечек идет по дорожке.
Предложите детям повторить движения.
Игра «Птички»
Цель: развивать движения кистей рук и умение понимать речь, учить
подражать движениям взрослого.
Описание: Предложите малышам повторить ваши движения.
- Вот птички летают, машут крылышками.
(Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и опустите кисти (помашите крыльями).)
- Приземлились птички, крылышки сложили.
(Соедините ладони вместе.)
- Давайте покормим птичек – насыплем им зернышек!
(Сложите пальцы одной руки в щепоть и пошевелите ими.)
- Вот как птички зернышки клюют!
(Легонько побарабаньте по столу согнутым указательным пальцем или
несколькими пальцами, сложенными щепотью.)
- Наелись птички и улетели.
(Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и
опустите кисти.)
Игра «Моторчик»
Цель: развивать согласованные движения пальцев обеих рук, учить
подражать движениям взрослого.
Описание: Дайте детям машины и предложите поиграть: «Давайте поиграем в машинки.
Би-би! Поехали машины! Стоп! Остановились машины. Надо завести моторчики».
Покажите малышам, как завести моторы. Для этого пальцы рук, кроме больших пальцев, нужно сплести вместе, а большими пальцами вращать друг вокруг друга. «Моторчики» могут работать быстро имедленно.
Игра «Мы топали»
Цель: развивать движения кистей рук и умение понимать речь, учить
подражать движениям взрослого.
Описание: Во время этой игры дети сидят на полу или на стульчиках за столом. Предложите детям положить ладошки на стол (на колени) и прочитайте стихотворение:
Мы топали, мы топали,
До тополя до топали,
До тополя до топали,
И ножки все оттопали!
Слушая стихотворение, дети поочередно хлопают правой и левой ладонями по столу (или по коленкам).
Предложите малышам продолжить «прогулку». Но теперь нужно двигаться быстрее (соответственно и стихотворение с каждым разом следует читать быстрее).
Игра «Вышли пальчики гулять»
Цель: развивать движения кистей рук, учить подражать движениям
взрослого.
Описание: Предложите детям сжать пальцы в кулак и начните читать стихотворение. (Походу чтения дети повторяют ваши движения.)
Раз, два, три, четыре, пять –
(Поочередно разогните пальцы, начиная с большого.)
Вышли пальчики гулять.
(Пошевелите пальцами.)
Раз, два, три, четыре, пять –
(Поочередно сожмите пальцы в кулак, начиная с мизинца.)
В домик спрятались опять.
Повторите игру с пальцами другой руки.
Игра «Игрушки»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Описание: Дети выполняют движения пальчиками рук в соответствии с текстом:
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)
Игра «Ягоды»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Описание: Дети выполняют движения пальчиками рук в соответствии с текстом:
С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как- будто снимая с него воображаемую ягодку.)
И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)
Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложена ладошкой.)
Я попробую немножко. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой
Я поем ещё чуть-чуть, (Достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)
Лёгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста»
Пальчиковые игры...
«Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста»
Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста или упражнения для развития пальчиков – эффективный способ развития мелкой моторики пальцев рук. Она положительно влияет на развитие речи, а так...
«Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста»
Консультация для родителей....
Консультация для родителей «Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста»
Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста или упражнения для развития пальчиков – эффективный способ развития мелкой моторики пальцев рук. Она положительно влияет на развитие речи, а так...
Консультация для родителей: "Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста"
Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста....
«Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста»
Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста или упражнения для развития пальчиков – эффективный способ развития мелкой моторики пальцев рук. Она положительно влияет на развитие речи, а так...
Консультация для родителей «Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста»
Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста или упражнения дляразвития пальчиков – эффективный способ развития мелкой моторики пальцеврук. Она положительно влияет на развитие речи, а также...