Картотека игр "Игры по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста".
картотека (старшая группа)

Картотека игр

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр по духовно-нравственному воспитанию детей

старшего дошкольного возраста.

В данной картотеке собраны игры по развитию у дошкольников нравственных чувств к окружающим и близким людям.

Игра «Мостик».

Цель: развить взаимное доверие в детях, привить им чувство взаимовыручки.

Ход игры: игра проводится в парах. В каждой паре одному из участников завязывают глаза плотным платком или шарфом. Задача другого участника — аккуратно провести партнера по тонкому мостику (сделанному из полосок бумаги) над воображаемой глубокой пропастью. Для усложнения задания можно создать различные препятствия на пути игроков. Например, в мостике может не хватать звеньев, и тогда нужно либо делать широкий шаг, либо прыгать. Или пусть низко свисают лианы — тогда  вы будете пригибаться к земле или проползать. Затем пары меняются так, чтобы все участники побывали и в роли ведущего, и в роли ведомого.

Игра «Пожалей мишку».

Цель: научить детей сопереживать, сочувствовать другим.

Ход игры: ведущий представляет ребенку игрушку, например, плюшевого мишку, и говорит, что мишка расстроен, ему плохо, надо проявить к нему сочувствие и высказать слова утешения.

Игра «Подарок».

Цель: научить детей проявлять внимание и щедрость по отношению к окружающим.

Ход игры: выбираем водящего из членов семьи. Предлагаем членам семьи немного пофантазировать и подобрать подарок водящему. Подарок может быть любым, даже необычным, фантастическим. Водящий внимательно выслушивает участников и затем говорит, какой подарок ему действительно  хотелось бы получить.

Игра «Попугай».

Цель: научить детей распознавать чувства по интонации голоса.

Ход игры: ведущий рассказывает, как соотносятся чувства человека и его голос. Он демонстрирует это на конкретном примере — говорит одну и ту же фразу с различной интонацией, имитируя определенные чувства. Затем ведущий произносит короткое предложение, например, «Я хочу спать». Первый участник повторяет это предложение, выражая при этом заранее задуманное чувство. Остальные игроки отгадывают, какое чувство он задумал.

Игра «Руки — звери».

Цель: развить неречевое общение, общение с помощью прикосновений.

Ход игры: игра проводится в парах. По команде ведущего рука одного из участника пары  превращается то в страшного зверя (тигра, медведя), то в ласкового и нежного (котенка, зайчика), который гуляет по спине соседа. Задача другого — угадать зверя, который гуляет по его спине.

Игра «Лев — зайчик».

Цель: развить коммуникативную чувствительность ребенка.

Ход игры: ведущий предлагает участникам превратиться сначала в больших и сильных, потом в маленьких и слабых животных (волк — мышонок, слон — котенок, тигр — ежонок) и рассказать о своих чувствах, ощущениях.

Игра «Муравьи».

Цель: воспитать нравственно-волевые качества личности у детей.

Ход игры: ведущий: «Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьев  не сидит без дела, каждый занят: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так всю весну, и все лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьи собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьи закатывают знатный пир». Ведущий предлагает сыграть роль муравьев в радостный день праздника, показать, как муравьи приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Так как  разговаривать муравьи не умеют, поэтому общаться предлагает жестами.  Игра  заканчивается хороводом и танцами.

Игра «Палочка-выручалочка».

Цель: воспитать  в детях чувства взаимопомощи и сотрудничества.

Ход игры: участникам  предлагается по очереди вспомнить какую-либо ситуацию, когда им нужна была помощь.   Например: плохое настроение, болел зуб, кто-то обидел, не купили новую игрушку. У ведущего в руках красивая палочка-выручалочка.  Когда первый участник расскажет о своей проблеме, ведущий говорит: «Палочка-выручалочка, помогай! Друга из беды выручай!». Участник, который  знает, как помочь другу в беде, поднимает руку, и ведущий передаёт ему палочку-выручалочку. Этот участник прикасается палочкой к своему другу и рассказывает, как можно помочь ему.   Если никто из участников не знает, как помочь своим друзьям, ведущий сам прикасается палочкой-выручалочкой к тому или иному человеку и рассказывает, как можно выручить друга из беды.

Игра «Как надо заботиться».

Цель:  формировать представления о добре, любви и заботе.

Ход игры: участники встают в круг. Ведущий обходит круг и вкладывает в руки участников разных игрушечных зверей, а затем называет одного игрушечного зверя, например, кошку. Тот, у кого в руках оказывается кошка, выходит на середину круга и просит участников по очереди рассказать, как нужно заботиться о кошке. Участник в центре круга дарит свою игрушку тому, чей рассказ понравился ему больше.

Игра «Любимое качество».

Цель: развивать в детях понимание явлений действительности с позиций нравственно-этических норм.

Ход игры: попросить участников сесть в круг и предложить им подумать о своем любимом качестве. Затем по очереди участники называют свое любимое качество. Если какое-либо качество нравится большинству участников, этому качеству предлагается поселиться дома. Ему (качеству)  выделяется красивый стул, который становится стулом например, доброты, заботливости, наблюдательности или храбрости.  В дальнейшем на стуле того или иного качества может посидеть любой человек, который хочет, чтобы в нем выросло это качество.  Также, если ребенок плохо себя ведет, плачет, плохо слушает, родитель предлагает ему посидеть на стуле того или иного качества. Можно выбирать каждую неделю новое качество и предлагать ему поселиться в своем доме.

Игра «Копилка добрых дел».

Цель: научить детей делать хорошие поступки.

Ход игры: вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня предложите ребёнку положить в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он сегодня совершил. Если ребенок затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках.

Игра «Только хорошее».

Цель: формировать представления о хороших качествах.

Ход игры: ведущий с мячом стоит перед участниками игры, стоящими в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Участники ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качества (правдивость, доброта, аккуратность). В этом случае они делают шаг в сторону ведущего. Если участник случайно поймает «плохое качество» (жадность, злость), он делает шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдёт до ведущего.

Игра «Добрые эльфы».

Цель: научить детей проявлять внимание по отношению к окружающим.

Ход игры: ведущий,  рассаживая участников игры вокруг себя, рассказывает: «Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днём и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу. Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполняют роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их».  Разыгрываются бессловесные действия.

Игра «Волшебный стул».

Цель: расширить запас вежливых слов и учить их использовать в определенных ситуациях.

Ход игры: ведущий обращает внимание участников на то, что каждый человек хорош по-своему: один — прекрасно поет, другой — приветлив, добр к людям, всегда готов помочь, третий — надежен в деле и т. п. Один из участников садится на «волшебный» стул. Участники говорят только о его хороших поступках. На «волшебный» стул садятся по желанию, как бы передавая эстафету друг другу.

Игра «Подбери цвет».

Цель: расширять запас слов — антонимов и учить их использовать в определенных ситуациях.

Ход игры: ведущий читает детям стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Затем раздает участникам карточки 2-х цветов: белого и черного и предлагает подобрать цвет карточки для слова «хорошо» (белый цвет) и для слова «плохо» (черный цвет). Ведущий называет слова, а участники подбирают и показывают нужный цвет для слов-антонимов: добро — зло, горе — радость, хорошо — плохо, трудолюбие – лень, жадность – щедрость, трусость – храбрость, любовь – ненависть, грубость – вежливость, мир – война, темнота – свет, дружба – вражда, грязь — чистота и т. д.

Подготовил материал педагог-психолог МАДОУ д/с «Малышок» пгт.Березово ХМАО-Югры  Алексеева Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций»

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстеригающая наше общество сегодня - в разрушении личности....

Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок.

Выпускная проектировочная работа Формирование духовно-нравственных представлений  у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок....

Консультация для педагогов «Роль экологического воспитания в формировании духовно – нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».Теодор Рузвельт...

Консультация «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста»

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из самых основных задач дошкольного учреждения. Оно очень многообразно по содержанию – это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение...

Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня- в разрушении личности. Н...

проект «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи»

  Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка.  Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семь...