Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста " Гражданские права и обязанности юных жителей Смоленска"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Тарасова Елена Владимировна

Для формирования гражданской ответственности уже в дошкольном возрасте необходимо познакомить детей с их  правами и обязанностями. Детям необходимо знать, что не только родители, государство о них заботятся, но и они также несут определенную отвестсвенность перед собой, семьей, окружающими их людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prava_yunyh_zhiteley_goroda_smolenska.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД « Права юных граждан г. Смоленска»

(Тарасова Елена Владимировна, воспитатель)

Цель: формировать у детей знания о реализации прав детей в городе Смоленске

Задачи:

ОО «Познавательное развитие»

- систематизировать и углублять знания детей об их правах;

- формировать у дошкольников представления о праве на информацию;

- формировать знания о том, что права детей действуют на территории всей РФ.

ОО «Речевое развитие»

- обогащать словарный запас детей: граждане, свидетельство о рождении, информация;

- развивать связную речь детей

ОО «Социально – коммуникативное развитие»

- воспитывать бережное отношение к окружающим близким людям

ОО «Художественно – эстетическое развитие»

- закреплять знания цветов радуги

ОО «Физическое развитие»

- развивать координацию движений.

Оборудование: цветик – семицветик  (большие лепестки с изображение тематических иллюстраций), книги, энциклопедии.

Предварительная работа: беседы по правам ребенка, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, сюжетно – ролевая игра «Семья», дидактические игры «Назови ласково»

Ход занятия

Организационный момент

 По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами.

Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают всех на свете.

Воспитатель:

- Дети, мы с вами уже знаем, что каждый из нас живет не обособленно, а среди людей. А для того чтобы ладить с другими людьми, не давать себя в обиду,  общество разработало определенные правила, которые нельзя никому нарушать. Я вам предлагаю вспомнить эти правила, права. Ну, что, согласны?

- Дорогие ребята, мы с вами живем в замечательном городе Смоленске, нашей малой родине. Как можно назвать жителей Смоленска? ( смоляне)

- Смоленск  - это один из древних и красивейших городов нашей большой родины.

- А как называется страна, в которой мы с вами живем ?  ( Россия, Российская Федерация)

- Как называют жителей России? ( Россияне, граждане)

- В 1989 году была разработана и принята Конвенция о правах ребенка, направленная на охрану и защиту прав и свобод юного гражданина.

- А как вы думаете, действуют ли эти права в нашем любимом Смоленске? А давайте узнаем.

- На доске у нас расположен цветик – семицветик. Каждый лепесток которого соответствует определенном праву. Я буду постепенно переворачивать лепестки, и в конце занятия у нас получится красивый, разноцветный цветок.

- Давай те внимательно рассмотрим первый лепесток? Как вы думает, какому праву соответствует картинка на лепестке? ( право на имя и гражданство) фиолетовый лепесток.

- Что означает право на имя и гражданство?  (Каждому при рождении родители дают имя.  Отчество дается по имени отца, а фамилия, как правило, всей семьи. )

- Для чего человеку необходимо имя? ( По имени мы обращаемся друг к другу, ФИО обозначает конкретного человека. )

- Уже при рождении всем дается первый в жизни документ Свидетельство о рождении, в котором указаны ФИО ребенка, ФИО родителей, дата и место рождения. В ваших свидетельствах о рождении местом рождения является родной Смоленск, потому что вы здесь родились.

- Какая обязанность возникает у окружающих в рамках права на имя? (Обращаться к конкретному человеку  по имени).

Дидактическая игра « Когда я вырасту, меня будут называть…»  (Дети называют ФИО).

- Следующий голубой лепесток обозначает право жить и воспитываться в семье.  Уже с самого рождения дети в Смоленске, как и во всей России, имеют право расти и воспитываться в семье. У детей должны быть папа и мама. Родители любят своих детей, заботятся о них. А как родители заботятся о вас? Ответы детей из личного опыта.

- А как вы думаете, есть ли обязанности у детей в семье? Как и чем вы можете помочь членам своей семьи:  мамам, папам, дедушкам, бабушкам, братикам и сестричкам?

Загадки о семье

-  Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы их отгадывать. Слушайте внимательно.

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша… (мама)

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш… (папа)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша… (бабушка)

Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка —

Это младший мой… (братишка)

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая… (сестренка)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый… (дед)

- Следующий желтый лепесток. Рассмотрим картинку на лепестке. Какое право может обозначать? Право на отдых и досуг. Предлагаю воспользоваться этим правом и немного отдохнуть.

Дидактическая игра «Да – нет»

 - Если согласны с утверждением, то поднимаете руки вверх и говорите «ДА», если не согласны, то опускаете руки и говорите «НЕТ».

 Есть ли в поле светлячки?

 Есть ли в море рыбки?

 Есть ли крылья у телёнка?

 Есть ли клюв у поросёнка?

 Есть пещера у горы?

 Есть ли двери у норы?

 Есть ли хвост у петуха?

 Есть ли рифма у стиха?

 

Физминутка

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Видно ключик не нашел,

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

- Как вы отдыхаете дома? Ответы детей, основанные на личном опыте.

- Какая при этом возникает обязанность? Не мешать остальным членам семьи, не мешать соседям, никого не обижать.

- Следующий зеленый лепесток обозначает право на бесплатное образование. Что такое образование? Для чего оно нам необходимо? (Получить профессию, чтобы в дальнейшем работать)

- Есть ли в Смоленске школы, детские сады? А чему вы учитесь в нашем детском саду? Рассказы детей из личного опыта.

- Какая обязанность у вас возникает при реализации права на бесплатное образование? Внимательно слушать, запоминать, учиться делать.

- Все ли дети после детского сада обязательно пойдут в школу?

- Рассмотрим следующий красный лепесток… право на защиту. Как вы думаете, что дает нам право на защиту? Что нам может угрожать? (Взрослые оберегают детей от хулиганов, диких животные, спасают при возникновении опасности).  А можете ли вы стать для  кого-нибудь защитниками?

Дидактическая игра «Птенец»

– Представьте, что вы держите в руках маленького пушистого птенчика. Он такой крохотный, что свободно помещается у нас в ладошках. Он ещё очень слаб, и любое наше грубое действие может стать угрозой для его жизни. Почувствуйте, сколько доброты и нежности в ваших руках. Вы сейчас охраняете право этого птенца на жизнь. Чувствуете, как его дыхание становится более ровным, спокойным? И вы тоже дышите в такт с ним. Согрейте его своим тёплым дыханием. Птенец окреп и сможет лететь дальше, отпустите его. Вы сохранили его жизнь. Запомните, какими добрыми были ваши руки. Если вы так же будете обращаться со сверстниками, вы не нарушите их право на жизнь. А теперь приложите руку к груди и послушайте, как бьётся ваше сердце. Какое это счастье жить и радоваться жизни!

- Рассмотрим следующий оранжевый лепесток… право на медицинское обслуживание.

Проблемная ситуация «Я заболел».  На основе жизненного опыта дети рассказывают, как в Смоленске врачи лечат детей, в случае необходимости приезжает скорая помощь.

- Какие обязанности у вас возникают по отношению к своему здоровью? Соблюдать режим дня, одеваться по погоде, есть полезные продукты.

- И последний седьмой синий лепесток … право на информацию.

- Что такое информация? Для чего она нам нужна?

Чтение сказки «Информация» 

 «Беседы об ответственности и правах ребенка» : Давыдова О.И., Вялкова С.М.; ТЦ Сфера, 2010г., с.63

- Какие источники информации вы знаете? Книги, энциклопедии, справочники, интернет, познавательные мультфильмы.

Дидактическая игра «Назови нарушенное право»

-Какие права нарушил волк, когда съел Красную Шапочку? (Право на жизнь).

-Какое право нарушено в сказке Ш. Перро «Золушка»? (Право на отдых).

-В сказке К. И. Чуковского «Айболит» какое право нарушается? (Право на медицинское обслуживание).

-Вспомните сказку А. К. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Какое право Буратино нарушается? (Право на образование).

Рефлексия

- Давайте внимательно  рассмотрим наш цветик – семицветик. Что напоминает цвет лепестков? Радугу.

- Совсем скоро, благодаря нашему праву на информацию, мы получим ответы на интересующие нас  вопросы и узнаем, почему после дождя появляется радуга.

- Дети, а о чем бы вы хотели узнать в детском саду?  На какие вопросы в дальнейшем вы хотели бы получить ответ?

- Как вы думаете, все ли  права юных граждан соблюдаются на нашей малой родине городе Смоленске?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Наши права и обязанности»

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Наши права и обязанности» с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберег...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Наши права и обязанности»

При помощи материала решаются следующие задачи:- Расширять и уточнять элементарные знания и представления детей о Конвенции о правах ребенка.- Акцентировать внимание на том, что каждый человек, и ребе...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Наши права и обязанности» с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, игровой, личностно-ориентированной

Задачи:- Расширять и уточнять элементарные знания и представления детей о Конвенции о правах ребенка.- Акцентировать внимание на том, что каждый человек, и ребенок в том числе, имеет не только права, ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Наши права и обязанности»

Задачи:- Расширять и уточнять элементарные знания и представления детей о Конвенции о правах ребенка.- Акцентировать внимание на том, что каждый человек, и ребенок в том числе, имеет не только права, ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Наши права и обязанности» с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, игровой, личностно-ориентированной

Задачи:- Расширять и уточнять элементарные знания и представления детей о Конвенции о правах ребенка.- Акцентировать внимание на том, что каждый человек, и ребенок в том числе, имеет не только права, ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Наши права и обязанности» с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, игровой, личностно-ориентированной

Задачи:- Расширять и уточнять элементарные знания и представления детей о Конвенции о правах ребенка.- Акцентировать внимание на том, что каждый человек, и ребенок в том числе, имеет не только права, ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Наши права и обязанности»

Задачи:- Расширять и уточнять элементарные знания и представления детей о Конвенции о правах ребенка.- Акцентировать внимание на том, что каждый человек, и ребенок в том числе, имеет не только права, ...