Статья: «Риски трансформации личности дошкольников в условиях погружения в цифровое пространство»
статья (старшая группа)
В наши дни экран очень часто подменяет живое общение ребенка с родными: бабушкины сказки, и мамины колыбельные, и игры со взрослыми, и спорт, и многое – многое другое. Казалось бы, ребенок не капризничает, не требует родительского внимания к себе, сидит дома, узнает с помощью гаджетов что-то новое, приобщается к современной жизни, управляя электронными устройствами...
Однако такое безобидное, на первый взгляд, увлечение детей «экранным» времяпровождением очень быстро может обернуться и для ребенка, и для его близких весьма плачевными последствиями.
Дело в том, что подобные занятия очень затягивают ребенка и начинают тормозить его нормальное развитие: отвлекают от того, что ему действительно необходимо постичь в этом возрасте; вызывают нездоровое стремление к неосмысленному получению большого объема разноплановой информации, постоянной смене впечатлений, что негативно сказывается на его нервной системе и поведении; способствуют уходу в виртуальный мир и отрыву от реальности.
Уже возникшую экранную зависимость необходимо начать преодолевать как можно раньше. Еще более правильный путь — не доводить до ее появления.
По данным Института социологии РАН, более 60% родителей проводят досуг с ребенком перед телевизором или компьютером, у каждого десятого ребенка все свободное время проходит у экрана.
В результате у детей возникает особая потребность в экранной стимуляции, которая блокирует их собственную деятельность. С появлением экранной зависимости ребенок утрачивает способность концентрироваться на каком-либо занятии, теряет интерес к получению той информации, ребёнок не желает овладевать теми или иными навыками, становится неусидчивым и рассеянным. Привыкнув получать постоянную внешнюю стимуляцию через экран телевизора или монитор компьютера, такой ребенок мала читает и с трудом воспринимает информацию на слух.
Особого внимания со стороны взрослых требует увлечение дошкольников компьютерными играми с сюжетом. Именно они способны сформировать у ребенка устойчивую психологическую зависимость, привести к дезадаптации и нарушениям его психики. Увлекательные, зрелищные, яркие игры оказывают существенное воздействие на эмоциональную сферу, навязчиво вызывая у еще не сформированной личности набор одних и тех же эмоций и вытесняя ряд других, свойственных нормальному человеку, уводя его в виртуальный мир, насыщенный исключительно острыми впечатлениями, отдаляя реальность.
Зависимость современных Молодых людей от потребления цифрового контента грозит человечеству интеллектуальной деградацией и своеобразному разделению на умных и глупых.
Действительно, в связи с интенсивным развитием средств компьютерной и медиакоммуникации детство представителей нынешнего поколения проходит в условиях особых рисков развития. Сложность ситуации заключается в том, что детям нравится проводить время у экрана, причем нравится в превосходной степени — конструированные реальности вызывают очень сильный интерес. В ряде случаев, если в обществе, кругу общения и той среде, в которой ребенок взрослеет, принято пользоваться всеми доступными электронными средствами, экранная зависимость практически неизбежна.
Стоит отметить, что многие Родители чувствуют отрицательное воздействие повсеместно светящихся экранов на детей.
Мы видим припадки в ответ на лишение доступа к устройствам, потерю концентрации в то время, когда дети не подвергаются постоянной стимуляции со стороны устройств. Что хуже, дети впадают в скуку, апатию, теряют интерес ко всему, если они не «подключены» к онлайн жизни. На самом деле ситуация еще сложнее. Сейчас уже известно, что планшеты, смартфоны и игровые консоли являются одной из форм цифрового наркотика. Недавние исследования мозговой активности показывают, что эти гаджеты негативно влияют на лобную долю коры головного мозга. Она контролирует дофаминовую систему (это система награды за игру и т.д.), отвечающую за вознаграждение, внимание, кратковременную память. Примечательно, что такое же воздействие на мозг имеет кокаин.
Новые цифровые технологии так сильно возбуждают мозговую деятельность, что в организме повышается уровень дофамина — нейротрансмиттера, отвечающего за вознаграждение, участвующего в формировании самой настоящей зависимости. Мозг ребенка, играющего, например, в Мшесгай, выглядит так же, как мозг под действием наркотических препаратов. Неудивительно, что нам так сложно оторвать детей от экранов, и дошкольники так раздражаются, когда их игра с гаджетами прерывается.
Сотни клинических исследований показывают, что гаджеты увеличивают депрессию, вспыльчивость, агрессию и могут привести к психотическим последствиям, при которых игрок теряет связь с реальностью.
Время у экрана и цифровая эра — то, что мешает развитию навыков, которые родители с таким энтузиазмом воспитывают в своих детях. Способность концентрироваться, привлекать внимание, расширять свой словарный запас, ощущать отношение другого человека и общаться с ним — все это ослаблено цифровой зависимостью.
Большинство проблем связано с количеством стимулов, которые предлагает нам устройство, потому что именно эти гаджеты дают человеку возможность обрабатывать несколько действий в одном случае. Следовательно, мы избавляемся от необходимости обрабатывать информацию самим.
Скажем так: в отличие от матери, читающей историю ребенку, рассказанная на смартфоне история в одно мгновение передает слова и картинки молодому читателю. Дети, которые следят за историями на своем смартфоне, становятся ленивыми, потому что думают за них и, как результат, их собственные когнитивные мышцы остаются слабыми.
Между тем следует отметить что такое, безобидное, на первый взгляд, занятие, как игра на компьютере или просмотр мультфильмов, часто устраивает не только детей, но и родителей. Ребенок не пристает, ничего не просит, не безобразничает и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной жизни. Часто экран заменяет ребенку живое общение с родными, совместное проведение досуга, игры с родителями, спорт.
Зависимость ребенка от экрана необходимо преодолеть как можно раньше, поскольку она тормозит его нормальное развитие и может привести к таким последствиям, как неспособность сконцентрироваться на занятии, отсутствие других интересов в жизни, повышенная рассеянность и др.
Нужно понимать, что все виртуальные игры специально делаются очень интересными, зрелищными, захватывающими. В этом-то и кроется гигантская приманка.
Иногда в реальных жизненных ситуациях ребенок продолжает действовать будто бы исходя из личности героя компьютерной игры. В его сознании стирается грань между добром и злом, он становится жестоким. Проливается ли в игре чья-то кровь, убивает или ранит своего соперника персонаж, которым управляет дошкольник, — все это не пугает его, не заставляет переживать и сочувствовать. Вот почему в обычной жизни современные дети чаще агрессивные и черствые.
То же самое касается большинства современных мультфильмов. Если ребенок помногу и бесконтрольно сидит у телевизора, последствия могут быть плачевными.
Уже определен ряд предупреждающих знаков цифровой зависимости, которые варьируются от ребенка к ребенку и могут находиться под влиянием ряда факторов, таких как домашняя обстановка, а также социальное и экономическое положение семьи.
Предупреждающих знаков, на которые нужно обратить внимание и начинать исправлять ситуацию.
- Ребенок много времени проводит за экраном компьютера, телевизора, планшета и прочих электронных устройств, поглощен этим занятием.
- Постоянно требует поставить ему мультики или смотрит все подряд.
- «Выключается» из реального мира, становится рассеянным и несобранным. Постоянно старается улучить момент, чтобы включить компьютер, планшет или телевизор.
- Перестает слушаться родителей (напряжение в отношениях между ребенком и взрослыми нарастает).
- Постоянно просит скачать новые игры или делает это сам.
- Перестает проявлять интерес к обычным играм, прогулкам, творческим занятиям.
- Отказывается от приема пищи, чтобы не отрываться от компьютера, телевизора.
А еще просто общайтесь с людьми: смотрите им в глаза, улыбайтесь, пытайтесь понять человека напротив вас, здоровайтесь и разговаривайте с людьми, переживайте за других, ставьте себя на чужое место, смейтесь и плачьте вместе с друзьями — это лучшая профилактика цифровой зависимости, цените людей, которые рядом с вами.
И помните: цифровые технологии — это всего лишь инструмент для работы, а для всего остального есть человек. Общение с ним, конечно, не всегда бывает простым, но это отличный тренажер для нашего мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portal.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
В наши дни экран очень часто подменяет живое общение ребенка с родными: бабушкины сказки, и мамины колыбельные, и игры со взрослыми, и спорт, и многое – многое другое. Казалось бы, ребенок не капризничает, не требует родительского внимания к себе, сидит дома, узнает с помощью гаджетов что-то новое, приобщается к современной жизни, управляя электронными устройствами...
Однако такое безобидное, на первый взгляд, увлечение детей «экранным» времяпровождением очень быстро может обернуться и для ребенка, и для его близких весьма плачевными последствиями.
Дело в том, что подобные занятия очень затягивают ребенка и начинают тормозить его нормальное развитие: отвлекают от того, что ему действительно необходимо постичь в этом возрасте; вызывают нездоровое стремление к неосмысленному получению большого объема разноплановой информации, постоянной смене впечатлений, что негативно сказывается на его нервной системе и поведении; способствуют уходу в виртуальный мир и отрыву от реальности.
Уже возникшую экранную зависимость необходимо начать преодолевать как можно раньше. Еще более правильный путь — не доводить до ее появления.
По данным Института социологии РАН, более 60% родителей проводят досуг с ребенком перед телевизором или компьютером, у каждого десятого ребенка все свободное время проходит у экрана.
В результате у детей возникает особая потребность в экранной стимуляции, которая блокирует их собственную деятельность. С появлением экранной зависимости ребенок утрачивает способность концентрироваться на каком-либо занятии, теряет интерес к получению той информации, ребёнок не желает овладевать теми или иными навыками, становится неусидчивым и рассеянным. Привыкнув получать постоянную внешнюю стимуляцию через экран телевизора или монитор компьютера, такой ребенок мала читает и с трудом воспринимает информацию на слух.
Особого внимания со стороны взрослых требует увлечение дошкольников компьютерными играми с сюжетом. Именно они способны сформировать у ребенка устойчивую психологическую зависимость, привести к дезадаптации и нарушениям его психики. Увлекательные, зрелищные, яркие игры оказывают существенное воздействие на эмоциональную сферу, навязчиво вызывая у еще не сформированной личности набор одних и тех же эмоций и вытесняя ряд других, свойственных нормальному человеку, уводя его в виртуальный мир, насыщенный исключительно острыми впечатлениями, отдаляя реальность.
Зависимость современных Молодых людей от потребления цифрового контента грозит человечеству интеллектуальной деградацией и своеобразному разделению на умных и глупых.
Действительно, в связи с интенсивным развитием средств компьютерной и медиакоммуникации детство представителей нынешнего поколения проходит в условиях особых рисков развития. Сложность ситуации заключается в том, что детям нравится проводить время у экрана, причем нравится в превосходной степени — конструированные реальности вызывают очень сильный интерес. В ряде случаев, если в обществе, кругу общения и той среде, в которой ребенок взрослеет, принято пользоваться всеми доступными электронными средствами, экранная зависимость практически неизбежна.
Стоит отметить, что многие Родители чувствуют отрицательное воздействие повсеместно светящихся экранов на детей.
Мы видим припадки в ответ на лишение доступа к устройствам, потерю концентрации в то время, когда дети не подвергаются постоянной стимуляции со стороны устройств. Что хуже, дети впадают в скуку, апатию, теряют интерес ко всему, если они не «подключены» к онлайн жизни. На самом деле ситуация еще сложнее. Сейчас уже известно, что планшеты, смартфоны и игровые консоли являются одной из форм цифрового наркотика. Недавние исследования мозговой активности показывают, что эти гаджеты негативно влияют на лобную долю коры головного мозга. Она контролирует дофаминовую систему (это система награды за игру и т.д.), отвечающую за вознаграждение, внимание, кратковременную память. Примечательно, что такое же воздействие на мозг имеет кокаин.
Новые цифровые технологии так сильно возбуждают мозговую деятельность, что в организме повышается уровень дофамина — нейротрансмиттера, отвечающего за вознаграждение, участвующего в формировании самой настоящей зависимости. Мозг ребенка, играющего, например, в Мшесгай, выглядит так же, как мозг под действием наркотических препаратов. Неудивительно, что нам так сложно оторвать детей от экранов, и дошкольники так раздражаются, когда их игра с гаджетами прерывается.
Сотни клинических исследований показывают, что гаджеты увеличивают депрессию, вспыльчивость, агрессию и могут привести к психотическим последствиям, при которых игрок теряет связь с реальностью.
Время у экрана и цифровая эра — то, что мешает развитию навыков, которые родители с таким энтузиазмом воспитывают в своих детях. Способность концентрироваться, привлекать внимание, расширять свой словарный запас, ощущать отношение другого человека и общаться с ним — все это ослаблено цифровой зависимостью.
Большинство проблем связано с количеством стимулов, которые предлагает нам устройство, потому что именно эти гаджеты дают человеку возможность обрабатывать несколько действий в одном случае. Следовательно, мы избавляемся от необходимости обрабатывать информацию самим.
Скажем так: в отличие от матери, читающей историю ребенку, рассказанная на смартфоне история в одно мгновение передает слова и картинки молодому читателю. Дети, которые следят за историями на своем смартфоне, становятся ленивыми, потому что думают за них и, как результат, их собственные когнитивные мышцы остаются слабыми.
Между тем следует отметить что такое, безобидное, на первый взгляд, занятие, как игра на компьютере или просмотр мультфильмов, часто устраивает не только детей, но и родителей. Ребенок не пристает, ничего не просит, не безобразничает и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной жизни. Часто экран заменяет ребенку живое общение с родными, совместное проведение досуга, игры с родителями, спорт.
Зависимость ребенка от экрана необходимо преодолеть как можно раньше, поскольку она тормозит его нормальное развитие и может привести к таким последствиям, как неспособность сконцентрироваться на занятии, отсутствие других интересов в жизни, повышенная рассеянность и др.
Нужно понимать, что все виртуальные игры специально делаются очень интересными, зрелищными, захватывающими. В этом-то и кроется гигантская приманка.
Иногда в реальных жизненных ситуациях ребенок продолжает действовать будто бы исходя из личности героя компьютерной игры. В его сознании стирается грань между добром и злом, он становится жестоким. Проливается ли в игре чья-то кровь, убивает или ранит своего соперника персонаж, которым управляет дошкольник, — все это не пугает его, не заставляет переживать и сочувствовать. Вот почему в обычной жизни современные дети чаще агрессивные и черствые.
То же самое касается большинства современных мультфильмов. Если ребенок помногу и бесконтрольно сидит у телевизора, последствия могут быть плачевными.
Уже определен ряд предупреждающих знаков цифровой зависимости, которые варьируются от ребенка к ребенку и могут находиться под влиянием ряда факторов, таких как домашняя обстановка, а также социальное и экономическое положение семьи.
Предупреждающих знаков, на которые нужно обратить внимание и начинать исправлять ситуацию.
- Ребенок много времени проводит за экраном компьютера, телевизора, планшета и прочих электронных устройств, поглощен этим занятием.
- Постоянно требует поставить ему мультики или смотрит все подряд.
- «Выключается» из реального мира, становится рассеянным и несобранным. Постоянно старается улучить момент, чтобы включить компьютер, планшет или телевизор.
- Перестает слушаться родителей (напряжение в отношениях между ребенком и взрослыми нарастает).
- Постоянно просит скачать новые игры или делает это сам.
- Перестает проявлять интерес к обычным играм, прогулкам, творческим занятиям.
- Отказывается от приема пищи, чтобы не отрываться от компьютера, телевизора.
А еще просто общайтесь с людьми: смотрите им в глаза, улыбайтесь, пытайтесь понять человека напротив вас, здоровайтесь и разговаривайте с людьми, переживайте за других, ставьте себя на чужое место, смейтесь и плачьте вместе с друзьями — это лучшая профилактика цифровой зависимости, цените людей, которые рядом с вами.
И помните: цифровые технологии — это всего лишь инструмент для работы, а для всего остального есть человек. Общение с ним, конечно, не всегда бывает простым, но это отличный тренажер для нашего мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Познавательно - исследовательская деятельность как направление развитие личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ.
В статье рассматривается «Методика проведения исследований в детском саду», автором которой является Савенков Александр Ильич, доктор педагогических наук, доктор психологических ...
Статья ««Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС»
Данная статья составлена с целью повышения компетентности педагогов в ДОУ в вопросах развития познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в условиях внедрения ФГОС. Она раскрывает на...
Статья в научно – методический журнал на тему: «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»
Статья в научно – методический журнал на тему: «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»...
Статья «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС»
Материал для педагогов ДОУ...
Статья "Проблемы воспитания личности дошкольника в современных условиях"
Вырастить и правильно воспитать ребенка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоемкий. Современный педагог в своей непосредственной работе с детьми в условиях ДОУ сталкива...
«Риски трансформации личности дошкольников в условиях погружения в цифровое пространство»
laquo;Риски трансформации личности дошкольников в условияхпогружения в цифровое пространство»...
Риски трансформации личности дошкольника в условиях погружения в цифровое пространство
В наши дни экран очень часто подменяет живое общение ребенка с родными: бабушкины сказки, и мамины колыбельные, и игры со взрослыми, и спорт, и многое – многое другое. Как же не допустить экранн...