Статья «Ребенок не сосуд, а факел, который надо зажечь».
статья

Чуркина Алена Александровна

«Ребенок не сосуд, а факел, который надо зажечь».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Ревякинский детский сад»

Воспитатель 1 квалификационной категории

Чуркина Алёна Александровна

«Ребенок не сосуд, а факел, который надо зажечь».

Аннотация

 В статье рассматривается проблема социально-коммуникативного развития дошкольников, для формирования данного процесса, необходима продуктивная деятельность, в результате которой происходит взаимодействие со сверстниками и педагогом.

Ключевые слова

дошкольный возраст, социально-коммуникативное развитие, нетрадиционные техники рисования, социализация.

На сегодняшний день социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста является значимой проблемой для педагогов по причине того, что именно в дошкольном возрасте происходит формирование коммуникативной деятельности ребенка через общение со взрослыми и сверстниками, в игре под руководством взрослого, затем самостоятельно выбирая партнеров по общению.

Современные дети дошкольного возраста испытывают трудности в установлении контактов со сверстниками, выражении своих чувств и эмоций, что связано с возрастающей зависимостью от телевизора и компьютера.

Социально — коммуникативное развитие — это процесс, который позволяет усвоить нормы и ценности, принятые в обществе; развить общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий, эмоциональную отзывчивость, сопереживание; сформировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Исходя из этого, считаю, что для формирования данного процесса, необходима продуктивная деятельность, в результате которой происходит взаимодействие со сверстниками и педагогом.

Изобразительная деятельность является лучшим вариантом для формирования навыков социально-коммуникативного развития. Через изобразительную деятельность происходит развитие эстетических чувств детей, воспитание эмоциональной отзывчивости, умения работать коллективно, объединять свои работы в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

В завершении изготовленной работы, дети делятся друг с другом своими впечатлениями и результатами, радостные чувства объединяют их.

Исходя из опыта работы, могу отметить, что наилучшего результата в процессе формирования социально-коммуникативного развития через изобразительную деятельность можно добиться, используя нетрадиционные техники рисования.

Рисование нетрадиционными способами не имеет ограничительных рамок, необычные материалы и техники привлекают детей тем, что при их использовании можно рисовать легко и свободно, изображать композиции так, как видит и чувствует ребенок. Образовательный процесс, используя нетрадиционные техники рисования, превращается в веселую игру, а игра, как мы знаем, ведущая деятельность дошкольника. Тематика рисования может быть разнообразной.

Занимаясь с детьми, очень часто задаю сюжет для рисования текстом стихотворений, дети создают композиции согласно тексту, затем рисунки объединяю в альбом и использую данный продукт для заучивания используемого стихотворения.

В дошкольном детстве, в процессе развития социально-коммуникативных навыков, происходит становление способностей детей договариваться, учитывать интересы и чувства других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, умений разрешать конфликты, выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…»

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Психология./Л.С. Выготский. –М.: Апрель пресс. ЭКСМО-пресс, 2000. -106с.
  2. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. –М.; 2004. -65-66с.
  3. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка./М.И. Лисина –М.; Воронеж, 1997. -145с.
  4. Сластенин В.А. Педагогика –М.;2002. -59с.
  5. Смирнова Е.О., Гуськова Т.В. Исследование общения дошкольников со сверстниками// Вопросы психологии №2, 1988 -127-129с.
  6. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб.-СПб.: Питер, 2009.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Официальный сайт компании «Консультант Плюс»]URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_Frame =1 129503
  8. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М.: Академия, 1999. - 272с.
  9. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.-СПб.: Каро, 2014,-96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Интересные места в Санкт-Петербурге, которые можно посетить с ребенком»

статья -советы для родителей о том , как можно интересно провести выходные с ребенком...

Преемственность поколений -это нить, которую нельзя разрывать, это связь, которую надо поддерживать.

Наша статья о том, как  важно, чтобы в семье были традиции. Наличие их  привяжет ребенка к дому и поможет воспитать преемственность поколений....

«Ребёнок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь»

Каждый ребенок по своей сути — творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии, и только целенаправленное обучение дает шанс им раскрыться. Наша задача – выяв...

Статья. «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!»

Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует и участия родителей. Родители могут...

Статья для родителей: "Как слушать ребенка. Что такое активное слушание. Когда надо слушать ребенка".

Статья для родителей: "Как слушать ребенка. Что такое активное слушание. Когда надо слушать ребенка".                        ...