"Берегите природу"
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК»
(МБДОУ «Золотой петушок»)
Экологический КВН в старшей группе
«Берегите природу»
Номинация конкурса – «Досуговые мероприятия»
Возрастная группа – 5-6 лет
Автор: Жмурина Ольга Федоровна – педагог - психолог
Оглавление.
Введение __________________________________________________________ 3
- Актуальность
- Цель, задачи
- Советы
- Рекомендации
Содержание мероприятия ____________________________________________ 5
- содержание мероприятия
- результаты
- выводы
Заключение.__________________________________________________________22
Приложения _________________________________________________________ 23
Цель экологического воспитания в ДОУ - становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Достижению целей и задач по экологическому воспитанию в МБДОУ «Золотой петушок» способствуют регулярное участие педагогов, детей и родителей воспитанников в различных мероприятиях, конкурсах, акциях по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. На данный момент педагоги, воспитанники и родители воспитанников участвуют в муниципальном конкурсе «Экодетство». Участие МБДОУ «Золотой петушок» в муниципальном конкурсе «Экодетство» реализуется в форме проведения различных акций и мероприятий, используются нетрадиционные формы их проведения.
Экологический КВН «Берегите природу» является частью системы мероприятий в рамках конкурса.
Цели: продолжить экологическое образование детей, формировать представление о том, какую роль играет в охране природы человек.
Задачи:
«Здоровье». Развивать у детей самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья. Формировать представления о взаимосвязи природы и человека и влиянии окружающей среды на здоровье.
«Безопасность». Закрепление представлений об опасных для человека и окружающей природы ситуациях и способах поведения в них.
«Социализация». Способствовать развитию экологической культуры детей.
«Познание». Развивать логическое мышление, память, речь;
«Чтение художественной литературы». Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям, выразительному чтению стихов.
«Художественное творчество». Развивать продуктивную деятельность детей. Закрепить умение рисовать деревья, передавая его особенности.
Словарная работа:
Расширяя и уточняя знания детей о природе, продолжать обогащать словарь детей новыми словами: «эмблема», «первоцветы», «экология»; активизировать в речи детей названия деревьев, животных, кустарников; учить правильно, точно по смыслу использовать в речи существительные, прилагательные, глаголы; составлять словосочетания.
Предварительная работа.
Наблюдение на прогулке за птицами, деревьями, кустарниками; беседы о обитателях природы; игры «Угадай животное», «Назови птиц», «Назови деревья и кустарники», «Угадай растение», разучивание стихотворений, загадок.
Индивидуальная работа.
Заучивание стихотворений о природе.
Оборудование и материалы:
Карточки с правилами поведения в лесу, карточки с изображением деревьев и кустарников, 2 мольберта, два ватмана, карандаши, грамоты, счетный материал (медали), пакеты для мусора, подарки для детей.
Участниками команд «Елочки» и «Березки» были 10 воспитанников старшей группы «Подсолнушки». Остальные дети активно участвовали в качестве зрителей.
Большую роль сыграли родители в эффективном проведении мероприятия. Ими был проведен конкурс совместных с детьми рисунков на тему «2017 – Год экологии», который послужил основой для тематического оформления зала.
Привлечение родителей дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Родителями были приобретены атрибуты для мероприятия.
Рекомендуем активно использовать родителей в привлечении к проведении различных праздников, что активно используется в нашем ДОУ. Только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – позволить детям установить взаимосвязь с окружающим миром, взаимосвязь природы и человека.
Зал празднично украшен. На центральной стене расположена Земля (глобус) с изображением разнообразной природы. По обе стороны зала висят совместные с родителями рисунки детей на экологическую тематику.
Под музыку «Не рвите цветы, не рвите» команды входят в зал.
Ход мероприятия:
Ведущий:
Дорогие ребята, мы собрались на КВН, посвящённый Году экологии, который отмечает вся Россия.
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
В весёлых, радостных походах
Не растопчи её полей.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую –
Нас много, а она одна.
Ведущий:
Все знают, что природу надо беречь, нельзя рвать первоцветы в лесу, но не все соблюдают правила поведения в природе, и на нашей Земле уже есть места, где по вине человека уже остались только воробьи да мыши.
Мы проведём познавательную разминку, где ребята будут рассказывать по картинкам, как надо себя вести с природой.
1 конкурс Разминка «Правила поведения в лесу» (карточки)
Ведущий:
Теперь я вижу, что передо мной настоящие защитники нашей Земли.
И теперь самое время представить вашему вниманию наше жюри.
Ведущий представляет жюри, и знакомит с правилами КВНа.
( За каждый правильный ответ команда зарабатывает очки, нельзя подсказывать и мешать другим и т.д)
2 конкурс «Приветствие и название команд»
Команда «Елочка»- капитан:
Я ельник попросту елка,
Не листья на мне ,а иголки.
Всю длинную жизнь свою
Зеленая я стою.
Команда «Березка»- капитан:
Скажу, ни сколько не тая,
Что белая березка я.
Весной, зимой- в любой поре
Меня узнаешь по коре.
Команды приветствуют друг друга аплодисментами.
3 конкурс «Знатоки»
Нужно назвать четыре вида растений и четыре вида животных нашего края.
Ведущий:
4 конкурс «Вопросы – ответы»
Хочу сообщить правила игры:
1.Всем участникам нужно быть очень внимательными, отвечает та команда, которой задается вопрос, если ответ выкрикивает члены другой команды, то с нее снимается очко.
2. Тот , кто знает ответ, должен поднять руку.
3. Если команда не отвечает на вопрос, то ход переходит к другой команде, и они отвечают на вопрос.
4. Выигрывает та команда, которая наберет больше очков.
Нужно ответить на вопросы поочерёдно:
1. Какой цветок растёт без листьев? Мать – и - мачеха.
2. У какого дерева листва желтеет всех быстрей? Берёза.
3. След, какого зверя похож на след человека? Медведь.
4. Какое дерево цветёт последним? Липа.
5. Сколько глаз у стрекозы? Тысячи.
6. У кого язык длиннее тела? У хамелеона.
7.Сколько лет живёт бабочка? Два дня.
8. Какой лесной кустик ягоды не знает листопада? Клюква.
9. Назовите, какими природными ресурсами богата наша область?
Ведущий:
А теперь, пришло самое время отдохнуть, а жюри подведёт малый итог.
Динамическая пауза.
Исполняется «Танец зверят» (по показу) – «Угадай животное» (зрители должны узнать изображаемое животное)
Ведущий:
Мы продолжаем наше состязание следующим конкурсом.
5 конкурс «Загадки»
• Кто на ёлке, на суку
Счёт ведёт: «Ку – ку, ку – ку?» Кукушка.
• Раньше всех встаёт,
Ку ка ре ку! Поёт? Петушок.
• В воде купался, да сух остался. Гусь.
• Не дровосек, а плотник,
А первый в лесу работник. Дятел.
• Днём спит, ночью летает? Сова.
• Не портной, а всю жизнь
С иголками ходит. Ёжик.
• То рыжая, то серая,
А названьем белая. Белка.
• Зимой спит,
летом ульи ворошит? Медведь.
• Кто зимой холодный
Ходит злой, голодный? Волк.
• Пятак есть, а ничего не купит? Свинья.
6 – 7 конкурсы «Конкурс для капитанов»:
«Угадай растения»
Капитан команды «Березка» - собирает карточки с изображением деревьев, капитан команды «Елочка» - карточки с изображением кустарников.
7 конкурс «Художник»
Нужно нарисовать с помощью команды (коллективная работа) елочку, березу.
8 конкурс
Эстафета «Убери мусор» (дети собирают мусор в мусорные пакеты в виде эстафеты)
9 конкурс «Найди ошибку.»
Нужно найти ошибку, которая допущена при составлении предложения.
На дятле сидит дерево.
Лес растет в ягоде.
Корзину положили в гриб.
Елка спряталась за зайцем. Берлога спит в медведе
10 конкурс: «Угадай-ка»,«Подскажи словечко».
В этой игре вы должны составить словосочетание к названному слову поочередно.
Высокая (сосна) Хвойный (лес)
Узкая (тропинка) Сосновый (бор)
Широкая (река)
«Каким бывает лес?». Нужно подобрать определение к слову лес поочередно.
Весенний Красивый
Волшебный Хвойный
Лиственный Могучий
11 конкурс «Поэтический конкурс»
Кто лучше расскажет стихи о Земле.
1. Знают все взрослые, знают все дети,
Что вместе с нами живут на планете.
Лев и журавль, попугай и лисица.
Волк и медведь, стрекоза и куница.
2. Белые рощи, лесные дубравы,
Реки, речушки, деревья и травы!
Синее море, лесной ручеёк,
Все доверяют тебе, человек!
3. Есть разные краски у нашей планеты,
Вы мир украшайте зимою и летом.
Зелёною травкой и розовой кашкой,
Дождём голубым, разноцветной букашкой.
Оранжевым цветом рассвет и закат,
Пусть красочный мир окружает ребят!
4. Тенью прохладною летом одарит,
Осенью яблоком щедро наградит.
Главные жители мы на всей земле,
Низко я кланяюсь, дерево тебе!
5. Спешим на помощь мы природе,
Кто оказался вдруг в беде,
Не огорчайся, милый ёжик,
Сейчас поможем мы тебе!
6.Лисица, зайка, муравей,
Спешите к нам сюда скорей!
А если вас обидели, и трудно вам живётся,
Хоть одно, но доброе сердце отзовётся!
Жюри предлагается подвести итог.
Ведущий:
Как яблоко на блюдце, у нас Земля одна.
Не торопитесь, люди, всё исчерпать до дна.
Не мудрено добраться до скрытых тайников,
Разграбить всё богатство у будущих веков.
Поймите, это люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет, и каждого из нас.
Слово для подведения итогов предоставляется жюри.
Дети награждаются грамотами.
Разработанное и проведённое нами мероприятие, в комплексе используемых нетрадиционных форм проведения, решило поставленные задачи достаточно эффективно.
По итогам можно сделать следующие выводы:
- использованный материал способствовал повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников, развитию у детей самостоятельности, ответственности и понимания значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья.
- позволил закрепить формирование представлений о взаимосвязи природы и человека и влиянии окружающей среды на здоровье.
- закрепил представления детей об опасных для человека и окружающей природы ситуациях и способах поведения в них.
- способствовал развитию экологической культуры детей, развитию логического мышления, памяти, речи;
- способствовал формированию эмоционального отношения к литературным произведениям, выразительному чтению стихов.
- позволил развить продуктивную деятельность детей. Дети закрепили умение рисовать деревья, передавая его особенности.
Таким образом, с помощью нетрадиционных форм проведения воспитательных мероприятий мы стараемся сформировать у детей чувства ответственности, самостоятельности, нравственности, творчества, т.е. воспитывать личностные качества ребенка, и конечно, экологическую культуру, бережное и ответственное отношение к природной среде.
В представленном нами материале показана большая работа педагогов ДОУ по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. У дошкольников формируется активная позиция, желание изменить что-либо вокруг себя в лучшую сторону. Педагоги дают детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных действий зависит, каким будет окружающий мир. Дошкольники учатся понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды, а также легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает.
Результаты проведенной работы говорят о том, что методы и приемы, используемые в дошкольном учреждении, поддерживают и развивают интерес дошкольников к получению новых знаний. Осуществляется сотрудничество воспитателей, родителей, по всем аспектам вопроса экологического воспитания и образования детей.
Думается, что совместные усилия воспитателей и родителей дадут положительные результаты. Хочется верить, что навыки и умения детей, полученные от общения с природой родного края и есть те зерна, орошенные в благодатную почву, которые дадут прочные ростки бережного отношения ко всему живому Земле. Возможно, это их будущее, а пока они могут кормить птицу, оберегать деревья, заботиться о животных. И если хотя бы у одного - двух воспитанников войдет в привычку забота о природе, они обязательно передадут отношение к окружающему миру друзьям, близким.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/17/picture-267435-1371492349.jpg)
«Берегите природу» Сценарий экологического праздника, по охране окружающей природы для детей подготовительной группы
Сценарий экологического праздника, по охране окружающей природы для детей подготовительной группы....
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/25/picture-1039499-1527233284.jpg)
Сценарий театрализованного представления по охране окружающей природы в подготовительной группе "Берегите природу"
Цель: формирование экологической культуры дошкольника....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/20/picture-1119493-1550649841.jpg)
Консультация для родителей "Посильный вклад в охрану природы" - в рамках проекта "Берегите природу"
Консультация для родителей Посильный вклад в охрану природыУчёные прогнозируют глобальную экологическую катастрофу. Сидя в своих уютных квартирах, люди даже и не подозревают, что где-то там, дале...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/20/picture-1119493-1550649841.jpg)
Опросник для родителей «Мой вклад в охрану природы» в рамках проекта "Берегите природу"
Опросник для родителей «Мой вклад в охрану природы»...
Комплексное занятие по ознакомлению природы в старшей группе «Береги природу» с элементами рисования.
Комплексное занятие по ознакомлению природы в старшей группе «Береги природу» с элементами рисования.Программные задачи:- продолжать вызывать познавательный интерес к миру растений;- форми...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/22/picture-1357212-1634929929.jpg)
Презентация для детей "Берегите природу: от грязной природы не будет роду"
Презентация для детей"Берегите природу: от грязнойприроды не будет роду"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/16/picture-940254-1657954047.jpg)
Проект "Береги свет, тепло и воду - береги природу!"
Познавательно-исследовательский проект с детьми стршего дошкольного возраста....