"Берегите природу"
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК»
(МБДОУ «Золотой петушок»)
Экологический КВН в старшей группе
«Берегите природу»
Номинация конкурса – «Досуговые мероприятия»
Возрастная группа – 5-6 лет
Автор: Жмурина Ольга Федоровна – педагог - психолог
Оглавление.
Введение __________________________________________________________ 3
- Актуальность
- Цель, задачи
- Советы
- Рекомендации
Содержание мероприятия ____________________________________________ 5
- содержание мероприятия
- результаты
- выводы
Заключение.__________________________________________________________22
Приложения _________________________________________________________ 23
Цель экологического воспитания в ДОУ - становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Достижению целей и задач по экологическому воспитанию в МБДОУ «Золотой петушок» способствуют регулярное участие педагогов, детей и родителей воспитанников в различных мероприятиях, конкурсах, акциях по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. На данный момент педагоги, воспитанники и родители воспитанников участвуют в муниципальном конкурсе «Экодетство». Участие МБДОУ «Золотой петушок» в муниципальном конкурсе «Экодетство» реализуется в форме проведения различных акций и мероприятий, используются нетрадиционные формы их проведения.
Экологический КВН «Берегите природу» является частью системы мероприятий в рамках конкурса.
Цели: продолжить экологическое образование детей, формировать представление о том, какую роль играет в охране природы человек.
Задачи:
«Здоровье». Развивать у детей самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья. Формировать представления о взаимосвязи природы и человека и влиянии окружающей среды на здоровье.
«Безопасность». Закрепление представлений об опасных для человека и окружающей природы ситуациях и способах поведения в них.
«Социализация». Способствовать развитию экологической культуры детей.
«Познание». Развивать логическое мышление, память, речь;
«Чтение художественной литературы». Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям, выразительному чтению стихов.
«Художественное творчество». Развивать продуктивную деятельность детей. Закрепить умение рисовать деревья, передавая его особенности.
Словарная работа:
Расширяя и уточняя знания детей о природе, продолжать обогащать словарь детей новыми словами: «эмблема», «первоцветы», «экология»; активизировать в речи детей названия деревьев, животных, кустарников; учить правильно, точно по смыслу использовать в речи существительные, прилагательные, глаголы; составлять словосочетания.
Предварительная работа.
Наблюдение на прогулке за птицами, деревьями, кустарниками; беседы о обитателях природы; игры «Угадай животное», «Назови птиц», «Назови деревья и кустарники», «Угадай растение», разучивание стихотворений, загадок.
Индивидуальная работа.
Заучивание стихотворений о природе.
Оборудование и материалы:
Карточки с правилами поведения в лесу, карточки с изображением деревьев и кустарников, 2 мольберта, два ватмана, карандаши, грамоты, счетный материал (медали), пакеты для мусора, подарки для детей.
Участниками команд «Елочки» и «Березки» были 10 воспитанников старшей группы «Подсолнушки». Остальные дети активно участвовали в качестве зрителей.
Большую роль сыграли родители в эффективном проведении мероприятия. Ими был проведен конкурс совместных с детьми рисунков на тему «2017 – Год экологии», который послужил основой для тематического оформления зала.
Привлечение родителей дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Родителями были приобретены атрибуты для мероприятия.
Рекомендуем активно использовать родителей в привлечении к проведении различных праздников, что активно используется в нашем ДОУ. Только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – позволить детям установить взаимосвязь с окружающим миром, взаимосвязь природы и человека.
Зал празднично украшен. На центральной стене расположена Земля (глобус) с изображением разнообразной природы. По обе стороны зала висят совместные с родителями рисунки детей на экологическую тематику.
Под музыку «Не рвите цветы, не рвите» команды входят в зал.
Ход мероприятия:
Ведущий:
Дорогие ребята, мы собрались на КВН, посвящённый Году экологии, который отмечает вся Россия.
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
В весёлых, радостных походах
Не растопчи её полей.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую –
Нас много, а она одна.
Ведущий:
Все знают, что природу надо беречь, нельзя рвать первоцветы в лесу, но не все соблюдают правила поведения в природе, и на нашей Земле уже есть места, где по вине человека уже остались только воробьи да мыши.
Мы проведём познавательную разминку, где ребята будут рассказывать по картинкам, как надо себя вести с природой.
1 конкурс Разминка «Правила поведения в лесу» (карточки)
Ведущий:
Теперь я вижу, что передо мной настоящие защитники нашей Земли.
И теперь самое время представить вашему вниманию наше жюри.
Ведущий представляет жюри, и знакомит с правилами КВНа.
( За каждый правильный ответ команда зарабатывает очки, нельзя подсказывать и мешать другим и т.д)
2 конкурс «Приветствие и название команд»
Команда «Елочка»- капитан:
Я ельник попросту елка,
Не листья на мне ,а иголки.
Всю длинную жизнь свою
Зеленая я стою.
Команда «Березка»- капитан:
Скажу, ни сколько не тая,
Что белая березка я.
Весной, зимой- в любой поре
Меня узнаешь по коре.
Команды приветствуют друг друга аплодисментами.
3 конкурс «Знатоки»
Нужно назвать четыре вида растений и четыре вида животных нашего края.
Ведущий:
4 конкурс «Вопросы – ответы»
Хочу сообщить правила игры:
1.Всем участникам нужно быть очень внимательными, отвечает та команда, которой задается вопрос, если ответ выкрикивает члены другой команды, то с нее снимается очко.
2. Тот , кто знает ответ, должен поднять руку.
3. Если команда не отвечает на вопрос, то ход переходит к другой команде, и они отвечают на вопрос.
4. Выигрывает та команда, которая наберет больше очков.
Нужно ответить на вопросы поочерёдно:
1. Какой цветок растёт без листьев? Мать – и - мачеха.
2. У какого дерева листва желтеет всех быстрей? Берёза.
3. След, какого зверя похож на след человека? Медведь.
4. Какое дерево цветёт последним? Липа.
5. Сколько глаз у стрекозы? Тысячи.
6. У кого язык длиннее тела? У хамелеона.
7.Сколько лет живёт бабочка? Два дня.
8. Какой лесной кустик ягоды не знает листопада? Клюква.
9. Назовите, какими природными ресурсами богата наша область?
Ведущий:
А теперь, пришло самое время отдохнуть, а жюри подведёт малый итог.
Динамическая пауза.
Исполняется «Танец зверят» (по показу) – «Угадай животное» (зрители должны узнать изображаемое животное)
Ведущий:
Мы продолжаем наше состязание следующим конкурсом.
5 конкурс «Загадки»
• Кто на ёлке, на суку
Счёт ведёт: «Ку – ку, ку – ку?» Кукушка.
• Раньше всех встаёт,
Ку ка ре ку! Поёт? Петушок.
• В воде купался, да сух остался. Гусь.
• Не дровосек, а плотник,
А первый в лесу работник. Дятел.
• Днём спит, ночью летает? Сова.
• Не портной, а всю жизнь
С иголками ходит. Ёжик.
• То рыжая, то серая,
А названьем белая. Белка.
• Зимой спит,
летом ульи ворошит? Медведь.
• Кто зимой холодный
Ходит злой, голодный? Волк.
• Пятак есть, а ничего не купит? Свинья.
6 – 7 конкурсы «Конкурс для капитанов»:
«Угадай растения»
Капитан команды «Березка» - собирает карточки с изображением деревьев, капитан команды «Елочка» - карточки с изображением кустарников.
7 конкурс «Художник»
Нужно нарисовать с помощью команды (коллективная работа) елочку, березу.
8 конкурс
Эстафета «Убери мусор» (дети собирают мусор в мусорные пакеты в виде эстафеты)
9 конкурс «Найди ошибку.»
Нужно найти ошибку, которая допущена при составлении предложения.
На дятле сидит дерево.
Лес растет в ягоде.
Корзину положили в гриб.
Елка спряталась за зайцем. Берлога спит в медведе
10 конкурс: «Угадай-ка»,«Подскажи словечко».
В этой игре вы должны составить словосочетание к названному слову поочередно.
Высокая (сосна) Хвойный (лес)
Узкая (тропинка) Сосновый (бор)
Широкая (река)
«Каким бывает лес?». Нужно подобрать определение к слову лес поочередно.
Весенний Красивый
Волшебный Хвойный
Лиственный Могучий
11 конкурс «Поэтический конкурс»
Кто лучше расскажет стихи о Земле.
1. Знают все взрослые, знают все дети,
Что вместе с нами живут на планете.
Лев и журавль, попугай и лисица.
Волк и медведь, стрекоза и куница.
2. Белые рощи, лесные дубравы,
Реки, речушки, деревья и травы!
Синее море, лесной ручеёк,
Все доверяют тебе, человек!
3. Есть разные краски у нашей планеты,
Вы мир украшайте зимою и летом.
Зелёною травкой и розовой кашкой,
Дождём голубым, разноцветной букашкой.
Оранжевым цветом рассвет и закат,
Пусть красочный мир окружает ребят!
4. Тенью прохладною летом одарит,
Осенью яблоком щедро наградит.
Главные жители мы на всей земле,
Низко я кланяюсь, дерево тебе!
5. Спешим на помощь мы природе,
Кто оказался вдруг в беде,
Не огорчайся, милый ёжик,
Сейчас поможем мы тебе!
6.Лисица, зайка, муравей,
Спешите к нам сюда скорей!
А если вас обидели, и трудно вам живётся,
Хоть одно, но доброе сердце отзовётся!
Жюри предлагается подвести итог.
Ведущий:
Как яблоко на блюдце, у нас Земля одна.
Не торопитесь, люди, всё исчерпать до дна.
Не мудрено добраться до скрытых тайников,
Разграбить всё богатство у будущих веков.
Поймите, это люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет, и каждого из нас.
Слово для подведения итогов предоставляется жюри.
Дети награждаются грамотами.
Разработанное и проведённое нами мероприятие, в комплексе используемых нетрадиционных форм проведения, решило поставленные задачи достаточно эффективно.
По итогам можно сделать следующие выводы:
- использованный материал способствовал повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников, развитию у детей самостоятельности, ответственности и понимания значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья.
- позволил закрепить формирование представлений о взаимосвязи природы и человека и влиянии окружающей среды на здоровье.
- закрепил представления детей об опасных для человека и окружающей природы ситуациях и способах поведения в них.
- способствовал развитию экологической культуры детей, развитию логического мышления, памяти, речи;
- способствовал формированию эмоционального отношения к литературным произведениям, выразительному чтению стихов.
- позволил развить продуктивную деятельность детей. Дети закрепили умение рисовать деревья, передавая его особенности.
Таким образом, с помощью нетрадиционных форм проведения воспитательных мероприятий мы стараемся сформировать у детей чувства ответственности, самостоятельности, нравственности, творчества, т.е. воспитывать личностные качества ребенка, и конечно, экологическую культуру, бережное и ответственное отношение к природной среде.
В представленном нами материале показана большая работа педагогов ДОУ по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. У дошкольников формируется активная позиция, желание изменить что-либо вокруг себя в лучшую сторону. Педагоги дают детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных действий зависит, каким будет окружающий мир. Дошкольники учатся понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды, а также легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает.
Результаты проведенной работы говорят о том, что методы и приемы, используемые в дошкольном учреждении, поддерживают и развивают интерес дошкольников к получению новых знаний. Осуществляется сотрудничество воспитателей, родителей, по всем аспектам вопроса экологического воспитания и образования детей.
Думается, что совместные усилия воспитателей и родителей дадут положительные результаты. Хочется верить, что навыки и умения детей, полученные от общения с природой родного края и есть те зерна, орошенные в благодатную почву, которые дадут прочные ростки бережного отношения ко всему живому Земле. Возможно, это их будущее, а пока они могут кормить птицу, оберегать деревья, заботиться о животных. И если хотя бы у одного - двух воспитанников войдет в привычку забота о природе, они обязательно передадут отношение к окружающему миру друзьям, близким.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Берегите природу» Сценарий экологического праздника, по охране окружающей природы для детей подготовительной группы
Сценарий экологического праздника, по охране окружающей природы для детей подготовительной группы....
Сценарий театрализованного представления по охране окружающей природы в подготовительной группе "Берегите природу"
Цель: формирование экологической культуры дошкольника....
Консультация для родителей "Посильный вклад в охрану природы" - в рамках проекта "Берегите природу"
Консультация для родителей Посильный вклад в охрану природыУчёные прогнозируют глобальную экологическую катастрофу. Сидя в своих уютных квартирах, люди даже и не подозревают, что где-то там, дале...
Опросник для родителей «Мой вклад в охрану природы» в рамках проекта "Берегите природу"
Опросник для родителей «Мой вклад в охрану природы»...
Комплексное занятие по ознакомлению природы в старшей группе «Береги природу» с элементами рисования.
Комплексное занятие по ознакомлению природы в старшей группе «Береги природу» с элементами рисования.Программные задачи:- продолжать вызывать познавательный интерес к миру растений;- форми...
Презентация для детей "Берегите природу: от грязной природы не будет роду"
Презентация для детей"Берегите природу: от грязнойприроды не будет роду"...
Проект "Береги свет, тепло и воду - береги природу!"
Познавательно-исследовательский проект с детьми стршего дошкольного возраста....