Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание в ДОО»
учебно-методический материал
Экологические знания, полученные в дошкольном возрасте, помогут
ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно
понимать и бережно относиться к природе!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 19.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Экологическое воспитание в ДОО»
Недалеко то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут
взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего
общества, за судьбу всей Земли. Важно воспитывать чувство любви к
природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть последствия
своего поведения в природе.
Ребенку важно понимать, что в природе не бывает «ничейной» реки,
«ненужной» травки, «бесполезной» букашки. В природе все гармонично
связано между собой, нарушение одной из цепочек грозит нарушением
природного баланса.
Что же такое - экология?
Экология - это наука, изучающая взаимоотношения организмов со
средой обитания и между собой.
Посмотрите, как легкомысленно, пренебрегая элементарными нормами
поведения, мы можем выбросить пластиковую бутылку, стаканчики. И так
делают многие, все это происходит на глазах у детей. Мы своим примером
воспитываем экологическую культуру поведения у дошкольников.
Экологическая культура поведения формируется на основе знаний,
практических навыков, эстетических переживаний. Дошкольник учится
сопереживать живым существам: живому больно, его надо любить, убивать
животное нельзя, мы не имеем право уничтожать то, что создала природа.
Мы закладываем в сознание детей ощущение окружающего мира, как
огромного дома, в котором мы все живем.
Задачи экологического воспитания и образования детей:
1 Освоение новых знаний, и обогащение ранее усвоенных;
2 Формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;
3 Формирование умения видеть взаимосвязь явлений в природе, умения делать
4 Воспитание самостоятельности через общение с природой;
5 Воспитание эстетических чувств;
6 Воспитание любви к природе, родине;
7.Развитие воображения, мышления, внимания, речи.
Вся работа по экологическому образованию и воспитанию строится по 3-м
блокам:
¬ специально организованное образовательная деятельность;
¬ совместная деятельность взрослого с детьми;
¬ свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы по экологическому воспитанию и воспитанию:
¬ Экологические сказки, конкурсы, развлечения.
¬ Наблюдения на прогулках,
¬ Образовательная деятельность.
¬ Заполнение календарей природы.
¬ Художественная литература, игровая деятельность, музыкальная, труд в
уголке природы.
¬ Организация исследовательской деятельности.
¬ Экскурсии.
¬ Художественная деятельность.
¬ Экологические акции.
Образовательная деятельность по экологии:
¬ наблюдения за животными и растениями;
¬ по классификации представлений о природе;
¬ по обучению детей труду по уходу за растениями и животными;
¬ природы;
¬ исследования;
¬ ознакомление с трудом взрослых в природе;
¬ комплексная ОД
Используются приемы и методы, обеспечивающие активную позицию
ребенка и вызывающие развитие эмоций и чувств у детей, которые
способствуют проявлению гуманного отношения к природе
Методы и приемы:
¬ постановка проблемных вопросов;
¬ решение проблемных ситуаций;
¬ экспериментирование;
¬ моделирование; работа с моделями;
¬ игры;
¬ наблюдения
¬ участие детей в уходе за растениями;
¬ выполнение заданий из рабочих тетрадей и т. д.
В детском саду применяются следующие виды игр:
1 Дидактические игры для уточнения и закрепления знаний о предметах,
явлениях природы, растениях и животных.
2 Предметные игры (с листьями, семенами, цветами) – «Чудесный мешочек»,
«Узнай, что в руке», «Вершки и корешки».
3 Настольно-печатные игры проводятся с целью систематизации знаний
детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.
4 Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «В воздухе, в воде, на
земле», «Четвертый лишний».
5 Игровые упражнения на определение различных предметов по качествам и
свойствам, развитие наблюдательности: «Найди по листочку дерево»,
«Принеси желтый листочек» и т. д.
6 Подвижные игры с целью подражания повадкам животных, отражения
явлений неживой природы «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Земля,
вода, огонь, воздух» и т. д.
7 Творческие игры с целью отражения впечатлений, полученных в процессе
занятий, экскурсий, повседневно йжизни (сюжетно-ролевые
природоведческие игры, строительные игры с природными материалами и др
8 Игры-задания проводятся как итог наблюдений.
Словесные методы:
Чтение художественной литературы: в детской литературе природа
отображается различными художественными средствами. Будучи научной по
своему содержанию, природоведческая литература для детей должна быть
одновременно и художественной. В этом ее особенность.
Книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она расширяет
представления детей, знакомит с явлениями природы, жизнью растений и
животных, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в
природе. Основоположниками советской детской природоведческой книги
являются В. В. Бианки и М. М. Пришвин. Интересны сказки В. В. Бианки
«Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты» и др.
Литература для чтения и рассказывания детям:
Н. Акимушкин «Это все кошки»;
Н. Акимушкин «Это все собаки», В. Бианки «Рыбий дом», В. Бианки «Наши
птицы», Ю. Дмитриев «Кто в лесу живет и что в лесу растет», Ю. Дмитриев
«Рассказы моей полянки», «В воде и у воды», Н. Павлова
«Бабочки», Е. Пермяк «Чижик - пыжик», М. М. Пришвин «Золотой луг»,
Е. Серова «Наши цветы», Н. Сладков «Грачи прилетели», Н. Сладков
«Пестрые крылья», Н. Сладков «Солнцеворот»,Г. Снегирев «Кто сажает лес», пословицы, поговорки, загадки, стихи оприроде.
Рассказ воспитателя:
Решает определенные образовательные задачи, рассказ строится с
учетом опыта и интереса возраста дошкольников. Восприятие рассказа для
детей является достаточно сложной умственной деятельностью. Ребенок
учится слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его,
на основе словесного описания активно воссоздавать достаточно яркие
образы, устанавливать и понимать те связи и зависимости, о которых говорит
воспитатель, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним
опытом.
Рассказ о природе строится с учетом требований:
достоверности, научности, прежде чем сообщать о чем-то детям, проверяете
правильность фактов.
Рассказ должен быть занимательным, иметь яркий динамический сюжет,
быть эмоциональным, сопровождаться иллюстративным материалом –
фотографиями, картинами, диафильмами. Без наглядности интерес к рассказу
снижается, он хуже воспринимается детьми.
Продолжительность рассказа для детей старшего взрослого возраста
составляет не более 10 – 15 мин.
Беседа
Предварительная беседа используется перед наблюдением, экскурсией.
Цель беседы – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь
предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями.
Итоговая беседа направлена на систематизацию
полученных знаний. Беседы по содержанию могут быть разного уровня: одни
проводятся после наблюдения за узким кругом наблюдаемых объектов
(например, беседа о перелетных птицах, о зимовке в лесу и др.), другие,
затрагивающие более широкий круг явлений (беседы о сезонах) для
систематизации знаний детей о явлениях неживой природы, о жизни
растений, животных, о труде людей. Для детей первых семи лет жизни
характерны наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. Педагогу
важно строить процесс обучения таким
необходимые сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом.
На современном этапе необходимо повысить компетентность родителей в
Вопросах экологического воспитания детей.
взаимодействии с родителями; установить партнерские отношения с семьей
каждого воспитанника и объединить усилия, для развития и воспитания
экологического сознания детей; создать атмосферу общности интересов по
сохранению окружающей природы.
Формы работы с родителями:
- изготовление поделок
- оформление экологической газеты
- беседы, консультации
- анкетирование
- участие в различных мероприятиях и конкурсах.
Эффективно используются приемные и групповые комнаты, коридоры
детского сада для размещения выставок фотографий, рисунков, поделок из
природного материала детей и родителей.
Экологические знания, полученные в дошкольном возрасте, помогут
ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно
понимать и бережно относиться к природе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Экологическое воспитание - воспитание нравственности, духовности и интеллекта"
В консультации рассматриваются следующие вопросы:Что в природе оказывает влияние на духовно-нравственное развитие детей? Чем характеризуются взаимоотношения современных детей с природой? Как...
Консультация для воспитателей" Экологическое воспитание-это воспитание нравственности,духовности и интелекта"
Консультация для воспитателей" Экологическое воспитание -это воспитание нравственности,духовности и интелекта"...
Консультация для воспитателей "Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта"
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ-ЭТОВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТА» Человек и природа ... Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали ;дань этой вечной и актуальной теме. Н...
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»
В современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. Детей отличает эмоциональная и духовная незрелость....
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»
Консультация...
Консультация для воспитателей "Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта"
Консультация для воспитателей по экологическому воспитанию....
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интелекта»
Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира.Так пусть перед ним откроется чудесный мирв живых красках, ярких и трепетных звуках. ...