Былинные богатыри земли Русской
план-конспект занятия (старшая группа)

Тюрина Наталья Евлампиевна

Знакомство с былинами на занятиях по художественной литературе дает старшим дошкольникам представление о героическом прошлом русского народа; вызывает у них интерес к языку былин, сказаний, песен; воспитывает чувство гордости и уважение к русским воинам; желание им подражать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogatyri.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Былинные богатыри земли Русской»

Цель: Знакомство с былинами на занятиях по художественной литературе дает старшим дошкольникам представление о героическом прошлом русского народа; вызывает у них интерес к языку былин, сказаний, песен; воспитывает чувство гордости и уважение к русским воинам; желание им подражать. 

Программное содержание:

  1. Обеспечить формировать представлений о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
  2. Дать представление о былине, былинных героях - Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче.
  3. Вызвать интерес к языку былин, преданий о русских богатырях.
  4. Побудить чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским войнам, желание им подрожать.

Активизация словаря: Богатырь, былина, сказатель, нараспев, сбруя, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, уздечка, булава, ножны, оберег.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание картины В.М. Васнецова «Три богатыря»;
  2. Чтение отрывков из былин о богатырях;
  3. Заучивание стихотворений, пословиц;
  4. Рассказ о символе солнца на щитах и мечах.

Оформление «мини-музея»:

  1. Щиты, мечи, шлемы.
  2. Картина «Богатыри».
  3. Книги, рисунки детей.

Ход занятия

- Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать вас в нашем «мини - музее». Вы не против, если я буду экскурсоводом? Наша экскурсия посвящена защитникам Отечества нашего времени, и богатырям - предкам, жившим много веков до нас.

- В первом зале нашего «мини - музея» мы поговорим с вами о славной Российской Армии, о её героических воинах: пограничниках, танкистах, летчиках, моряках.

- Какой праздник отмечает наша страна 23 февраля?

- День защитника Отечества.

- А кого мы называем защитниками Отечества?

- Воинов Российской армии: солдат и офицеров.

- Всегда Россия славилась своими защитниками. И сегодня наши солдаты совершают подвиги - под огнем противника выполняют боевые операции, выносят из боя командиров, встают на защиту людей других стран.

- Это наши солдаты Советской Армии водрузили в 1945 году Знамя Победы над рейхстагом и освободили мир от немецко-фашистских захватчиков.

Люди помнят своих героев, и в каждом городе и селе поставлены памятники и обелиски. А в нашем поселке есть такой памятник?

- Ребята, как называется праздник, когда мы поздравляем ветеранов Великой Отечественной войны?

- День Победы.

- Когда мы его празднуем?

- 9 мая!

- А как мы отмечаем День Победы?

- Идем к памятнику и возлагаем цветы. Минутой молчания чтим память погибших.

- Ребята, рассмотрев все картины, на что вы обратили внимание?

- Изображены разные виды войск, которые имеют свои эмблемы - отличия.

- Образуйте 3 команды из 4-х человек. Отправьте 1человека из команды (Ребята каждой компании определяют по картинке на конверте род войск - вкладывают эмблему у соответствующей картины и составляют предложения)

- Ребята, огромное спасибо вам за небольшие рассказы, предложения.

- От вас я услышала слова – смелые, отважные, сильные. Откуда же черпают русские воины свою неиссякаемую силу?

- Говорят, ребята, досталось она им в наследство от далёких предков, о которых сложены песни и сказания - от былинных богатырей.

- А кто такой богатырь?

- Как о нем можно рассказать словом, рассказом или стихотворением?

Дети:

Силен как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман.
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град,
Спасает бедных и детей 
И стариков и матерей!

- Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далекой старине и прославились своими подвигами и делами?

- Из былин, сказаний, песен, из стихотворений.

- Что такое былина?

- Былина произошла от слова «было», «быль».

- А кто слагал былины о богатырях?

- Сказатель – Былинник.

- Как рассказал сказитель Былину?

- Ходил из селения в селение и рассказывал былины нараспев, сопровождая их игрой на гуслях (ребенок одет в русский костюм, рассказ сопровождается игрой на гуслях).

- Вот так, ребята, слагалась былина. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелегкой на Руси.

Подвиги русских богатырей – героев отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Какого русского художника картина перед нами?

- Виктора Михайловича Васнецова.

- Как бы вы ее назвали?

- Ваше мнение совпало с мнением художника. Он ее тоже назвал «Богатыри». Давайте же рассмотрим ее и побеседуем по ней.

- Кто изображен на картине Васнецова? (Богатыри)

- Кто находится в центре картины? (Илья Муромец)

- Как вы догадались, что это Илья Муромец? (Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь)

- Ребята, а Илья Муромец сразу стал богатырем? Что за беда с ним приключилась? И кто его от этой беды избавил? (Чтение отрывка из былины)

- Кто справа от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич)

- Расскажите о нем.

(В плечах широк, брови черные вразлет, глаза зоркие, соколиные, кудри русые, вьются кольцами, а силой и хваткой – ему равных нет!)

- А еще? А какие увлечения у него? (С 12 годов на гуслях играл, сам песни складывал и в шахматы играл)

- А еще нам скажет Аня об этом богатыре.

- А кто самый молодой из богатырей? (Алеша Попович)

- Какими качествами обладал Алеша Попович? (Хитростью, смекалкой, дерзостью).

- Куда смотрит каждый из богатырей? (Они смотрят вдаль - не видать ли врагов?)

- Что охраняли богатыри? (Землю русскую, ее границы)

- А хотели бы вы быть похожими на богатырей?

- Для этого нужно быть сильными, смелыми, ловкими. Нужно постоянно тренироваться.

- Мы сейчас с вами тоже потренируемся:

Проводится игра – эстафета «русские богатыри».

1. Ребята делятся на две команды.

2. По сигналу нужно надеть шлем и проскакать на лошади.

3. Попасть мешочком с песком в цель и вернуться обратно.

Подходим к картине

- Главным другом богатырей был конь! То, что на лошади - называется упряжь. Что сюда относится? (уздечка, стремена, седло.)

- Как звали коня у Ильи Муромца? (Бурушка)

- Ребята, расскажите, как одеты богатыри?

- На тело одета кольчуга - железная рубашка. Она защищает богатыря от ударов копья, шлем защищает голову от ударов.

- Какие еще есть доспехи у богатырей? (Щиты, луки, колчан со стрелами, меч-булава)

- Тысячу лет прошло, ребята, а мы с вами гордимся делами и подвигами витязей-богатырей. Когда богатыри собирались все вмести, как мы видели на картине, они становились такими сильными, что их невозможно было победить. Об этом мы можем узнать с вами из пословиц.

  1. Не родом славен богатырь – а подвигом.
  2. Лучше того дела нет, чем родную Землю от врагов защищать.
  3. Мое богатство – сила богатырская, мое дело – Руси служить, от врагов оборонять.
  4. В русском сердце прямая честь да любовь к Руси – Матушке.

- Ребята, обратите внимание, что меч и ножны всегда украшены узором, орнаментом.

- Знак Солнца наносился на щит (наглядно). Этот знак был призван помогать, богатырю отражать удары врага, сохранять ему жизнь. Родовым деревом в Древней Руси считался дуб. Уходя в поход, подходили богатыри к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай брать с собой горсть земли сохранился и до сих пор. (Дети подходят к столу, где в тряпице лежит горсть земли)

- Ребята, дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могущество, давал людям силу, ему покланялись.

- Ребята, давайте подойдем к дубу, поклонимся ему и сделаем хороводный обряд – поклонение дубу

- У нас дубок
Вот таков, вот таков 
(сидя на корточках, руки подняты вверх)
Корень да его вот так глубок 
(наклониться вниз, показать корень)
Листья да его вот так широки 
(развести руки в стороны)
Ветки да его вот так высоки 
(руки вверх)
Аз, ты, дуб – дубок
Ты могуч – могуч 
(медленно поднимают руки вверх, сцепляются)
На ветру дубок ты скрипуч 
(покачивают руками)
Дай мне силы, отваги, добра 
(правая рука на сердце)
Чтобы землю родную защищать от врага.

- А сейчас я вам подарю талисманы «Листочек дуба», чтобы вы были сильными, смелыми, отважными, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.

Наша беседа о былинах и былинных богатырях подошла к концу, и мы с вами вспомним о том, какой завет оставили богатыри своим потомкам:

- Защищать свою Родину, беречь ее.

- Защищать слабых, бедных, стариков и детей.

- Любить свою малую Родину, свой народ, свою страну.

(Дети становятся полукругом).

- А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!

- Не скакать врагам по нашей Земле!

- Не топтать их коням

- Землю Русскую!

- Не затмить им солнце наше красное!

-Век стоит Русь – не шатается.

-И века простоит не шелохнется!

-А преданья старины

-Забывать мы не должны

-Слава русской стороне

-Слава русской старине!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Былинные богатыри земли русской

В сценарии представлен материал по повышению профессионального мастерства педагогов по теме "Героический эпос Древней Руси". Материал семинара позволит изучить образ русских богатырей на основе былин,...

Проектная деятельность на тему" Былинные богатыри земли русской" дл подготовительной группы

Проект долгосрочный, рассчитан на учебный год. Цель этого проекта-познакомить детей с героическим прошлым русского народа в Древней Руси. В этом проекте -темы занятий по развитию речи; сюжетно-ролевые...

Патриотическое воспитание на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Тема: Былины о богатырях земли русской

Патриотическое воспитание на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Тема: Былины о богатырях земли русской...

Совместная непосредственно - образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями на тему: «Былинные богатыри нашей Русской земли»

Задачи:1.    Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.2.    Оживить представлени...

Открытое занятие "Былинные богатыри земли русской"

Продолжать знакомить детей с былинными героями через оживленное представление...

Конспект НОД в старшей группе "Былинные богатыри земли русской"

Целью занятия является формирование представления  детей старшего возраста о героическом прошлом русского народа , русских богатырях- защитниках Земли Русской на примере репродукции картины В.М.В...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по познавательному развитию « Былинные богатыри земли русской» с использованием здоровьезберегающих педагогических технологий, технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми,

Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи:Обучающие:Познакомиться с оружием богатырей;Сформи...