Приобщение воспитанников МКДОУ д/с «Подснежник» пгт Подосиновец к истокам народной культуры через организацию и проведение праздника Масленицы
статья

Колесникова Светлана Валерьевна

Вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования. В настоящее время актуально социально – личностное развитие дошкольников, развитие нравственных ценностей, забота об эмоциональном благополучии детей. Дошкольный возраст – благодатная почва для приобщения детей к народной культуре. Русская народная культура оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих способностей. В связи с этим существует необходимость формирования единого образовательного пространства, включающего семью и ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение воспитанников МКДОУ д/с «Подснежник»

пгт Подосиновец к истокам народной культуры через

организацию и проведение праздника Масленицы

Инструктор по физической культуре

МКДОУ детский сад «Подснежник»

пгт Подосиновец

Кировской области

Колесникова С.В.

«Ничто не скрепляет народ, как традиции. Именно на них опирается культуросообразность. Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ и тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство».

Г.Н. Волков

В ходе последних событий в мире возрождение и поддержание международного статуса России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием высоконравственной личности гражданина нашего Отечества, развитием его духовности, личностным принятием исторически сложившейся морали и нравственности.

Вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования. В настоящее время актуально социально – личностное развитие дошкольников, развитие нравственных ценностей, забота об эмоциональном благополучии детей.

Современные дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, общественной жизни. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком окружающей его действительности имеют решающее значение в становлении основ личности.

Дошкольный возраст – благодатная почва для приобщения детей к народной культуре. Потенциал детей дошкольного возраста уникален, все, что окружает ребёнка в детстве, вызывает глубокую привязанность, повзрослев, человек вспоминает с глубокой теплотой и нежностью о родном доме, родном посёлке, родных и близких людях, своей малой Родине. 

В связи с этим существует необходимость формирования единого образовательного пространства, включающего семью и ДОУ.

Русская народная культура оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих способностей. Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. В процессе работы систематизируется опыт педагогов по патриотическому воспитанию, реализуются творческие способности как коллектива ДОУ, так и детей и их родителей. Дети по-новому начинают относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

В ФГОС ДО отмечается, что, часть программы, формируемая участниками образовательных отношений должна отражать специфику национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Мной разработана рабочая программа по патриотическому воспитанию дошкольников через физкультурно-массовые мероприятия «Патриотизм начинается с детства» Возраст детей от 4 до 7 лет. Предложенная в данной программе система работы содействует созданию условий для патриотического воспитания дошкольников, способствует удовлетворению возрастных потребностей, позитивной социализации, морально-нравственному и познавательному развитию, развитию физических качеств. Основу программы составляют мероприятия, которые планируются с учётом возможностей, условий, особенностей и традиций конкретного детского образовательного учреждения.

Образовательная деятельность по формированию патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе подготовки, организации и проведении специально разработанных физкультурных сюжетных занятиях, проведения подвижных игр, эстафет, спортивных праздников, развлечений и досугов, тематических спортивно —развлекательных мероприятиях, соревнованиях, конкурсах, проектной деятельности. Работа с детьми ведётся систематически и последовательно, согласно перспективному плану работы на учебный год.

Для более доступного и удобного осуществления программного содержания все проводимые спортивно-массовые мероприятия разделены на направления:

  1. Физкультурно-развлекательное,
  2. Физкультурно-спортивное,
  3. Военно-патриотическое.

Каждое направление решает свои задачи в нравственно-патриотическом воспитании.

Физкультурно – развлекательное направление решает задачи физкультурно-оздоровительного цикла образовательной области физическая культура и направлено на укрепление дружеских взаимоотношений со сверстниками, родителями, на формирование позитивной социализации, ЗОЖ, сбережение и укрепление своего здоровья, поддержание народных традиций, семейных обычаев. В содержание физкультурно-развлекательного направления входит проведение такого мероприятия как праздник «Масленица».

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Ежегодное проведение праздника, посвященного Масленице, давно стало в нашем детском саду хорошей и доброй традицией. Наблюдения показали, что это один из самых любимых и ожидаемых праздников у детей.

Непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого народного веселого праздника. Праздничные гулянья «Масленица» организуются и проводятся в саду силами воспитателей, родителей и детей. Подготовка к празднику длится целую неделю и построена на интеграции всех образовательных областей программы.

В ходе подготовки используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями.

Воспитатели знакомят и расширяют знания детей связанные с традициями проведения этого праздника. Проводят беседы, рассказывают о названиях и традициях каждого дня масленичной недели, рассматривают народные промыслы, игрушки, читают стихи, учат песни, пословицы, поговорки, заклички, показывают презентации («Масленица идет», «Обрядовые куклы-обереги», «Русский национальный костюм» и т.д.), занимаются продуктивной деятельностью (лепят, изготавливают куклы-обереги, раскрашивают матрёшек, дымковские игрушки), привлекают родителей к оформлению выставок, папок-передвижек. Совместно с социальными партнёрами Домом ремёсел и ДДТ проводят различные мастер-классы для родителей и детей.

Музыкальный руководитель проводит слушание русских наигрышей и обрядовых песен, например: «Как на Масленой недели со стола блины летели…», «Широкая Масленица, мы тобою хвалимся…», разучивает с детьми хороводные игры («Галя по садочку ходила», «Карусели»), танцы.

Как инструктор по физической культуре я вовремя НОД закрепляю с детьми разученные ранее народные подвижные игры и разучиваю новые. Почему я уделяю большое внимание народным играм? Потому что к сожалению, народные игры почти исчезли из жизни современных детей. При подготовке к празднику стараюсь создать условия для формирования интереса у детей к народным подвижным играм что способствует организации досуга детей, сделав его более содержательным и полезным.

Считаю, что педагогическая ценность русских народных подвижных игр для детей в том, что они оказывают большое влияние на воспитание характера, воли, развивают интеллект, нравственные чувства, укрепляют ребёнка физически, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. Формируют у детей чувства сопричастности к истории и интерес к культуре русского народа на основе освоения народных ценностей. Формируют жизненно необходимые двигательные умения и навыки в соответствии с индивидуальными особенностями, быстроту, ловкость, меткость, тренируют реакцию и координацию движений. Развивают самостоятельность, инициативность, находчивость, уверенность, импровизационные способности у детей, воспитывают навыки общения Они учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Народные игры разнообразны, развлекательны и эмоциональны. Специальной физической подготовленности играющим не требуется. Они просты и общедоступны. В них каждый может найти себе активную роль по силам и способностям. Несомненна роль народной игры в умственном воспитании детей. С ее помощью они познают окружающий мир, овладевают пространственной терминологией. Учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, соблюдать правила игры, развивается внимание, мышление, воображение, память. 

При проведении народных подвижных игр придерживаюсь следующих правил:

• правила игры должны быть простыми, понятными, доступными для выполнения детьми, т.е. подбираю игры в зависимости от возраста детей, использую принцип: от простого к сложному;

• игра должна способствовать мыслительной и двигательной деятельности каждого ребенка;

• при проведении игры стараюсь сделать так чтобы каждый ребенок был активным участником игры.

• игра должна быть безопасна для здоровья детей, поэтому отмечаю что бы место проведения и оборудование в игре соответствовало требованиям безопасности и СанПин;

• поддерживаю сотрудничество и взаимопомощь между участниками педагогического процесса (музыкальным руководителем, воспитателями).

Для младшего возраста выбираю наиболее простые игры, которые привлекают своей напевностью, эмоциональностью, строятся на основе опыта детей, представлений, знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц («Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «У медведя во бору», «Котенька-коток»).

В средней группе ввожу понятие «водящий». Выбор водящего чаще всего происходит с помощью считалки. Если игра требует разделения на команды, использую сговор (Например, Что возьмешь: «Наливное яблочко или золотое блюдечко?», «Медведя лохматого или козла рогатого»).

На масленицу мы учим «Горелки», «Гори, гори ясно», «Два мороза», «Лапти», «Пятнашки с мячом», «Колечко», «Салки». «Цепи кованые», «Блины», «Масленичные ворота» и т.д.

В итоге проделанной нами работы заканчивается Масленичная неделя праздником-развлечением. В основе фольклорного праздника лежит народная традиция.  Здесь важно познакомить детей с наиболее яркими национальными традициями, обрядами. Праздник имеет, как познавательную ценность, так и приобщение к культурным традициям России. Ответственность за подготовку и проведение праздника лежит на всем коллективе. Праздничная программа обсуждается и принимается с дополнениями и изменениями. Названия праздника так же меняется «Встреча Солнца и Весны», «Проводы русской зимы», «Потешная Масленица», «Весну – красную зазываем, встречаем!».  Между всеми членами коллектива распределяются обязанности участок работы, за который тот отвечает: оформление участков, подготовка костюмов, поделку атрибутов и т.д.

Цель праздника - создать условия для приобщение детей к традиции празднования на Руси Масленицы и обогащения опыта детей новыми яркими, радостными впечатлениями.

Задачи:

1.  Приобщать детей к национальным традициям через народные игры и песни;.  

2. Доставить детям радость и удовольствие от участия в ярком и веселом масленичном гулянии, от

3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

4. Развивать двигательную активность детей; быстроту, силу, ловкость.

Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Праздник «Масленицы» стараемся проводить в разных формах и вариантах. Например:

1.Затейничество. В основе-игра или игровая идея. Например: «В гости к Весне», «Встреча сказочных персонажей» и т.д. Такая форма подходит для любого возраста, не требует репетиций, т.к. в основе сюрприз, игра. Выбор репертуара подчиняется логике и содержанию данной игровой модели.

2. Квест. Цель - создание проблемной ситуации, стимулирующей развитии смекалки, инициативности, самостоятельности, умение договариваться друг с другом, действовать в команде. Например, дети ищут секретное послание от Весны, выполняют задания от Бабы Яги и т.д.

При разработке сценария я учитываю требования ФГОС. Требования к сценарию: строгая логичность построения и развития темы; законченность каждого эпизода; органическая связь эпизодов; нарастание действия в его движении к кульминации. Определяю тему и идею, отмечаю воспитательные задачи и цель проведения. В сценарии последовательно излагаю все элементы действия, раскрывающие тему, даю конкретное описание выступлений, предусматриваю методы, повышающие активность всех участников. Затем подбираю необходимое оборудование и атрибуты. В содержание праздника включаю разный репертуар: музыкальные игры, коммуникативные танцы, аттракционы, забавы, небольшие инсценировки, подвижные игры, эстафеты, сюрпризные моменты. Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей. Свои действия обязательно координирую с музыкальным руководителем, особенно в части подбора музыкального оформления праздника.

Праздник «Масленицы» всегда проводим на центральной площадке детского сада. И в виду того что по пожарной безопасности на территории сада запрещено разводить открытый огонь чучело масленицы мы не сжигаем. Детям объясняем, что масленица это переход от зимы к весне, что природа обновляется, просыпается т зимнего сна и надо ей помочь освободится от мусора и прошлогодней грязи. Дети с воспитателями готовят участки к весне – прибираются, убирают мусор, приводят веранды в порядок, украшают.

        Итак, все приготовления к празднику окончены и наступает долгожданный праздник Масленицы или по другому встреча весны начинается. Девочки с воспитателями в русских расписных платках, мальчики с цветами в шапках собираются под русские народные мелодии на центральной площадке детского сада, украшенной флажками, шариками, плакатами. Перед началом представления скоморохами, зазывалой закличками или небольшим повествованием даётся детям понять о том, какое событие, явление будет сейчас показано, почему сегодня все собрались на площадке. Дети получают положительный эмоциональный настрой в самом начале праздника и  затем принимают активное участие в предлагаемых играх, забавах, заданиях.

Далее развёртывается основное действие, которое подчиняется следующим принципам:

    - каждый эпизод связан с предыдущим и последующим;

   - действие развивается по нарастающей линии от более слабых к эмоционально сильным эпизодам;

    - каждый эпизод имеет внутреннюю логику построения и заканчивается прежде, чем начинается другой.

С детьми проводятся игры, эстафеты забавы, по возрастам. Сами воспитанники поют выученные весенние песни, танцы, рассказывают стихи, водят хороводы с героями праздника. Традиционно это Баба Яга, Леший, Скоморохи, Петрушка, Зима, Весна.

Если праздник построен в форме квеста, то каждая группа проходит его этапы, расположенные на участках и выполняет задания героев на данном этапе. В такой форме организации праздник позволяет воспитателям найти занятие каждому ребенку, что положительно сказывается на формировании основ культуры личности. В процессе прохождения этапов каждый ребёнок может себя показать, поучаствовать в выполнении задания не один раз.

В финале праздника детей всегда угощают блинами – символом тепла и солнца. Каждой группе блины выносят на отдельном подносе. Для чаепития помощники воспитателей выносят столы, чайники, чашки, выкладывают салфетки.

Поделюсь кратким изложением праздника «Весну – красную зазываем, встречаем»! в 2016 году

На центральную площадку к 10 часам собрались 7 групп. Встречал, зазывал детей озорной Скоморох весёлыми закличками и интересной игрой «Якалки».

Пролетающая мимо Баба Яга не смогла не залететь к нам в гости. Она пообещала помочь позвать Весну если с ней поиграют. Ребята очень старались – танцевали, играли в догонялки с Ягой и даже летали на мётлах. Когда все условия были выполнены, Яга сдержала обещание и поделилась волшебными словами заклички.

Все были в восторге от появления Весны. Ребята показали её как они за зиму подросли, а в спортивных состязаниях продемонстрировали свою смекалку, ловкость, силу, быстроту, удаль.

В конце праздника Весна угостила всех блинами пожелала счастья и здоровья, поздравила с наступлением весны и пробуждением природы.

Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают именно такие фольклорные праздники. Они способствуют развитию чувства любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа, патриотизма, воспитывают интерес к историческому прошлому, традициями, обычаями, вызывают только положительные эмоции. Впечатления от праздника остаются у детей надолго.

Через подготовку и проведение фольклорного праздника:

- расширяются представления детей о русских народных традициях;

- повышается интерес к традициям русского народа, создаются условия для знакомства детей с народным праздником «Масленица»;

- повышается уровень практических умений детей в художественном творчестве, двигательных навыках;

- устанавливаются социально-коммуникативные контакты между детьми, родителями и педагогами;

- пополняется методическая «копилка», тематическими конспектами НОД с детьми, картотеками, методическими материалами;

- создаётся атмосфера радости приобщения к традиционному народному празднику «Масленица».   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к истокам народной культуры, через устное народное творчество

Произведения устного народного творчества имеют познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.    припевки, песенки, потешки дети с...

"Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через устное народное творчество (фольклор)"

Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Поэтому приобщение детей к народному творчеству необходимо начинать с раннего д...

Долгосрочный проект на тему: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через народные праздники»

Данный проект предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста с жизнью, бытом и творчеством русского и башкирского  народа. Проект ориентирован на нравственно-патриотическое и художестве...

Сценарий праздника по приобщению к русской народной культуре детей старшего дошкольного возраста. Масленица.

Цель: формирование интереса к русской традиции празднования Масленицы через ознакомление с бытом русского народа.Задачи:- уточнить представление детей об обычаях, связанных с празднованием Масленицы;-...

Краткосрочный проект "Приобщение детей к истокам народной культуры" «Широкая масленица»

Главной целью нашего проекта является духовно-нравственное воспитание дошкольников методом проектной деятельности. Привлечь родителей воспитанников к обсуждению вопросов о проведение совместного празд...