Родительский клуб "Наши пальчики играют"
проект (младшая группа)
Родительский клуб "Наши пальчики играют" направлен на развитие у детей мелкой моторики рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskiy_klub.docx | 37.95 КБ |
kartoteka_palchikovyh_igr_.docx | 37.19 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ «Д/c№56»
____________ Овчинникова И.В
«___» ____________ 2022г
Проект
Родительский клуб « Наши пальчики играют»
в первой младшей группе «Петушок» по
организации игр направленных на развитие мелкой моторики рук
у детей.
Воспитатели: Демьянченко А.П
Калмыкова Т.Р
Проект
Создание родительского клуба « Наши пальчики играют» по организации игр направленных на развитие моторики рук у детей.
Актуальность
«Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребенок.
У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражениями центральной нервной системы. В чем причины задержки речи? Считается, что главное от чего зависит речь, - это степень речевого общения детей с окружающими людьми: родители обычно получают совет – больше разговаривайте с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами. Наблюдения показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Актуальность нашей работы заключается в целенаправленной и систематической работе по развитию мелкой моторике с детьми раннего возраста с использованием игровых пособий, пальчиковой гимнастики, дидактических игр и игровых упражнений, проведение игровой артикуляционной гимнастики. Вся проводимая работа способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное – сохранению психического и физического развития ребёнка.
Проблема
Наблюдая за детьми в младших группах детского садика, мы заметили что, у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могли правильно держать ложку и ручку, другие - собрать конструктор и другие мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третье - застегивать - расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках. Тогда мы и начали свою работу по развитию мелкой моторики рук.
При выполнении мелких движений пальцев рук происходит давление на кончики пальцев и активизация незрелых клеток коры головного мозга, отвечающих за формирование речи ребенка. Развитие мелкой моторики рук возникает не сразу. Взрослым необходимо поощрять ребенка, чтобы он больше тренировался.
Паспорт проекта:
Цель проекта:
Разработать систему работы по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе разнообразной игровой деятельности детей и использовании игровых пособий в домашних условиях.
Тип проекта: Познавательно- игровой, творческий
По времени реализации: долгосрочный.
Участники проекта:
• Воспитатели Демьянченко Анастасия Павловна, Калмыкова Татьяна Романовна
• Воспитанники 1 младшей группы
• родители (законные представители)
Сроки реализации: 1 учебный год ( октябрь-май).
Форма представления: слайдовая презентация.
Принципы реализации проекта:
• Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется через игровую деятельность.
• Принцип систематичности - решение задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и во всех видах деятельности.
• Принцип интеграции - взаимодействие всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.
• Принцип преемственности - учет разного уровневого развития детей.
• Принцип индивидуального подхода к детям – осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребёнку, исходя из знаний особенностей его развития.
• Комплексно-тематический принцип -сделать жизнь детей интересной, связать ее с окружающей действительностью.
• Принцип игровой подачи материала- основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Организация работы по проекту:
• Изучение литературы;
• Составление картотеки пальчиковых игр;
• Разработка перспективного плана работы;
• Проведение родительского собрания и анкетирование родителей;
• Подбор консультативного материала;
• Обследование детей на начало и на конец учебного года;
• Использование пальчиковых игр и игр по сенсорике и с игровыми пособиями;
• Участие родителей в работе над проектом.
Задачи для воспитателя:
• Разработать перспективный план работы по развитию мелкой моторики «Наши пальчики играют» с детьми младшей группы.
• Приобрести игровые пособия по развитию мелкой моторики с детьми группы.
• Разработать картотеку пальчиковых игр.
• Пополнить предметно-развивающую среду группы новыми дидактическими играми.
• Развивать мелкую моторику пальцев кистей рук.
• Развивать и активизировать словарный запас детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.
• Привлечь родителей к помощи по работе над данным проектом.
• Создавать в семье благоприятные условия для проведения работы по развитию мелкой моторики у детей.
Задачи детей:
1. Улучшать координацию движения кистей, пальце рук детей младшего дошкольного возраста.
2. Подобрать для развития мелкой моторики рук физминутки, игры, пальчиковую гимнастику, практические занятия.
3.Познакомить с нетрадиционными методами рисования, пластилинографией.
4. Развивать память, мышление, воображение.
5. Укреплять физическое здоровье детей.
Задачи для родителей :
• учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;
• организовывать развивающие игры при помощи обычных предметов домашнего обихода.
Проект осуществляется в три этапа :
• Подготовительный ( октябрь)
• Основной ( ноябрь- апрель)
• Заключительный ( май)
Ожидаемые результаты :
Педагоги:
• повышения уровня знаний и компетентности у родителей по вопросам развития общей и мелкой моторики рук у детей;
• родители станут активными участниками проекта;
• родители будут использовать игры с различными материалами для развития мелкой моторики в домашних условиях;
• положительные отзывы родителей и педагогов
Дети:
• спокойно относятся к тому, что видят родителей в детском саду;
• проявляют интерес к совместной деятельности со взрослыми;
• возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;
• дети будут использовать пальчиковую гимнастику в повседневной жизни.
Формы работы с родителями
• Анкетирование родителей, проведение опросов с целью выявления их компетентности.
• Консультации, семинар- практикум « Наши пальчики играют», памятки, папки-передвижки для родительского уголка, мастер- классы.
Формы работы
• семинар-практикум;
• мастер-класс
• выставки
• решение проблемных ситуаций
• дискуссии
• круглый стол
• вечер вопросов и ответов
Название итогового мероприятия проекта: «Волшебство на кончиках пальцев».
Подготовительный этап:
• анкетирование и индивидуальные беседы с родителями с целью выявления их знаний по данной теме;
• анализ анкет и бесед с родителями
• разработка практикумов и мастер-класса
• знакомство педагогов детского сада с содержанием проекта
• подбор и изготовление пособий и игр по теме
• оформление практических рекомендаций для родителей, памятки
• приглашение родителей на семинар-практикум
Основной этап :
Мастер- классы
«Сказочные скрепки»
Задачи: развивать мелку моторику; учить ориентироваться на листке, закреплять знание цветов; развивать связную речь. Выкладывание скрепок по образцу ( например: машина, цветочки, мячик)
«Цветные дорожки» крупы разных цветов (можно одного) выкладываем разнообразные дорожки разной длины
« Построй башню» на спагетину нанизываем мелки части разрезанной котельной трубочки
«Вязанная мозайка» Выкладываем геометрические фигуры по шаблону
Игры с водой «Волшебная волна»
Задачи: развивать мелкую моторику рук; снимать напряжение ( успокаивать нервную систему ребенка)
Ход : Раз. Два, три, четыре, пять- будем мы волну гонять. А теперь ладошкой ровной будем море рисовать- разглаживаем воду в обратном направлении, выравнивая по всему пакетику. Одна рука придерживает край пакетика. Другая разглаживает.
«Загадочная фасоль»
Задачи: развитие мелкой моторики рук, тактильного восприятия.
Ход: Вам понадобиться емкость, наполненная фасолью, предметы из разных материалов. Предложить ребенку отыскать спрятанные в фасоли предметы. Запускать руки в таз с фасолью так приятно! Дошкольникам можно поручить сортировку и перебирание различных круп.
«Приключение шнурков»
Задачи: развитие мелкой моторики. Вам понадобятся шнурки- разрезанные решетки для раковин. А так же можно использовать и от киндер- сюрприз футляр. Предложить ребенку продевать шнурок в отверстия решеток, чтоб получилась дорожка.
«Рисуем шикарные рожицы из круп»
Задачи: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильных ощущений.
Ход: Вам понадобиться тарелочки с различными крупами. Высыпьте крупу на тарелочку и предложите ребенку совместно с мамой или же с родственниками нарисовать различные рожицы, разные узоры и предметы, можно героев из любимых мультфильмов.
Семинар- практикум « Шумовые- кубики»
Задачи: познакомить родитель с шумовыми кубиками, предметами направленных на развитие речи, развитие мелкой моторики рук, тактильное ощущение.
Ход : Вам нужны будут различные шумовые предметы с различными звуками. Вы можете взять футляр от киндера- сюрприз и туда положить крупу. И дать ребенку пусть он будет шуметь ими.
Консультация «Разноцветные крышки»
Задачи: развитие мелкой моторики рук, развитие речи, тактильное ощущение.
Семинар- практикум «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»
Задачи: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста в домашних условиях.
Итоговое родительское собрание « Родитель- это звучит гордо!»
Задачи: анализ работы клуба, эффективность деятельности. Вечер вопросов и ответов.
Заключительный этап
Итоговое заседание родительского клуба
Презентация проекта.
Приложение №1
Этапы проекта | Действия педагогов | Действия детей | Действия членов семьи и социальных партнеров |
Подготовительный (проблема, планирование, прогнозирование результатов продуктов проекта) | 1.Определение темы проекта, постановка цели и задач. 2.Перспективное планирование проекта. 3.Изучение методической литературы. 4.Выбор форм работы с родителями. 5.Выбор основных мероприятий. 6. Определение и формулировка ожидаемых результатов. 7.Подбор материалов для проведения бесед, консультаций. 8.Работа с интернет – ресурсами. | 1.Ознакомление с темой проекта. 2. Рассматривают и играют в центре «Сенсорики». 3.Высказывают свою точку зрения по данной теме. | 1.Обсуждение с родителями проекта, целей проекта и средств реализации. 2.Принимают участие в пополнении развивающей среды. |
Деятельностный (непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка) | 1.Помогает детям в выполнении и оформлении рисунков и аппликаций. 2.Помогает правильно выполнять пальчиковую гимнастику, физминутки, самомассаж с помощью крупы, массажного мячика. 3.Дает рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук у детей. 4.Оформляет вместе с детьми выставку работ. | 1.Создание рисунков, аппликаций. 2. Рисование по трафаретам. 3. Шнуровка. 4.Лепка из пластилина и теста. 5. Манипуляции с мелкими предметами. 6. Выполнение пальчиковой и артикуляционной гимнастики. 7. Пазлы., игры с прищепками. 8.Нетрадиционные техники рисования ватными палочками, печатью из картофеля, пальчиками. 9.Рисование песком. | 1.По рекомендациям педагогов родители оказывают помощь детям в изготовлении поделок и рисунков. 2.Проводят с детьми дома пальчиковую гимнастику. 3.Рисуют и лепят с детьми. 4. Дают детям дома пересыпать и перебирать крупу, бобовые. |
Завершающий (презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом) | 1.Анализ полученных результатов и обобщение опыта. 2.Выставка «Волшебство на кончиках пальцев». 3.Итоговая презентация «Ум- на кончиках пальцев». | 1.Подготовка к выставке «Волшебство-на кончиках пальцев» |
Приложение №2
“Наши пальчики играют”
Социально-коммуникативное развитие | Сюжетно - ролевые игры (пальчиковый и кукольный театр): «Репка», «Колобок», «Золотое яичко», «Теремок», «Маша и три медведя». Дидактические и настольные игры: «Веселая шнуровка», «Собери картину», «Перебери крупу», «Мозайка», «Собери пирамидку», «Веселые прищепки», «Кто что ест»?, «Разноцветные медвежата», «Веселые цветочки». |
Познавательное развитие |
|
Художественно-эстетическое развитие |
|
Речевое развитие |
|
Физическое развитие | Пальчиковая гимнастика:
Массаж с помощью массажного мячика, природного материала. |
Работа с родителями |
|
Приложение №3
Конспект по художественно- эстетическому развитию
в первой младшей группе
“Виноград”
Задачи: Учить детей рисовать точки ватными палочками. Развивать чувство ритма. Воспитывать отзывчивость
Демонстрационный материал. Игрушечная ворона (или другая птица), картинки с ягодами (земляника, красная рябина, виноград, вишни).
Раздаточный материал. Половинка альбомного листа, гуашь, кисть, мисочка с водой, тряпочка, ватные палочки.
Ход занятия
Воспитатель загадывает загадку:
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она? (Ворона)
Воспитатель показывает игрушку ворону и говорит: «Ребята, посмотрите кто к нам в гости прилетел? (ответ ворона).
А что нужно сделать? (поздороваться)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Дети послушайте, о чем она вас просит».
Ворона говорит, что она очень голодная. Просит покормить ее.
Воспитатель: Ребята, а что любит кушать ворона?» (Ответы детей) ворона говорит, что она очень любит кушать ягодки. Только она не помнит, как они называются. Помогите вороне вспомнить названия ягод.
Воспитатель показывает детям картинки с разными ягодами и называет их.
Воспитатель: Дети, ворона вспомнила! Она любит виноград и просит нарисовать ей его.
Пальчиковая гимнастика. «В гости к пальчику»
В гости к пальчику большому
приходили прямо к дому (выставить вверх большой палец)
Указательный и средний,
Безымянный и последний. (поочередно называемые пальцы соединяются с большим) Сам мизинчик-малышок
постучался о порог. (вверх выставить мизинец, пальцы сжаты в кулак)
Вместе пальчики — друзья, (постучать кулачками друг о друга)
Друг без друга им нельзя. (ритмично сжимать и разжимать кулачок)
Воспитатель: «Ребята, а теперь на рисуем виноград.»
Воспитатель еще раз внимательно рассматривает с детьми картинку, на которой изображен виноград, определяет форму и цвет виноградин. Обращает внимание малышей на то, что виноградины плотно прижаты друг к другу. Показывает детям, как нужно смачивать пальчик в мисочке с водой, набирать гуашь на кончик пальца и прижимать его к листу бумаги, делая точки. Точки должны близко прилегать друг к другу и идти в ряд. Первый ряд – длинный, второй покороче, третий еще короче и т. д., пока не получится ряд из одной-двух ягодок. Затем нужно дорисовать кисточкой веточку с виноградным листом.
Приложение №4
Конспект по художественно- эстетическому развитию
“ Наши ручки”
Задачи: развивать интерес к изобразительной деятельности, открывать для детей новые приёмы и способы рисования: рисование всей ладошкой приемом примыкания.
Целевые ориентиры: ребёнок заинтересован в рисовании, проявляет интерес к изобразительной деятельности, экспериментирует с различными приёмами рисования, стремиться освоить новые навыки изобразительного искусства.
Материал и оборудование: Кукла, специальные краски для рисования руками, лист бумаги на каждого ребенка, вода в миске для споласкивания рук, тряпочки.
Ход занятия
-Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости! Кто это?
-Это кукла Маша. Поздоровайтесь с Машей (дети здороваются)
-Здравствуйте, ребятки!
-Кукла на нас похожа.
-У нее есть глаза? (да)
-Покажите их. (дети показывают на лице куклы глаза)
-А где у вас глазки? (дети показывают на своем лице и называют)
-А есть у Маши рот? (да)
-Покажите (дети показывают на кукле)
-А носик у Маши есть? Покажите где он? (дети показывают)
-А у вас, где носик? (дети показывают нос на своем лице)
-Молодцы ребятки
-Кукла Маша на нас похожа, ручки есть и ножки тоже
-Покажите где у куклы ножки?
-А у вас где? (дети показывают)
-А где у Маши ручки? (дети показывают)
-А покажите ваши ручки?
-У куклы Маши маленькие ручки
-А у вас ребятки большие
-Кукла Маша не может рисовать своими ручками.
-Мы с вами сегодня будим рисовать ладошками.
-Где наши ладошки? (вот они)
-Вот они ладошки (воспитатель гладит ладошки детей)
-Давайте кукле Маше нарисуем рисунки нашими ладошками! (воспитатель раздает листы, краску на блюдце). Дети рисуют с помощью воспитателя, под его словесное сопровождение.
В конце занятия воспитатель хвалит детей, говорит: какие красивые получились рисунки.
-Ребята, давайте подарим наши рисунки кукле Маше! (Да) - Спасибо! -говорит вам кукла
-Давайте скажем кукле: до свидания Маша! Пока! (дети прощаются, отдают рисунки кукле)
Приложение №5
Конспект по художественно- эстетическому развитию
“Чашка”
Оттиски печатками из картофеля. Гуашь
Цель. Познакомить детей с техникой печатания оттисков печатками из картофеля красками разных цветов. Развивать речь и мышление.
Демонстрационный материал. Предметы посуды.
Раздаточный материал. Печатки из картофеля в виде маленьких треугольников, кругов, квадратов; мисочки с вложенным в них тонким поролоном, пропитанным гуашью (двух цветов); шаблон чашки, вырезанный из бумаги.
Ход ООД.
Воспитатель: - Ребята, давайте рассмотрим картинки и вспомним чайную посуду, которую мы знаем. (дети рассматривают иллюстрации и называю посуду)
Воспитатель: - Жил – был чайник (раздается стук в дверь, появляется чайник с грустными глазами). Ребята, это то самый чайник, про который я вам хотела рассказать. Но что же с чайником не так? (дети: -он грустный)
Чайник стоял на полке рядом с красивой и нарядной посудой, но полка упала, и вся посуда разбилась, чайник остался один.
Воспитатель: - Ребята, наш чайник такой красивый, у него сегодня день рождение, но почему же он грустный (ответы детей)
- Давайте попробуем развеселить чайник! Мы поиграем и превратимся в посуду.
- Хлопни, топни, покружись и в посуду превратись.
Физкультминутка
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник (дети «надувают» живот,
одна рука на поясе, другая
изогнута, как носик).
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки (приседают, одна рука на поясе).
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни-разобьются (кружатся, рисуя руками круг).
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке (потягиваются, руки вверх,сомкнуть над головой),
Вот пластмассовый поднос-
Он посуду нам принёс (делают большой круг).
Хлопни, топни, покружись и в детей превратись
Воспитатель: У нас получилось развеселить чайник? Нет.
- Что вы делаете, когда у вас день рождения?
Дети. - Наряжаемся, ждём гостей.
Воспитатель. На праздник всегда приглашают гостей. И угощают их. А чем (ответы детей) Да, ребята, вкусным, ароматным чаем со сладким лакомством. К чайнику придут гости, а из чего же они будут пить чай?
Воспитатель: У меня есть чашки (показывает белые чашки). Понравятся чайнику и его гостям такие чашки? Почему? Они не нарядные.
Воспитатель: Как мы можем помочь чашкам? (украсить). Что у меня на столе? (гуашь, картофель, ватные палочки). Какого цвета краска? Что мы можем сделать картошкой? Поставить красивый отпечаток. Выберем картошку, которая больше всего вам понравиться и обмакнем ее, например, в желтую краску Какие узоры мы можем нарисовать ватной палочкой? (полоски и кружочки)
Воспитатель. Можно ватной палочкой нарисовать полоски по краю чашки вверху и внизу, например, синим цветом. Обмакиваю ватную палочку в гуашь и рисую полоски, слева направо провожу линию. Ватной палочкой нарисуем кружочки, обмакнув её в гуашь (красного цвета) и оставим отпечаток. Получились маленькие кружочки-горошинки. Посмотрите, как это делается. (Делает палочкой отпечатки на бумаге, обращая внимание детей на то, что «горошинки» должны располагаться по всей поверхности чашечки равномерно.) Обращает внимание детей на то, что "горошинки" должны располагаться по всей поверхности чашечки равномерно. Вот какая замечательная чашка у меня получилась! Ребята, а вы мне поможете украсить остальные чашки? Ваши чашечки будут наверняка ещё более красивыми. Проходите к столам.
Пальчиковая гимнастика.
Прежде чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Дружно мы потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу нам пора.
Под спокойную музыку дети рисуют.
Воспитатель учит придерживать лист бумаги левой рукой, следит за осанкой детей. Наблюдает за работой детей, говорит, что надо работать аккуратно, не пачкая рабочее место, одежду. По окончании работы вытираем пальчик салфеткой. Ребята, пока наши чашечки сохнут, мы поиграем. Пока звучит музыка вы бегаете, как только музыка заканчивается, вы занимаете блюдце и превращаетесь в чайную посуду, которую я назову (чашка, чайник, ложка)
Игра «Чайная посуда и блюдца».
Воспитатель: - Наши чашечки подсохли, давайте наших гостей тоже пригласим к чайнику на чай и подарим им по красивой чашке, а остальные чашки мы поставим на стол к чайнику.
Итог занятия. Рефлексия.Рисунки детей выставляются на мольберте.Воспитатель: Молодцы ребята, все постарались. Посмотрите, какие красивые чашечки у вас получились. А какой чайник веселый, довольный! Чем мы рисовали? Какой краской Даша ты рисовала? Какие узоры нарисовал Антон?? Поздравим чайник с днем рождения и пожелаем ему больше не грустить!
Приложение№6
Картотека пальчиковых игр
«Осень»
Осень, осень, непогода, (сжимать и разжимать кулачки)
Листья по ветру летят, (круговые движения кистями)
Лужи прямо у порога, (поднять руки ладошками к себе, соединив средние пальцы – «ворота»)
Мокнут ножки у ребят. (стряхнуть «воду» с рук).
У Лариски две редиски. (Сжимают пальцы в кулак, по одному пальцу разжимая)
У Сережки-сорванца два зеленых огурца.
А у Вовки две морковки.
Да еще у Петьки две хвостатых редьки.
«Компот»
Будем мы варить компот –
Фруктов нужно много. Вот. (левую ладонь держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)
Будем яблоки крошить, (загибают пальцы по одному, начиная с большого)
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ. (опять «варят» и «мешают»)
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы, (загибают по одному пальцу, начиная с большого)
Листья рябины,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. (сжимают и разжимают пальцы)
Семья.
«Моя семья»
Этот пальчик – дедушка, (поочередно загибают пальцы, начиная с большого)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – наш малыш,
Пальчики сжимаю я – (сжимают и разжимают пальчики)
Это вся моя семья!
Зимние забавы.
«Зимние забавы»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальцы на обеих руках)
Выпал снег, идем гулять. (волнообразные движения руками сверху вниз)
Ты нас, мама, не ищи, (поочередное касание одинаковых пальцев, начиная с больших)
Горку строить будем мы. (концы пальцев соединить под прямым углом)
Горку не простую, (соединить ладони вместе)
Горку ледяную, (соединить пальцы под углом)
Будем очень мы стараться, (сжать пальцы в кулаки, большие пальцы поднять вверх)
Чтоб потом на ней кататься. (правой рукой погладить тыльную сторону левой руки)
«Снежок»
Раз, два, три, четыре, (загибают пальцы, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили («лепят», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе)
И совсем-совсем не сладкий. (грозят пальцем)
Раз – подбросим, два – поймаем. (подбрасывают и ловят воображаемый снежок)
Три – уроним (роняют воображаемый снежок)
И…сломаем. (топают)
Защитники Отечества.
«Вертолет»
(пальцы обеих рук, кроме указательных и больших, «сплетают», указательные выдвигают вперед и соединяют их подушечки – хвост вертолета, большими пальцами выполняют совместные круговые движения – лопасти вертолета)
Быстро лопасти крути!
Вертолет, лети, лети!
Подарите мне фуражку, (ритмичное касание одинаковых пальцев обеих рук)
Сапоги и автомат. (разводить пальцы обеих рук, начиная с больших)
Стану воином отважным, (интенсивное сжимание рук в кулаки)
Защищать вас буду рад. (пальцы сцепить в «замок»)
Сегодня праздник всех отцов, (сжимают и разжимают пальцы)
Всех сыновей, всех, кто готов, (хлопают в ладоши)
Свой дом и маму защитить, (из ладошек делают «домик»)
Всех нас от бед отгородить! (сжимают и разжимают пальцы)
«Мамин день»
Первые подснежники (подушечки пальцев обеих рук сомкнуты, ладони округлены)
Я в руках несу. (сжать обе руки в кулак)
Нежные цветочки (пальцы лодочкой, запястья прижаты друг к другу)
Маме подарю. (вытянуть руки вперед, не меняя положения кистей)
Будь всегда красивой, (развести руки в стороны)
Нежной, как цветы! (пальцы лодочкой)
Хорошо, что рядом (соединить ладони, прижать)
Есть со мною ты! (вытянуть руки вперед ладонями)
«Моя семья»
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья: (загибают пальцы по одному)
Это – мама,
Это – я,
Это – бабушка моя,
Это – папа,
Это – дед.
И у нас разлада нет.
«Капель»
Кап, кап, кап – (ритмично стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого)
Звенит капель.
Приближается апрель.
«Весна»
Раз – весна, (согнуть мизинец правой руки)
Два – капель, (согнуть безымянный палец)
Три – сосульки тают. (согнуть средний палец)
Март прошел, идет апрель, (согнуть указательный палец)
Птицы прилетают. (ладони скрестить, большие пальцы переплести – «птица»)
«Апрель»
Мы раскрыли окна, (как будто раскрывают окна)
Распахнули дверь. (открывают дверь)
Солнечный и мокрый (сжимают и разжимают пальцы)
К нам пришел апрель. («шагают» пальцами по столу)
Забурлил ручьями, (загибают по одному пальцу)
Зазвенел, запел.
Первыми скворцами (машут руками, словно крыльями)
На березы сел.
Приложение№7
Конспект родительского собрания
«Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, их роль в развитии детской речи»
Цель: пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в детском саду, дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребенка и предоставить практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук дома.
Предварительная работа:
- Проведение анкетирования и индивидуальных бесед с родителями с целью выяснения их представлений и возможностей по данной теме, анализа анкет и бесед с родителями.
- Подбор пособий, игр, литературы по теме.
- Оформление наглядных материалов и практических рекомендаций для родителей.
Ход собрания
Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о значении развития мелкой моторики рук в развитии детской речи, и на практике познакомимся с играми и упражнениями, при помощи которых можно развивать мелкую моторику рук малыша. В последнее время выявляется такая закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать, не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п. В чем же причина? Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками, перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать и т. п. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Даже обувь теперь родители покупают детям на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка застегивать ее, завязывать шнурки. Следствием слабого развития общей моторики, и в частности – руки, является общая неготовность большинства детей к письму или проблемы с речевым развитием. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить. Развитие мелкой моторики руки в нашей практике ведется по двум направлениям пальчиковая гимнастика (пальчиковые игры со стихотворным сопровождением без предметов) и игры и упражнения с применением различных предметов. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук мы проводим систематически и ежедневно. Пальчиковые игры обеспечивают очень хорошую тренировку движений пальцев рук. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, стишков, сказок при помощи пальцев. Эти игры очень эмоциональны и увлекательны, это прежде всего веселые занятия, а уж потом развитие и обучение. Основная деятельность дошкольника, как известно – это игра. А если игра содержит в себе рифмованную речь и движения, то она полностью соответствует потребностям присущим дошкольному возрасту и нравится детям. Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развивается воображение и фантазия.
7. В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Правила выполнения гимнастики:
1.Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.
2. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем – другой рукой, после этого двумя одновременно.
3.Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях! Занимайтесь с ребенком ежедневно около 5 минут.
А теперь мы хотим вам продемонстрировать пальчиковые игры, которые мы используем в своей практике с вашими детьми, а вы примите в этом активное участие. Итак, окунемся в мир детства и поиграем. Начнем с самомассажа (он бывает с предметами и без предметов).
1. Без предметов разотру ладошки сильно Каждый пальчик покручу поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну. Затем руки я помою пальчик в пальчик я вложу. На замочек их закрою. И тепло поберегу. Выпущу я пальчики пусть бегут как зайчики. Размяли мы наши пальчики, а теперь будем играть.
2. «Лошадка». Поскакали, поскакали по травушке-муравушке. По камешкам, по камешкам. По песочку, по песочку. По болоту, по болоту По мостовой, по мостовой И приехали домой.
2. «Рыбка». Рыбка плавает в водице. Рыбка хочет поиграть. Рыбка, рыбка озорница. Мы хотим тебя поймать. Рыбка спинку изогнула крошку хлебную взяла. Рыбка хвостиком вильнула. Рыбка быстро уплыла.
3. «Засолка капусты» Мы капусту рубим, (движения прямыми кистями вверх-вниз). Мы морковку трем, (пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя). Мы капусту солим, (имитировать посыпание солью из щепотки). Мы капусту жмем (сжимать и разжимать пальцы). Мы с вами рассмотрели некоторые варианты пальчиковых игр и упражнений без предметов, а сейчас остановимся на играх с предметами.
В своей работе мы используем:
- Игры с прищепками. При помощи прищепок можно предложить детям следующие задания: сделать из прищепок солнышку – лучики, ѐжику – иголки и т.п. (солнышко, ѐжик – плоскостные изображения).
2.Пальчиковый игротренинг с использованием подручного материала.
3. Выкладывание узоров из бусин, пуговиц, пробок, цветных палочек, карандашей, геометрических фигур, цветных шнурков и др.
4. Перебирание и пересыпание круп, а также рисование пальчиками по крупе.
5. Игры с пробками и горохом (игры в «прятки»);
6.Нанизывание бус.
7.Вкладыши, матрешки, пирамидки, кубики, мозаики.
Как же добиться того, чтобы интерес к этим играм не угасал? Во-первых, всегда нужно помнить, что в этом возрасте не существует такого занятия, которое могло бы увлечь ребенка на долгое время. Поэтому, во-вторых, все эти игры нужно проводить совместно с детьми, т. к. здесь необходимо участие взрослого и ободряющее внимание к трудному для ребенка процессу шнурования, пристегивания и т. п. И третье, если ребенок не проявил интереса к игрушке – значит ему рано, ведь у каждого малыша индивидуальный темп развития. Можно предложить игрушку попозже – через месяц, через два. Ведь главное, чтобы игра была интересна малышу, только тогда она будет и полезна. На этом можно закончить наш встречу, но еще раз хотим напомнить о том, что кроме указанных способов развития речи ребенка существуют и другие – это постоянное речевое общение, разъяснение, чтение художественной литературы, пение песен и мн. др. Кроме того, только совместными усилиями и постоянной работой с детьми можно достичь желаемого результата. По окончании собрания родителям выдаётся. Памятка: «Развитие мелкой моторики рук в домашних условиях».
Предварительный просмотр:
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам
Пальчиковые игры для дошкольников
Пальчиковые игры по теме: «Овощи»
Мы капустку рубим — рубим,
Мы капустку солим — солим,
Мы капустку трем — трем,
Мы капустку жмем — жмем. (Имитация движений.)
«У Лариски – две редиски»
у Лариски – две редиски. (по очереди разгибать пальчики)
У Алешки – две картошки.
У Сережки-сорванца – два зеленых огурца.
А у Вовки – две морковки.
Да еще у Петьки две хвостатых редьки.
На базар ходили мы,
Много груш там и хурмы,
Есть лимоны, апельсины,
Дыни, сливы, мандарины,
Но купили мы арбуз –
Это самый вкусный груз!
Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку;
При этом ладони не соприкасаются.
-мизинцы
-безымянные
-средние
-указательные
-большие
-пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх
Пальчиковые игры по теме: «Фрукты»
Будем мы варить компот
Фруктов нужно много. Вот: Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим, сахарок. Загибают пальчики по одному, начиная с большого.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ Опять «варят» и «мешают»
Пальчиковые игры по теме: «Семья»
Как у нас семья
Большая Да веселая (топают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)
Два у лавки стоят, (Загибают большие пальцы)
Два учиться хотят. (Загибают указательные пальцы)
Два Степана сметаны объедаются. (Загибают средние пальцы)
Две Дашки у кашки питаются. (Загибают безымянные пальцы)
Две Ульки в люльке качаются. (Загибают мизинцы)
«Детский сад»
В нашей группе все друзья (Дети ритмично стучат кулачками по столу.)
Самый младший- это я.
Это Маша,
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша. (Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.)
Пальчиковые игры по теме: «Город. Страна»
На поляне дом стоит, «Дом» изобразить двумя руками, крышу дома - пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.
Ну а к дому путь закрыт. Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»).
Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются параллельно друг другу
В этот домик приглашаем. «Дом»
Пальчиковые игры по теме: «Транспорт»
Автобус, троллейбус, машина, трамвай –
О них ты на улице не забывай. (соединение пальцев по очереди с большим)
В морях – корабли, ледоколы, суда, (то же пальцами другой руки)
Они очень редко заходят сюда.
Пальчиковые игры по теме: «Зима»
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков)
Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками)
С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки)
Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой,положить руки под щеку)
Пальчиковые игры по теме: «НОВЫЙ ГОД»
Перед нами ёлочка: Показывают «ёлочку»: руки, согнутые в локтях, перед собой; пальцы рук переплетены, большие пальцы, поднятые вверх, - верхушка «ёлочки».
Шишечки, иголочки, Показывают «шишечки» - сжатые кулачки и «иголочки» - растопыренные пальцы.
Шарики, фонарики, Показывают «шарики»: ладошка – «полуковшик» со слегка раздвинутыми пальцами обращена вверх; «фонарики»: так же сложенные ладошки обращены вниз.
Зайчики и свечки, Показывают «зайчиков» - кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами; «свечки» - сложенные ладони со сведёнными пальцами.
Звёзды, человечки. Показывают «звёзды» - сложенные ладошки с растопыренными пальцами; «человечков» - положение «ушки» вниз
Пальчиковые игры по теме: «Продукты питания»
Мышка зёрнышко нашла,
И на мельницу снесла.
Намолола там муки,
Испекла всем пирожки:
Мышонку – с капустой,
Мышонку – с картошкой,
Мышонку – с морковкой,
Мышонку – с морошкой.
Для большого толстячка –
Аж четыре пирожка:
С капустой, с картошкой, с морковкой, с морошкой.
Пальчиковые игры по теме: «Профессии сотрудников»
Пальчиковая гимнастика «Повар»
Повар готовил обед, (Ребром ладони дети стучат по столу)
А тут отключили свет.
Повар леща берет (Загибают большие пальцы)
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья, (Загибают средние пальцы)
Угли бьет поварёшкой. (Загибают безымянные пальцы)
Сахар сыплет в бульон. (Загибают мизинец)
И очень доволен он. (Разводят руками)
«Грибы»
Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,
Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
«Ягоды»
Раз, два, три, четыре, пять,
В лес идем мы погулять.
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
Пальчики обеих рук здороваются,начиная с большого,Оби руки идут по столу.Загибают пальчики, начиная с большего.
Здравствуй, полянка большая!
Здравствуй, трава – мурава!
Здравствуй, ягодка лесная!
Ты поспела и вкусна.
Мы корзиночку несём –
Всю тебя мы соберём. Пальцы правой руки здороваются с пальцами левой,похлопывая друг друга кончиками.
Пальчиковые игры по теме: «Дружба»
Дружат в нашей группе пальцы рук соединяют
Девочки и мальчики. в замок (несколько раз)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять пальцы с мизинчика поочередно
Начинаем мы считать. соединяют друг с другом
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать (Руки вниз, встряхивают кистями)
В гости к пальчику большому
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок,
Постучался на порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.
Пальчиковые игры по теме: «Зимние забавы»
Лепим мы из снега ком,
(Дети сжимают и разжимают кисти рук)
Из комочков слепим дом.
(Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны)
Звери будут в доме жить,
(Хлопают в ладоши)
Веселиться и дружить,
Вместе домик сторожить
(Соединяют руки в «замок»)
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики.
Мы с тобой снежок слепили. Дети "лепят".
Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком.
Раз — подбросим, "Подбрасывают".
Два — поймаем, "Ловят".
Три — уроним "Роняют".
И... сломаем. Топают.
Давай, дружок, смелей, дружок!
(Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя)
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком.
(Рисуют в воздухе круг)
И станет ком снеговиком.
(Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх)
Его улыбка так светла!
(Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку)
Два глаза, шляпа, нос, метла...
(Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу)
Но солнце припечёт слегка –
(Дети поднимают руки вверх)
Увы! И нет снеговика!
(Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками)
Пальчиковые игры по теме: «Зимующие птицы»
Прилетайте, птички! Сала дам синичке.
Приготовлю крошки Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям.
Галки да вороны, Ешьте макароны!
«зовущие» движения пальцев 4 раза-«режущие» движения одной ладони по другой пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью то же – левой рукой тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»
Сколько птиц к кормушке нашей. Прилетело?
Мы расскажем. Две синицы, воробей,
Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек.
Ритмично сжимают и разжимают кулачки. Загибание пальчиков, начиная с большего. Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Пальчиковые игры по теме: «Мамин день»
Моя семья
Знаю я, что у меня (поднимают руку ладонью к себе
Дома дружная семья: и в соответствии с текстом
Это – мама, в определенной последовательности загибают пальцы:
Это – я, сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец,
Это – бабушка моя, средний и большой)
Это – папа,
Это – дед.
И у нас разлада нет.
Мамочка, мамочка Поочерёдно загибаем пальчики
Любимая моя, правой руки, начиная с большого,
Ведь ты знаешь, мамочка, затем то же на левой руке.
Как я люблю тебя. Правую руку сжать в кулак,
ладошкой левой крепко его обхватить.
«Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем. Движения по тексту
Мы белье теперь стираем
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом –
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем».
Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)
Всех их очень любят дети!
Журналист и инженер, (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель –
Мамы разные нужны, (сжимают обе ладошки в «замочек»)
Мамы разные важны! (разводят руки, поднимают ладошками вверх)
«Одежда, обувь, головные уборы»
Маша варежку надела:
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал». Сжать пальцы в кулачок.
Маша варежку сняла: Все пальцы разжать, кроме большого.
«Поглядите – ка, нашла! Разогнуть большой палец.
Ищешь, ищешь и найдёшь, Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.
Здравствуй, пальчик, как живёшь?»
«Обувь»
Раз, два, три, четыре, пять
Будем обувь считать:
Раз – туфли, Ребенок загибает пальцы на руке.
Два – сапожки,
Три ботинки,
Четыре – босоножки
И, конечно, тапки – пять.
Ножкам надо отдыхать.
В шапочках желтых мы стали цыплята, Ребенок машет руками, как цыпленок крылышками.
В шапочках белых мы стали зайчата, Показывает заячьи ушки
В шапочках красных мы стали грибочки, Соединяет руки над головой.
В шапочках черных – черника на кочках, Присаживается на корточки.
В шапочках синих дождинками стали Встает, ставит руки на пояс.
И по дорожкам легко поскакали. Прыгает вперед на двух ногах.
Как у нашей кошки Загибают по одному пальчику, начиная с больших,
На ногах сапожки. на обеих руках на каждое название обуви.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
Как у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Надевает валенки.
А сыночек Вовка —
Новые кроссовки.
Вот так. Вот так. Ритмично выполняют хлопки ладонями и удары кулачками.
Новые кроссовки.
«Не плачь, куколка моя»
Не плачь, куколка моя, остаешься ты одна.
Не могу с тобой играть,
Нужно мне перестирать:
Твои платья и носки, твои юбки и чулки,
Свитер, варежки, жакет,
Шапочку, цветной берет.
Я налью воды чуток,
В таз насыплю порошок.
Пену снежную взобью, постираю и пойду.
Пока светит солнышко,
Натяну веревочку.
К ней одежду прикреплю,
Ветерком все просушу.
Поработали вдвоем,
А теперь мы отдохнем.
Имитация укачивания куклы.
Загибание пальчиков.
Имитация по описанию в стихотворения.
Положить руки на колени.
Жили были в домике
Маленькие гномики:
(дети сжимают и разжимают кулачки)
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.
(загибают пальчики, начиная с больших)
Раз, два, три, четыре, пять,
(разгибают пальчики, начиная с мизинцев)
Стали гномики стирать:
(трут кулачки друг о друга)
Токи – рубашки, Чики – носочки,
Пики – платочки, Мики умница был,
Лики – штанишки, Всем водичку носил.
(загибают пальчики, начиная с больших)
Пальчиковые игры по теме: «Обувь»
Посчитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас.
(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Серёжки,
Да ещё ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
(на каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого)
«Новые кроссовки»
Как у нашей кошки
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козлёнок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка -
Новые кроссовки.
(загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших)
Вот так,
Вот так,
Новые кроссовки.
(шагают по столу указательным и средним пальцами обеих рук)
«Ботинки»
Всюду, всюду мы вдвоём
Неразлучные идём.
(средний и указательный пальчики «шагают» по столу)
Мы гуляем по лугам,
По зелёным берегам,
Вниз по лестнице сбегали,
Вдоль по улице шагали,
После лезем под кровать,
(загибают по одному пальчику, начиная с большого)
Будем там тихонько спать.
(укладывают ладони на стол)
Пальчиковые игры по теме: «Насекомые»
Прилетела к нам вчера машут ладошками
Полосатая пчела. на каждое название насекомого
А за нею шмель-шмелек загибают пальчик.
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. Делают кружочки из пальчиков
Пожужжали, полетали, подносят к глазам.
От усталости упали. роняют ладони на стол.
Пальчиковые игры по теме: «Жук»
Я веселый Майский жук.
Знаю все сады вокруг,
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жу-жу…
Пальчиковые игры по теме: «Осы»
Осы любят сладкое,
К сладкому летят,
И укусят осы,
Если захотят Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны(«усы»). Шевелить «усами»
Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным,вращать им в разные стороны.
Божьей коровки папа идёт,
Следом за папой мама идёт,
За мамой следом детишки идут,
Вслед за ними малышки бредут.
Красные юбочки носят они,
Юбочки с точками чёрненькими.
На солнышко они похожи,
Встречают дружно новый день.
А если будет жарко им
То спрячутся все вместе. Всеми пальцами правой руки шагать по столу.Всеми пальцами левой руки
шагать по столу.Шагаем обеими руками одновременно.Поджать ладони, пальцы плотно прижаты.Постучать указательными пальцами по столу. Изобразить пальцами солнышко.Спрятать пальцы обеих рук в кулачки.
Вот маленький улей, где
пчелы спрятались.
Никто их не увидит.
Вот они показались из улья
Одна, две, три, четыре, пять.
З-з-з-з-з-з-з-з-з-з.
Пальцы сжать в кулак, затем
отгибать по одному.
Пау – пау – паучок,
Паутиновый бочок,
Паучок всё вверх ползёт,
Паутинку он плетёт.
Паутинка хоть тонка –
Крепко держит мотыльков. Образовать пальцами рамку. Затем соединить пальцы обеих рук в замок.
Не разжимая замка, поднять пальцы и помахать ими как крылышками.
Пальчиковые игры по теме: «Мебель, Посуда»
В нашей комнате-столовой –
Есть отличный СТОЛ дубовый,
СТУЛЬЯ – спинки все резные,
Ножки гнутые, витые.
И ореховый БУФЕТ
Для варенья и конфет.
В комнате для взрослых – спальне –
Есть для платьев ШКАФ зеркальный,
Две широкие КРОВАТИ
С одеялами на вате
И берёзовый КОМОД,
Мама там бельё берёт.
А в гостинной КРЕСЛА есть,
Телевизор смотрят здесь.
Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,
В СТЕНКЕ – центр музыкальный.
(на каждое название мебели по одному пальцу загибают – всего 10)
«Много мебели в квартире».
Раз, два, три, четыре,
(загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках)
Много мебели в квартире
(сжимают и разжимают кулачки)
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
(загибают пальчики на каждое название мебели)
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире.
(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)
Раз, два, три, четыре,
(удар кулачками друг о друга)
Мы посуду перемыли:
(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку.
(загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Мы посуду перемыли,
(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
(загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Так мы маме помогали.
(удар кулачками друг о друга)
Пальчиковые игры по теме: «День Победы»
Я плыву на лодке белой (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями
По волнам с жемчужной пеной. друг к другу, слегка приоткрыв.
Я - отважный капитан, проговаривая стишок, показывать, как лодка
Мне не страшен ураган. качается на волнах, а затем плавными движениями рук
Чайки белые кружатся, сами волны, потом по тексту
Тоже ветра не боятся. стиха показать чайку, скрестив руки, соединив
Лишь пугает птичий крик ладони тыльной стороной и помахать
Стайку золотистых рыб. пальцами, сжатыми вместе
И, объездив чудо-страны, выпрямленными ладонями с пальцами,
Посмотрев на океаны, прижатыми друг к другу изобразить рыбок.
Путешественник-герой, плавными движениями ладоней показать
К маме я вернусь домой. как рыбы плывут в воде)
Аты — баты, аты — баты!
(поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки)
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота –
Рота за ротой.
Пальчиковые игры по теме: «Народная игрушка, Фольклор»
У Матрешиной сестрицы Ритмичные удары пальцами правой руки,
начиная с указательного, по левой ладони.
По деревне небылиц Ритмичные удары пальцами левой руки, на-
чиная с указательного, по правой ладони.
Ходит утка в юбке, На каждое название животного загибают
В теплом полушубке, пальцы на руках, начиная с больших.
Курочка — в жилете,
Петушок — в берете,
Коза — в сарафане,
Заинька — в кафтане,
А всех их пригоже Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и
Корова в рогоже. удары кулачками.
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю.(Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)
- Петушок, петушок, - (соединить на руке указательный и большой палец)
Золотой гребешок, - (сделать «замок» из пальцев)
Масляна головушка, – (погладить рукой по голове)
Шелкова бородушка, - (погладить рукой по подбородку)
Что ты рано встаешь,
Что ты звонко поешь,
Деткам спать не даешь? – (закрыть глаза и сложить ладони под щеку)
Солнышко-вёдрышко
- Солнышко-вёдрышко! - (развести руки в стороны и раздвинуть пальцы)
Взойди поскорей, - (поднять руки вверх)
Освети, обогрей - (сделать «фонарики» перед собой)
Телят да ягнят, - (показать « рожки» на голове)
Еще маленьких (не до конца соединить, указательный палец и большой) ребят - (приложить ладони к груди).
Пальчиковые игры по теме: «Неделя доброты»
Если пальчики грустят –
Доброты они хотят. пальцы плотно прижимаем к ладони
Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то значит. трясем кистями
Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем. «моем» руки, дышим на них
К себе ладошки мы прижмем, поочередно, 1 вверху, 1 внизу.
Гладить ласково начнем. гладим ладонь другой ладонью
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко. скрестить пальцы, ладони прижать
пальцы двух рук быстро легко стучат
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать. каждый палец зажимаем в кулачке
Позвала нас в гости кошка, ладони на щеках, качаем головой
И пошли мы по дорожке. пальцы «шагают» по коленям или по столу
Топ-топ, ладони хлопают по коленям или по столу
Прыг-прыг, кулачки стучат по коленям или по столу
Чики-брики, ладони хлопают поочередно по коленям или по полу
Чики-брик. кулачки стучат поочередно по коленям или по столу
Видим дерево высокое, наставляем кулачки друг над другом
Видим озеро глубокое. волнообразные движения кистями
Топ-топ, ладони хлопают по коленям или по столу
Прыг-прыг, кулачки стучат по коленям или по столу
Чики-брики, ладони хлопают поочередно по коленям или по полу
Чики-брик. кулачки стучат поочередно по коленям или по столу
Птицы песенки поют ладони перекрестно — «птица»
Зернышки везде клюют:
Тут клюют и там клюют, пальцы одной руки «клюют» ладонь другой, и наоборот
Никому их не дают. ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем кулак
Топ-топ, ладони хлопают по коленям или по столу
Прыг-прыг, кулачки стучат по коленям или по столу
Чики-брики, ладони хлопают поочередно по коленям или по полу
Чики-брик. кулачки стучат поочередно по коленям или по столу
Это дом, «крыша»
А в нем окошко. «окно»
Нас встречают кот и кошка. хлопаем в ладоши
Топ-топ, ладони хлопают по коленям или по столу
Прыг-прыг, кулачки стучат по коленям или по столу
Чики-брики, ладони хлопают поочередно по коленям или по полу
Чики-брик. кулачки стучат поочередно по коленям или по столу
Мы немножко погостим руки «здороваются»
И обратно побежим. пальцы «бегут» по коленям или по столу
Топ-топ, ладони хлопают по коленям или по столу
Прыг-прыг, кулачки стучат по коленям или по столу
Чики-брики, ладони хлопают поочередно по коленям или по полу
Чики-брик. кулачки стучат поочередно по коленям или по столу
Доброе утро,здравствуй, Иван!
Доброе утро,здравствуй, Степан!
Доброе утро,здравствуй, Сергей!
Доброе утро,здравствуй, Матвей!
Доброе утро,здравствуй, Никитушка! Перекрещивают большие пальцы.
Перекрещивают указательные пальцы.
Перекрещивают средние пальцы.
Перекрещивают безымянные
пальцы.
Перекрещивают мизинцы.
Пальчиковые игры по теме: «Мир профессий»
Вот забор. Пальцы правой руки прижать друг к другу.
В заборе щели. Раздвинуть пальцы.
Пальцы в них пролезть хотели. Просунуть большой палец левой руки
Сунул голову Большак между большим и указательным пальцами правой.
Дальше не пройти никак! Крепко зажать большой палец.
Вслед за ним застрял Указка. Указат.палец левой руки между
Середняк хотел – напрасно! Указат. и средним пальцами правой,
Безымянный – безуспешно! средний палец левой руки между
Хоть один прошёл? Конечно! средним и безымянным пальцами правой,
Щуплый, маленький мизинчик мизинец несколько раз согнуть –
Помощь братьям оказал: разогнуть, потом помахать им.
Из щелей их всех достал. каждый палец по очереди освободить из плена.
Вышивает, шьет иголка, В правой руке воображаемая иголка
Пальцу больно, «шьет» и задевает указательный
Пальцу колко. пальчик на левой руке.
А наперсток Надевают наперсток.
В тот же миг «Шьют».
К девочке на пальчик
Прыг!
Говорит иголке: Грозят пальчиком.
-Шей,
а колоться ты не смей!
Повар готовил обед, Ребром ладони стучат по столу.
А тут отключили свет. Загибают большой палец на левой руке.
Повар леща берет
И опускает в компот. Загибают указательный палец.
Бросает в котел поленья, -средний
В печку кладет варенье. - безымянный
Мешает суп, - мизинец
Угли бьет поварешкой.
Сахар сыплет в бульон.
И очень довольный он! Разводят руками.
Много есть профессий знатных,
(Соединять пальцы правой руки с большим.)
И полезных, и приятных.
(Соединять пальцы левой руки с большим.)
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель…
(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)
Сразу всех не называю,
(Сжимать и разжимать кулачки.)
Вам продолжить предлагаю.
(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх)
Пальчиковые игры по теме: «Космос»
Космонавтом хочешь стать?
Сильным быть и ловким?
Надо пару подобрать
И лицом друг к другу встать.
Если чистые ладошки –
Значит можно начинать. Выполнять движения по тексту.
Раз, два, три, четыре, пять - По одному загибают пальчики на обеих руках.
В космос полетел отряд. Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.
Командир в бинокль глядит, Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы, Загибают пальчики обеих рук
Большую желтую луну.
В космосе сквозь толщу лет (Сжимают и разжимают пальцы рук.)
Ледяной летит объект. (Поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-влево.)
Хвост его-полоска света, (К кулаку присоединяют раскрытые пальцы второй руки-«хвост»)
А зовут объект комета. (Сжимают и разжимают пальцы рук.)
«Красота нашего города, страны»
Здравствуй, Солнце золотое! Пальцами правой руки по
Здравствуй, небо голубое! очереди «здороваться» с
Здравствуй, вольный ветерок! пальцами левой руки,
Здравствуй, маленький дубок! похлопывая друг друга
Мы живем в одном краю - кончиками.
Всех я вас приветствую!
Я взял бумагу, карандаш, «Рисуют» карандашом.
Нарисовал дорогу. Сжимают, разжимают кулачки.
На ней быка изобразил,
А рядом с ним корову. Показывают рога.
Направо дом, на лево сад… Показывают крышу дома.
В лесу двенадцать кочек.
На ветках яблочки висят, «Рисуют» кочки и яблочки.
И дождичек их мочит.
Потом поставил стул на стол,
Тянусь как можно выше. Тянут руки как можно выше.
Уф! Свой рисунок приколол
Совсем неплохо вышел!
Люблю по городу гулять,
Люблю смотреть, люблю считать. («шагают» пальчиками обеих рук по столу)
НЕВСКИЙ – раз, ЗИМНИЙ – два,
Три – красавица НЕВА,
А четыре – мост ДВОРЦОВЫЙ,
Пять – гуляю по САДОВОЙ,
Шесть – к ИСААКИЮ схожу
И на купол погляжу.
Семь – конечно, ЛЕТНИЙ САД.
Как красив его наряд!
Восемь – КРЕПОСТЬ у Невы,
Были там, наверно, вы.
Девять – повстречался мне
МЕДНЫЙ ВСАДНИК на коне.
Десять – из-за поворота
Вижу НАРВСКИЕ ВОРОТА.
(на каждое название загибают по одному пальцу)
Город – это улицы, проспекты и дома, Ладонь правой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу.
Площади, музеи, парков тишина, Ладонь левой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу.
Блеск огромных стекол,
Праздничных витрин, Разводить пальцы в стороны и соединять.
Быстрое движенье Круговые движения руками, согнутыми в локтях.
Прохожих и машин Указательные и средние пальцы «бегут» по столу, остальные сжаты в кулак.
«Весна»
Иди, весна, иди, красна,
(«шагают» пальчиками обеих рук по столу)
Принеси ржаной колосок,
Овсяный снопок,
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.
(загибают по одному пальчику с мизинца)
«Кап, кап, кап»
Кап, кап, кап – звенит капель.
Приближается апрель.
(Ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого)
Снова солнце в небе улыбается, Соединять пальцы правой руки с большим.
Снег растаял, ручейки звенят. Соединять пальцы левой руки с большим.
И подснежник первый распускается, Ладони вверх, пальцы сложены лодочкой, запястья рук прижаты друг к другу; разъединять пальцы, постепенно отводя их друг от друга.
С юга птицы с песнями летят. Ладони повернуты к себе, большие пальцы переплетены, остальными пальцами совершать колебательные движения – «птичка».
Шаловливые сосульки Собрать пальчики вместе (щепоткой)
Сели на карниз. Положить руки на колени.
Шаловливые сосульки Покрутить кистями рук.
Посмотрели вниз. Опустить голову вниз.
Посмотрели, чем заняться? Пожать плечами.
Стали каплями кидаться. Руками соответствующие движения.
Две сосульки вниз смотрели
И на солнышке звенели:
Кап-кап, дзинь-дзинь, В такт наклонять голову вправо – влево.
Кап-кап, дзинь – дзинь.
«Здоровье»
«Тише, тише не шумите»
Этот пальчик хочет спать Загнуть большой палец
Этот пальчик лег в кровать Загнуть указательный палец
Этот пальчик чуть вздремнул Загнуть средний палец
Этот пальчик уж уснул Загнуть безымянный палец
Этот крепко-крепко спит Загнуть мизинец
Тише, тише, не шумите… Погрозить пальцем
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет,
Будут птицы щебетать,
Будут пальчики вставать!
Разогнуть кулачек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Наши пальчики играют – говорить нам помогают»
Родительское собрание «Наши пальчики играют – говорить нам помогают» (слайд №1) Добрый вечер уважаемые родители. Сегодня я предлагаю поговорить о развитии речи ваших малышей. Ве...
Родительское собрание «Наши пальчики играют – говорить нам помогают».
Родительское собрание «Наши пальчики играют – говорить нам помогают»....
Практикум родительского собрания "Пальчиками играем - стихи повторяем"
Практикум для родителей«Пальчиками играем – стихи повторяем».Цель:ü повышение педагогической культуры родителей;ü познакомить родителей с условиями, влияющими на формирование речи детей;ü вовлечь роди...
нетрадиционное родительское собрание "пальчики играют говорить нам помогают"
В младшей группе сталкнулась с проблемой недоразвития речи детей в следствии не желания говорить, а использовать жестикуляцию и мимику. в решении этого вопроса помогло активное участие родителей . они...
Родительское собрание «Пальчиками играем – речь развиваем!» (в младшей группе)
Сценарий родительского собрания, рекомендации, комплексы пальчиковой гимнастики...
родительское собрание " Пальчиками играем - речь развиваем"
Родительское собрание Тем: «Пальчиками играем – речь развиваем!»Во второй группе раннего возраста...
Родительское собрание "Пальчики играют - говорить помогают"
Формировать у родителей представление о роли мелкой моторики в общем развитии детей младшего дошкольного возраста....