Памятка для педагогов "Нейропсихологические задания для развития межполушарного взаимодействия"
методическая разработка

Шнайдер Жанна Николаевна

По словам выдающегося психолога Л.С. Выготского «Речь является не только средством и формой общения, но и орудием мышления и средством организации, регуляции психических процессов человека».

Вот почему нужно развивать оба полушария головного мозга и межполушарные связи. Упражнения для развития межполушарных связей ведут к тому, что в мозге образуются новые нервные клетки, восстанавливаются нейронные связи, повышаются возможности интеллекта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_mezhpolusharka.docx105.28 КБ

Предварительный просмотр:

Речь – это высшая психическая функция человека.

По словам выдающегося психолога Л.С. Выготского «Речь является не только средством и формой общения, но и орудием мышления и средством организации, регуляции психических процессов человека».

Вот почему нужно развивать оба полушария головного мозга и межполушарные связи. Упражнения для развития межполушарных связей ведут к тому, что в мозге образуются новые нервные клетки, восстанавливаются нейронные связи, повышаются возможности интеллекта.

«Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта и творческого самовыражения» Сиротюк Л. А., Д.П.Н.

Мозг состоит из двух полушарий, каждое выполняет свою функцию.

Левое полушарие отвечает за логику и анализ.

Правое полушарие отвечает за образное мышление, креативность и целостность восприятия.

Только налаженное взаимодействие двух полушарий позволяет качественно воспринимать и обрабатывать полученную информацию.

Развитие межполушарных связей формируется:

 у девочек до 7-ми лет

 у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет.

Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела.

Нейропсихологические задания для развития межполушарного взаимодействия.

Для развития межполушарных связей прибегают к различным упражнениям, которые задействуют как правое, так и левое полушарие. Так называемую «мозговую гимнастику».

На взаимодействие межполушарных связей положительно влияют:

  • кинезиологические упражнения;
  • самомассаж;
  • дидактические задания;
  • дыхательные упражнения;
  •  прослушивание музыки;
  • творческие задания;
  • пальчиковая гимнастика; логоритмика.

МАДОУ Детский сад

комбинированного вида № 4

Нейропсихологические задания для развития межполушарного взаимодействия

https://sch138sz.mskobr.ru/files/122899166_2682092825439316_944833049169712013_n.jpg

Учитель – логопед:

Шнайдер Ж.Н.

   г. Волчанск – 2023 год

Ранний и дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур.

Предлагаемые игры на развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника, вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. 

Для формирования или развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста можно рекомендовать кинезиологические упражнения. Они не только координируют работу полушарий мозга, но также будут способствовать развитию мышления ребенка.  Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут.

Существует огромное количество игр и упражнений для детей, начиная уже с 2-х летнего возраста. Вот некоторые примеры игр.

Игры для развития межполушарного взаимодействия детей от 2 лет и старше.

Игры на развитие и тренировку межполушарных связей целесообразно использовать в начале занятия, т.к. они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребенка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии.

Задачи игр:

Развивать межполушарное взаимодействие, концентрацию внимания, зрительно-моторную координацию. Последовательно формировать пинцетный и пальцевой захват.

ВАЖНО!!! Во всех играх действия выполняются сначала одной рукой, затем обязательно другой рукой.

Игра «Накорми птичку/лялю»

Приготовьте: две миски, фасоль и горох, ложки разного объема (столовая, десертная, чайная, кофейная).

Инструкция:

- Ляля хочет кушать, давай её накормим. Посмотри (показ действия).

- Теперь ты! (при необходимости используем прием «рука в руке», далее содействовать самостоятельному выполнению). Важно не рассыпать крупу мимо чашки и выполнить игровую задачу до конца!

Затем выполнить другой рукой для другого персонажа игры.

Вариант № 1. Пересыпания гороха и фасоли столовой ложкой из одной мисочки в другую. Начинаем с минимального объема 4 столовых ложек и в течении 1-2 недель доводим до 8 ст. л.

Варианты усложнения задачи:

Увеличить расстояние между мисочками, заменить столовую ложку на ложку меньшего объема.

Вариант № 2. Пересыпания шариков гидрогеля, например «Орбиз» более глубокой ложкой.

Для более старших ребят (от 5 лет) очень полезны задания, которые можно найти в пособии Г.М. Зегебарт «Волшебные обводилки».

 Комплекс упражнений направлен на формирование и развитие графомоторных навыков координации движений, синхронизацию работы глаз и рук, развитию межполушарных связей. Примером заданий для выполнения нейрогимнастики для детей может служить  нейропсихологическая игра «Попробуй повтори!»

Логоримика — это технология развития моторного и речевого ритмов, а также система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова. Одновременное проговаривание слов и выполнение соответствующих движений отлично развивают взаимодействие левого и правого полушария и еще способствует развитию речи.

Нейродинамическая гимнастика – это система физических упражнений и подвижных игр, направленных на развитие сенсомоторной интеграции – способности мозга объединять и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств. Это могут быть как крупномоторные упражнения и игры: ползание по-пластунски, на четвереньках в различных игровых ситуациях, ползание через тканевые тоннели; езда на велосипеде, либо на велосипеде без педалей «Беговел»; плавание. Также нейродинамическая гимнастика может включать в себя разнообразные комплексы упражнений и тренажеры, направленных на развитие межполушарных связей, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, ловкости и координации движений, растяжки, расслабляющие и дыхательные техники, стимулирующие развитие всех каналов сенсорной информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межполушарное взаимодействие. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

В настоящее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей, в продаже появились даже прописи для развития межполушарного взаимодействия. Попробуем разобраться: что же такое эти...

Консультация для педагогов «Межполушарные связи: что это? Развитие межполушарного взаимодействия»

В представленной консультации дается понятие "межполушарное взаимодействие", перечислены возможные причины нарушения межполушарного взаимодействия и последствия таких нарушений. Также предст...

Межполушарное взаимодействие. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения Левого Полушария и Правого Полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, ...

Картотека заданий на развитие межполушарного взаимодействия у детей.

Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга - частая причина трудностей в о...

Консультация для воспитателей «Межполушарные связи: что это? Развитие межполушарного взаимодействия»

laquo;Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетически...

Памятка: "Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста"

Предложенные Вашему вниманию упражнения позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, что, в свою очередь, способствует развитие тех структур головного мозга, которые отвечают за пространстве...

Консультация «Межполушарные связи: что это? Развитие межполушарного взаимодействия»

Консультация о причинах нарушения и развитии межполушарных связей. Подобран комплекс игровых материалов для разития межполушарных связей у детей....