Консультация для родителей "Знакомство детей с устным народным творчеством"
консультация
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
на тему: " Знакомство детей“ с устным народным творчеством".
СКАЗКА.
Сказка - пенный вид народного творчества.
Народная сказка, услышанная в детстве в семейном кругу оказывает большое влияние на всю последующую жизнь человека.
Писатель С.Т.Аксаков на всю жизнь запомнил, записал и передал последующим поколениям сказку "Аленький цветочек",которую узнал в детстве от ключницы Пелагеи. Русские народные сказки и песни переданные А.С. Пушкину няней Ариной Радионовной, оказывали влияние на творчество нашего гениального поэта.
Сказка очень ценна для нравственного воспитания ребенка. Она учит жизни, показывая хорошее и плохое, силой искусства влияет на разум и чувства ребенка, пробуждает в нем любовь, сочувствие ко всему хорошему и желание следовать примеру положительных героев.
Сказка призывает к борьбе со злом и насилием. Своей образностью она способствует развитию воображения, влияет на чувства детей; ее язык прост, она доступна пониманию.
Сказка содействует развитию речи ребенка; юмор ее вызывает веселое настроение, умей подмечать смешное.
Великий педагог К.Д.Ушинский говорил, что сказка "Это - первые и блестящие попытки народной педагогики".
Слушание сказки, ее рассказывание являются незаменимым и чрезвычайно принятым упражнением для развития- речи ребенка.
Русские народные сказки для детей заключают простую и доступную ребенку идею.В младшем возрасте рассказывайте детей сказки такие как "Репка","Козлята и волк" ,"Петух и кот", "Лиса, и заяц","Колобок","Три медведя" и другие.
Детям старшего возраста доступны более сложные, волшебные сказки, такие как "Братец Иванушка и сестрица Аленушка","Морозко","Царевна - лягушка" «Снегурочка» и другие.
Сказку лучше не читать, а рассказывать. Вы хорошо знаете своих детей, их вкусы, интересы и настроение в данный момент. Поэтому легко определите, какую сказку лучше рассказывать: веселую, трогательную или героическую, нужно ли сейчас развлечь, успокоить ребенка или дать ему сильное моральное переживание. Не следует рассказывать только волнующие детей сказки перед сном. Рассказывание сказки должно происходить так, чтобы создалась теплая, сердечная обстановка, определилась тесная связь между взрослыми
и детьми. Это легко достигается в семье. Перед рассказом надо позаботиться, чтобы у детей ничего не было в руках, чтобы ничто их не отвлекало.
Следует ли повторить сказку по просьбе детей тотчас?
Если дети не устали, а сказка короткая, вроде "Репки" или "Колобка",то повторить ее можно.
Если же сказка длинная, вроде "Царевны - .лягушки", то ее сразу повторять не следует, потому что дети, сами не замечая того, уже устали. Повторение может только ослабить впечатление, созданное сказкой.
Не следует рассказывать сразу много сказок.
Рассказывание сказок доставляет большую радость и слушателям, и рассказчику. Какое наслаждение передать детям сказку, которую любишь сам, научить их ценить ее, вместе с ними переживать ее заново.
ЧТЕНИЕ ПРИБАУТОК, ПОТЕШЕК, ПЕСЕНОК, ПОСЛ ОВИЦ,
ПОГОВОРОК, ЗАГАДОК.
Народ создал для детей множество песен, прибауток, потешек, считалок, загадок, пословиц. В прибаутках и песенках для детей говорится о близких и знакомых явлениях и предметах. Песенки эти напевны и ритмичны, исполнение их иногда сопровождается определенными движениями. Они создают у ребят бодрое, радостное настроение, благотворно влияют на чувства.
Потешки, прибаутки, пословицы, загадки обогащают и улучшают речь детей, приобщая их богатому, яркому, образному родному языку. Интонации ребенка становятся разнообразными, а это способствует выразительности его речи, дает ему возможность ярче и полнее передать свои чувства.
В потешках, шутках, прибаутках есть нечто общее. То,о чем в них говорится, близко ребенку. В них часто встречаются звукоподрожания, похожие например, на скрип ворот - "Ворота-то скрип-скрип",на звон трубы - "Ай ду-ду ду-ду-ду-ду, сидит ворон на дубу" и т.д.
В этих потешках сами звуки создают картину.
В народных песенках большое место занимает родная природа и труд людей.
Старшие дети сами во время игры употребляют народные считалочки, например:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло Глянь на небо - Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, два не воронь,
Разбежимся как огонь!
Много небылиц мы встречаем в устном народном творчестве для детей, например:
Там на базаре,
Коза в сарафане,
Утка в юбке,
Курочка в сапожках,
Корова в рогоже
Нет ее дороже.
Или:
По поднебесью медведь летит,
Длинным хвостиком помахивает.
Небывальщина необходима ребенку, но лишь после того, как он хорошо утвердился в действительности.
Как же преподносить детям эти малые формы устного народного творчества? Мать, отец, бабушка или другой член семьи на память сами передают детям потешки, прибаутки, половины, загадки. При стишках с движением и напевом ребята вовлекаются в игру, что создает речевое и игровое общение между
взрослыми и детьми.
Произведения, не связанные с движением, передаются ребенку при подходящем случае. Например, ребенок видит корову и взрослый говорит ему:
Уж как я ль мою коровушку люблю,
Уж как я ль то ей крапивушки нажну
Кушай вволюшку коровушка моя,
Ешь ты досыта, Буренушка моя!
Когда ребенок подрастает, то годам к шести - семи его знакомят с народными произведениями более сложного содержания.
Большое воспитательное значение имеют загадки, которые метки и образны по языку, развивают смекалку, учат наблюдательности, обогощают речь.
Детям доступны многие загадки о хорошо знакомых предметах.
Два конца. два кольца
Посредине гвоздик. /Ножницы./
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек ,а рассказывает. /Книга./
Новая посуда, а вся в дырах. /Решето./
Полезно знакомить детей с остроумными, назидательными, ритмическими поговорками и пословицами, воплотившими в себе народную мудрость. Наиболее распространенные из них -"Поспешишь - людей насмешишь","Кончил дело - гуляй смело","Семь раз примерь - один раз отрежь"- часто слышатся в повседневной- жизни.
Большую воспитательную роль пословиц, поговорок, стихов, потешек, загадок подчеркивали в своих трудах выдающиеся русские педагоги: Леушина, Усова, К.Д.Ушинский.
"Пословицы, поговорки, потешки, загадки, стихи с давних времен бытовали среди детей" -пишет Леушина в одной из своих работ,- "Они раскрывают детям богатство ума русского народа, его гуманность, справедливость. В них ребенку раскрывается окружающий мир, быт, природа, труд, а также простота, выразительность и сила народной речи".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к консультации для воспитателей по теме"Устное народное творчество в развитии речи детей раннего и младшего дошкольного возраста."
В презентации отражены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание педагогам при подготовке по данной теме....
Методическая разработка: консультация для родителей. Тема: Влияние устного народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста.
Аннотация к методической разработке.Консультация для родителей.Тема: «Влияние устного народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста».Образовательная область: п...
Консультации для воспитателей «Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста»
для воспитателей...
Консультация для родителей «Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, перед...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ на тему: " Знакомство детей с устным народным творчеством".
Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: " Знакомство детей с устным народным творчеством".
Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно – исторического опыта....