Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал

Васильева Оксана Александровна

Актуальность: ФГОС дошкольного образования ставит первоначальной задачей охрану и укрепление здоровья воспитанников, а также их эмоционального благополучия.

Как же нужно воспитывать ребёнка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым (педагогам и родителям) нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребёнка, решать системно и сообща.

Главная задача — снижение риска развития хронических заболеваний, укрепление и развитие имеющегося ресурса здоровья. Одним из направлений в моей работе стало формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.

Здоровый образ жизни детей - это действия, нацеленные на укрепление здоровья, формирование ответственности за свое здоровье. Ведение здорового образа жизни поможет детям, своевременно и гармонично развиваться, и сохранить здоровье

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад №16 «Медвежонок»

Выступление на педагогическом совете

Тема «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей «дошкольного возраста»

                                               Подготовила: воспитатель Васильева О.А.

Актуальность: ФГОС дошкольного образования ставит первоначальной задачей охрану и укрепление здоровья воспитанников, а также их эмоционального благополучия.

Как же нужно воспитывать ребёнка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым (педагогам и родителям) нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребёнка, решать системно и сообща.

Главная задача — снижение риска развития хронических заболеваний, укрепление и развитие имеющегося ресурса здоровья. Одним из направлений в моей работе стало формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.

Здоровый образ жизни детей - это действия, нацеленные на укрепление здоровья, формирование ответственности за свое здоровье. Ведение здорового образа жизни поможет детям, своевременно и гармонично развиваться, и сохранить здоровье

Задачи:

1. Сохранять здоровье детей, повышать двигательную активность и умственную работоспособность;

2. Создать положительный эмоциональный настрой и снять психоэмоциональное напряжение;

3. Обеспечить условия для сохранения и совершенствования здоровья;

4. Сформировать необходимые знания для здорового образа жизни;

5. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

 

Разработала основные принципы работы, по формированию ЗОЖ:

*«Не навреди» — Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка

*«Научности» (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик)

*«Доступности» (использование здоровье сберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей)

*«Активности» (участие педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников)

*«Сознательности» (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью)

*«Систематичности»

*«Целенаправленности»

*«Оптимальности» (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки).

В своей работе использую разнообразные виды деятельности, направленные на формирование привычки здорового образа жизни детей. Их включаю в режим дня:

Утреннюю гимнастику провожу ежедневно. Гимнастика при систематическом проведении имеет гигиеническое и воспитательное значение. Она способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, поднимает жизненный тонус, усиливает дыхание и кровообращение, повышает работоспособность, имеет большое воспитательное значение, способствуя выработке воли и настойчивости.

При составлении комплексов упражнений учитываю требования к их содержанию и характеру. Упражнения подбираю так, чтобы в них принимали участие основные группы мышц. Во время выполнения упражнений слежу за дыханием, так как правильное дыхание: глубокий вдох и выдох через нос повышает работоспособность организма. Вдох делаем в момент расслабления мышц при разгибании туловища, поднимании рук вверх, в стороны, расширении грудной клетки. Выдох должен совпадать с моментом максимального напряжения мышц.

Серия занятий по валеологическому просвещению. Как бы много воспитатели и родители ни делали для здоровья наших детей, результат будет недостаточен, если к этому процессу не подключить самого ребенка. Он может многое сделать для себя самого, нужно только научить его этому. Для этого провожу занятия из серии «Здоровье», индивидуальную работу по следующим темам: «Я и мое тело», «Мой организм», «Глаза – орган зрения» и т д. Использование коммуникативных и дидактических игр помогает детям познакомиться со своим организмом и закрепить культурно-гигиенические навыки, развивать представления о ЗОЖ.

В группе есть различные виды картотек: подвижные игры, дидактические, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна, утренняя гимнастика, картотека физкультминуток и пальчиковых игр, упражнения по профилактике плоскостопия и нарушения осанки, зрительная гимнастика, комплексы самомассажа, ритмопластики, релаксационные упражнения, артикуляционная гимнастика. Все виды картотек я использую в своей повседневной работе.

С детьми я провожу специальные дыхательные упражнения, которые полезны в сочетании с упражнениями точечного массажа. Точечный массаж и упражнения для дыхания- это первые элементы самопомощи своему организму. Цель комплексов массажа и дыхательных упражнений заключается не только в профилактике простудных заболеваний, повышение жизненного тонуса у детей, но и в привитии им чувства ответственности за своё здоровье, уверенности в том, что они сами могут помочь себе сохранить здоровье.

Самомассаж- это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме, в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. При проведении самомассажа и упражнений использую, весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения. Их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают для детей доступным и интересным.

Подвижные и спортивные игры — провожу ежедневно, в групповой комнате- малой, со средней степенью подвижности, на прогулке. В содержание прогулок включаем естественные виды движений, эстафеты, спортивные упражнения, дозированная ходьба в осеннее – зимний период и дозированный бег в весеннее – летний период. На участке использую игры с мячом, скакалками, кеглями, ракетками.

Активный отдых.

Формировать здоровый образ жизни помогают такие праздники как «День здоровья», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», и др. При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. Такие мероприятия, воспитывают у детей эмоционально положительное отношение к физической культуре, развивают физические качества: силу, ловкость, гибкость, ориентировку в пространстве, координацию движений, быстроту, равновесие. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.

Закаливание.

Элементы закаливания в повседневной жизни (умывание прохладной водой, проветривание помещений, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе) правильно организованная прогулка, босохождение. Для профилактики плоскостопия применяю, разнообразные «дорожки здоровья» со следами, с песком, с горохом, фасолью, коврики с пуговицами и крышками от бутылок, карандашами, пришитыми по вертикали, по горизонтали и многое другое оборудование, изготовленное руками родителей и воспитателей. Эти упражнения очень нравятся детям, и они с удовольствием их выполняют.

В своей работе я использую разные виды гимнастики:

Пальчиковую гимнастику провожу в любой удобный отрезок времени, в любое удобное время. Упражнения провожу в игровой форме, которые стимулируют процессы мышления, развития речи, развивают мелкую моторику рук, координацию движений, подготавливают руку к письму.

Гимнастику для глаз — провожу ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Упражнения способствуют оздоровлению зрительного аппарата, профилактика различных нарушений в работе органов зрения: укрепление глазных мышц, снятие напряжения, предупреждение утомления, улучшение кровообращения в глазах. Формирует у детей представления о важности заботы о своём здоровье, в частности, об органах зрения. Дети узнают о ценности зрения. Гимнастика для глаз имеет обучающее значение. Выполняя зрительные упражнения, дети учатся ориентироваться в пространстве: закрепляют понятия «право» и «лево», «верх» и «низ», «поворот». Помимо этого, проведение гимнастики способствует развитию связной речи, обогащению словаря, закрепляет знакомые понятия об устройстве окружающего мира.

Дыхательную гимнастику провожу после интенсивных физических упражнений, как часть утренней гимнастики. Кроме того, несложные упражнения помогают формировать звуковую культуру речи, позволяют исправить нарушение речи (например, гимнастика со звукоподражанием). Это особенно актуально для детей старшего возраста. Я провожу упражнения с привлечением подручных средств, упражнение «Футбол» (с использованием трубочек и салфетки), с рифмовками: «Часики», «Петушок», «Насос» и др. очень нравятся детям.

Артикуляционную гимнастику провожу ежедневно. Проведения гимнастики способствует выработки правильных, скоординированных, движений и поз органов речи (губ, языка, нёба, нижней челюсти); пополняют словарный запас. осваивают грамматический строй речи, умение грамотно выстраивать свои высказывания. В своей работе использую приемы: наглядности, демонстрации, картинки, дети учатся работать по иллюстрациям-схемам выполнения заданий, проговариваем порядок выполнения упражнения, дети повторяют, ориентируясь на изображение.

Физкультминутки на каждой образовательной деятельности. Цель физкультминуток– активно изменить деятельность детей, снять напряжение, а затем снова переключить детей на продолжение занятия.

Гимнастику после сна провожу ежедневно, она направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Гимнастика в постели включает в себя потягивание, поочерёдное поднимание рук и ног, такие упражнения «Качалка», «Потягивание». «Ножницы». «Велосипед» и др. Главное правило – исключить резкие движения. Длительность гимнастики в постели около 2-3минут.

Развивающая среда в группе организована таким образом, что детям представлена возможность для самостоятельного выбора той или иной двигательной деятельности. В группе имеется спортивный уголок, где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением.

Дидактические игры: «Собери фигуру человека», «Угадай на ощупь», «Найди правильную осанку и опиши её», «Удивительное лицо» (мимика).

Игры- картинки: «Как избежать неприятностей дома», «Как избежать неприятностей на улице», «Как избежать неприятностей, на природе», «Здоровый малыш», «Зубы, уши, глаза», «Кожа, питание, сон», «Если малыш поранился»;

Познавательные игры-лото («Полезные продукты», «Полезные и ядовитые грибы и ягоды» и др.); «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»; «Упражнение для домашней зарядки»; «Полезные упражнения для мышц»; «Точечный массаж»;

Альбом с иллюстрациями: «Человек и его организм», «Первая помощь при травмах»; «Можно — нельзя»; «Полезно — вредное»;

Пособие — советы: «Береги зрение»; «Учись различать запахи»; «Различи цвета», «Острота твоего слуха», «Правильна ли моя осанка».

Предметы для индивидуальных занятий по профилактике плоскостопия, нарушения осанки;

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является взаимодействие с родителями.

Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность.

С родителями была организована следующая работа:

- Консультации «В здоровой семье - здоровые дети», «Здоровым вырасти хочу», «Правильное питание-залог здоровья» и др.

-Родительский уголок. Представление в наглядной форме наиболее востребованной информации для родителей: о распорядке дня в детском саду, о содержании образовательного процесса, об организации питания детей, а также психолого-педагогические, медико-гигиенические и другие сообщения.

-Папки-передвижки, где представлен теоретический и практический материал, который обогащает знания и умения родителей по предложенной проблеме, например, «Развивающие игры для детей», «Здоровое питание», «Зимние(летние) виды спорта»

-Выставки, представление результатов индивидуальной и совместной деятельности дошкольников, родителей и педагогов. Например, выставка рисунков «Рисуют дети и родители»,

Правильно организованная развивающая среда, учет возрастных особенностей детей, привлечение к работе по ЗОЖ родителей, регулярная работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста способствует укреплению здоровья детей, формирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни.

 

Литература:

Л.И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики.»

Л.И. Пензулаева «Физкультурные занятия в детском саду подготовительная к школе группа детского сада»

Т.Е. Харченко. «Утренняя гимнастика в детском саду, 2-3 и 3-4.»

Кравченко И. В. Долгова Т. Л. «ПРОГУЛКИ В ДЕТСКОМ САДУ»

Старшая и подготовительная к школе группы

Методическое пособие

Под редакцией Г.М. Киселевой, Л.И. Пономаревой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста"

Цель - систематизировать знания педагогов по разделу программы "Воспитание и обучение в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой "Формируем привычку к здоровому образу жизни", развитие навыков моде...

«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста» из опыта работы

Описание  опыта работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста"

Консультация с комплексами гимнастики после сна с детьми дошкольного возраста...

Выступление на педсовете «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»

Выступление на педсовете «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»...

Консультация "Создание предметно развивающей среды для формирования привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста".

Материал для воспитателей по организации  предметно - развивающей среды  для формирования у детей  привычки к ЗОЖ....

Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей.

Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста...