Использование народных подвижных игр в работе с детьми дошкольного возраста
статья

Чипизубова Елена Георгиевна

В данной статье сделан акцент на взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на использование в работе с детьми народных игр, что способствует эффективному и прочному закреплению результатов  работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_narodnyh_podvizhnyh_igr.docx15.38 КБ

Предварительный просмотр:

Использование народных подвижных игр

в работе с детьми дошкольного возраста

Подвижная игра является упражнением,

посредством которого ребёнок готовится к жизни.

П. Ф. Лесгафт

Народные игры являются традиционным средством воспитания и развития детей. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Испокон веков в них отражался образ жизни людей, представление о  чести, смелости, мужестве.

Игра, а тем более народная – это отличный способ укрепить дух ребенка, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную сферу, а еще обогатить его словарный запас [2, с. 2]. Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: «игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – это способ познания окружающего мира» [4, с. 102]. Д. Б. Эльконин отмечал, что значение игры определяется тем, что она затрагивает наиболее существенные стороны психического и физического развития личности ребенка [1, с. 1]. Народная игра будет средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя народной игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, сознание, волю, на поведение в целом.

В последние десятилетия возрастает число детей с тяжелыми нарушениями речи, что проявляется в их поведении и коммуникабельности, при взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Поэтому я на специально организованных занятиях с детьми способствую формированию психомоторных функций, развиваю и совершенствую речевое общение детей. Одним из средств устранения и предупреждения отклонений в речевом развитии детей является устное народное творчество. Фольклор не только украшает и иллюстрирует нашу речь, но и является средством профилактики и коррекции речевых нарушений.

По мнению Т.С.Овчинниковой, А.А.Потапчук, дети с речевыми расстройствами характеризуются «…низким уровнем ловкости и быстроты, а также низкой степенью сформированности двигательных навыков, отсутствием автоматизации движений и низкой моторной обучаемостью» [4, с. 7–8]. В связи с этим актуальным становится решение проблемы коррекции речевого и физического развития через доступное детям народное творчество. С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества воспитателя, учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. В начале учебного года все участники образовательного процесса знакомятся с речевой характеристикой детей, психологическими особенностями, с тематическим планом работы на учебный год, согласно которому совместно составляется комплекс системного материала для развития движений. Существенные изменения вносятся в раздел «Народные подвижные игры». Он планируется в соответствии с лексическими темами учителя-логопеда и планом работы инструктора по физической культуре. Например, при работе учителя-логопеда над лексической темой «Дикие животные» на занятии по физической культуре используются народные подвижные игры «Бездомный заяц», «У медведя во бору», в которых дети отрабатывают двигательные навыки и речевой материал.

Посредством использования в работе с детьми народных подвижных игр решаются следующие задачи:

1. Обогащается словарный запас ребенка (дети знакомятся с новыми словами и их семантикой).

2. Формируется сенсомоторная сторона речи (цвет и движение).

3. Развивается навык связного высказывания (когда игра требует речевого высказывания – чистоговорки, считалки).

4. Развивается логическое мышление у ребенка (игры со счетом, игры на логику).

5. Развивается просодическая сторона речи (высота голоса, сила голоса, интонации).

6. Развивается дыхание (дыхательная гимнастика).

7. Развивается общая моторика организма.

Устное народное творчество необходимо для развития просодической стороны речи. Дети должны овладеть всеми звуками речи, замечать неправильное произнесение, исправлять его. Необходимо также иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации. С помощью стихотворной речи в народных играх («Гори, гори ясно…», «Кострома, Кострома… Государыня моя…» и др.) вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, легкостью настраивания детей на игру.

 Сотрудничество специалистов ДОУ является залогом успешности коррекционно-развивающей работы с детьми.

 Список литературы

1. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. – М.: Академия, 2007. – 384 с.

2. Кудрявцев, В. А. Народная подвижная игра как источник духовного и физического роста ребенка // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 11.

3. Литвинова, М. Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2017. – 79 с.

4. Овчинникова, Т. С. Двигательный игротренинг для дошкольников / Т. С. Овчинникова, А. А. Потапчук. – СПб.: Речь, 2009. – 179 с. Е. Л. Король


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию: «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста» 2018-2023г.г.

Цель:  Развитие познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста средствами фольклора. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентност...

«Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»

в консультации речь идет об использовании народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста...

План самообразования по теме: «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста» на 2019-2020 г.

Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы р...

Опыт работы «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"

Опыт работы «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"...

«Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»

Детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих  поколений.  А  это  позволяет  им ...

План самообразования на тему: «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, ре...