Рабочая программа
рабочая программа (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Белоснежка» г. Надыма»
629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым,
ул. Набережная им. Оруджева, д. 29/1, тел./факс:8(3499)56-34-53,E-mail:belosnezhka-ds@mail.ru
ОКПО 78191969, ОГРН 1058900415815, ИНН/КПП 8903024649 / 890301001
Утверждаю:
Заведующий МДОУ «Детский сад
«Белоснежка» г. Надыма
Ю.М. Горбунова __________
Рабочая программа
Подготовительной группы «Б»
«Детский сад «Белоснежка» г. Надыма»
срок реализации программы
2021/2022 учебный год
Воспитатели:
Ненянг Е. А
Хандрыкина В. Б
Содержание
I. | Целевой раздел | |
1.1 | Пояснительная записка | |
1.2 | Цели и задачи реализации рабочей программы | |
1.3 | Принципы и подходы в организации образовательного процесса | |
1.4 | Планируемые результаты освоения программы. | |
II. | Содержательный раздел | |
2.1 | Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях. | |
2.2 | Формы, методы и средства реализации рабочей программы. | |
2.3 | Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. Основные направления работы группы. | |
2.4 | Способы и направления поддержки детской инициативы. | |
2.5 | Работа с семьями воспитанников. | |
III | Организационный раздел. | |
3.1 | Распорядок и режим дня | |
3.2 | Содержание педагогической работы в течение дня. | |
3.3 | Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий в группе. | |
3.4 | Организация развивающей предметно-пространственной среды | |
Список методической литературы |
I. Целевой раздел
- Пояснительная записка.
Настоящая рабочая образовательная программа разработана для подготовительной группы. Она обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Рабочая программа составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Белоснежка» г. Надыма» (далее – Программа).
При разработке рабочей программы учтены следующие нормативные документы:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ,
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384),
- Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014 года № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»,
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» от 10.01.2014г. № 08-5,
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Министерстве юстиции России 26.09.2013 № 30038),
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564),
- Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2013 года №55-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе»,
- Устав МДОУ «Детский сад «Белоснежка» г. Надыма».
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. В дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе. Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.
Содержание рабочей программы для подготовительной группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Рабочая программа для подготовительной группы реализуется на государственном языке Российской Федерации. Нормативный срок освоения программы – 1 год. Реализация Основной общеобразовательной программы предусматривается в течение всего времени пребывания детей в ДОУ, вместе с тем, родители (законные представители) воспитанников имеют право пользоваться гибким графиком посещения ребенком образовательной организации и самостоятельным выбором образовательного маршрута, в том числе дополнительного образования ребёнка дошкольника, осуществления его в период реализации Программы (как вне ДОУ, так и внутри МДОУ «Детский сад «Белоснежка» г. Надыма»).
- 1 Цели и задачи реализации рабочей программы в подготовительной группе.
Программа задает основные принципы, подходы, цели и задачи, которыми руководствуются воспитатели группы МДОУ «Детский сад «Белоснежка» г. Надыма» (далее - ДОУ) в соответствии с требованиями ФГОС ДО, социальным заказом родителей и общества, принимающих гуманистическую парадигму дошкольного воспитания и образования, с учётом образовательных потребностей и запросов воспитанников.
Программа направлена на создание социальной ситуации развития каждого дошкольника, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей посредством культуросообразных и возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей.
Цель Программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ
базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в различных видах деятельности в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования;
Формируемые программы
Программа предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями Ямало-Ненецкого автономного округа, где основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных
ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.
В рамках реализации части программы, формируемой участниками образовательных отношений, основными задачами определены
задачи приоритетных направлений деятельности ДОУ (с учетом этнокультурных, региональных особенностей, сложившихся в детском саду
традиций, имеющихся условий и возможностей, направлений Программы развития МДОУ «Детский сад «Белоснежкака» г. Надыма» на 2019-
2023годы).
Цель реализации программы по экологическому воспитанию «Эко-Азбука»: формирование у дошкольников экологической культуры
посредством их приобщения к ценностным основам отношения к природе (составитель Т.И. Черненко, воспитатель).
Задачи Программы:
Приобщение детей к познавательным ценностям:
• развитие чувства первооткрывателя;
• радости экспериментирования с объектами неживой природы;
• осознание простейших законов природы.
Приобщение детей к ценностям переживания:
• накопления детьми эмоционально – позитивного опыта общения с природой:
• формирование умения чувствовать красоту природы;
• развитие способности одушевления объектов природы;
• развитие эмоциональной сферы, чувства эмпатии.
Приобщение детей к ценностям преобразования:
• формирование осознанно – правильного отношения к природной среде, стремление сохранить богатство и красоту природы;
• формирование навыка экологически ориентированной деятельности;
• развитие способностей к прогнозированию последствий деятельности.
Цель и задачи программы по региональному компоненту «Моя малая Родина» (составитель Ненянг Е.А.).
Основная цель краеведческой деятельности заключается в формировании у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по
истории и культуре родного края, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.
Выдвинуты следующие задачи:
∙приобщение детей к истории и культурному наследию родного края.
∙создание условий для социальной адаптации, самореализации, творческого развития и оздоровления детей.
- Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
Программа сформирована на принципах дошкольной педагогики и возрастной психологии:
1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка, с
ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых
возможностей ребенка.
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным
положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного
образования).
3. Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой возможностями образовательных областей.
4. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
В основе реализации программы лежит культурно-исторический, личностно-ориентированный и деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС ДО.
Культурно-исторический подход рассматривает формирование психики в онтогенезе как феномен культурного происхождения. В рамках этого подхода развитие определяется как «...процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях».
Личностно-ориентированный подход - все поведение ребенка определяется непосредственными и социальными мотивами поведения и деятельности. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие.
Деятельностный подход рассматривает деятельность наравне с обучением как движущую силу психического развития: развитие ребенка осуществляется в процессе различных деятельностей. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.
Для детей дошкольного возраста ведущими видами деятельности являются:
- игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора);
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
- изобразительная (рисования, лепки, аппликации);
-музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
- двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.
1.3 Психологические и индивидуальные особенности детей подготовительной группы "Б"
Подготовительную группу "Б" посещают дети 6-7 лет. Количество детей - 25. (4 девочки и 18 мальчиков). Этот возраст играет большую роль в личностном развитии детей.
В возрасте 6-7 лет в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности, в том числе на социально-психологическое здоровье. В группе усваиваются навыки социального поведения и нравственные нормы во взаимодействии детей друг с другом в различных видах совместной деятельности – игровой, трудовой, изобразительной и др.
В группе есть ребенок, Матвиенко Дима, который нуждаются в логопедической помощи, имеющий нарушения речевой активности.
С ним учитель-логопед занимается по расписанию как индивидуально, так и подгруппой.
Дополнительно дети посещают платные образовательные услуги: «Веселые буквы», «Английский язык для дошкольников».
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.
Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по
предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер ощущений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
- Планируемые результаты освоения программы.
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы:
- Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться
успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры,
различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения
речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
II. Содержательный раздел
- Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях.
- Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие»
Психологические и индивидуальные особенности детей подготовительной группы "Б" (приложение 1)
2.2. Образовательная деятельность в соответствии с образовательными областями с учетом используемых в ДОУ программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данных программ.
Содержание рабочей программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
● социально-коммуникативное развитие;
● познавательное развитие;
● речевое развитие;
● художественно-эстетическое развитие;
● физическое развитие.
Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области. При этом решение образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
2.3 Описание образовательной деятельности в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений по образовательным областям:
- «Речевое развитие»
- «Познавательное развитие»
Познавательное развитие:
усиление образовательной области «Познавательное развитие» через включение в нее и реализацию программы «Моя малая Родина» для детей старшего дошкольного возраста. Основная цель заключается в формировании у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного края, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.
В реализации программы участвуют дети старшего дошкольного возраста. В течение учебного года 1 раз в неделю (36 часов за учебный год) организуется совместная деятельность педагога с детьми в соответствии с учебно-тематическим планом Рабочей программы. Занятия проводятся во вторую половину дня. Продолжительность совместной деятельности педагога с детьми подготовительных к школе групп – 30 минут.
Программа «Эко-азбука»
Цель Программы: формирование у дошкольников экологической культуры посредством их приобщения к ценностным основам отношения к природе.
Задачи Программы:
Приобщение детей к познавательным ценностям:
- развитие чувства первооткрывателя;
- радости экспериментирования с объектами неживой природы;
- осознание простейших законов природы.
Приобщение детей к ценностям переживания:
- накопления детьми эмоционально – позитивного опыта общения с природой:
- формирование умения чувствовать красоту природы;
- развитие способности одушевления объектов природы;
- развитие эмоциональной сферы
Приобщение детей к ценностям преобразования:
- формирование осознанно – правильного отношения к природной среде, стремление сохранить богатство и красоту природы;
- формирование навыка экологически ориентированной деятельности;
- развитие способностей к прогнозированию последствий деятельности
Содержание программы «Эко-Азбука» построено по принципу сезонности, времени проведения социально-значимых эколого-ориентированных акций своего окружения (города).
Формы занятий: комплексные занятия, экологические экскурсии на участке и в Дом природы, проведение опытов, экологические праздники и акции, игры, походы в парк, на озеро, трудовые десанты, самостоятельное и семейное творчество.
В части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, предусмотрено проведение педагогического мониторинга – с целью наблюдения уровня овладения специальными умениями и навыками. Мониторинг проводится 2 раза в учебном году в форме наблюдения деятельности детей в условиях занятия: на начало учебного года и на конец учебного года. По результатам проведённых мониторингов педагогами вносятся корректировки в содержание рабочих программ. Инструментарий мониторингов представлен в Рабочих программах.
Усиление образовательной области «Речевое развитие» происходит посредством программы предшкольной подготовки детей 5-7 лет «Подготовка к обучению грамоте»
Цель данной рабочей программы: выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, формирование навыков учебной деятельности
Задачи:
- обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
- помочь детям вжиться в позицию школьника;
- содействовать развитию умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
- формировать различные знания об окружающем мире, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую активность детей в различных видах деятельности;
- обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка, развивать его положительное самоощущение;
- развивать инициативу, любознательность, способность к творческому самовыражению;
Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:
занятие-игра;
занятие-путешествие;
занятие-исследование;
занятие-конкурс.
Образовательная область «Физическое развитие» усиливается, учитывая региональный компонент через «Программу по развитию физических качеств детей 5-7 лет на физкультурных занятиях с учетом влияния климатических факторов в условиях Крайнего Севера».
При составлении дифференцированной программы физической подготовки детей старшего дошкольного возраста, проживающих в условиях Крайнего Севера учитывались, прежде всего, динамика уровня физических качеств в различные сезонные периоды, динамика продолжительности двигательной активности, возрастные особенности развития физических качеств, динамика физического развития детей 5 -7 лет.
2.4. Формы, способы, технологии, методы и средства реализации рабочей программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
В подготовительной группе "Б" используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.
Основной формой организации обучения является непосредственно образовательная деятельность (далее НОД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с Основной общеобразовательной программой дошкольного образования Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Белоснежка» г. Надыма». В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2.4.1.3049-13, утверждёнными постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации № 26 от 15 мая 2013г.
В соответствие с ФГОС ДО непосредственно образовательная деятельность организуется по пяти направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности и др.), как сквозных механизмах развития ребенка.
Формы организации непосредственно образовательной деятельности:
для детей дошкольного возраста - подгрупповая, фронтальная.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня
в подготовительной группе 45 минут и 1,5 часа соответственно.
Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности – не менее 10 минут.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляется и во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность составляет не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку.
Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность.
Непосредственно-образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда, четверг), сочетается с физкультурными и музыкальными занятиями.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» для воспитанников старшего дошкольного возраста предлагаются дополнительные образовательные услуги, которые организуются в вечернее время 2-3 раза в неделю продолжительностью 25-30 минут.
Формы организации обучения в повседневной жизни
На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения:
прогулка, которая состоит из:
- наблюдений за природой, окружающей жизнью,
- подвижных игр,
- труда в природе и на участке,
- самостоятельной игровой деятельности,
- индивидуальной работы с ребёнком,
экскурсии;
игры:
- сюжетно-ролевые,
- дидактические игры,
- театрализованные, игры-драматизации,
- спортивные игры,
дежурство детей по столовой, на занятиях;
труд:
- коллективный,
- хозяйственно-бытовой,
- труд в уголке природы,
- художественный труд,
развлечения, праздники;
экспериментирование;
проектная деятельность;
чтение художественной литературы;
беседы;
показ кукольного театра;
вечера-досуги.
В режиме дня выделено специальное время для организации индивидуальной работы с детьми. В этом случае используются следующие виды деятельности:
Вид деятельности | Примеры |
Игровая |
|
Познавательно-исследовательская |
|
Коммуникативная |
|
Восприятие художественной литературы и фольклора |
|
| |
Конструирование из разных материалов |
|
Изобразительная |
|
Двигательная |
|
Самообслуживание и элементарный бытовой труд |
|
III. Организационный раздел
1.
1.1
1.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды и материально – техническое оснащение.
Развивающая предметно-пространственная среда (далее - РППС) подготовительной группы "Б" соответствует требованиям ФГОС ДО и СанПиН 2.4.1.3147-13.
Развивающая предметно-пространственная среда (далее РППС) группы обеспечивает реализацию Основной общеобразовательной программы дошкольного образования Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад Белоснежка» г. Надыма».
При проектировании РППС в группе учтены особенности образовательной деятельности, социокультурные, экономические и другие условия, требования ООП, возможности и потребности участников образовательной деятельности (детей и их семей, педагогов, участников сетевого взаимодействия).
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (группа, прилегающая территория, предназначенные для реализации Программы), материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами (в том числе развивающим программным обеспечением) и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Приложение 1
Приложение 2
Работа с родителями.
Сведения о семьях воспитанников подготовительной группы "Б"
Социальный статус семей | 2020/2021 |
Полные семьи | |
Неполные семьи | |
Многодетные семьи | |
Опекуны | |
Национальность |
Перспективный план работы с родителями 2020/2021 учебный год
СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
- Помораева, Позина -- ФЭМП
- Веракса--- Познавательно-исследовательская деятельность
- Гербова В.В.// Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации.-2-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.-80с.
- Гербова В.В.// Развитие речи в детском саду: Подготовителньая к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 112с.
- Голицына Н.С.// Конспекты комплексно-тематических занятий. Подготовительная к школе группа. Интегрированный подход. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013. – 568с.
- Дыбина О.В.// Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов. - 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010.-160с.
- Дыбина О.В./ Н.Н. Поддьяков/ Н.П. Рахманова/ В.В. Щетинина// Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О.В.Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009
- Комарова Т.С.// Изобразительная деятельность в детском саду. Программа рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 192с.
- Куцакова Л.В.// Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. 2-е изд., дополн. И перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 240с.
- Куцакова Л.В.// Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3 – 7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 144с.
- Куцакова Л.В.// Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 128с.
- Пензулаева Л.И. // Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...