План по самообразованию
методическая разработка

Ефимова Ирина Васильевна

Память - это запоминание,сохранение и последущее воспроизведение того,что мы раньше воспринимали,переживали или делали.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                         План самообразования воспитателя

                                         Ефимовой Ирины Васильевны

                                                   МАОУ «СОШ №3»

                               

                                           на 2022 — 2023 учебный год

Тема: «Развитие памяти у старших дошкольников посредством  

                                            дидактических игр»

Цель моей работы: Изучение особенностей развития памяти у детей старшего

дошкольного возраста посредством дидактических игр. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Для достижения поставленной цели, мною сформулированы следующие задачи:

-изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме

исследования;  

-провести исследование развития памяти детей старшего дошкольного возраста;

-определить роль дидактических игр в развитии памяти у детей

старшего дошкольного возраста;

В своей работе я буду руководствоваться  следующими дидактическими принципами:

Принцип доступности

Реализуя принцип доступности, я буду отбирать наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям.

Принцип систематичности и последовательности

Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идёт в определённом порядке, системе. Дидактические игры используются в соответствии с тематическим планированием.

Принцип творческой активности

Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Для поддержания активности в обучении, считаю важно ставить перед детьми цель, опираясь на их качества, как упорство, настойчивость, активность. Осознание цели, дает положительный результат в обучении. 

Принцип наглядности

Наглядность в обучения облегчает запоминание изучаемого материала. Ян Амос Коменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики этот принцип, так как «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях». В этих словах заложен глубокий смысл, подтверждающий практическую ценность наглядности как принципа обучения. Именно дошкольникам с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать. Принцип наглядности предусматривает широкое использование зрительной (репродукции, фотографии), слуховой (аудиозапись) и зрительно-слуховой (видеозапись) наглядности. В связи с этим , я в своей работе использую дидактические материалы в виде слайд-шоу, видео фрагменты, интерактивную доску, презентации.

- Понятие памяти и ее видах в психолого-педагогической

литературе

В течение многих десятков лет проблемой изучения памяти занимались

и продолжают заниматься известные зарубежные и отечественные психологи

и педагоги (Л.С. Выготский, Р.С. Немов, В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков и

др.). Существует множество значений слова «память». Рассмотрим

некоторые из них.

Немов Роберт Семенович считает, что память - это полученные

впечатления, которые человек получает, общаясь с окружающим миром. Они

оставляют свой след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и по

возможности – воспроизводятся.

Точное определение возьмем из учебника Дубровиной «Психология».

Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение

того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.        

Отдельные виды памяти выделяются, опираясь на три основные критерии:

1) по характеру психической активности, преобладающей в

деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и

словесно-логическую;

2) по характеру целей деятельности - на непроизвольную и

произвольную;

3) по продолжительности закрепления и сохранения материала - на

кратковременную, долговременную и оперативную.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что память - это важная,

определяющая черта психической жизни личности. Являясь важнейшей

характеристикой любых психических процессов, память напрямую влияет на

формирование целостности и единства человеческой личности.

Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного

возраста

Дошкольное детство является периодом интенсивного формирования

всех психических процессов. Со временем ребенок учится мыслить, воспринимать, а также говорить. Он овладевает различными способами действия с объектами, предметами, усваивает некие правила поведения и наконец, начинает управлять собой. Все это и предусматривает работу памяти. Без памяти немыслимо усвоение опыта, расширение взаимодействий ребенка с окружающим миром, невозможна и его деятельность. В дошкольном возрасте у детей происходят существенные изменения в памяти. Стремительное овладение умениями, навыками и знаниями, постоянное расширение кругозора, говорит о количественных превращениях в памяти детей.

Входя в различные взаимоотношения с окружающим миром, осуществляя какую-либо практическую деятельность, ребенок запоминает и познает множество объектов. Огромное значение при этом также имеет речевое развитие детей. Дети лучше запоминают объекты, с которыми сталкиваются тогда, когда произносят вслух их названия. В тех случаях, когда дети просто разглядывают картинки (перекладывают с места на место, раскладывают их на столе, складывают их стопочкой и т.д.), не находя в них сходства или различий, они запоминают относительно небольшое количество рисунков. Непроизвольное запоминание у детей дошкольного возраста весомо возрастет, если они будут сравнивать изображения между собой, отыскивать в изображенных на них объектах, общие признаки и, опираясь на это объединять их. К 6 годам жизни в психике ребёнка появляется важное новообразование – у него развивается произвольная память. Именно этому виду памяти предстоит сыграть наиболее важную роль в предстоящем обучении в школе, поскольку возникающие в процессе такого обучения задачи, как правило, требуют постановки специальной цели запомнить. Развитие произвольной памяти имеет большое значение для подготовки ребёнка к школьному обучению. Ребёнок в 6-7 лет уже свободно пользуется словом для установления смысловых связей при запоминании. При помощи слова он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определенной категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Все это способствует и увеличению объема запоминаемого материала. Ребенок 6-7 лет в среднем запоминает 7 предметов или их изображений из 10-15 после их однократного предъявления и 5-6 слов.

Таким образом, память занимает особое место в психике ребенка

старшего дошкольного возраста и играет важную роль в становлении личности.

Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста

посредством дидактической игры

Дидактическая игра - это активная деятельность по имитационному

моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие

игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет - сама

человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом

деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую

и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности. Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к

«рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой

деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют

развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций,

представляющих собой основу обучения [14].

В создании системы дидактических игр, главная роль принадлежит

Е.И.Тихеевой. Она считала, что дидактические игры дают детям

возможность развивать самые разнообразные способности: восприятие, речь,

память, внимание. Эффективность дидактических игр в воспитании и

обучении детей, напрямую зависит от того, насколько они созвучны

интересам ребёнка, позволяют ему проявить свою активность,

самостоятельность, доставляют ему радость. Обучающие задачи, которые

Е.И.Тихеева предложила в дидактических играх, предусматривают

формирование мыслительных операций (классификация, сравнение,

обобщение), развития умения ориентироваться в пространстве, времени,

совершенствование речи. Е.И.Тихеева определила особую роль педагога в

дидактической игре: он вводит детей в игру, знакомит с её содержанием и

правилами. Она разработала множество дидактических игр, которые до сих

пор применяются в дошкольных образовательных учреждениях.

В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные, словесные.

Дидактические игры с предметами

В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др) , объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх      дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин», пекарей в игре «Пекарня», закройщицы и швей в игре «Ателье».

Настольно-печатные игры

Они разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Среди дидактических игр для дошкольников

преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых

по сходству. В л о т о ребенок должен к картинке на большой карте

подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода.

В играх типа «Лабиринт», предназначенных для детей

старшего дошкольного возраста, используются игровое поле, фишки,

счетный кубик. Распространены настольно-печатные игры, устроенные по

принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный

предмет или сюжет делится на несколько частей.

Словесные игры

Среди этих игр много народных, связанных с

потешками, прибаутками, загадками, перевертышами. Интересны игры, в

которых дети решают игровую задачу (узнают время года и различают его

признаки в игре «Какое время года?»; называют профессии в игре «Кем

быть?», определяют то или иное событие в игре «Когда это бывает?» и т. п.)

при восприятии фрагментов из литературных произведений (стихи А. С.

Пушкина, И. Никитина, И. Сурикова, С. Маршака, Д. Родари), которые

читает (наизусть) воспитатель или ребенок.

А.И. Сорокина предлагает свою классификацию дидактических игр:

игра-путешествие, игра-поручение, игра-предположение, игра-загадка, игра-беседа.

Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать

познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить

внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. В состав игры-путешествия могут входить песни, загадки, подарки и многое другое.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-

путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче.

В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные

поручения.

Игры-предположения «Что было бы..?», «Что бы я сделал...», «Кем бы

хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Дидактическое

содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и

создается ситуация, требующая осмысления последующего действия

Игры-загадки - в основе этих игр лежит принцип загадывания и

отгадывания загадок, игры могут быть самыми разнообразными по

содержанию и организации. Главной особенностью загадок является

логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все

они активизируют умственную деятельность ребенка. Разгадывание загадок

развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение

рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги) - основа игр общение воспитателя с детьми,

детей с воспитателем и детей друг с другом. Это общение имеет особый

характер игрового обучения и игровой деятельности детей. Отличительными

его чертами является непосредственность переживаний, заинтересованность,

доброжелательность, вера в «правду игры», радость игры. В игре-беседе

воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем

самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его,

желание повторить игру.

Подвижно-дидактические игры содержат в себе три вида задач:

обучающую, игровую, задачу физического воспитания. В ходе таких игр

решаются задачи по развитию у ребят физических качеств и умений, а также

происходит закрепление материала, полученного на других занятиях.

Рассмотрев две классификации дидактических игр, мы можем

непосредственно подойти к изучении такой проблемы, как использованию

дидактических игр в развитии памяти.

В дошкольном возрасте дидактические игры имеют большую ценность

в развитии памяти детей. Они имеют определённую структуру, то есть

основные элементы, которые характеризуют её одновременно как форму

обучения и игровую деятельность. Выделяют следующие структурные

составляющие дидактических игр: дидактическая задача, игровая задача,

игровые действия, правила игры, результат игры (подведение итогов).

Решение дидактической задачи требует от дошкольника определённой

умственной работы, хотя и воспринимается ребёнком как игровая. Задачи

дидактических игр разнообразны. Самые важные для умственного развития

ребёнка следующие: отгадывание и загадывание загадок, сравнение

предметов, обобщение предметов, быстрое запоминание, точное

определение. Игровая задача осуществляется самими детьми. Она определяет

игровые действия, то есть становится задачей самого ребёнка. Игровые

действия составляют основу игры. Чем они разнообразнее, тем интереснее

для детей сама игра и тем успешнее решаются поставленные познавательные

и игровые задачи.

При использовании дидактической игры как средства развития памяти

детей 6-7 лет решаются следующие задачи: учить самостоятельно ставить

мнемоническую цель, планировать мнемоническую деятельность,

обследовать предметы на зрительной основе, контролировать и оценивать

результат запоминания. К концу дошкольного периода дети осваивают в дидактической игре

начальные формы управления своей памятью. Объем и точность сохранения

информации, намеренно удерживающиеся в памяти, непосредственно

зависят от мотивов, которые побуждают ребенка к запоминанию.

Итак, дидактическая игра - это многоплановое педагогическое явление,

которое выступает, и игровым методом обучения детей дошкольного

возраста, и формой обучения. В работе с дошкольниками игра становится не

просто универсальным, а оптимальным психолого-педагогическим

средством, которое влияет на развитие и активизацию психических процессов, в частности памяти, независимо от того, в каких условиях организуется обучение. Она создает действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознать способы выполнения деятельности, а также дает возможность руководить мнемической деятельностью, не показывая открыто дидактическую позицию.

Дидактическая игра – это одна из форм воздействия взрослого на

ребёнка. В тоже время игра является основным видом деятельности

дошкольников. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели:

обучающую и развивающую, которую преследует взрослый, и игровую, ради

которой действует ребёнок.

Важно чтобы эти две цели дополняли друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...