Консультация "Социально-нравственное воспитание детей средствами художественной литературы"
консультация
Художественная литература служит могучим действенным средством нравственного воспитания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6.sotsialno-nravstvennoe_vospitanie.docx | 23.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 23»
структурное подразделение дошкольные группы «Карусель»
Российская Федерация, Московская область, городской округ Воскресенск, г. Белоозёрский,
улица 60 лет Октября, здание 14, т. +8(496)44-51-567,e-mail:vosk_mou63@mosreg.ru;
сайт: https://vos-ds63-karusel.obrpro.ru/
Консультация для педагогов
«Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»
Подготовила воспитатель
первой квалификационной категории:
Алешина М.В.
Январь,2023 г.
«Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»
«Доброта должна стать таким же состоянием человека, как мышление.
Она должна войти в привычку»
В. А. Сухомлинский.
Проблема воспитания нравственных качеств в подрастающем поколении не ослабевают вот уже на протяжении долгого времени, а в современном обществе приобретает особую актуальность из-за изменения приоритетов общественного сознания. Отмечается, что в нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Сегодня, в связи с обесцениванием многих общечеловеческих ценностей особое значение приобретают вопросы формирования у детей гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, природе и животным. Персонажи сказок и герои мультфильмов, которые смотрят современные дети, не всегда отличаются нравственной чистотой и духовностью. Проблема формирования нравственности всегда являлась актуальной.
Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Особенностями этого возраста являются высокая восприимчивость и легкая обучаемость, что создает благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.
Настроение недоверия, равнодушие друг к другу, социальная апатия особенно остро проявляются в молодежной среде. Поэтому, начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и культуру взаимоотношений, в основе которых заложены общечеловеческие нравственные принципы.
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
Художественная литература служит могучим действенным средством нравственного воспитания детей.
- Приобщать ребенка к миру художественной литературы необходимо с раннего возраста, иначе буде поздно, так как с взрослением ребенок теряет остроту восприятия слова, способность восторгаться красотой и чудом человеческой речи.
- Обедняется словарный запас и, как следствие, понижается уровень интеллектуальных возможностей.
- Нарушается процесс социализации, вхождение в общество, знакомство с его моральными и духовными ценностями, что порождает конфликт
- Не читающие дети не приучают к чтению своих детей, что постепенно ведет к духовному отчуждению представителей различных поколений в семье.
Н.Г. Чернышевский отметил, что детская литература воспитывает черты характера. Он требовал уважительного отношения к детям, утверждая, что ребенок стремится быть активным участником жизни, способен понимать гораздо больше, чем обычно считают взрослые.
Исследуя роль литературы в социальном и нравственном воспитании, необходимо отметить ее тесную связь со всеми видами искусства. Но именно литература часто выступает по отношению к ним своеобразной основой. В результате общения с художественным произведением у дошкольника воспитывается культура эстетического восприятия, яркости художественного слова.
Стержневой идеей по социально-нравственному воспитанию детей является использование детской художественной литературы.
Поэтому, на первом этапе нужно производить тщательный отбор литературных произведений, отвечающих поставленной цели в зависимости от конкретной воспитательной задачи.
Следующим этапом является определение формы работы с детьми, которые способствуют их социально-нравственному развитию:
- игровые занятия;
- самостоятельная игровая деятельность детей;
- самостоятельная продуктивная деятельность детей;
- экскурсия;
- праздники.
В качестве основных методов и приемов работы с детьми по социально-нравственному развитию, используется:
- чтение и анализ художественных произведений, выделение героев с различными чертами характера;
- элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры – экспериментирования с предметами и материалами;
- моделирование сказочных сюжетов;
- проигрывание этюдов с неопределённым концов (как бы ты поступил в этой ситуации);
- знакомые герои в новых обстоятельствах;
- сочинение новых сказок.
Формирование высших чувств – это важный момент в становлении личности ребенка, развития его творческого потенциала. В развитии высших социальных чувств, большую роль играет идентификация в форме сочувствия. Идентификации как отождествление позволяет человеку эмоционально, символически (или иначе), «присваивать» и вчувствоваться в Другого, а также переносить свои чувства, ценности и мотивы на Другого. Чувства, возникающие у ребенка, по отношению к другим людям, переносятся им и на персонажей художественных произведений. Ребенок идентифицируется с любимыми персонажами, сочувствует им, а чувства его при этом искрении и сильные.
Художественное произведение способствует развитию чувств и представлений. Ребенок не всегда может увидеть главное в содержании произведений, поэтому после чтения обязательно проводить беседу о прочитанном, обсуждение описываемых ситуаций, заключающих в себе моральный смысл, с целью формирования у них умения оценивать поступок литературного героя и те переживания, которые он испытывает при совершении поступка.
Формированию у детей нравственных качеств, способствует сочинение концовок к сказкам и сказок на новый лад. После того, как дети усвоят, что в художественных произведениях представлены поступки героев и их последствия, можно переходить к более сложным заданиям: предложить детям самим придумать концовку, поставить героев в новые условия. Дети продолжают сказку, при этом каждый ребенок имеет право на свою версию окончания сказки. Например, сказку «Заяц хвастун» можно рассказать до слов «Увидел заяц, как собаки ворону треплют, и думают…». О чем именно подумал заяц, решил он помочь вороне или струсил, если помог, то каким образом, а если не помог, то, как потом оправдывался – все это сочиняют дети.
В дальнейшем можно предлагать детям самим придумывать рассказы, в которых бы описывались поступки героев, вызывающие у окружающих чувство симпатии, уважения, одобрения последствиями совершенных поступков.
Воспитание таких нравственных качеств как чуткость, вежливость, уважительное отношение к взрослым, справедливость, ответственность тесно связано с формированием знания своих прав и обязанностей. Психическое развитие детей дошкольного возраста таково, что позволяет формировать у них представления о правах человека. Эта работа так же опирается на чтение и обсуждение художественной литературы. На примере сказки «Буратино» можно рассмотреть статьи «Декларации прав ребенка»: право на образование, право на проживание в семье, право на особую заботу со стороны государства, право на ограждение от жестокости и эксплуатации. Система специально подобранных дидактических игр, способствует накоплению социального опыта ребенка, формированию основ правовых знаний, обучению способам решения конфликтов и споров в позитивно русле. («Где, чей дом», «Снежная королева», «Угадай кто это» и др.)
Реакция на выразительные средства литературного языка приобщает детей к истинным образцам высокохудожественной литературы, формирует запас литературно-художественных впечатлений, раскрывает меткость и выразительность языка, развивает речь, способность передавать содержание небольших фрагментов текста, переносить их в коммуникативную деятельность, обеспечивает эстетическое восприятие литературноготекста.
Итак, значение детской литературы в формировании личности неоспоримо.
В подборе художественной литературы мы должны использовать все принципы:
- психологические - учитывать возрастные особенности детей;учитывать особенности восприятия детей;
- педагогические - доступность, которое создаёт условия для возникновения активной работы мысли читателя - ребёнка, интенсивных чувс, переживаний, воображения; наглядность обусловлена необходимостью углублять восприятие детей,не умеющихсамостоятельно читать текст. Книги для дошкольников обязательно должны быт иллюстрированы, т. к. иллюстрация помогает им понять происходящее в тексте, объясняет то, чего нет в жизненном опыте дошкольников, или то, на чем автор акцентировал внимание; занимательность, динамичность сюжета, привлекающие своей остротой, необычностью, напряжённостью повествования; воспитательная ценность произведения;
- литературоведческие - наличие в круге детского чтения всех видов литературы: проза, поэзия, драма; разных видов искусства: фольклор, художественная литература (письменное, закреплённое на бумаге, в книге искусство слова); разнообразие жанров, как фольклорных (народные сказки, колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, приговорки,небылицы-перевертыши,народные детские песенки,страшные истории), так и литературных (авторские сказки, стихотворения и стихотворные циклы, миниатюры, рассказы, повести, роман-сказка, энциклопедия и другие научно-популярные жанры).
В практике нужно использовать работу с детьми, которая позволит интегрировать разные виды деятельности. Например, выставка книг «Наши любимые книги», цель которой было научить детей правильному,бережному обращению с книгами, показать их разнообразие. Предложить родителям вместе с детьми посетить экскурсии в библиотеки. Организовать тематические книжные выставки: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Добрые сказки»;выставки детских работ: «Что такое доброта», «Какого цвета дружба»; создание коллажей «Мои любимые сказки». Создание своей собственной книжки, при непосредственном участии родителей.
Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом играет все жесеиья.
Благодаря созданию необходимых педагогических условий достигаются следующие результаты:
- Дети проявляют гумманое отношение в любых обстоятельствах к любому живому существу
- Становятся более внимательными друг к другу
- Применяю и используют знакомые правила поведения в складывающихся ситуациях
- Охотно вступают в общение, правильно понимают эмоциональное состояние
- Активно выражают готовность помочь
- Большинство детей понимают и принимают юмор
- Формируется устойчивый интерес к художественной литературе
- Дети учатся анализировать текст, давать оценку героям произведений.
Таким образом, использование художественной литературы в разных видах детской деятельности, позволяет не только сформировать практические навыки нравственных норм поведения в обществе, но и раскрыть их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми.
В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг». Воспитать у каждого ребёнка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге. Именно литература выступает на дошкольном этапе как эффективное средство нравственного развития ребенка, помогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения окружающих, подражать, в том числе и героям книг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Тема: "Воспитание детей средствами художественной литературы".
Воспитатель советует родителям, какие художественные книги они должны читать своим детям, как использовать их в воспитании детей....
Тема: «Нравственное воспитание детей средствами художественной литературы»
Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. Влияние художественной литературы на нравственное во...
Воспитание детей средствами художественной литературы
Консультация для педагогов и родителей....
Воспитание детей средствами художественной литературы
Консультация для педагогов и родителей....
Консультация для педагогов: "Воспитание детей средствами художественной литературы".
Как научить ребенка уважать взрослых и полюбить художественную литературу....
«Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»
laquo;Нравственно - патриотическое воспитание детей средствамихудожественной литературы»...