Приемы разрешения конфликтов
материал
Предварительный просмотр:
«Все конфликты в мире и в душе человека проходят через его сердце и возвращаются к нам осмысленными и понятными. А то, что понятно, уже не так страшно» З.Фромм
В случае конфликта можно пользоваться следующими приемами его разрешения
- Уясните ситуацию, ответив себе на вопросы:
- Насколько велика дол субъективных факторов в конфликте, в чем истоки ожесточений одной или обеих сторон?
- Достижению каких целей другой стороны вы, быть может, препятствуете?
- С каким личностным барьером – установки, темперамент, характер, «нервозность» - вы столкнулись.
- Что важнее для дела – возможные последствия конфликта или сама проблема, из-за которой произошло столкновение?
Но все это вы сможете выяснить, только если спокойно поговорите с ребенком
- Понимание другого – проявлять эмпатию к собеседнику:
- Почему человек ведет себя конфликтно? Причин может быть множество. Но скорей всего он не может справиться с какой-либо ситуацией. Поймите его, помогите ему.
3.Внутренняя безмятежность и сохранение достоинства.
- Душевно здоровый человек унижен и оскорблен быть не может. «Здесь могут низко поступить, унизить нас они не могут!». Если вы знаете себе цену, с чего в поверите словам другого? Стремитесь адекватно воспринимать и осознавать конфликт
4.Первому сделать шаг к нормализации отношений.
- Ваша ответная агрессия неконструктивна. Как правило, она вызывает ответную агрессию.
- Миролюбие – ваш союзник. Будьте готовы преодолеть своё самолюбие, признать свои ошибки, извиниться, если вы виноваты в какой-то доле. Пока вы считаете виновным другого, он будет защищаться и видеть виновным только вас. Будьте гибкими.
- Не будьте мстительны. Человек, плохой для вас, абсолютно может не являться таковым для других.
5. Прибегнуть к мнению третьего, авторитетного лица.
- Данное лицо должно рассмотреть деловую, не эмоциональную сторону конфликта.
Психологические рекомендации в предконфликтной ситуации
- Решать спорный вопрос в настоящем времени, не упоминая прошлые обиды, конфликты.
- Адекватно воспринимать, сознавать суть конфликта с точки зрения психологических механизмов – интересов, нужд, целей и задач сторон.
- Чаще задавать вопрос: «Правильно ли я Вас понял (поняла)?, это поможет избежать умственных барьеров.
- Быть открытым в общении, доброжелательным и стремиться к созданию климата взаимного доверия.
- Попробовать понять позицию оппонента «изнутри», поставив себя на его место.
- Не говорить обидных. Унижающих личное достоинство личности слов, не употреблять неутешительных эпитетов. Резкость вызывает резкость.
- Уметь аргументированно высказать свои намерения в случае неудовлетворения требований.
- Быть готовым преодолеть самолюбие, амбиции, признать собственную неправоту в тех или других вопросах и позициях. В конфликте всегда виноваты обе стороны, но на примирение идет тот, кто нравственнее, мудрее, сильнее духом.
Психологические рекомендации в предконфликтной ситуации
- Глубокий вдох и резкий выдох
- Встряхивание лица и тела
- Энергичное поглаживание лица рукой (похожее на сбрасывание с себя воды при умывании).
Проговорите про себя следующий текст:
- Я имею полное право жить;
- Я имею полное право быть таким, как я есть;
- Я имею право ошибаться;
- Я имею право чувствовать то, что я чувствую смущение, страх, радость и др.
- Я имею полное право защищать себя, если меня оскорбляют.
- Я ценю себя за свое терпение, я горжусь своим умением понимать людей!
«Мудрость заключается в том, чтобы уметь изменять то, что изменить можно уметь смириться с тем, что изменить нельзя, и уметь отличать одно от другого» Если вы не в состоянии изменить ситуацию, значит необходимо поменять отношение к этой ситуации.
г. Боготол, 2019
МБДОУ № 9
Составила педагог – психолог
Стрелкова Елена Николаевн