Мастер класса для педагогов «ИГРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДИАЛОГА»
материал

Горбунова Валентина Михайловна

Мастер класса для педагогов

 

 

«ИГРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДИАЛОГА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx45.47 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Школа №1155»

(дошкольное отделение №2)

Мастер класса для педагогов

«ИГРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДИАЛОГА»

.

Подготовила воспитатель группы №8

Горбунова Валентина Михайловна.

Москва 2018

Диалог - основная форма общения дошкольников. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими. В практике широкое распространение получило представление о диалоге как о вопросно-ответной форме речи, и обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на них.

Структура диалога наряду с распространенной диалогической парой вопрос - ответ включает и другие инициативные и ответные высказывания, такие, как сообщение (информирование, утверждение) - выражение отношения к сообщению; побуждение (просьба, предложение, приказание) - реакция на побуждение (выполнение или отказ от выполнения).

Их функции в диалоге совершенно иные, чем у вопросов и ответов. Овладеть этими функциями для ребенка не менее важно, чем научиться спрашивать и отвечать на вопросы. Особенно значимы для диалога правила очередности реплик, поскольку диалог предполагает обмен ими, и тематическое единство высказываний, образующих цепочку взаимосвязанных реплик. Без выполнения данных правил диалог разрушается, поэтому привычку их соблюдения необходимо формировать с дошкольного детства.

Можно сказать, что овладение диалогической речью предполагает усвоение совокупности речевых и поведенческих умений, а именно:

• умения понимать различные обращения (вопросы, сообщения, побуждения) и реагировать на них в соответствии с функциональной задачей общения: отвечать на вопросы, толерантно реагировать на разнообразные сообщения, вежливо выражать свое несогласие, аргументировать свое мнение, в словесной форме выражать готовность выполнить какое-либо побуждение или в социально принятых формах отказываться от выполнения;

  •  умения вступать в диалог с окружающими различными способами: четко и ясно ставить вопросы, сообщать о своих впечатлениях, делиться чувствами, мнениями, суждениями, вежливо высказывать просьбы, советы, приглашения и т.п.;
  •  умения придерживаться культуры диалога (знание и выполнение основных правил поведения в диалоге, а также употребление средств речевого этикета).

Наблюдения за детьми выявили недостаточно высокий уровень развития диалогических умений. Например, дети сообщали друг другу о событиях своей жизни, о своих намерениях, размышлениях, но вместо реакции на свои сообщения получали в ответ сообщения собеседников.

Изучение культуры диалога старших дошкольников выявило и такие недостатки, как нарушение правил очередности: дети нередко перебивают друг друга, не выслушивают высказывание собеседника до конца, прибегают к повышению силы голоса. Из-за явно выраженного стремления высказаться, поделиться своими мыслями, своей информацией практически никогда не соблюдалось и другое правило - поддерживать тему разговора, «связывать» свое высказывание с инициативной репликой собеседника, что является обязательным для «истинного диалога» 

Таким образом, по итогам наблюдений можно сказать, что старшие дошкольники овладели диалогической формой общения недостаточно.

Поэтому, в работе по развитию диалогической речи, основное внимание мы уделили формированию умения задавать вопросы и отвечать на них.

Анализ процесса развития диалогической речи показал также, что в качестве основных методов используются разговоры и беседы воспитателя с детьми. Общение взрослого с детьми действительно является одним из ведущих факторов развития их речи, поэтому нельзя не согласиться с важностью и универсальностью этих способов развития диалога. Однако это не исключает необходимости использования игр и игровых приемов. Между тем коммуникативный характер многих игр позволяет говорить об их больших потенциальных возможностях в решении данной задачи.

Преимущества игр заключаются в том,что их можно использовать не только на занятиях и в совместной деятельности воспитателя с детьми, но и в самостоятельной деятельности детей.

В игре трудности преодолеваются легче н без напряжения. Включение игровых приемов в процесс развития диалогической речи очень актуально. Игра способствует активизации диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры. Такие игры, как инсценировки, режиссерские, дидактические и подвижные игры с готовыми диалогическими текстами, а также игры, в ходе которых эти тексты создаются самими детьми, могут стать действенными методами обучения дошкольников диалогу.

Чтобы включить различные игры в работу по развитию диалогической речи старших дошкольников, нами были подобраны:

  •  тексты литературных произведений для игр-инсценировок и режиссерских игр;
  •  тексты для разыгрывания театральных этюдов;
  •  дидактические и подвижные игры с готовыми диалогическими текстами;
  •  дидактические игры, правила которых предусматривают построение диалогов самими детьми.

Последовательность их использования подчинялась логике развития речевых умений: восприятие и заимствование речевых форм, их самостоятельное использование, перенос в новые условия общения. Это и определило этапы работы с детьми.

На первом этапе работы основной задачей было обогащение речевого опыта детей разнообразными видами диалогических реплик; при этом мы опирались на подражательность детей, так как известно, что они заимствуют те речевые образцы, которые наиболее часто слышат. Именно поэтому так важно обеспечить многократное восприятие детьми разнообразных диалогических реплик.

К источникам речевого подражания относятся речь окружающих людей, художественная литература, кукольные и игровые спектакли, фильмы. Используя художественные средства, мы привлекали внимание детей к диалогам героев, для чего в беседах после чтения литературных произведений или просмотра спектаклей и фильмов при помощи обращений к детям (вопросы, сообщения, побуждения) выделяли:

  •  инициативные диалогические реплики: «О чем хотел узнать Слоненок? Как он об этом спросил?»; «Листопадничек смотрел на птиц и мечтал полетать. Своей мечтой он поделился с мамой»; «Вспомните, как Мороз высказал свое мнение о том, что мужичок именно ему поклонился»; ответные высказывания: «Что ответил Попугай Слоненку?»; «Как мама отнеслась к мечте зайчонка?»; «Согласился ли Ветер с мнением Мороза? Вежливо ли он выразил свое несогласие?».
  • Особая роль отводилась художественной литературе. Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценирования стихотворений, дети заимствовали различные формы инициативных и ответных реплик. Например, читая по ролям потешку про зайца или

стихотворения С. Маршака «Кузнец», они усваивали разные формы реплик из диалогической пары побуждение - реакция на побуждение.

-Ну-ка, зайка, поскачи-поскачи!

-Отчего не поскакать? Поскачу!

- Лапкой, зайка, постучи-постучи!

-Отчего не постучать? Постучу!

В этом шутливом диалоге дети учатся добродушно реагировать на побуждения. В других стихотворных текстах заимствуют вежливые формы побуждений.

-Комары, комары! Вы уж будьте так добры,

Не кусайте вы меня столько раз средь бела дня.

-Мы и так к тебе добры, но на то мы комары.

А кусаем мы тебя хоть до крови, но любя.

Диалогическое единство вопрос - ответ представлено в потешках («Кисонька- мурысонька», «Заяц белый, куда бегал?» и др.) и во многих стихотворениях (Е. Благинина. «Черемуха»; В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька...», «Отчего ты черен, кот?» и др.). Передача этих произведений по ролям позволяет усвоить различные по форме и содержанию вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонацию.

Диалогическое единство сообщение - реакция на сообщение не так часто встречается в стихотворениях. Тем не менее можно порекомендовать для чтения по ролям такие произведения: А. Барто. «Я знаю, что можно придумать...»; С. Маршак.

«Перчатки»; А. Берлов. «Лягушонок»; Н. Сладков. «Разговор лисы и зайца» и др. Кроме того, можно использовать стихотворения, не имеющие диалогической формы, но поддающиеся преобразованию в диалогический текст. Например, стихотворение Е. Благининой «Мороз» мы разделили на отдельные реплики по две строки, содержащие законченное суждение. Разыгрывая это стихотворение, дети по очереди «обменивались» друг с другом тревожными мыслями по поводу мороза. Получался содержательный разговор, в котором дети поддерживали и развивали одну тему. Можно превратить в диалогический текст и другие подходящие для этого стихотворения.

Интересными для обыгрывания являются и фольклорные миниатюры. Их тонкий юмор раскрывается в ходе подготовки театральных этюдов, и дети с удовольствием показывают друг другу и малышам сценки по мотивам этих миниатюр.

Вот примеры таких произведений.

Вопрос - ответ

  •  Ты пирог съел?
  •  Нет, не я!
  •  А вкусный был?
  •  Очень.
  •  Где ты, брат Иван?
  •  В горнице.
  •  А что делаешь?
  •  Помогаю Петру.
  •  А Петр что делает?
  •  Да на печи лежит.

Сообщение - реакция на сообщение

-         Уж как сладки гусиные лапки!

-         А ты едал?

-         Нет, не едал, а мой дядя видал, как наш барин едал.

-         Я медведя поймал!

-         Так веди сюда.

-         Не идет.

-         Так сам иди.

-         Да он меня не пускает.

Побуждение - реакция на побуждение

-         Егор-Егор, укажи свой двор!

-         А вот мой двор, голубой забор.

-         Тит, поди молотить.

-         Брюхо болит.

-         Тит, поди кисель есть.

-         Где моя большая ложка?

Заимствование форм диалогического взаимодействия происходило также в дидактических и подвижных играх с готовыми диалогическими текстами. В них дети воспроизводили наизусть и осваивали разные диалогические единства:

•          единство  реплик вопрос - ответ содержалось в дидактических («Почта», «Маковое зернышко», «Фанты», «Вот так») и подвижных  играх («Король», «Коршун»,

Лиски»,  «Краски» , «Птицы» и т.д.);

•         взаимосвязь реплик сообщение - реакция на сообщение присутствовала в играх: «Садовник», «Как у тетушки     Ирины», «Колпачок», «Пчелки и ласточки», «Фокины дети», «А мы просо сеяли» и т.д.;

•         реплики из пары побуждение - реакция на побуждение присутствуют в словесных  («Передай письмо», «Вежливые поиски», «Волшебный ключ») и подвижных играх («Змея», «Волк», «Яша», «Хлоп-хлоп, убегай!», «Барашек», «Стадо» и др.).

Воспроизведение литературных диалогов не только помогало осваивать формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную ин¬тонацию, но и приучало выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы разговора.

На втором этапе работы задача обучения диалогической речи усложнялась. Для этого использовались такие игры, в которых дошкольники оперировали не только заученными (репродуктивными), но и самостоятельно построенными (продуктивными) репликами. Такие виды театральных игр, как пересказ по ролям, инсценирование прозаических литературных произведений и режиссерские игры по мотивам произведений, использовались нами для постепенного перехода от использования готовых реплик к построению своих.

Каждое диалогическое единство отрабатывалось отдельно. Для этого вначале под¬бирали произведения с преобладанием какой-либо одной диалогической пары, а затем - произведения, где разные диалогические пары переплетались. Использовались народные сказки и литературные произведения: «Как лечить удава», «Хочу быть слоненком»

«Неладно скроен, да крепко сшит», «Божья коровка» К. Ушинского; «Приключения Мишки- Ушастика» Ч. Янчарского и др. Желание участвовать в играх-инсценировках усиливалось, если на «спектакли» (кукольные и игровые) приглашали детей младших групп, устраивали театральные посиделки.

На данном этапе детей также учили вести диалог по телефону, для чего использовались игры, связанные с телефонными переговорами: звонок другу, маме (бабушке), звонок в поликлинику, цветочный магазин и др. Обыгрывая ситуации, воспитатель знакомил детей с этикетом телефонного разговора, затем дети сами разыгрывали сходные ситуации.

На третьем этапе работы использовались игры, побуждающие детей к самостоятельному построению диалогических реплик: словесные игры без готовых текстов, телефонные игры-импровизации, театральные и режиссерские игры с придуманными сюжетами.

Особая роль отводилась словесным играм, поскольку они позволяли нам направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик.

Закрепление умения задавать вопросы и отвечать на них осуществлялось в играх «Да и нет», «Вопросы с подсказкой», «Запрещенные слова», «Смешинка», «Турнир знатоков», «Ты мне - я тебе». Участие в них требовало от дошкольников усилия мысли, памяти, активизации знаний о предметах, природе, родном городе и т.п. Например, в игре «Да и нет» дети задают цепочку вопросов, чтобы, получая в ответ лишь «да» или «нет», догадаться, что спрятано в волшебном сундучке. Точность вопросов ребенка зависит от ясности его представлений о признаках предметов или живых существ, об их классификационных признаках.

Умению ставить вопросы в разной форме содействовали игры с применением моделей, символически отображающих направленность вопросов. Так, карточка с изображением цветных пятен ориентирует детей на вопрос о цвете предмета, с изображением геометрических форм - о форме, с изображением большого и маленького предметов - о величине. Изображение кружков в разных местоположениях (на столе, под столом, в стакане) - символ вопросительного слова «где», изображение часов - «когда», изображение цифр - «сколько».

В игре «Турнир знатоков» одна команда формулирует вопрос, а другая отвечает. Содержание вопросов основано на темах познавательного раздела программы:

«Экзотические животные», «Улицы и достопримечательности родного города», «Ма- шины-помощники» и т.д.

Умение давать реплики из диалогической пары сообщение - реакция на сообщение закреплялось в играх «Кто кого запутает?», «Так бывает или нет?» («Небылицы»), «Ошибка», «Отгадай, кто я?», «Любимые места города» и др., в которых дети усваивали реплики.

С помощью этих реплик они учились высказывать свою точку зрения, свое суждение, свое мнение и т.п., а также реагировать на высказывание собеседника, доказывать свою правоту, проявлять терпение.

Так, игра «Кто кого запутает?» провоцирует столкновение мнений, одно из которых неверное. Чтобы вести этот диалог, дети опираются на имеющиеся у них представления об особенностях внешнего вида животного, предмета, чтобы мотивировать правильность своих суждений и неправильность суждений партнера. В таких играх у детей развиваются не только диалогические умения, но и память, находчивость и сообразительность, уточняются представления об окружающем мире.

В игре «Любимые места города» одни дети описывают какую-либо достопримечательность города, не называя ее, а другие высказывают предположения, которые либо отклоняются, либо принимаются. Например, один игрок сообщает, что ему очень нравится одно из зданий города (или один из памятников), затем описывает, как выглядит эта достопримечательность. Дети высказывают свои догадки, при необходимости уточняя какие-либо детали, и стараются угадать, о чем идет речь.

Закрепление умений формулировать побуждения и вежливо реагировать на них происходило в играх «Сумей отказаться», «Поручение», «Назови родителей», «Угощение» и др. В игре «Назови родителей» дети также упражнялись в словообразовании. Один из игроков берет картинку с изображением какого-нибудь животного и, образуя слово, называющее его детеныша, побуждает кого-то из детей назвать его маму или папу, а другой ребенок должен был или от слова - наименования самца образовать слово - название самки, или наоборот. Правильно ответивший берет следующую картинку и продолжает игру. В дальнейшем к картинкам с изображенном животных добавлялись картинки с изображением предметов, что оживляло игру необычностью заданий типа: «Назови маму столенка  (ковренка)» и т.п.

В игре «Угощение» дети учились выражать благодарность, принимая угощение, или вежливо отказываться от него. Для этого им приходилось вспоминать особенности питания животных; при этом присутствовал элемент случайного выбора. Один игрок брал из коробки карточку с изображением животного, а другой - с изображением угощения. Несовпадения угощения с пристрастиями животных вызывали у детей смех, и им приходилось сдерживаться, чтобы вежливо предлагать угощение или вежливо от него отказываться.

Таким образом, игры для развития диалогической речи рассчитаны на то, чтобы:

  1.  формировать у детей умение пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик (вопросы, сообщения, побуждения) и соответствующими им ответными реакциями, а также умение соблюдать элементарные правила поведения в диалоге (очередность и тематическое единство реплик);
  2.  отражать естественную логику формирования речевых умений: восприятие и заимствование образцов диалогических реплик, их использование в сочетании репродуктивной и продуктивной речи и творческий перенос усвоенных образцов в самостоятельную речевую практику.

Использование игр и игровых приемов для развития диалогической речи детей не исключало разговоров и бесед воспитателя с ними. Сравнение результатов работы доказало необходимость их применения даже на этапе старшего дошкольного возраста.

 

        Картотека игр.

       

Маковое зернышко (словесная игра)

Цель. Учить детей участвовать в общем разговоре, поочередно задавать вопросы и отвечать на них, развивая его тему.

Материал. Костюм вороны, камушек.

Ход игры. Из участников игры выбирают ворону. Остальные передают друг другу камушек. Ребенок, получивший камушек, задает вороне вопрос:

  •  Ворона, ворона, куда полетела?
  •  К ковалю (кузнецу) на двор.

Камушек передается следующему ребенку, и он задает вопрос. И т.д.

  •  На что тебе кузнец? - Косу ковать.
  •  На что тебе коса? - Траву косить.
  •  На что тебе трава? - Коров кормить.
  •  А на что коровы? - Молоко доить.
  •  А на что молоко? - Пастухов поить.
  •  На что пастухи? - Кабанов пасти.
  •  На что кабаны? - Г ору рыть.

На что гора? - На той горе маковое зернышко.

Для кого зернышко? - Отгадайте!

Ворона загадывает загадку. Кто первый отгадает ее, становится вороной. Игровой диалог

повторяется, и новая ворона загадывает следующую загадку.        

Хлебец (украинская народная подвижная игра)

Цель. Закреплять умение реагировать на сообщения и вопросы.

Ход игры. Дети, взявшись за руки, встают друг за другом (пара за парой). Игрок без пары - хлебец. Он стоит на некотором расстоянии от остальных игроков и выкрикивает: «Пеку-пеку хлебец». Стоящая последней пара спрашивает: «А выпечешь?». - «Выпеку!». - «А убежишь?». - «Посмотрю!».

После этих слов дети последней пары бегут по разным сторонам от колонны с целью соединиться впереди колонны. Хлебец пытается поймать одного из них до того, как они соединят руки. Если ему это удается, он вместе с пойманным игроком образует новую пару, которая стоит впереди колонны. Оставшийся без пары становится хлебцем. Игра повторяется в том же порядке.

        ККккк

Волк (подвижная игра)

Цель. Закреплять умение выражать просьбу и отвечать на нее.

Ход игры. Все играющие, за исключением одного ребенка, овцы. Они просят волка отпустить их в лес погулять:

-Разреши нам, волк, погулять в твоем лесу!

Волк отвечает:

Гуляйте, да только траву не щиплите, а то мне спать будет не на чем.

Овцы сначала гуляют в лесу, но скоро забывают обещание, щиплют траву и поют:

  •  Щиплем, щиплем травку,

Зеленую муравку,

Бабушке на рукавички,

Дедушке на кафтанчик...

Волк, увидев это, грозно рычит:

  •  Пощипали травку! Ну же!

Попадете мне на ужин!

Волк бежит по поляне и ловит овец. Пойманный ребенок становится волком, игра возобновляется.

Лиски (подвижная игра)

Цель. Учить детей задавать вопросы и отвечать на них, закреплять умение в диалогах развивать тему разговора

Ход игры. Дети выбирают лиса - ведущего. Остальные становятся в круг и кладут возле себя лисят (ими может быть любой предмет: кубик, мячик, палочка). Лис подходит к одному из играющих и заводит разговор:

-Где был?

-В лесу.

-Кого поймал?

- Лисенка.

-Верни лиску мою.

-За так не отдам.

-За что отдашь - скажи сам.

-Если обгонишь, тогда отдам.

После этого они бегут по кругу в противоположные стороны. Хозяином лисенка становится тот, кто имеет свободное место в круге. Проигравший водит. Бегать можно по внешней стороне круга.

Змея (подвижная игра)

Цель. Учить с вежливой интонацией выражать побуждение и реагировать на него Ход игры. Водящий (змея) подходит к одному из детей и говорит:

- Я змея, змея, змея.

Я ползу. Ползу. Ползу.

Будь моим хвостом!

Хорошо.

Ну. тогда пролезай. После этих слов участник пролезает под водящего и становится его хвостом. Затем змея вместе со своим хвостом приближается к другому ребенку и вновь «произносит свои слова. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не окажутся в хвосте

Кошка и мышка (подвижная игра)

Цель. Учить задавать вопросы и отвечать на них.

Ход игры. Игру ведут двое детей: один - кошка, другой - мышка. Остальные дети стоят в кругу, внутри которого кошка и мышка ведут диалог:

  •  Мышка, мышка, где была?
  •  В кладовой.
  •  Что там делала?
  •  Сыр ела.
  •  А мне оставила?
  •  Не оставила.
  •  А где ложечки положила?
  •  Под бочку сунула.
  •  А куда кувшин поставила?

Шла по камешкам, напала злая собака, я уронила кувшин и разбила.

  •  Тогда я буду тебя ловить.
  •  Я убегу.

Дети берутся за руки и поднимают их вверх. Кошка гонится за мышкой. Если ей удается поймать мышку, кошка назначает следующую пару игроков. Если мышка оказалась проворнее, то распределение ролей достается ей.

Стадо (подвижная игра)

Цель: Учить с вежливой интонацией обращатся с просьбой, реагировать на побуждение. Ход игры. Дети выбирают пастуха и все остальные - овцы. У них два дома в противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:

-Пастушок, пастушок, заиграй во рожок!

Травка мягкая, Роса сладкая, Гони стадо в поле, погулять на воле!

Пастух отвечает: Ду-ду-ду, ду-ду-ду! Я вас в поле поведу, травку кушайте пастушка слушайте!

Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, щиплют травку. По сигналу пастуха «Волк!» бегут в дом; все, кого поймал (коснулся рукой), выходят из игры.

Фанты (словесная игра)

Цель . Развивать умение так ставить вопрос чтобы добиться желаемого ответа, и осознанно отбирать слова, избегая «запретных»

Ход игры. Ведущий обходит играющих, произнося такие слова:

- Нам прислали сто рублей, что хотите, то купите, черный, белый не берите, «да» и «нет» не говорите!

После этого он задает разные вопросы, -стараясь спровоцировать отвечающего на произнесение одного из запрещенных слов.

Ведет примерно такой разговор: «Что продается в булочной?». - «Хлеб». - "Какой?» - «Мягкий». - «А какой ты любишь - черный или белый?». - «Всякий». И т.д. Тот, кто произнес запрещенное слово, отдает водящему фант.

«Да» и «нет» (словесная игра)

Цель. Знакомить с вопросом как формой приобретения информации, знаний, активизации речи.

Материал. Семь-восемь предметов различного назначения: игрушки, предметы быта, овощи, одежда.

Ход игры. Предметы раскладываются на столе.

Воспитатель говорит: «Посоветуйтесь друг с другом и загадайте какой-нибудь предмет, но мне не говорите. Я буду задавать разные вопросы, чтобы угадать, какой предмет вы загадали, а вы можете отвечать только "да" или "нет". Все поняли?».

Детям дается время для обдумывания. Затем воспитатель начинает задавать вопросы: «Этот предмет нужен в хозяйстве? Его едят? Его надевают на тело? Он лежит посередине стола? Он лежит рядом с...? Он круглый? Он коричневый?». И т.п.

Нужно придерживаться определенной логики: назначение предмета, его расположение, внешние признаки.

«А теперь поменяемся ролями. Я загадаю один из предметов, а вы будете задавать вопросы». Затем молено предложить двоим-троим детям загадать предмет.

Сумей отказаться (словесная игра)

Цель. Учить детей вежливо отклонять предложение (отказаться от выполнения в ответ на побуждение) (см. рис. 6 на с. 15).

Ход игры. Водящий по очереди обращается к каждому игроку с побуждением, провоцируя детей на вежливый отказ.

-Выбери из этих щеток в стакане самую лучшую и почисти зубы. - Извините, этими щетками пользоваться нельзя: они чужие.

-Уроните эту чашку на пол! - Простите, я не могу этого сделать: мне жаль бить чашку.

-Крикни громко: я самый ловкий! - Простите, я не могу, ведь я не хвастун.

Водящему при этом можно присвоить какую-либо роль, например Карабаса, Бармалея, Шапокляк и т.д.

Угощайся пирожком (словесная игра)

Цель. Учить предлагать угощение и вежливо отвечать на предложение, закреплять умение изменять существительные по падежам (см. рис. 1 на с. 10).

Материал. Картинки, изображающие яблоки, картофель, капусту, клубнику, бруснику и т.д.

Ход игры. Перед игрой дети рассматривают картинки, закрепляют названия изображенных овощей, фруктов, ягод.

- Давайте поиграем! - предлагает педагог. - Пусть это будут не картинки, а пирожки. Этот пирожок с картошкой, этот с брусникой и т.д. Давайте будем угощать друг друга.

Картинки складываются в коробку. Воспитатель достает картинку и, обращаясь к одному ребенку, говорит:

-Угощайся, Юра, пирожком с яблоками. А ты вежливо принимаешь предложение: «Спасибо. Я люблю пирожки с яблоками». Или вежливо отказываешься: «Спасибо, только я сыт. Можно я угощу Олю?».

После такого объяснения дети по очереди вынимают картинки и «угощают» друг друга пирожками.

Похожи - не похожи (словесная игра)

Цель. Учить терпеливо относиться к мнению или суждению собеседников, аргументированно доказывать свою точку зрения (см. рис. 3 на с. 12).

Материал. Предметные картинки с изображением различных животных, предметов, растений.

Ход игры. Играют две команды (или два ребенка). Воспитатель помещает на мольберт две картинки. Одна команда доказывает, что изображенные объекты не похожи, и называет отличающие их признаки.

Другая команда доказывает, что объекты похожи. Примерные пары: собака и пчела, курица и рыбка, аквариум и улей, скамейка и кресло, ромашка и календула, дерево и цветок и т.п.

  •  Собака и пчела не похожи: собака большая, а пчела маленькая.
  •  Они похожи: они обе живые.
  •  Они не похожи: собака - зверь, а пчела - насекомое.
  •  А мы думаем, что они похожи: и собака приносит пользу человеку, и пчела.
  •  Они не похожи: выглядят по-разному.
  •  Зато и пчела, и собака могут укусить. И т.д.

Обсуждение каждой пары - отдельный раунд. Побеждает тот, за кем осталось последнее слово.

Кто кого запутает? (словесная игра)

Цель. Учить высказывать свою точку зрения, вежливо отклонять мнение собеседника, доказывать свою правоту, проявляя терпение, развивать находчивость и сообразительность в. выборе аргументов, закреплять знания детей о внешнем виде животных (см. рис. 2 на с. 11).

Материал. Картинки с изображением животных.

Ход игры. Играют двое (но игра проходит веселее в присутствии зрителей): один берет из коробки любую картинку (картинки лежат вниз лицевой стороной) и называет ее; второй возражает, неправильно называя животное. В ответ на это первый аргументированно отклоняет мнение своего собеседника.

  •  Это тигр. - По-моему, это заяц.
  •  Ты не прав, зайцы не бывают полосатыми. - Заяц мог прислониться к покрашенной скамейке.
  •  Заяц - лесной зверь, а в лесу нет скамеек. - А этот убежал из зоопарка. И т.д.

Выигрывает тот, за кем будет последнее слово.

Усложнение. «Запутывать» ведущего могут все участники игры по очереди.

Варианты. Может меняться тема, могут использоваться картинки с изображениями транспорта, электроприборов, предметов быта и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация "Игра как фактор развития диалога"

Консультация На тему: «Игра как фактор развития диалога».Диалог – основная форма общения дошкольников. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек, опр...

Консультация "Игра- как фактор развития диалога"

В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать ещё лучше, ещё прекраснее...

"Речевое дыхание". Мастер- класс (упражнения и игры как фактор успешного речевого развития дошкольников)

 Речь и дыхание непрерывно взаимосвязаны между собой. Речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов, фраз....

Мастер-класс для педагогов: « Игры, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста».

Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в по...

Семинар-практикум для педагогов «ИГРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДИАЛОГА»

Семинар-практикум для педагогов  «ИГРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДИАЛОГА»...

Мастер – класс для педагогов: «Игры направленные на развитие социально-коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

Вашему вниманию представлена серия игр направленых на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, формирование навыков колл...

ИГРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДИАЛОГА

У детей дошкольного возраста общение, как правило, тесно переплетено с игрой, т.е. осуществляется в игре или по поводу игры.  В игре дети утверждают свои волевые и деловые качества, радостно пере...