14 НОЯБРЯ – КУЗЬМА И ДЕМЬЯН — РУКОМЕСЛЕННИКИ
план-конспект занятия (подготовительная группа)
тематическое занятие в подготовительной к школе группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
14_noyabrya_-_kuzma_i_demyan.docx | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска
«Детский сад № 346 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников»
«14 НОЯБРЯ – КУЗЬМА И ДЕМЬЯН — РУКОМЕСЛЕННИКИ».
тематическое занятие в подготовительной к школе группе
в кружке «Россия от края и до края»
Составила воспитатель: Никитенко В.С.
Хабарова Е.В.
Новосибирск, 2022 г
14 НОЯБРЯ – КУЗЬМА И ДЕМЬЯН — РУКОМЕСЛЕННИКИ
Народный праздник «Кузьминки осенние» отмечается 14 ноября (по старому стилю – 1 ноября). Верующие православной церкви в этот день чтут память святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Другие названия праздника: «Кузьминки», «Кузьма и Демьян», «Рукомесленники», «Бессребреники», «Божьи кузнецы».
История
Косма и Дамиан жили во второй половине 3-начале 4 веков. Когда братья достигли юношества, их отдали учиться врачебному делу, а Господь в благодарность за праведный образ жизни даровал им способность исцелять больных. Косма и Дамиан никогда не брали платы с людей, оттого их и прозвали бессребрениками.
Святые Косма и Дамиан считались покровителями семейного очага, кузнецов, а потому большим грехом было работать в этот день в кузнях. По народным представлениям, святые эти сами занимались кузнечным делом, ковали плуги и раздавали их людям для возделывания земли. В народных загадках кованую железную цепь называли Кузьмой: «Узловат Кузьма, развязать нельзя». На Кузьму (Косму) и Демьяна (Дамиана) доигрывали последние свадьбы – ковали счастье молодых.
Кузьма и Демьян – покровители ремесла: у мужчин – кузнечного, у женщин – всех. Это день прощания с осенью и встречи зимы. Это день завершения молотьбы. В этот день готовилась каша из зерен нового урожая, поэтому Кузьму и Демьяна называли также кашниками.
В этот день проходил «куриный праздник», проводились обряды, связанные с сохранностью кур: в курятниках кропили стены и насесты святой водой, утепляли стены в курятнике, вешали там «куриного бога» в виде камня с отверстием или горлышко глиняного сосуда.
Готовили на Кузьминки специальное кушанье – куриную лапшу и пирог – курник с начинкой из куриного мяса и яйцами. На три дня Кузьминок девушки снимали помещение и устраивали ссыпчину, в нем принимали в гости парней. Каждой девушке надо было принести для ссыпчины что-то из дома в сыром виде. Девушки собирали продукты и все вместе готовили пиршество. Обязательным блюдом на пиршестве была каша.
Содержание:
- Рассказ о разных злаках, о том, откуда берется та каша, которую каждый день едят, как она выросла на поле, как люди получают хлеб.
- Загадка о хлебе «Чудо». Лев Квитко.
«Чудо». Лев Квитко.
Зернышко-крошку всю зиму хранил,
В рыхлую землю весной посадил.
Чудо случилось, наверное, с ним.
Зернышко стало живым и большим.
Зернышко-крошка лежало в земле,
Лежало, согрелось, разбухло в тепле.
Сначала разбухло, потом проросло.
Тонким росточком на грядке взошло.
Чубик завил этот слабый росток,
Выкинул перышки нежный листок.
Ну, разве не чудо, что чубик такой
Пробился, прорвался сквозь слой земляной?!
Он землю буравил, он лез напролом,
Он к свету и солнцу пробился с трудом.
А над землею – опять чудеса:
Что-то растет не по дням – по часам.
Зернышка нет и в помине давно.
Не угадаешь, чем стало оно? «
- Игра — инсценировка. Литовская сказка. Как волк вздумал хлеб печь
Сначала читается сказка, а потом в неё поиграть. Дети в сценке объясняют, как выращивается хлеб.
Однажды встретил волк в лесу человека и просит:
— Дай мне хлеба!
Человек дал. Волк съел и облизнулся — вкусный был хлеб. Говорит волк человеку:
— Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня!
— Ладно, — согласился человек и начал учить волка. — Сперва надо вспахать землю...
— А когда вспашешь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо рожь посеять.
— А когда посеешь, можно уж есть? —
— Ещё нет. Надо подождать, пока она вырастет.
— А когда вырастет, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её убрать.
— А когда уберёшь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её смолотить.
— А когда смолотишь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо испечь хлеб.
— А когда испечёшь, можно есть?
— Можно.
Подумал волк, подумал и говорит:
— Лучше уж не буду я печь хлеб, коли так долго ждать. Как до сих пор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь.
Вопросы по сказке
• Как начинается сказка?
• О чём попросил волк человека, когда встретил его в лесу?
• Понравился ли волку хлеб? Что захотел волк?
• Давай вместе расскажем волку, как получается хлеб: «Сперва надо землю..., потом рожь..., потом эту рожь нужно..., потом её нужно..., потом ещё нужно хлеб...»
• Почему волк решил обходиться без хлеба?
• Что тебе показалось смешным в этой сказке?
Вариант игры — инсценировки: можно разыграть сюжет этой сказки по-другому с повторением одного и того же диалога с разными персонажами (как в сказке «Колобок»). Ребёнок идет в путешествие в лес и всех зверюшек угощает кусочком хлеба. Хлеб нравится зверюшкам, и каждый зверек хочет узнать, как его вырастить. Ребенок каждому зверю рассказывает, как выращивают такой вкусный хлеб (перечисляет последовательность работы). Но все звери отказываются выращивать его, узнав, какой это долгий и тяжелый труд. Ребенок выполняет в игре роль человека, пришедшего в лес. А взрослый – роль всех зверей по очереди.
- Игра в «Мост». Пословицы и поговорки о хлебе.
Детям можно дать задание – «найди 5 доказательств того, что эта пословица о хлебе верна».
Нарисуйте мост через речку на листе бумаги. Мостом будет дорожка из 5 прямоугольников . Каждый прямоугольник равен по размеру сторонам кирпичиков из строительного набора.
- Задача ребенка или группы детей – перебраться на другой берег реки. А для этого нужно подобрать 5 доказательств – ответов на вопрос: «Почему так говорят?»
- Дайте ребенку 5 кирпичиков из строительного набора. Каждый кирпичик в игре будет накладываться на прямоугольник моста, поэтому должен быть абсолютно одинакового размера с ним.
- Ребенок начинает подбирать доказательства. Вы помогаете ему наводящими вопросами, или наоборот задаете проблемные провоцирующие вопросы. Например: «Разве хлеб всему голова? Вода всему голова! Без нее человек не проживет. А без хлеба жить можно!» Как только ребенок подобрал доказательство своей точки зрения – точный аргумент – мы кладем на мост кирпичик. Один шаг пройден. А еще почему так говорят? Найди еще другие доказательства!
Пословицы для игры
— Хлеб – всему голова! (Что значит «голова»? – главный. Почему хлеб всему главный?).
— Доплясались, что без хлеба остались. (если плясать и не работать, то хлеба не вырастишь).
— Хлеб – батюшка, вода – матушка.
— Хлеб – дар божий, отец, кормилец.
— Хлеб да соль, и обед пошел.
— Будет хлеб — будет и песня.
— Рожь поспела — берись за дело.
— Много снега — много хлеба.+
- Осенние традиции на Руси «Осень — златопряха».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кузьма да Демьян рукомесленники
фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста...
Кузьма и Демьян
Фольклорное развлечение, посвященное народному празднику: Дню Кузьмы и Демьяна, традиционно проходящему 18 ноября....
Кузьма - Демьян
Кузьма-ДемьянЦель: Познакомить с обычаями и традициями русского народа.Задачи: Приобщить к традиционной культуре на основе активного использования фольклора ( песен, частушек, пословиц, игр...
Конспект совместной деятельности с детьми - логопатами старшего дошкольного возраста. Народный календарь в образовательной деятельности ДОУ. Праздник "Кузьмы и Демьяна 14 Ноября".
Продолжать знакомить детей с народными праздниками, с элементами русского быта.Закрепить знания малых форм (пословицы, поговорки).Побуждать детей к участию в праздниках народного календаря....
Сценарий праздника "Кузьма и Демьян"
Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе...
«14 НОЯБРЯ – КУЗЬМА И ДЕМЬЯН — РУКОМЕСЛЕННИКИ»
тематическое занятие в подготовительной к школе группев кружке «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»...