Консультация "Экологическое воспитание детей раннего возраста на прогулке"
методическая разработка (младшая группа)

Колесова Ирина Юрьевна

Ранний возраст - самоценный этап в формировании экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_2.docx70.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №59»

Консультация для педагогов на тему:

«Экологическое воспитание детей раннего возраста на прогулке»

https://cdn.culture.ru/images/ed672c8e-5cea-55c4-b66d-61894721b797

                                                                       Подготовила: воспитатель

                                                                                I квалификационной категории

                                                    Колесова И.Ю.

Оренбург

Консультация для педагогов на тему:

«Экологическое воспитание детей раннего возраста на прогулке»

«Важную цель всей системы воспитания я видел в том, чтобы… научить человека жить в мире прекрасного, чтобы он не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нем самом». «Я буду так вводить малышей в окружающий мир, чтобы они каждый день открывали в нем что то новое ,что бы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи - к чудесной красоте природы.., что бы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю.»
В.А. Сухомлинский.

Ранний возраст - самоценный этап в формировании экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических представлений, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем, выработка эмоционально- нравственного и действенного отношения к природе. Экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающей его природой.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому цель работы воспитателей детского сада по экологическому воспитанию – это формирование у детей основ экологической культуры.

Данная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:

- Расширять представления о растительном и животном мире;

- Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы, делать элементарные выводы;

- Уточнять представления детей о взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем мире;

-Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе.

- Формировать элементарные экологические знания и представления, умение детей правильно взаимодействовать с природой.

- Формировать понятие о себе как о жителе планета Земля, от которого зависит жизнь всего живого.

При формировании навыка экологически грамотного, нравственного поведения в природе необходимо руководствоваться следующими экологическими заповедями:

- Главнейшая из них – «соблюдение тишины» ,

- Терпеливость (умение длительное время наблюдать за растениями и животными),

Внимательность (следует учить детей находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей),

- Бережливость (беречь то, что создано природой, «каждая букашка для чего-то создана природой»).

Только соблюдая эти заповеди, мы сможем заложить первичные представления и ориентиры в мире природы.

Прогулка в детском саду является одним из самых действенных методов экологического воспитания детей.

Они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, предполагают активную деятельность.

Структурными компонентами прогулки являются:

– разнообразные наблюдения,

– дидактические задания,

– трудовые действия самих детей,

– подвижные игры и игровые упражнения.

- самостоятельная игровая деятельность.

При проведении прогулок используются разнообразные формы организации детей (группа целиком, небольшие подгруппы, индивидуально). Это успешно решается в ходе систематически проводимых наблюдений, заранее планируемых педагогом.

Совместная деятельность воспитателя с ребёнком: целевые прогулки, экскурсии в природу; обсуждение с детьми правил безопасного поведения в природе: «Дикие животные: друзья или враги? », «Чем опасны грибы?», «Правила друзей природы», «Верни природе чистоту»; эвристические беседы, в ходе которых дети получают возможность доказывать свои суждения, используя накопленный опыт; посильный труд в природе, поисково-исследовательская и проектная деятельность и т.д.

Самостоятельная деятельность детей в экологической развивающей среде(в чистом виде в данной возрастной группе не присутствует) : ведение и заполнение уголка наблюдений за природой, рассматривание книг, картинок, альбомов, передача природных явлений в рисунке, лепке, аппликации, настольно-печатные игры, детская деятельность в уголке экспериментирования, уход за растениями, наблюдение за сезонными изменениями и др.

В работе по экологическому образованию необходимо использовать следующие методы и приёмы: словесные методы (беседа, проблемные вопросы, рассказы – описание, экологические сказки),наглядные методы (наблюдение, показ иллюстраций в книгах, рассматривание дидактических картинок),практические методы (практическая работа и поисковая деятельность; опыты и эксперименты, проблемные ситуации, позволяющих «открыть новое знание» труд в природе, изобразительная деятельность с отображением природы); игровые методы (экологические игры, игровые упражнения: « Кто лишний», « Что изменилось?», «С какого дерева лист?», «Найди ошибку» и др.)

Рассмотрим каждый компонент прогулки:

Наблюдение на прогулке – это один из самых важных составляющих экологического воспитания. Наблюдение развивает пытливость, любознательность. Воспитатель поддерживает интерес детей к приметам времени года, задает вопросы, которые направляют внимание ребенка и побуждают его к дальнейшим наблюдениям. Детей нельзя перегружать. Не стоит стараться в один раз сообщить все то, что нужно знать детям о данном объекте. Полученные наблюдения можно закрепить последующими зарисовками, составлением рассказов

Наблюдения за живой природой: растения, птицы, насекомые.

Наблюдения за неживой природой: небо, солнце, облака, и т.п.

Наблюдения за трудом взрослого: на огороде и цветнике.

Планируя такую деятельность, мы придавали ей большое значение, так как дети усваивают знания непосредственно в окружающем их мире. Ребенок знакомится с предметами и их свойствами: цветом, формой, величиной, назначением. Например, снег белый, холодный, в руках быстро тает, или сухой песок не лепится. Во время наблюдений важно учить ребенка производить умственные операции: сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения. Например, рассматривая листья на деревьях (береза, клен.), обращать внимание детей на то, что листья у клена большие и резные, а лист березы маленький. Или как только земля освобождалась от снега, детям предлагалось поискать зелёную травку и первые цветы. С большим интересом дети знакомились с мать-и-мачехой, рассматривали её большие листья. Зимой мы укрывали «снежным одеялом» деревья и травку. Малыша следует ставить в такие условия, чтобы у него возникало желание задавать вопросы, как можно больше обращаться к взрослому. Все методические приемы воспитателя направлены на то, чтобы во время работы формировать у детей наблюдательность.

Организуя наблюдения, мы соблюдали определенные правила:

1. Создавать мотивационную установку (воспитатель вначале обязательно говорит, что дети будут смотреть или куда пойдут).

2. Создавать условия для рассматривания объекта, выбранного для наблюдения.

3. Рассказывать о наблюдаемом объекте.

4. Ставить вопросы к детям.

5. Создавать ситуации для активного рассказывания детьми о том, что они наблюдали.

В это же время, во время наблюдений за живой и неживой природой, мы с ребятами развивали память, внимание, воспитывали любознательность. Познание какого-либо объекта начинается с его неоднократного наблюдения с подключением различных анализаторов (потрогать, понюхать). Когда ребенок сам действует с объектами , он лучше познает окружающий мир. Поэтому на прогулке дети стремились взять в руки понравившийся листочек, упавший с дерева, стремились потрогать все, что зеленеет на огороде. На прогулке мы восторгались красотой природы, настраивались на положительные эмоции приобщении с природой.

Таким образом, наблюдение – один из главных компонентов прогулки.

Фронтальная организация наблюдений на прогулках используется, когда детей знакомят с яркими сезонными изменениями, с трудом взрослых, с новым видом труда на участке, показывают новый способ действия. При проведении коллективных наблюдений используются те же приемы, что и на занятиях: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, художественное слово и т. д. На прогулках можно наблюдать погоду, небо (движение облаков, радугу, закат солнца и др.). Наблюдения эти обычно кратковременны, но за одним и тем же объектом или явлением природы они повторяются многократно. Так же на прогулках следует обращать внимание детей на характерные сезонные изменения в жизни растений и животных и с помощью вопросов помогать детям устанавливать связь между изменениями в живой и неживой природе, например: стало холодно – насекомые спрятались под корой деревьев, улетели птицы, опали листья. Во время наблюдений хорошо использовать стихотворения, загадки, поговорки, полезно вспомнить народные приметы.

Во время прогулок ведутся индивидуальные наблюдения. Важно будить самостоятельную мысль детей, приучать замечать новое, привлекать имеющийся опыт. Для этого следует поддерживать самостоятельные наблюдения, задавать вопросы, давать пояснения, а иногда учить наблюдать.

Трудовая деятельность.

Посильные трудовые действия детей естественным образом вплетаются в ход наблюдений за трудом взрослого, за живыми объектами окружающей среды. Во время повседневных прогулок дети участвуют в трудовых процессах: сгребают опавшие листья, очищают дорожки от снега, поливают растения и т. д. В силу собственной активности дети стремятся включиться в совместный со взрослым трудовой процесс, по мере усвоения трудовых навыков они выступают в роли равноправного партнера, а затем уже по собственной инициативе увлеченно действуют с разнообразным природным материалом, испытывая радость от полученных результатов. Выполняя одновременно и трудовые и дидактические задания, дети заняты интересным и полезным делом. Именно в этой непринужденной обстановке каждый воспитанник приобретает положительные черты личности и навыки правильного взаимоотношения со сверстниками.

На прогулке детям предлагают выполнять трудовые действия разной мотивации: помощь взрослому (поможем дворнику полить цветник), забота о каком-либо живом существе (покормим птиц), украшение участка (красивые флажки, цветы и т.д.), работа на огороде (полив, уборка урожая), работа в цветниках (полив, сбор семян).

Таким образом, трудовые действия детей следует также считать одним из самостоятельных компонентов в структуре прогулки.

Эксперименты и опыты. Огромный интерес дети проявляют к исследовательской работе, поэтому большое внимание в нашей работе отведено опытам и экспериментам. В процессе работы побуждаем детей размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Перед нами стоит задача связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей. Подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Дети очень любят игры-эксперименты. В возрасте 2-3 лет – это действенный способ познания мира. Главное достоинство опытнической деятельности заключается в том, что в процессе опытов: дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, развивается речь ребенка, воспитывается активность в образовательной деятельности , формируются представления о живой и неживой природе, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. Мы с детьми проводили игры-эксперименты: «Достань камешек» (Цель: закрепление свойств камней по форме, по весу, развитие внимания, координации движений), «Теплый – холодный» (Цель: закрепление знаний свойств воды: прозрачная, теплая, холодная), «Что как плавает» (Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов), «Найди шарик» (Цель: закрепление знаний о свойствах песка; знакомство с качествами предметов – размером, формой) и др. Дети изучают их свойства, играют с ними, обогащают словарный запас, проявляют творчество, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику. Малыши пересыпают песок из ладошки в ладошку, из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и откапывают их, строят горки, дорожки; льют воду, процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки, окрашивали воду в разные цвета, замораживали её в формочках, украшали участок; приносили с улицы снег, наблюдали как он превращается в воду. Наблюдая и запоминая, какие предметы не тонут в воде и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого – нет – дети учатся делать элементарные выводы. Опыт и наблюдения повторяются, усложняются. Проводимые эксперименты оставляют яркий след в душе ребенка.

Игровая деятельность.

В жизни дошкольника игра-ведущий вид деятельности

Игра, позволяет погрузить ребенка в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного содержания». Усвоение знаний о природе при помощи игры способствует формированию бережного и внимательного отношения к объектам растительного и живого мира.

Играя, дети учатся: любить, познавать, беречь и множить.

Предлагаемые игры содержат интересные факты о жизни животных и растений, головоломки и замысловатые вопросы о природе и способствуют развитию любознательности.

Игры по экологии направлены на уточнение, закрепление, расширение знаний о предметах и явления природы, животного и растительного мира. В таких играх используются листья, плоды декоративных деревьев, овощи, фрукты и т.д. Они конкретизируют познания детей о свойствах и качестве объектов природы.

Игры настольно-печатного происхождения помогают систематизировать знания о растениях, явлениях неживой природы, животных.

Игры словесного содержания помогают закреплять свойства и признаки предметов окружающего мира. Например: «Вершки-корешки», «Узнай и назови», «Птицы, рыбы, звери», «Летает, плавает, бегает» и др.

Подвижные игры помогают закрепить знания о животных, подрожать их повадкам и образу жизни. Такие природоведческие игры отражают явления живой и неживой природы. «Солнышко и дождик», «Зернышко»,

Календарь природы

Календарь природы – обучающее пособие, предназначенное для организации моделирующей природоведческой деятельности с детьми раннего возраста . Один из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней. Ребенок наблюдает, анализирует, делает выводы.

В уголке природы представлен календарь природы. Мы с детьми ввели условные обозначения: солнце, туча для обозначения состояния погоды. В начале учебного года мы использовали понятия «солнце-солнечно», «туча – не солнечно». С середины учебного года мы ввели понятия «ясно-пасмурно». Осадки мы тоже отмечаем на нашем календаре: дождь-капельки, снег-снежинки. Детям очень нравится отмечать результаты своих наблюдений.

Отражение увиденного в продуктивной деятельности.

Прогулки доставляют детям большую радость, оставляя часто неизгладимый след в их сознании. На основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений, воспитывают любовь к родной природе, любознательность, наблюдательность. Все это отображается в продуктивной деятельности (рисование и лепка на экологическую тему: «Гроздья рябины», «Ежик на осенней полянке», «Листопад» и т.д.). Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения. Например, коллективные работы: рисование «Цветочная поляна», «Падал первый снег», лепка «Летний луг», «Одуванчики», «Божья коровка». Посредством творчества у детей остается понимание увиденного в природе.

Работа с родителями.

Беседуя с родителями воспитанников, необходимо показать, что природа – дает возможности для развития и воспитания детей и важно не упустить их. Разнообразная деятельность и новые впечатления ждут ребенка и в родном городе, и за его чертой, и в зарубежных поездках. Поэтому необходимо подготовить родителей к активному познавательному совместному отдыху с детьми, в процессе которого так важно замечать необычное в простом. При этом нужно не только увидеть интересное явление, но и суметь объяснить его ребенку, сохранить в памяти малыша на всю жизнь, как яркое воспоминание детства.

Возможные формы работы с родителями:

Совместные проекты

Информационные плакаты

Составление альбомов

Сбор экспонатов для гербариев и коллекций

Совместные праздники и досуги для детей

Походы, экскурсии

Уход за растениями на клумбе и огороде

Экологические акции: «Посадим цветок», «Кормушка», «Экологические знаки».

Данные формы работы позволяют формировать у детей навыки поведения на природе, развивать способности удивляться и удивлять, воспитывать заинтересованное и бережное отношение к окружающей среде.

Предполагаемые результаты работы по экологическому воспитанию в детском саду:

- становление у дошкольников начал экологической культуры,
-формирование эмоционально – доброжелательного отношения к живым существам ;
- развитие интереса и любви к родному краю,
- уточнение,  систематизация  и углубление  представлений  о живой и неживой природе;
- знакомство с особенностями жизни животных,  взаимосвязи растений и животных друг с другом и со средой обитания; понимание  причинно – следственных связей в природе;
- ответственное  и бережное  отношение  к животным, растительному миру;
- формирование представлений о том, что человек – часть природных объектов, а их сохранность –   прямая  обязанность человека;
- охрана и укрепление здоровья детей,  их  правильное  взаимодействие с природой

Вывод: Все эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. К тому же они выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части того основного, что запланировано взрослым в конкретной прогулке.

Прогулка – это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. В любое время года открываются новые возможности для ознакомления детей с природой: в природе происходит много изменений. Именно на прогулке воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, преобразующего природу; он вводит ребят в жизнь родной природы, учит их приглядываться, подмечать ее особенности. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости.

Главное – каждый из компонентов прогулки вносит свое, неповторимое в развитие и воспитание, в формирование личностных качеств дошкольников.

Следует отметить, что полноценное общение с природой, насыщенное познавательным интересом и приятными переживаниями, вызывает у ребёнка общее состояние гармонии, душевного равновесия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ОСЕННЯЯ ПРОГУЛКА

КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА  ОСЕННЯЯ ПРОГУЛКАВОСПИТАТЕЛЬ:   МЕЛЕШИНА ЛЮДМИЛА ВИКТОРОВНА г. Москва ЮАО  ГБОУ СОШ № 657 дошкольное отделение №3...

«ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ»

О проблемах физического воспитания детей раннего возраста.Об организации жизни детей в период адаптации...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Экологическое воспитание детей раннего возраста на прогулке

Ранний возраст - самоценный этап в формировании экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально - ценностное отношение к о...

Статья. Тема: "Экологическое воспитание детей раннего возраста на прогулке"

Об экологическом воспитании, его представлении детям раннего возраста на прогулке...

Доклад на тему: «Экологическое воспитание детей раннего возраста на прогулке»

Доклад на тему: «Экологическое воспитание детей раннего возраста на прогулке»...