Артикуляционная гимнастика по месяцам
картотека
Артикуляционная гимнастика по месяцам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika_po_mesyatsam.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сентябрь.
I неделя.
- «Открой и закрой домик»
Жил весёлый язычок, вот такой (воспитатель показывает язычок) в домике.
Домик медленно открывается и закрывается. Медленно под счёт (до 5, можно показать кистью руки, как медленно открывать и закрывать рот).
- «Сделай заборчик».
А вокруг домика был заборчик. Улыбнулись,(губы растянулись в улыбку) видны верхние и нижние зубы.
3. «Сделай трубочку, хобот».
Улыбнулись – заборчик, спрятали заборчик – трубочка, заборчик – трубочка (упражнение делать медленно). Упражнение необходимо для укрепления мышц губ.
4.То же с песенкой «Ну».
Надоело язычку лежать в домике, он и запел: Н – улыбнулись – заборчик, У – губы спрятали заборчик, вытянулись трубочкой. Петь «Ну» шёпотом, тихо, слитно, без отдыха 1 раз, 2 раза, 3 раза.
II неделя.
Заменить упражнение «Открой и закрой домик» на упражнение «Любопытный язычок».
«Любопытный язычок».
Лежал язычок на крылечке, вдруг увидел что-то впереди, поднялся любопытный и вытянулся как иголочка. Узкий язык, как жало, иголочка тянется вперед, не касаясь губ, рот широко открыт.
III неделя.
Заменить упражнение « Сделай заборчик» на упражнение «Язык отдыхает на крылечке».
Ничего интересного, лёг на крылечко. Лежит язычок спокойно, отдыхает. Вдруг увидел что-то интересное и поднялся любопытный с крылечка, вытянулся в иголочку. Упражнение повторяется несколько раз.
IVнеделя.
Заменить упражнение 4 на упражнение «Маятник».
Вышел любопытный язычок и забегал в один угол, в другой, как маятник часов. Тик-так, вправо-влево, только к уголкам рта. Рот открыт, узкий язык посередине рта, не касаясь губ, ходит от угла рта до угл
Октябрь.
Iнеделя.
- «Трубочка».
Для развития круговых мышц губ.
Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперёд. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.
- «Хобот».
Развитие подвижности губ.
Губы плотно закрыты и вытянуты с напряжением вперёд как можно дальше. Удерживать губы в таком положении 10 секунд.
3.«Шторки»
Цель: Развивать подвижность губ, их быструю переключаемость с одной позиции в другую
Рот приоткрыт, нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя приподнимается, открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется: нижняя губа спускается, открывая нижние зубы, а верхняя губа опускается, закрывая верхние зубы. 5-6 раз.
- «Лошадка».
Цель: Учить растягивать подъязычную связку языка.
Присосать кончик языка к нёбу. Пощёлкивание произносится с изменением темпа (медленно – быстрее – очень быстро). Выполнять 10-15 раз.
IIнеделя.
Заменить упражнение «Шторки» на «Желобок»:
Цель: Вырабатывать умение управлять целенаправленной воздушной струёй по средней линии языка к кончику, развивать боковые линии языка.
Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка. Выполнить 3-4 раза по 5-7 сек.
IIIнеделя.
Заменить упражнение «Лошадка» на «Сердитая кошка»:
Цель: Развивать подвижность мышц спинки языка.
Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам.
Удерживать язык в таком положении на счёт от 1 до 10.
IVнеделя.
Заменить упражнение «Хобот» на упражнение «Парус»:
Цель: Развивать растяжку подъязычной связки; умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положение.
Рот широко раскрыть, широкий кончик язычка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперёд, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счёт от 1 до 10. Выполнять 2-3 раза.
Ноябрь.
Iнеделя.
1.«Утюжок».
Цель: разрабатывать подвижность кончика языка.
Рот чуть приоткрыт. Широким кончиком язычка надо поглаживать бугорки за верхними зубами: назад – вперёд. Выполнить 20-25 раз.
2. «Заборчик».
Цель: Развивать умение удерживать зубы сжатыми; совершенствовать круговые мышцы губ.
Зубы плотно сжаты, губы в положении улыбки. Выполнять 5-6 раз по 10-15 сек.
- «Маляр».
Цель: разрабатывать подвижность языка в верхнем положении.
Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до ували (маленького язычка) и обратно. Выполнять в медленном темпе 5-6 раз.
- «Чашечка».
Цель: упражнять в умение удерживать широкий язык в верхнем положении.
Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счёт от 1 до 10. Выполнять 3-4 раза.
Декабрь
1 НЕДЕЛЯ.
1.«Окошко»:
Открывается окошко, загляни в него немножко, закрывается опять, язычок ложится спать.
2. «Трубочка»:
Подражаю я слону, губы хоботом тяну, а теперь их опускаю и на место возвращаю.
3. «Улыбка»:
Вот понравится лягушкам, тянем губы прямо к ушкам. Потяну и перестану и не сколько не устану.
4. «Блинчик – иголочка»:
Открывается окошко, выглянул язык немножко, узкий, как иголочка блинчик мы покажем, пе-пе-пе мы скажем.
5. «Часики»:
Влево, вправо наш язык вот так, вот так. Это часики идут тик- так, тик- так.
6. «Лошадка»:
Скачет конь наш цок-цок, цок-цок, слышен топот быстрых ног.
II НЕДЕЛЯ.
То же самое.
III НЕДЕЛЯ.
Дыхательные и звуковые упражнения.
1. «Трактор»:
Воспроизведение звука мотора трактора. Энергично произносить «д-д-д-д», меняя громкость и длительность.
2. « Стрельба»:
Представляем, что мы в тире и стреляем из пистолета. Высунув язык, энергично произнести «к-г-к-г».
3. «Фейерверк»:
Представить, что мы из хлопушки стреляем в новогоднюю ночь и появляются разноцветные огни фейерверка. Энергично произнести «п-б-п-б».
4. «Гудок парохода»:
Через нос с шумом набрать воздух. Задержать дыхание на 1-2 секунды. С шумом выдохнуть через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у-у-у» (выдох удлиненный).
5. «Соня»:
Несколько раз зевнуть и потянуться.
IV НЕДЕЛЯ.
Заменить упражнение «Гудок парохода» на упражнение «Плакса»:
Ребёнок имитирует плач со звуком «ы-ы-ы-ы-ы». другой ребёнок обращается к нему со словами: «Что ты плачешь ы да ы? Слёзы поскорей утри. Будем мы с тобой играть. Песни петь и танцевать.» После чего плакать перестаёт и все пляшут.
Январь
I НЕДЕЛЯ.
1. «Почистим зубы»:
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» за нижними, потом за верхними зубами, делая движения языком из стороны в сторону.
2. «Гармошка»:
Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны, и не провисала ни одна из сторон языка.
3. «Вкусное варенье»:
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз. следить, чтобы работал только язык, а челюсть не помогала.
4. «Барабанщики»:
Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук: д-д-д. Работает только язык, нижняя челюсть неподвижна.
II НЕДЕЛЯ.
Заменить упражнение «Гармошка» на упражнение «Маляры»:
Улыбнуться, открыть рот и кончиком языка «белим потолок» (твёрдое нёбо) от горла к зубам, до верхних зубов и обратно. Следить, чтобы язык не выталкивался изо рта, движения чёткие.
III НЕДЕЛЯ.
Заменить упражнение «Барабанщик» на упражнение «Почистим зубы»:
Рот открыт, круговые движения языком в одну и в другую сторону по зубам.
IV НЕДЕЛЯ.
Заменить упражнение «Гармошка» на упражнение «Поцелуй верхнюю губу»:
Ловкий язычок поцеловал верхнюю губу, кончик языка прижимается к верхней губе и отходит. Следить, чтобы язык закрывал всю верхнюю губу.
Февраль
I НЕДЕЛЯ.
1. «Присоси конфетку»:
Угостили язычок конфеткой, стал он её сосать, кончик языка за нижними зубами, а спинка языка поднята к бугоркам то прикасаясь к ним, то отходя от них.
2. «Спрятали верхнюю губу»:
Язычок наш ловкий. Открыли рот, широкий язычок спрятал всю верхнюю губу, а нижние зубы видны.
3. «Фокус»:
Язычок сделал фокус, спрятал верхнюю губу и подул на носик, а нижние зубы видны, щёки не надувать.
4. «Качели»:
Язык вышел на прогулку и стал качаться на качелях. Вверх – широкий язык закрыл всю верхнюю губу, нижние зубы видны. Вниз – язык закрыл всю нижнюю губу. Широкий язык закрывает то верхнюю, то нижнюю губу.
II НЕДЕЛЯ.
Заменить упражнение «Фокус» на упражнение «Любопытный язык делает гимнастику»:
Рот открыт, узкий язык поднимается и упирается в верхние зубы внутри рта и опускается за нижние зубы.
III НЕДЕЛЯ.
Заменить упражнение «Присоси конфетку» на упражнение «Лодочку»:
У берега стучит лодочка с песенкой А и широкий язычок стал стучать в верхние зубки (внутри рта) с песенкой А-А-А, как лодочка.
IV НЕДЕЛЯ.
Заменить упражнение «Качели» на упражнение «Поехали на лошадке!»:
Цоканье. Кончик языка стучит в потолок (нёбо). Остановились – т-р-р-р! (быстрая вибрация губ).
Март
I НЕДЕЛЯ.
1. «Открой и закрой домик»:
Жил весёлый язычок ,вот такой (воспитатель показывает язычок), в домике. Домик медленно открывается и закрывается. Медленно под счёт до 5 (можно показать кистью руки, как медленно) открывать и закрывать рот.
2. «Сделай заборчик»:
А вокруг домика был заборчик. Улыбнулись (губы растянулись в улыбке), видны верхние и нижние зубы.
3. «Сделай трубочку, хоботок»:
Улыбнулись – заборчик, спрятали заборчик – трубочка, заборчик – трубочка (упражнение делать медленно). Оно необходимо для укрепления мышц губ.
4. «То же с песенкой НУ»:
Надоело язычку лежать в домике, он и запел: Н- улыбнулся – заборчик, У – губы спрятали заборчик, вытянулись трубочкой. Петь НУ шёпотом, тихо, слитно, без отдыха. 1раз, 2раза, 3раза.
II НЕДЕЛЯ.
Заменить упражнение «Открой и закрой домик» на упражнение «Любопытный язычок»:
Лежал язычок на крылечке, вдруг увидел, что-то впереди, поднялся любопытный и вытянулся вперёд как иголочка. Узкий язык, как жало, иголочка тянется вперёд, не касаясь губ, рот широко открыт.
III НЕДЕЛЯ.
Заменить упражнение «То же с песенкой НУ» на упражнение «Маятник»:
Вышел любопытный язычок и забегал в один уголок, в другой, как маятник часов, тик – так, вправо – влево, только к уголкам рта. Рот открыт, узкий язык посередине рта, не касаясь губ, ходит от угла рта к углу.
IV НЕДЕЛЯ.
Заменить упражнение «Сделай заборчик» на упражнение «Язык отдыхает на крылечке»:
Ничего интересного, лёг на крылечко. Лежит спокойно язычок, вдруг увидел, что-то интересное и поднялся любопытный с крылечка. Вытянулся в иголочку. Упражнение повторяется несколько раз
Апрель.
I НЕДЕЛЯ.
1. «Окошко»:
Открывается окошко, загляни в него немножко, закрывается опять, язычок ложится спать.
2. «Улыбка»:
Вот понравится лягушкам, тянем губки прямо к ушкам. Потяну и перестану, и ни сколько не устану.
3. «Блинчик – иголочка»:
Открывается окошко, выглянул язык немножко. Узкий как иголочка блинчик мы покажем, пе-пе-пе мы скажем.
4. «Часики»:
Влево, вправо наш язык вот так, вот так. Это часики идут тик-так, тик-так.
5. « Качели»:
Вверх – за зубы, вниз – за зубы, язык упирается, качели получаются
II НЕДЕЛЯ.
Заменить упражнение «Часики» на упражнение «Лошадка»:
Скачет конь наш цок, цок, цок.
Слышен цокот быстрых ног.
III НЕДЕЛЯ.
Заменить упражнение «Окошко» на упражнение «Дразнилка»:
Языком водить по верхней губе произнося бллл.
IV НЕДЕЛЯ.
Повторить все упражнения с 1 недели.
Май
I НЕДЕЛЯ.
1. «Окошко»:
Рот широко раскрыт, язык за нижними зубами.
2. «Улыбка»:
Улыбнуться, обнажить зубы.
3. «Трубочка»:
Губы вытянуть, чередовать 2-3 упражнение.
4. «Блинчик – лопатка»:
Положить широкий как блин язык.
5. «Иголочка»:
Высунуть тонкий, как иголочка язык. Чередовать 4-5 упражнение.
II НЕДЕЛЯ.
Заменить упражнение «Улыбка» на упражнение «Упрямый ослик»:
Выбираются «ослики» и «погонщики». Ослики весло бегут, но вдруг останавливаются, не хотят идти дальше. Погонщики уговаривают осликов и те начинают кричать: Й-А, Й –А.
- Что ты хочешь милый ЙА? Сена, лепёшек или молока? – обращается погонщик к ослу.
Получив желаемое, ослики прекращают кричать.
III НЕДЕЛЯ.
Заменить упражнение «Трубочка» на упражнение «Часики – маятник»:
губы в улыбке, язык отклоняется вправо, влево.
IV НЕДЕЛЯ.
Заменить упражнение «Окошко» на упражнение «Качели»:
Рот широко открыт, язык за зубами вверх, вниз.
Июнь
I НЕДЕЛЯ.
1.Дыхательная гимнастика и точечный массаж.
а) Соединить ладони и потереть до нагрева одну ладонь о другую поперёк.
б) Слегка подёргать кончик носа.
в) Указательными пальцами массировать ноздри.
г) Растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами: «примазывать, чтобы не отклеивались».
д) Сделать вдох, на выдох произносить звук «м-м-м-м-м», постукивая пальцами по крыльям носа.
е) Вдох через нос, выдох через рот на ладонь: «сдуваем снежинку с ладони».
2. Ходьба босиком, дети раздеты( в одних трусиках) под счёт до 10.
3. Ходьба по пробкам.
4. Ходьба в колонне по одному.
5. Игра «Одуванчик»:
Одуванчик, одуванчик! Присесть, пальцы в замок над головою
Стебель тоненький как пальчик. медленно встать, руки вверх над
Голова, что шар пушистый. головой, не разъединяя пальцев рук.
Если ветер быстрый – быстрый Бег в разных направлениях
На поляну налетит,
Всё вдруг сразу запестрит!
Одуванчики – тычинки Ходьба по кругу, взявшись за руки
Разлетятся хороводом
И сольются с небосводом.
II НЕДЕЛЯ.
1. Дыхательная гимнастика и точечный массаж:
а) Моем кисти рук.
б) Указательным и большим пальцем надавливать на каждый ноготь другой руки.
в) «Лебединая шея». Легко поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку.
г) Вдох через нос, задержка дыхания, медленный выдох через рот.
д) Несколько раз зевнуть и потянуться.
2.Ходьба босиком под счёт до 20.
3. Ходьба по шнуру
4.Ходьба на «Лугу»:
Вышли уточки на луг кря-кря-кря. Ходьба в полуприседе,хлопки по бёдрам
Прилетел лохматый жук жу-жу-жу. Лёгкий бег на носочках.
Гуси шеи выгибают га-га-га. Ходьба на носках ,руки назад
А лягушки на болоте ква-ква-ква. Прыжки с продвижением вперёд.
Едем, едем на лошадке цок, цок, цок Ходьба с высоким подниманием
По дорожке гладкой, глудкой цок, цок, цок. бедра, руки на поясе.
В гости нас звала принцесса цок, цок, цок.
Кушать пудинг сладкий, сладкий цок, цок, цок.
5. Спокойная ходьба по кругу.
III НЕДЕЛЯ.
1. Дыхательная гимнастика и точечный массаж:
а) Моем кисти рук.
б) Указательным и большим пальцем нажимаем на ноготь каждого пальца другой руки.
в) Поглаживаем нос от ноздрей к переносице.
г) Средними пальцами надавливаем на ушные козелки.
д) Поглаживаем двумя руками шею от грудного отдела к подбородку.
е) Игра «Весёлая пчёлка». Вдох свободный, на выдохе произносить звук «з-з-з-з». Дети должны представить, что пчёлка села на руку, на ногу, на нос. Помочь детям направит внимание на нужный участок тела.
ё) Несколько раз зевнуть и потянуться.
2.Ходьба по гимнастическим палкам.
3. Игра «Цыплята на полянке»:
С лучом света, спозаранку, Бег по группе на носочках,
Разбегутся по полянке махая руками, как крыльями.
Жёлто – яркие комочки,
Как пушистые цветочки!
Разукрасят всё полянку,
А, наткнувшись на жестянку, Присесть, постучать пальцем по полу
Постучат по ней немножко,
Словно летний дождь в окошко,
И опять – все врассыпную. Бег в разных направлениях.
Быстро, весело снуют,
Добывая корма крошки Присесть, постучать пальцем по полу
На земляных дорожках.
IV НЕДЕЛЯ.
1. Дыхательная гимнастика и массаж:
а) Соединить ладони и потереть ими одна о другую до нагрева.
б) Нажимать указательным пальцем точку под носом.
в) Указательным и большим пальцем «лепить» уши.
г) Вдох через левую ноздрю (правая закрыта указательным пальцем), выдох через правую ноздрю (при этом левая закрыта).
д) Вдох через нос и медленный выдох через рот.
2. Ходьба босиком под считалку:
1,2,3,4,5 негде зайчику скакать, всюду ходит волк, волк. Он зубами щёлк, щёлк.
3. Ходьба с перешагиванием через скакалку.
4. Игра «Грачи и автомобиль» :
Как – то раннею весной стоя перед воспитателем
На опушке, на лесной,
Появилась стая птиц! Бег на ночках, чуть подняв руки
Не скворцов и не синиц,
А большущие грачи присесть на корточки
Цвета чёрного ночи.
Разбежались на опушке, бег в разных направлениях
Прыг-скок, крак-крак! Прыжки вверх
Тут жучок, там червяк! Наклоны вперёд вниз.
Крак-крак-крак!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы пальчиковой гимнастики по месяцам (для воспитанников старшей группы, месяц - октябрь)
Весьма интересная и полезная разработка пальчиковой гимнастики по месяцам....
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Комплекс артикуляционной гимнастики по месяцам.
методические разработки....